В.Березин, В.Добронравов

Город Шуя1

(Краткий исторический очерк)

Город Шуя находится от Владимира в 119 верстах и расположен по обоим берегам реки Тезы. На левом возвышенном берегу реки расположен старый город, а на правом берегу, в местности менее возвышенной, расположена новая часть города (Заречье), которая речкою Сехою разделяется на два предместья, соединенные между собою постоянным мостом. Заречье стало застраиваться лишь в тридцатых годах текущего столетия, а до сего времени была здесь пахотная и луговая земля. Между старым и новым городами сообщение производится с помощью двух мостов: одного постоянного, a другого – временного наплавного.

Когда и кем положено основание городу Шуе, исторических указаний на это нет; но фамилия князей Шуйских известна с 1403 года и едва ли может быть сомнение, что основание города относится к исходу XIV столетия.

Древний город был расположен на левом берегу реки Тезы, почему и назван был Шуей, и состоял из Кремля, и острога, и из посада.

Кремль был обнесен земляным валом, имевшим протяжение: с востока на запад 122, с юга на север 114, a в окружности 522 саженей. На валу находилась деревянная стена с четырьмя по углам башнями и трои ворота, которые именовались: на восток Никольскими, на юг Телешевскими, a на запад Тайницкими. В крепости находились храмы: Соборная деревянная церковь Покрова Пресвятые Богородицы и деревянная же церковь Св. Алексея человека Божия. Административные учреждения города: Тюрьма, Губный двор, Съезжая изба, Воеводский двор; дома князей и бояр: Шуйских, Черкасских, Бабкиных, Собакиных и других. Подворья монастырей: Суздальского, Николошартомского и Троицкого, дворцовых сел: Дунилова, Гориц и Лежнева.

Посад (пригородок, предместье) в Древние времена именовался Борисоглебским, по имени бывшей в нем церкви Св. Бориса и Глеба. Кроме Борисоглебской церкви на посаде находились церкви: Козьмо-Демьянская (ныне Спасская), Никольская (ныне Воскресенский собор) и Троицкий мужской монастырь (ныне приходская Троицкая церковь). На посаде же проживало и войско; так, одна улица называлась Пищальной, где жили тогда пищальники, или пушкари. Мало-помалу на посаде учреждалась и сосредоточивалась и администрация как города, так и всего окрестного края: устроены были Земская изба, Таможня, Соляной двор, Гостиный двор, Убогий дом и Богадельни. Под защитой городских укреплений и войска впоследствии образовался класс торговых и промышленных людей, образовались ремесла и промысла, возникли заводы и фабрики, и из маленького Борисоглебского посада образовался город Шуя, который в настоящее время своею мануфактурною хлопчато-бумажною производительностию достиг довольно значительных размеров; так что стал в ряд значительных городов Российской Империи.

В течение пятивекового исторического бытия своего город Шуя имел своего рода происшествия и перевороты, которые, конечно, не блестящи и не огромны, но все же заслуживают внимание и известность. Укажем важнейшие из них:

В 1539 году Сафа-Гирей, Царь Казанский, разорил и сжег Шую.

В 1548 году Царь Иоанн Васильевич Грозный город Шую отдал Боярину Игнатью Борисовичу Голохвостову в кормление, т. е. Голохвостову предоставлено было право пользоваться разными городскими доходами и притом с правдою, с пятном и с корчмою.2

В 1549 году, когда Царь Иоанн Васильевич Грозный, по смерти Казанского Царя Сафы-Гирея, предпринял поход на Казань, тогда один из передовых его полков составлялся в Шуе, в который поступили и шуйские пищальники.

В 1565 году Царь Иоанн Васильевич Грозный в числе 19-ти городов присоединил Шую в свою опричнину со всеми ее волостями и деревнями.

В 1572 году он же завещал Шую в числе прочих городов, по духовной грамоте, сыну своему Феодору Иоанновичу. В грамоте сказано: «а благословляю и даю сыну моему Феодору золотой крест, город Шую и прочия города».

В 1576 году Царь Иоанн Васильевич Грозный пожаловал городу Шуе «земли под новые дворы, мельницу и из поместных земель около Шуи города и посаду на все четыре стороны по 10 десятин длинных со всеми угодьями животине на выпуск».

