В.Березин, В.Добронравов

Приходские гор. Шуи церкви

Крестовоздвиженская церковь

В Крестовоздвиженском приходе – две каменные церкви: холодная пятиглавая – Крестовоздвиженская и теплая – Георгиевская. Колокольня и ограда – каменные же.

Время основания Крестовоздвиженской церкви неизвестно. По народному же преданию, она есть одна из древнейших церквей в городе. Известный составитель писцовых книг, Афанасий Веков, говорит, что церковь сия в 1620 году была деревянная. Каменною же сделана она в 1693 году, в котором 25 сентября и была освящена, как это видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в церкви. До 1801 г. Крестовоздвиженская церковь была бедною, что доказывает старая церковная опись и приходорасходная книга. С этого же года, с поступлением в приход Крестовоздвиженский богатых и благочестивых купцов Посылиных и Киселевых, приехавших на жительство в Шую из уезда, церковь с каждым годом стала принимать более и более благолепный вид. Ветхости ее означенными купцами все были исправлены, бедная церковная утварь заменена новою, лучшею. Потом весь храм был ими возобновлен и украшен так, что обращает на себя в настоящее время общее внимание. По возобновлении его он был вновь освящен 23 сентября 1823 г. Парфением, епископом Владимирским и Суздальским.

В церкви три престола: главный – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и придельные: в честь Св. Благоверных Князей Бориса и Глеба (устроен в 1776 году) и в честь Божией Матери Тихвинской (устроен в 1823 году).

Престол в главном алтаре – бронзовый, с отлитыми бронзовыми же барельефами, на которых изображены: с западной стороны – Тайная Вечеря, с южной – Рождество Христово, с восточной – Снятие со Креста и с северной – Благовещение Божией Матери, с отлитыми херувимами вокруг, по углам, и избранными святителями. На верхней гладкой доске выгравировано положение во гроб Спасителя. Весь престол вызолочен чрез огонь и утвержден на основании из белого мрамора. Престол устроен в Москве художником итальянцем Кампиони, на средства купца В. М. Киселева.

На восточной стороне престола приделана для ковчега бронзовая вызолоченная доска, поддерживаемая двумя, отлитыми из бронзы, вызолоченными Ангелами на мраморном пьедестале. Устроена усердием купца Н. И. Посылина.

Вокруг престола устроен футляр из цельных шлифованных стекол, в бронзовых рамах.

На горнем месте, за престолом, в арке – Святой Крест из голубого лаписа. Распятый Спаситель и предстоящие очень искусно сделаны из бронзы и вызолочены. Крест утвержден на мраморном пьедестале.

Пред престолом – паникадило бронзовое, позлащенное о 84 шандалах, с изящною из виноградных ветвей уборкою. В верхней части его – Ангел, стоящий на шаре и держащий в одной руке Чашу, а в другой – Крест.

Жертвенник – бронзовый вызолоченный. На западной доске его отлиты: Скиния Свидения с 7-ю светильниками и Херувимами, на южной – Скрижали Завета и жезл прозябший. Утвержден на белом мраморном основании. С обеих сторон бронзовые вызолоченные рамы с бемскими стеклами.

Пред жертвенником Св. Крест в сребропозлащенном окладе. Вложен он в образ с разными святыми в сребропозлащенной ризе. На задней стороне Креста вычеканены слова: «В память устроения и освящения сего храма». Приложен купцом А. И. Посылиным.

Иконостас о 4 ярусах, с большими колоннами и весьма искусной, мелкой резьбой, – вызолочен на полимент червонным золотом. Устроен усердием купцов: В. М. Киселева и братьев Посылиных.

Царские врата резные, ярко вызолоченные на полимент. В верху их – в сиянии Святой Крест, резной по дереву, очень древний. Кругом его лучи из стразов.

Св. иконы, находящиеся в иконостасе, богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями.

Теплая церковь Св. Великомученика Георгия имеет три придельные престола: во имя Всех Святых, в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии и во имя трех Святителей. Георгиевский престол освящен в 1708 году; престол Всех Святых освящен в 1817 году, как видно из надписи на антиминсах. Другие же два придела устроены и освящены в 1838 году; строителями их были купцы Киселевы и Посылины.

В сей церкви заслуживают внимание следующие иконы:

1. Над царскими вратами, в сиянии образ Федоровской Божией Матери, в жемчужной ризе и сребропозлащенном окладе, и образ Триипостасного Божества в сребропозлащенной ризе.

2. Храмовой образ Св. Великомученика Георгия в сребропозлащенной ризе.