В 1609 году, в смутное для России время самозванцев, когда внутренние и внешние враги терзали Россию, шуйские жители, как верные сыны отечества, отреклись следовать постыдному примеру суздальцев, присягнувших самозванцу, известному под именем Тушинского вора. Они видели, что им грозит за это гибель от самозванца, однако, не смотря на угрозы поляков и русских мятежников, остались верными своему законному Царю Василию Ивановичу Шуйскому. И, действительно, русские изменники и поляки излили всю ярость на город: они выжгли, разорили его до основания, как доносил об этом Гетману Сапеге изменник русский, Суздальский воевода Плещеев3. В это время неприятели сожгли и шуйскую деревянную стену с деревянными же башнями, бывшую на городском валу.

Шуя действовала против поляков в этом году особенным ополчением под начальством Боярина Федора Ивановича Шереметева4.

В 1619 году Шуя снова была поражена неожиданным несчастием – набегом литовцев, казаков, черкес и русских мятежников, которые превратили город в прежние развалины и пепел. Вместо домов и церквей остались одни пустые места, и несчастные жители скитались где ночь, где день.

В 1629, 1662, 1668, 1710, 1766, 1770, 1792 и 1847 годах Шуя сильно страдала от пожаров, нередко истреблявших в ней почти все здания.

В 1654 году шуйские жители были поражены смертоносной язвой, свирепствовавшей с 1 сентября по 12 октября. От язвы умерло тогда 560 человек, в живых осталось 610.

В 1682 году в мае месяце останавливался в Шуе, проездом в Москву, – из места своего жительства – г. Луха, злополучный боярин Артамон Матвеев. Он проезжал тогда городом не как уже опальный, но как знаменитый боярин. Ехал он через Шую с великой пышностию и забрал у шуян не малое количество людей, вероятно, для сбережения себя в пути.

В 1722 году Император Петр Великий, проезжая через Владимирскую и Юрьевскую провинции в Персидский поход, посетил и город Шую. По преданию, сохранившемуся от того времени, он заехал в Шую для того единственно, чтобы исполнять свое обещание – поклониться чудотворной иконе Шуйской Смоленской Божией Матери, некогда исцелившей царя от тяжкой болезни. Предание гласит, что царь хотел взять сию икону в Москву, но духовенство и граждане упросили его не лишать их этой святыни.

В 1737 году, в августе и сентябре месяцах, по преданию, проживала в Шуе дочь Петра Великого, Цесаревна Елизавета Петровна.

В 1778 году при образовании Владимирского Наместничества на основании учреждений о губерниях, из четырнадцати уездов, назначен Шуйский уезд во Владимирскую губернию.

В 1781 году утвержден Герб города Шуи, изображение его: в верхней части щита Герб Губернского города, в нижней части в красном поле кусок мыла, означающий главные в старину в Шуе мыльные заводы.

В 1831 году, в июле месяце жители Шуи поражены были холерою, от которой померло тогда 300 человек. В благодарность Господу Богу за избавление от этого бедствия жители учредили крестный ход кругом города в 28 день июля, наложив на себя перед ним добровольный недельный пост.

В 1837 году, 12 мая, посетил Шую в Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич, бывший в то время Наследником русского престола и путешествовавший тогда по России. Останавливался Он в доме купцов Киселевых. Вместе с Августейшим путешественником был тогда славный русский поэт, Василий Андреевич Жуковский.

В 1848 году жители Шуи снова были поражены холерой, от которой в городе умерло 196 человек. Затем ею же были поражены в 1853 году.

Такая же губительная язва поразила шуйских граждан в 1871 году. Эпидемия началась с 15 августа и продолжалась до 1 октября; умерло тогда не менее 300 человек.

В настоящее время в городе Шуе следующие церкви: Воскресенский собор, Крестовоздвиженская, Покровская, Спасская, Троицкая, Васильевская, Всехсвятская. Александро-Невская, Алексиевская, Николаевская и Петропавловская.

В городе Шуе учебные заведения: Мужская и Женская гимназии, Мужское духовное училище, Городское мужское училище, Земское начальное училище, Церковно-приходская школа, Всехсвятское женское училище, Городское женское училище, Городское мужское начальное училище и женское Городское начальное училище.

Благотворительные учреждения: Благотворительное общество и устроенный им приют для престарелых лиц обоего пола, имени г. Госсе; Убежище для малолетних (с 1882 года); Дом призрения для престарелых мещан города Шуи (с 1804 г.); Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Шуйской гимназии; Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Шуйского духовного училища.

В городе 77 улиц (из них мощеных 35, a не мощеных 42); домов 2250 (каменных 437 и деревянных 1822); коренных жителей в Шуе 12,190 мужского пола и 10,082 души женского пола.