3. Образ Святителя и Чудотворца Николая, резной, в ризе сребропозлащенной, в золоченой киоте. В руке Святителя церковь и меч – сребропозлащенные; митра его украшена дорогими камнями.

Из старинных священных предметов, хранящихся в Крестовоздвиженской церкви, заслуживают особенное внимание четыре Евангелия, а именно: 1) Евангелие большого формата на александрийской бумаге, в сребропозлащенном окладе. На верхней доске изображен сидящий на престоле Господь Славы с предстоящими; по углам – отлитые Евангелисты. На нижней доске изображен храм Премудрости Божией с предстоящими – Богоматерию и Пророками. Весу в нем 1 пуд 8 ф. 67 зол. Золота 1 фунт 69 золот. Издано при Императрице Елизавете Петровне в 1759 году. Цена ему 3,000 руб. сер. Устроено в Москве усердием купца В. М. Киселева. 2) Евангелие на полуалександрийской бумаге в сребропозлащенном окладе. На верхней доске, в средине – образ Господа, воскресшего из гроба, по углам Евангелисты. На нижней – Распятие Господне. Издано в Москве в 1763 году. 3) Евангелие, обложенное зеленым бархатом, средник и наугольники серебряные; издано в 1654 году, и 4) Евангелие в поллист, обложенное красным бархатом. Верхняя доска серебряная, средник и наугольники сребропозлащенные. Изд. в 1751 году.

Церкви принадлежат каменные здания: часовня, устроенная в ограде, лавочка для продажи восковых свеч Владимирского Епархиального свечного завода и церковная сторожка.

Копии метрических книг с 1789 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, хранится в церкви.

Причт: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 190 руб. 18 коп., от сбора зерновым хлебом 25 руб. и за требоисправления 2,000 руб., а всего в год 2,221 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: в городе Шуе 180 дворов и в деревнях: Бильдюхине, Змиеве, Останове, Камешкове, Литвинцеве и Алешеве 292 двора. Расстоянием означенные деревни от церкви находятся не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Душ мужского пола в приходе 1,188 и женского пола 1,850 душ; сверх того, в Шуе и в деревнях: Змиеве, Камешкове и Литвинцеве раскольников Австрийского толка душ мужского пола 5 и женского пола 4 души.

В деревнях: Бильдюхине (с 1894 года) и Литвинцеве (с 1895 года) существуют школы грамоты.

Покровская церковь

Церковь Покрова Пресвятые Богородицы зданием каменная с таковою же колокольнею, пятиглавая; ограда при ней из белого камня с железными решетками.

Исторические известия о сей церкви относятся к началу XVII столетия, именно: в писцовых гор. Шуи книгах 1629 г., составленных Афанасием Вековым, о ней сказано: «а в осыпи (кремле) соборная церковь Покрова Пресвятые Богородицы; да в приделе – Иоанна Предтечи, да Благоверного Князя Владимира Киевского древяна клецки». Из этого описания видно, что Покровская церковь была прежде соборною. В приходскую обращена она была около 1667 года. О причинах переименования ее в приходскую сказано в истории Воскресенского собора. В память прежнего первенства Покровской церкви между Шуйскими церквами за ней и до ныне остается название собора. Именуется она Старым Покровским Собором. Существующая ныне церковь построена в 1754 году, как видно из надписи на храмозданном кресте. Из приделов, бывших при прежнем храме, Владимирский был упразднен, а Предтеченский устроен был вновь – каменный, отдельно от главного храма, в саженях 30–40 к западу; но одновременно ли с устроением главной церкви, или после, – неизвестно. На плане, составленном в 1771 году землемером Хомяковым, храм во имя Иоанна Предтечи значится отдельным. В сохранившейся описи Старого Покровского Собора, составленной в 1786 году Покровским священником Иваном Григорьевым, сказано: «Вторая церковь каменная Иоанна Предтечи, теплая; на ней кровля деревянная, глава и крест деревянные же». Впоследствии священником Василием Миловидовым в этой описи о Предтеченской церкви отмечено: «По причине ветхости разобрана в 1814 году и употреблена на новые приделы», устроенные при главном храме, из коих один во имя Предтечи же, а другой – во имя Феодора Стратилата. Место, где отдельно стояла эта церковь, в настоящее время означено каменным столпом6.

Таким образом в настоящее время в церкви три престола: в настоящей – в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в придельной – во имя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и во имя Св. Великомученика Феодора Стратилата.

В главном алтаре на престоле и жертвеннике – облачения медные высеребрянные, с вызолоченными чрез огонь священными рельефными изображениями на них; ограждены позолоченными рамами, с бемскими стеклами. Устроены облачения в 1878 г. усердием церковного старосты И. М. Терентьева.

За престолом деревянный осьмиконечный крест, с изображением Распятия Господня. На Спасителе венец сребропозлащенный со стразами.

За жертвенником – икона Божией Матери Тихвинской. На иконе венец и цата сребропозлащенные, оплечье и оклад серебряные, убрус жемчужный.

Иконостас – резной с колоннами о 5 ярусах, вызолочен на полимент червонным золотом.

Св. иконами, утварью и ризницею церковь очень богата.

Из св. икон особенное внимание заслуживают:

1. Над царскими вратами – небольшой четвероконечный крест, обложенный жемчугом, со святыми мощами. На нем надпись: «Лета 7193/1685 апр. в 21 день сотворил сей крест Давид Иванов Пущников, житель Нижняго Новгорода».

2. Икона Покрова Пресвятые Богородицы. Икона эта очень древняя. На задней стороне доски есть следующая надпись: «Лета 7160 (1652) сентября 1 дня поставил сию икону в соборную церковь Покрова Богородицы Григорий Утешов иконник». На иконе риза сребропозлащенная, весу в которой 12 фунтов.

3. Икона Шуйской-Смоленской Божией Матери в ризе сребропозлащенной с таковым же венцом, украшенным драгоценными камнями. Убрус жемчужный, на верху его звезда из семи алмазов. Весу в ризе 15 фунтов. У правого плеча Божией Матери изображены святые: Лев, Папа Римский, муч. Анастасий, царица Александра и прор. Илия. Под ними подпись: «Сей Св. образ приложен в церковь Иоанна Предтечи по обещанию Настасьи Григорьевны Обуховой на намять их сродников, кои при этой церкви положены и ангелы их написаны». Внизу другая надпись: «Написан сей Святей образ Пресвятой Богородицы, что во граде Шуе в соборной церкви Воскресения Христова с самого с подлинного чудотворного образа и мерою, нарицаемые Смоленския-Шуйския, по обещанию коллежского асессора Ильи Андреевича сына Обухова в бытность его в г. Шуе воеводою в лето от сотворения мира 7253, от Рождества же Бога Слова 1745 июля в 10 день, а писал сей Святый образ города Шуи иконописец Иван Болотов».

4. Икона Св. Иоанна Предтечи, древняя, греческого письма, в сребропозлащенной ризе. На Св. Иоанне Крестителе риза накладная жемчужная. Предание говорит, что образ сей дар царя Ивана Васильевича Грозного, присланный в Покровский собор. Достоверность этого предания подтверждается тем, что на задней стороне доски находится следующая надпись: «Царя Ивана Васильевича 7108 года». Шуйские граждане к сей иконе питают особенное благоговение.

5. Икона Св. Иоанна Воина, с изображением по сторонам некоторых событий из его жизни, в сребропозлащенной ризе, с таковым же венцом, украшенным стразами и другими камнями. Весу в ризе 4 фун. 84 зол. Внизу иконы следующая надпись, выбитая на ризе: Иоанна Войнственника. Воеводской канцелярии воеводы Илии Андреева сына Обухова 1747 года. А на краю ризы, подогнутом под икону, следующая надпись: «1814 года месяца сентября сооружена на оной образ серебряная риза при уездном судье Александре Матвееве Иванове». Икона сия до 1867 года находилась в присутственной комнате Шуйского уездного суда, в который передана была, вероятно, из воеводной канцелярии. В означенном году, с упразднением уездного суда, она передана была в Покровский собор. Икона сия в летнее время находится в холодной Покровской церкви, а в зимнее время – в теплой. К иконе этой, как весьма древней, не только жители Шуи и окрестных селений, но и отдаленных мест Владимирской и смежных губерний, издавна питают глубокое благоговение.

6. Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», художественной кисти. На Божией Матери и Богомладенце – короны из разных камней: страз, бирюзы, аметистов; риза на ней сребропозлащенная, вызолочена усердием поч. гражд. И. М. Терентьева. Икона эта замечательна тем, что вместо больных, слепых, нагих и прочих, которые обыкновенно пишутся на иконе Божией Матери, «Всех Скорбящих Радость», изображены около Богоматери: «радость миру родившей и греховную печаль потребившей», 66 святых мужей и жен Ветхого и Нового Заветов. Внизу иконы надпись: «Писал сей Св. образ города Шуи в церковь Св. Пророка Предтечи Иоанна по обещанию Шуйской осыпи и воеводского княжева двора дворником Герасимом Михайловым, а писал Шуянин Борис Болотов в лето от Рождества Христова 1747 апреля 7 дня». Другая надпись: «Сделана на сей образ риза усердием Шуйских купцов Федора Герасимова и сына его Иоанна Поповых в лето от Рождества Христова 1841. Весу в ризе 14 фун. 54 зол.».