Фабрик и заводов в городе в 1897 году было 29; сумма производительности их равнялась 12, 494, 160 руб. в год; рабочих на них было 10,691 человек.

Воскресенский собор5

Воскресенский собор расположен в северной части города на возвышенном, левом берегу реки Тезы, в 70 саженях от нее расстоянием.

Воскресенский собор был прежде приходскою Воскресенскою церковию. Когда была основана эта церковь, неизвестно. Нужно полагать, что основание ее относится ко временам, не отдаленным от основания самого города. Ясно же упоминается ο ней в 1629 году. Известный составитель писцовых книг Афанасий Веков в описи города Шуи, составленной им в сказанном году, говорит, что деревянная и весьма бедная Воскресенская церковь, с приделом Святителя Чудотворца Николая, была приходскою. Соборною церковию до 1667 года была Покровская церковь, находившаяся внутри городского кремля, обнесенного тогда валами и деревянною стеною. Но в этом году собором сделана была церковь Воскресенская, а Покровская церковь стала называться старым Покровским собором. Причиною переименования Воскресенской церкви в соборную послужили чудеса, которые в то время, по милости Царицы Небесной, стали совершаться от находившейся в той церкви новописанной Смоленской иконы Божией Матери, с тех пор именуемой Шуйской-Смоленской иконой Божией Матери. Вскоре после переименования в соборную, вместо прежней деревянной церкви, усердием граждан был воздвигнут пятиглавый каменный Воскресенский собор. В описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, о Шуйском соборе сказано следующее: «да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятые Владычицы Шуйския, да церковь Великого Чудотворца Николая, каменныя». Обе сии церкви во время пожара, бывшего 12 мая 1770 года, были разрушены. После того собор был вновь отстроен, а спустя 22 года был, за ветхостию, сломан. В 1792 году стал воздвигаться усердием граждан ныне существующий Воскресенский собор. Строился он 6 лет и был освящен Виктором, епископом Владимирским и Суздальским, 19 сентября 1798 года. Вскоре после освящения собор был украшен хорошею греческою живописью, а иконостас резьбою и позолотою, стоившими 12,000 рублей. Собор увенчан пятью главами, крытыми латунью, вызолоченными чрез огонь. Кресты на главах осмиконечные из такого же металла и вызолочены также чрез огонь.

Колокольня при соборе построена в 1832 году; зданием каменная, о пяти ярусах, новейшей итальянской архитектуры; ярусы украшены башнями, колоннами и лепными украшениями. Вышина колокольни от основания до оконечности креста 49 саж. 2 арш. Шпиль ее вышиной 10 саж. 1 арш. Обит он белым железом, а яблоко и крест на нем вызолочены чрез огонь.

Престолов в соборе три: главный – в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери и придельные: в честь Воскресения Господня и в честь Успения Божией Матери.

Утварью, ризницею и св. иконами собор снабжен очень богато.

Из св. икон особенного внимания заслуживают: 1) Чудотворная икона Шуйской-Смоленской Божией Матери, в сребропозлащенном окладе. К этой иконе две ризы: 1-я жемчужная, украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями. При ней бриллиантовый фермуар и пять таковых же звезд. Жемчугу крупного и мелкого в ризе 5 фунтов 36 золот. Камней бриллиантовых (кроле мелких осыпных) 794 камня. Изумрудов – 21, алмазов – 75, яхонтов разного цвета – 204, финисов и аметистов до 1000. Риза эта ценится в 40.000 p. сер. Устроена она усердием разных доброхотных дателей. – 2-я риза повседневная, сребропозлащенная, Венцы на Спасителе и Божией Матери украшены крупным жемчугом и разными драгоценными камнями. Весу в ризе серебра 1 п. 6 ф., золота 140 золот. Цена этой ризы 2,150 руб. сер. Устроена усердием Шуйского купца В. М. Киселева. Фермуар к жемчужной ризе приложен г-жей Корниловой.

Мерою сия чудотворная икона 1 арш. 9 вер. вышины и 1¼ ширины.