7. Храмовая икона Иоанна Предтечи. Предтеча изображен имеющим крылья и держащим в левой руке блюдо с отсеченною главою. Икона эта хорошей живописи и богато украшена: риза на ней сребропозлащенная, венцы украшены крупными аметистами, стразами и бирюзой. Весу в ризе 35 фун. 25 зол. Устроена в 1842 году усердием И. Н. Корнилова.

Из Евангелий замечательны:

1. Евангелие, изданное в Москве в 1852 г., в лист, напечатанное на александрийской бумаге золотистою краскою, в сребропозлащенном окладе. Верхняя доска с накладными рельефными изображениями – в средине – Господа Вседержителя, с предстоящими: Божией Матерью и Св. Иоанном Предтечею, а по углам – Евангелистов; украшена изящной резьбой, а по ней – стразами и другими разноцветными камнями. На нижней доске вычеканен образ Покрова Пресвятые Богородицы. На внутренней стороне задней доски на металлической пластинке начертаны слова: «Евангелие сие пожертвовано в старый Покровский Собор усердием Шуйского 1-й гильдии купца Ив. Фед. Попова в 25 день декабря 1859 года». Весу в нем 1 пуд 10 фун.

2. Евангелие в поллист, древнее, юсовое. В начале его, на одном из белых листов, следующая надпись, сделанная рукою митрополита Геласия: «Смиренный Геласея Митрополит Сарский и Подонской». Это написано полууставом, ниже сего – скорописью: «Лета 7109 (1601) апреля в первый день, Преосвященный Геласея, Митрополит Сарский и Подонский, положил сию книгу Евангелие и с Евангелисты в пречестную обитель Великого Христова страстотерпца Александра в церковь на престол, – без выносу, по своей душе и по своих родителях. От многого желания и усердия и вы священницы и диаконы святые обители, прочитающия книгу сию, послушающе всю и пользующися не забудите помолитесь за многогрешного инока Геласея, яко да ваших святых молитв даст ми человеколюбец Бог покаяние. Егда скончается живот мой, Господа ради и любовной Его заповеди, поминайте мою многогрешную душу за упокой, родителей в синодик напишите, понеже убо аз заблудша овча стада пречестные обители Всемилостивейшаго Спаса и Боголепнаго Его Преображения и преподобнаго отца нашего архимандрита Евфимия Суждальскаго чудотворца и пострижены и благословенье приях от руку отца Архимандрита Иева, потом бысть в Суждале епископ, тож и архиепископ. А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих Чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, молитвами и нашего смирения и благословения да есть и будет аминь». Евангелие сие приложено в церковь в 1855 году.

3. Евангелие в поллист, изданное в Москве 7162 (1654) года. В послесловии «Благоверному и православному всякого чина и возраста читателеви» сказано, что книга сия «начата бысть печататися в лето 7161 месяца марта в 21 день в Богохранимом и царствующем граде Москве.... совершена же бысть 162 года месяца октября в 25 день, во второе лето Патриаршества великого Государя Святейшаго Никона патриарха Московского и всея Руссии». По листам подписано – в начале книги: «сие святое Евангелие приложил Шуи города в собор в дом Покрову Пресвятые Богородицы троицкого монастыря Архимандрит Нафанаил по родителях своих», – на последних листах: «книга, глаголемая Евангелие города Шуи троицкого монастыря Архимандрита Нафанаила». Евангелие сие обложено вишневого цвета бархатом с средником и наугольниками сребропозлащенными.

4. Евангелие в лист, в сребропозлащенном окладе. Издано в Москве в 1774 году.

5. Таковое же Евангелие, изданное в Москве в 1779 г.

Из Св. крестов:

1. Крест четвероконечный, кипарисный, резной, древний, в 3 вершка, с дванадесятыми праздниками, в сребропозлащенном окладе, вокруг которого вязью следующая надпись: «Сей Святый животворящий Крест Господень сотворися помощию Его в великом Новеграде в соборную церковь Покрова Пресвятые Богородицы и Св. Иоанна Предтечи в град Шую при благословении великого господина преосвященного Питирима Митрополита великого Новгорода и великих Лук и всего помория по обещанию душевного его послуха, иеромонаха Иоасафа, во спасение души его, лета 7180 (1672)».

2. Крест большой сребропозлащенный, изящной работы известного фабриканта Хлебникова. Весу в нем 225 золот. Приложен поч. гражд. Анной Телегиной.

3. Ковчег сребропозлащенный с 7-ю колоннами; среди их – гробница с Ангелами: одним – председящим и двумя – предстоящими с рипидами; на западной стороне – Св. Жены Мироносицы; вверху – изображение Воскресения Христова. Весу в нем 20 фунтов.

В церковной библиотеке сохраняются несколько указов и манифестов времен Императора Петра I и последующих царствований, а именно:

1. Императора Петра I три указа.

2. Императора Петра II один указ.

3. Императрицы Анны Иоанновны 7 указов и манифестов.

4. Императрицы Елизаветы Петровны 9 указов и манифестов.

5. Императрицы Екатерины II 14 указов и манифестов.

Церкви принадлежит каменный дом, крытый железом; в нем помещаются старые церковные вещи и живет церковный сторож.

Церковные документы: копии метрических книг с 1784 г. и исповедные росписи с 1829 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, хранится в церкви.

Причта по штату положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает 594 руб. процентов с церковного капитала и за требоисправления до 2,200 р., а всего в год до 3,000 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: в Шуе и деревне Набережной дворов 109, душ мужеского пола 412 и женского пола 508 душ.

Спасская церковь

Спасская церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою. – Престолов в ней три: в холодной – в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворенного Его образа, и в теплых приделах – во имя Владимирской Божией Матери и во имя Боголюбовской Божией Матери.

Когда первоначально устроена Спасская церковь – неизвестно. Ясно упоминается о ней в 1629 году Афанасием Вековым, составлявшим в том году писцовые книги Шуи. Он говорит в своем описании: «Церковь Нерукотворенного Его образа Спаса нашего Иисуса Христа древяна вверх, и два придела Святых Чудотворцев и Безсребреников Козьмы и Дамиана; а в церкви сосуды св. оловянные; облачения, ризы и стихари ветхи, – крашенинныя, лазоревыя, да панагия оловянная... Да в церкве ж образ Спасов на золоте, прикладу три венца серебряные – сканные, да цата резная... Да на престоле два Евангелия (тетр) письменныя, и прочия все книги письменныя, ветхи, а приклад князя Ивана Гундорова. Да на колокольнице шесть колоколов: большой, средний и два зазвонных». В таком бедном виде Спасская церковь существовала до 1696 года. В этом году она была разобрана и вместо нее была построена на том же месте новая каменная церковь, которая была и освящена в том году 29 марта, что видно из надписи на храмозданном кресте, доселе хранящемся при церкви. Бывшие же прежде приделы в честь Чудотворцев и Безсребреников, нужно полагать, в этом году были совершенно упразднены, так как в надписи на храмозданном кресте об освящении их не говорится, а равно и в следующие затем годы об них нигде не упоминается. Вместо их говорится об отдельной деревянной церкви во имя Владимирской Божией Матери. Когда при Спасском храме устроена была эта церковь, – неизвестно. В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, сказано: «да в Шуе на посаде церковь Всемилостивого Спаса, каменная, да церковь Владимирской Богородицы, деревянная, ветха». Обе эти церкви во время бывшего 12 мая 1710 года пожара были разрушены. В 1716 году Спасская церковь снова была выстроена каменная, что доказывает надпись на храмозданном кресте, который хотя и не сохранился до нашего времени, тем не менее на него указывают клировые ведомости очень давних времен. Вместо сгоревшей деревянной церкви был устроен каменный придел во имя Владимирской Божией Матери при самом Спасском храме. В 1770 году, во время бывшего в городе пожара, церковь снова обгорела. После возобновления существовала до 1792 года, в котором опять обгорела. По возобновлении, была освящена 17 августа 1796 года, что видно из обычной надписи на храмозданном кресте, хранящемся при церкви. С этого года церковь невредимо существовала до тридцатых годов текущего столетия. В этих годах Спасские прихожане, ревнуя о благолепии Дома Божия, решили дать храму более благолепный вид и расширить его, так как теплый храм был очень тесен. Придел был разобран и к главному Спасскому храму пристроены были новые каменные, вместо одного, два теплые придела: во имя Владимирской Божией Матери и во имя Божией Матери Боголюбивой, которые и были освящены 7 и 8 ноября 1883 года, что видно из надписи на храмозданном кресте. Приделы устроены усердием купца П. А. Волкова. После устройства приделов приступлено было к переустройству и главного Спасского храма, – который окончательно был устроен в 1847 году и 6 июля того же года был освящен. Храм сей существует в том же виде и доселе.