Икона Шуйской-Смоленской Божией Матери написана была в 1655 году, по сказанию древней, хранящейся при соборе, летописи, по следующему поводу: в означенном году, по Божию попущению, свирепствовала в Шуе страшная моровая язва, от которой умирало множество народа, так что не только дома, но и целые улицы оставались без обитателей. Чтобы умилостивить разгневанного Господа, одни благочестивый Шуйский гражданин предложил, в это ужасное время, прихожанам Воскресенской церкви написать новую икону Смоленской Божией Матери. Предложение было принято с радостию. Икону поручили написать славившемуся благочестием, Шуйскому иконописцу Герасиму Тихонову Иконникову, который тотчас и принялся за это дело с великим усердием и благоговением. Сделав очерк иконы, Иконников на другой день увидел собственное начертание иконы измененным и вовсе не похожим на подлинник: правая нога и прочее положение Богомладенца Иисуса оказались не в том виде, как он начертывал их. Считая такое изменение своею ошибкою, он исправил начертание. Но и на третий день увидел тот же самоначертанный образ Господа Иисуса. Не осмеливаясь уже более поправлять его, он счел это чудом и явным действием Промысла Божия и донес о сем начальству и гражданам. Народ приведен был в страх этим чудом и с благоговением прославлял Бога. Начертание сие имеет такой вид: вместо обеих простертых ног (как видим на иконе Смоленской Одигитрии) правая ступень Богомладенца Иисуса стоит на колене левой ноги, придерживаемая несколько левою рукою Его; правая рука, держа символ судеб всего мира – свиток, поставлена локтем на правом колене так, что свиток находится против Лика Предвечного Младенца. Дивное начертание сей иконы было первым от Нее чудом, вслед за которым произошли и другие, именно: по принесении иконы в церковь, просиял от нее необыкновенный свет. Третьим чудом было то. что вскоре, по написании иконы, моровая язва прекратилась, сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе. Этими тремя чудотворениями не окончились все благодеяния, начавшие изливаться от чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. С 16 апреля 1066 г. по 7 октября 1667 г. от сей иконы было еще 103 чуда. Всех же записанных чудес было 109. Священник Воскресенской церкви, прочее городское духовенство и граждане о совершившихся чудесах довели в 1667 году до сведения царя Алексее Михайловича и патриарха Иоасафа. Для исследования столь важных обстоятельств была прислана от царя и патриарха особая комиссия, состоявшая из 5 архимандритов, двух игуменов и протоиерея. Комиссия была под главным управлением Суздальского и Тарусского Архиепископа Стефана. Истина чудес подтверждена и описана в хранящихся при соборе двух грамотах и в особом рукописном сказании. С тех пор чудотворная икона стала именоваться Шуйско-Смоленской, а Воскресенская церковь, в которой икона находилась, переименована была из приходской в соборную.

2) Икона Рождества Христова в сребропозлащенной ризе с венцами, украшенными драгоценными камнями. По углам ризы – изображения праотцев: Авраама, Исаака, Иакова и Иессея. По всем сторонам – изображения 13 херувимов. По сторонам же на серебряных с чернетью клеймах сделаны надписи о событиях, написанных на иконе, последовавших за Рождеством Христовым, каковы: поклонение пастырей и славословие Ангелов, явление Ангела Иосифу, бегство в Египет, избиение Иродом младенцев, убиение Захарии, отца Предтечева, и беседа 12-тилетнего Иисуса в храме Иерусалимском. Весу в ризе 34 фун. 92 зол. Мерою икона 2½ арш. вышины и 1¾ арш. ширины.

3) Икона Феодоровской Божией Матери. На ней оклад и венец – сребропозлащенные, убрус и ризы вынизаны настоящим жемчугом по фольге; на полях изображены разные святые; внизу по серебру с чернетью следующая надпись: «Сей образ списан с Чудотворного образа Пресвятые Богородицы, нарицаемые Феодоровския, во граде Костроме. Явление же того целебоносного образа бысть в лето от Рождества Христова 1239 августа в 19 день. Торжество тому появлению предложено в прологе марта 14 дня. Явися той святый образ Благоверному Великому Князю Василию Ярославичу Костромскому и Галицкому, рекомому Квашне, сыну ж Владимирского Князя Ярослава Всеволодовича, брату же Св. Благоверного Князя Александра Невскаго». Мерою сия икона 1 арш. 4½ вер. вышины и 1 арш. ширины.

Из св. крестов замечательны следующие: а) крест сребропозлащенный, с лицевой стороны обложенный жемчугом и разноцветными камнями, с мощами 9 мучеников, иже в Кизице, и святых 7 отроков, иже во Ефесе: весу в нем 1 фун. 77 зол.; б) крест сребропозлащенный с мощами преподобного Евфимия Суздальского; весу в нем 1 фун. 29 зол.; в) крест серебряный с мощами св. мучеников: Гурия, Самона и Авива; весу в нем 30 зол.; г) крест сребропозлащенный с мощами Благоверных Князей: Феодора и чад его – Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, и с частию древа Креста Христова, и д) крест сребропозлащенный с мощами Благоверных Князей, Муромских чудотворцев: Константина и чад его – Михаила и Феодора и св. пророка Амоса.