Св. иконы в церкви, утварь и ризница богато украшены серебром, золотом и разными драгоценными камнями.

Из священных древностей церкви замечательны:

Св. иконы:

1. За правым клиросом в холодной церкви, древний, большой, устроенный из трех дерев; кипариса, кедра и мужжевела, св. крест, с изображением на нем Распятия Господня. Крест этот устроен был в 1770 году вместо сгоревшего в том году точно такого же креста, устроенного в 1654 году. На Распятом Спасителе один венец сребропозлащенный, другой – жемчужный; препоясание и оклад сребропозлащенные. На задней стороне креста – изображение Пр. Симеона столпника с предстоящими. На этой стороне – оклад медный, вызолоченный чрез огонь. Крест вызолочен усердием купеческой вдовы Е. В. Крайкиной. Длина креста 4 ½ арш. и ширина 2 арш. 14 вер.

2. Аналойный образ Св. Чудотворцев и Безсребреников Козьмы и Дамиана, в серебряной ризе. Образ этот древний. Устроен в 1606 году, как видно из надписи на нем.

Св. кресты.

1. Крест древний, времен Великого Князя Иоанна Васильевича III, с резным по дереву Распятием Господним, осьмиконечный, 12 вершков длиною, в сребропозлащенном окладе, устроенном в 1831 году. На противоположной стороне – клейма с изображением страстей Господних. Крест этот поставлен на престоле, на посеребренном пьедестале. На задней стороне его вырезана полууставом следующая надпись: «В лето 6989 (1481) при Великом Князе Иоанне Васильевиче и при Митрополите Геронтие, а положил сей крест Василий Дмитриев».

2. Крест осьмиконечный, древний, в сребропозлащенном окладе. На нем следующая надпись: «Построен сей крест в церковь Нерукотворенного образа в град Шую тщанием и иждивением иеромонаха Павла, иже прежде бе тоя церкви диакон Петр купно тоя же церкви с иеромонахом Иаковом и прихожанами мироздания 1698 лета месяца марта». Крест с мощами разных святых.

3. Крест сребропозлащенный старинной работы, с мощами разных святых.

4. Крест медный посеребренный, с мощами разных святых.

Св. евангелия:

1. Евангелие в поллист в сребропозлащенном окладе. Издано в 1753 году.

2. Евангелие в лист на полуалександрийской бумаге, в сребропозлащенном окладе. Издано в 1784 году.

3. Евангелие в поллист, обложенное малиновым бархатом. Верхняя доска на нем сребропозлащенная. Издано в 1771 году.

4. Евангелие в поллист, в сребропозлащенном окладе. Издано в 1677 году.

В церковной библиотеке также имеется несколько старинных книг духовно-нравственного содержания, из коих особенною древностию отличаются «Трубы или проповеди слова Божественного на дни праздников Господских и прочих» Лазаря Барановича, изд. Киевопеч. Лавры 1674 года; а остальные книги изданы в XVIII столетии.

На северной стороне церкви находится входная каменная часовня, крытая железом; купол на ней украшен накладными вызолоченными звездами; глава же и крест вызолочены чрез огонь червонным золотом. В верху, над входом в часовню, живописное изображение Нерукотворенного образа Спасителя. По сторонам его, на стенах, следующая надпись: «Поставка Животворящий Крест Господень с предстоящими при храме Нерукотворенного Образа Спаса нашего, по подобию и изображению и мере стоящаго во храме Воскресения Христова, что в Новом Иерусалиме, из трех составных древ: кедра, кипариса, а вместо певга (сосны), мужжевеля от усердия жителей, в лето от Р. X. 1654. Во дни Благочестивейшаго Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, при великом Святейшем Патриархе Никоне бысть смертоносная язва в городе Шуе, от 1-го сентября по 12-й день октября. В течении сего времени померло 560 человек, а осталось 610 чел. Отныне поставлен сей крест Господень на предбудущия веки Христианскому роду, и для того установлено молебное пение о спасении города Шуи на память Симеона Столпника и матери его Марфы». Самая часовня была устроена в 1654 году, при храме, по тому же случаю, т. е. в благодарность Господу Богу за избавление города Шуи от моровой язвы. С древних времен в часовню совершаем был из Воскресенского собора, с чудотворной иконой Шуйской-Смоленской Божией Матери, крестный ход каждогодно в 1-й день сентября. Здесь, пред Животворящим Крестом, совершаемо было благодарное Господу Богу молебное пение. В 1770 году, во время бывшего в городе пожара, часовня обгорела; сгорел и означенный крест 1654 года. Вместо его устроен был другой такой же, существующий доселе. В часовне стоял он до 1831 года. Так как, по случаю бывшей в этом году в Шуе холеры, стечение богомольцев в часовню было очень большое, а часовня – тесная, то Крест и перенесли поэтому тогда в самый храм, куда и до сих пор совершается из собора крестный ход 1-го сентября каждогодно. В часовне же после того устроен был другой крест с предстоящими.

В 1879 году усердием купца П. В. Китаева в часовне сделан был иконостас, а в 1880 году тем же благотворителем иконостас был вызолочен.

При церкви имеется каменная, довольно обширная сторожка, крытая железом, оштукатуренная и выкрашенная красной краской. Устроена в 1869 году усердием Г. В. Щеколдина.

Церковные документы хранятся в церкви: копии метрических книг с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1896 году и также хранится в церкви.

Причта положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 541 р. 96 к. и за требоисправления 1580 р., а всего в год 2120 р. Причт живет на квартирах.

В приходе числится 135 дворов; душ мужского пола 441 и женского пола 542, в том числе раскольников женского пола 1 душа.

Троицкая церковь

На месте приходской Троицкой церкви до 1764 года находился мужской Троицкий монастырь. Когда и кем монастырь был основан, неизвестно; но в половине XVI столетия он уже существовал; управлялся архимандритами, из коих первым упоминается в 1628 году Варнава. В 1629 году в монастыре было две церкви деревянные: Троицкая с приделом Казанской Божией Матери и Успенская с приделами Иакова брата Господня и Филарета Милостивого. По упразднении монастыря в 1764 году, Троицкая церковь обращена была в приходскую церковь7.

Существующая Троицкая церковь, зданием каменная, пятиглавая; построена она усердием купцов братьев Стефана и Алексее Посылиных в 1829 году. Колокольня при церкви и ограда каменные же. При сей церкви находится городское кладбище.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Святые Живоначальные Троицы и придельные в честь Успения Божией Матери, в теплом приделе – в честь Казанской Божией Матери.

Из священных древностей церкви замечательны:

Из св. икон:

1. Икона Святой Троицы в серебряной ризе, с сребропозлащенными венцами, из коих в каждом по три дорогих камня, осыпанных стразами. Икона древняя, принятая по описи от упраздненного Троицкого монастыря. Мерою она 2 арш. вышины и 1¾ арш. ширины.

2. Храмовая древняя икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе.

Из церковной утвари:

1. Крест древний, сребропозлащенный, со святыми мощами, переданный из упраздненного Троицкого монастыря. Внизу креста надпись: «Мощи в оных святых Андрея Первозваннаго, Иоанна Милостиваго, Архидиакона Стефана, Анастасия Персскаго, Пимена великаго, Григория Декаполита, мученика Меркурия, мученика Пантелеимона, мученика Иоанна и мученика Феодосия». Крест сей величиною 7½ вершков.

2. Евангелие в лист, на Александрийской бумаге, изд. 1771 года. Верхняя доска на нем сребропозлащенная. На нижней доске – чеканное изображение Сошествия Св. Духа на Апостолов.

3. Евангелие, переданное из упраздненного Троицкого монастыря, в четверть листа, обложенное бархатом, в медном посеребренном окладе. Издано в 1711 году.

4. Евангелие такой же величины, обложенное бархатом, в серебряном окладе. Передано оно также из упраздненного Троицкого монастыря, в который было приложено в 1726 году Флорищевой пустыни иеромонахом Дионисием, как видно из собственноручной его надписи, сделанной на Евангелии с 1 страницы по 64: «Лета от Рождества Христова тысяща семь сот двадесять шестого месяца декамврия в десятый день сию книгу Святое Евангелие Вшуйской Троицкой Монастырь во Святую церковь Пресвятыя Живоначальныя Троицы приложил Флорищевой пустыни иеромонах Дионисий за помяновение своих родителей, чтобы поминать у Святаго жертвенника рабов Божиих за упокой схимонаха Стефана Матфея Евдокии и их сродников а за него иеромонаха Дионисия о здравии и о спасении Бога молить и сию книгу Святое Евангелие не продать и не заложить и никому ксебе истаго Троицкаго монастыря в дом не взять а быть сей книге святой от церкви Божии неотъемлемой никаким ухищрением во веки аминь». Когда издано Евангелие, – неизвестно.