Из богослужебных книг: а) Евангелие большого формата, на Александрийской бумаге, в сребропозлащенном с обеих сторон окладе. На передней доске средник и наугольники накладные с изображениями на них: сошествия Иисуса Христа во ад и 4 Евангелистов; на оборотной доске изображены лики: Божией Матери, пророков и Праотцев, а вверху – Господа Саваофа; весу в нем 1 пуд 30 фун.; издано в Москве в 1759 году при Императрице Елизавете Петровне; б) Евангелие в лист на полуалександрийской бумаге, в сребропозлащенном окладе; на передней доске средник и наугольники финифтяные, обложенные стразами, с изображением Воскресения Христова и Евангелистов; издано в Москве в 1791 г.; в) Евангелие в лист, обложенное синим бархатом; верхняя доска сребропозлащенная; на ней средник и наугольники финифтяные, вокруг обложенные стразами, с изображением Воскресения Христова и Евангелистов; весу в нем 27 фун. 84 зол.; издано в Москве в 1698 году; г) Евангелие в поллист, обложенное малиновым бархатом; средник и наугольники сребропозлащенные, с изображением Распятия Господня и Евангелистов; издано в Москве в 1654 году; д) Евангелие в поллист, обложенное алым бархатом; на нем лицевая сторона медная – высеребряная; средник и наугольники сребропозлащенные; издано в Москве в 1697 году, и е) Евангелие в четверть листа, обложенное синим бархатом; средник и наугольники серебряные с чернетью, с изображением Распятия Господня и Евангелистов; издано в Москве в 1685 году.

Церкви принадлежат две каменные часовни, устроенные на городской площади, и каменная сторожка.

Земли под домами священно-церковнослужителей 1905 кв. сажен.

Копии метрических книг с 1800 года и исповедных росписей с 1830 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1890 году, – хранится в церкви.

Причт: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 4,305 руб. и поручных доходов до 100 руб., а всего в год 4,405 руб. – Дома у причта собственные.

При соборе имеется церковноприходская школа и помещается в доме, принадлежащем собору; открыта в 1889 г.

Второй соборный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая

На северной стороне от главного храма, в 12 саж. от него, стоит другой каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Когда основан этот храм, – неизвестно. Несомненно только, что в начале XVIII столетия он уже существовал, что видно из описи города Шуи, составленной в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, в которой говорится: «Да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятой Богородицы – Шуйския, да церковь Великого Чудотворца Николая, каменная». После пожара, бывшего в Шуе в 1710 году, истребившего вместе с другими церквами и Николаевский храм, сей последний, как видно из хранящегося при сем храме антиминса, возобновлен и освящен в 1756 г. Храм этот – теплый. До 1867 года в нем совершалась Божественная служба в зимнее время. Когда же в означенном году главный соборный храм сделан был теплым, то Богослужение стало совершаться в нем и по зимам. С тех пор в Николаевском храме помещается ризница, библиотека и другие церковные вещи. Когда квартирует в городе полк солдат. тогда полковой священник совершает в нем Богослужение для своего полка.

Храм этот имеет форму продолговатого четвероугольника.

На нем – одна глава, крытая железом, выкрашенным зеленой краской и украшенным звездами из латуни, вызолоченной чрез огонь. Крест на главе – осмиконечный из позолоченной латуни.

В храме имеется придел во имя Святителя и Чудотворца Воронежского Митрофана, устроенный в 1833 г. купцом Д. В. Корниловым.

* * *

1

См. Описание города Шуи, Борисова; Описание города Шуи и шуйских церквей, прот. Е. Правдина; Истор. записку о городе Шуе, Лядова, и Памятную книжку Влад. Губ. Стат. Ком., 1805 года.

2

Слово с правдою означает то, что Голохвостову предоставлено было право заведовать в городе Шуе судебными делами; с пятном – право брать в свою пользу с клеймения или пятнания лошадей положенные пошлины, – с каждого покупщика лошади по деньге; с корчмою означало беспошлинное право курить вино, варить мед, пиво и прочие напитки, и продавать все это в свою пользу.

3

См. истор. акты, изд. Арх. Ком. том II, № 110.

4

Древ. государств. грамоты, изд. Берхом, стр. 40.

5

Более подробно сведения о Соборе и других городских церквах см. в «Описании гор. Шуи и градских церквей» прот. Е. Правдина.

Комментарии для сайта Cackle