Древняя панагия и складни. Из числа замечательных древностей, оставшихся в Троицкой церкви от упраздненного Троицкого монастыря, сохранились: панагия с хрусталиками и костяные складни, которые были в монастыре в числе привесок к образу Св. Троицы.

1. Панагия в круглопродолговатом, резном по краям ободке, 1¾ вершка, сделанном из черного дерева, которое только при внимательном рассмотрении можно отличить от черной кости. В средине ободка сделана сквозная, овальной формы, вырезка, в которую и вставлены с обеих сторон выпуклые, довольно толстые, стекла или хрустали в ¾ вершка, сквозь которые ясно видно изображение креста, вложенное внутрь между хрусталями и сделанное из серебристой желтой нитки, перевитой тончайшими синего цвета ленточками. Вокруг сих хрусталей, в ободке, и в мелких сквозных вырезках с обеих сторон вставлены по 12 мелких, с горошину, выпуклых хрусталиков, сквозь которые на вложенных между ними бумажках или тончайшей ткани (трудно определить) заметны написанные печатными латинскими буквами слова, которые трудно разобрать; сквозь только двух хрусталиков можно разобрать слова: victov (победитель) felices (блаженные). Большая часть хрусталиков вывалилась; остались только: на одной стороне – 8, а на другой – 2. Вверху панагии сделано серебряное ушко для продевания цепочки или ленты.

2. Костяные, из белой кости, складни не более 1½ вершков, круглой формы, в сребропозлащенной оправе. Внутри их, на кости, на одной стороне – мелкой и искусной резьбы изображение Св. Троицы, а кругом его 10 разных святых; на другой, внутренней же стороне, такой же резьбы, изображение Херувимов и животных. На внешней стороне складней, на кости же, на одной стороне – изображение Распятия Господня с предстоящими, а на другой – изображение Великомученика Георгия на коне. Вверху складней сделана подвижная сребропозлащенная форма головки, с изображением на одной стороне – Спасителя, а на другой – креста. Сквозь ее сделано отверстие для продевания цепочки или лепты, из чего можно заключить, что и эти складни, как и панагия, носились на груди.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1870 года, а исповедные росписи с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, – хранится в церкви.

Причта положено: священник, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: 532 р. процентов с церковного капитала, от сбора зерновым хлебом до 20 р. и за требоисправления до 2018 р., а всего в год 2570 р. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: в Шуе 99 дворов и в деревнях: Ченцах (в 2 вер. от церкви), Посохове (в 3 вер. ) и Коровине (в 5 вер. ) 84 двора, а всех в приходе дворов 183; душ мужского пола 446 и женского пола 502 души; в том числе раскольников 2 двора (в Шуе), 3 души мужского пола.

Васильевская церковь, что в Киселевской больнице

Церковь во имя Преподобного Василия, Епископа Парийского, устроена в 1841 году усердием строителей самой больницы, потом почетных граждан и шуйских 1-й гильдии купцов – братьев Ивана и Димитрия Диомидовичей Киселевых. Освящена была в 1844 году. Церковь имеет помещение во втором этаже больничного дома. Колокольня при ней деревянная, оштукатуренная, крытая железом, с медным вызолоченным крестом.

Престол в ней один: во имя Преподобного Василия, Епископа Парийского.

Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь усердием храмоздателей купцов Киселевых снабжена достаточно.

Копии метрических книг с 1844 года и исповедных росписей с 1845 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, – хранится в церкви.

Причт: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 444 р. и за требоисправления 482 р., а всего в год 926 р. Для причта купцами Киселевыми построены каменные дома на их собственной земле: для священника – дом одноэтажный, для диакона и псаломщика – двухэтажный дом.

В приходе – по городу Шуе – числится дворов 41; душ мужского пола 165 и женского пола 195 душ.

* * *

6

При Покровской соборной церкви была еще деревянная церковь во имя Св. Алексея, человека Божия. Об ней упоминается в сказке, поданной гражданами в 1686 году Спасокукоцкого монастыря Игумену Феодосию, жившему в Шуе на святительском дворе, где говорится: «А в Шуе в городе (осыпи) прежняя соборная церковь во имя Святого Праведного человека Божия Алексее без пения стоит пуста, и соборные священники у нее не служат». Этот Алексеевский придел в конце того же XVII столетия упразднен был за ветхостию; но празднование Св. Алексею, человеку Божию, в Покровском соборе совершается и доныне.

7

См. «Описание гор. Шуи» Борисова и «Топограф. опис. мн-рей.» Р. И. Зелинского.

Комментарии для сайта Cackle