В.Березин, В.Добронравов

Вязниковский уезд

Вязниковский уезд на севере граничит с Костромской губернией, на востоке с Гороховецким уездом, на юге – с Судогодским, на западе – с Ковровским и Шуйским; уезд занимает пространство в 3,324 кв. версты; площадь представляет собою неправильный четыреугольник, вытянутый с севера на юг, с расширением в южной части.

Почти по средине уезда с северо-запада на юго-восток протекает река Клязьма, судоходная в этой части своего течения; из притоков ее значителен в уезде один – р. Теза. – По правую сторону Клязьмы лежит возвышенная гористая часть уезда, а по левую – низменная, покрытая лесами и болотами.

Население уезда состоит из 78,504 душ обоего пола (37,286 душ мужеского пола и 41,218 женского); но распределено это население по уезду неравномерно: по правому и вблизи реки по левому берегу р. Клязьмы местность населена очень густо, густое же население и в северной части уезда, средина же уезда, покрытая лесами и болотами, остается совсем не заселенной.

Почва, в общем довольно неблагоприятная для земледелия, вызвала в уезде развитие разных промыслов: в северной части уезда на границе с Шуйским развит овчинный промысел, в средней части на границе с Ковровским уездом много офеней. Самый же оригинальный промысел – это иконописание, широко развитое в слободах Мстере и Холуе и селе Палехе. – В уезде имеется несколько фабрик, более крупные из них в Юже тов-ства Балиных, в дер. Ярцеве – Сенькова и в гор. Вязниках – Демидова.

Православное население уезда делится на 57 приходов, из них 43 с населением менее 700 душ мужеского пола, 13 приходов от 700 до 2,000 душ и 1 свыше 2,000 душ. Приходы эти составляют в церковно-административном отношении три благочиннических округа.

В 1897–98 учебном году в Вязниковском уезде было церковно-приходских школ 27, из них одна второклассная, 2 двуклассных и 24 одноклассных, школ грамоты 9 и школ других ведомств 42; учащихся в церковно-приходских школах было 1,004, в школах грамоты 181, в школах других ведомств 2,728. – Всех же православных детей школьного возраста в том же году было 5,399 мальч. и 5,535 девочек; таким образом оставалось без обучения 1,146 мальч. и 3,459 девочек.

Настоящий свой вид Вязниковский уезд получил со времени учреждения губерний, а ранее того северная часть уезда и часть прилегающая к сл. Холую и Мстере принадлежали к старинному Суздальскому уезду, южная же часть составляла Ярополченскую волость, кроме прихода Старо-Замотринского, который принадлежал к Муромскому уезду.

В состав первого благочиннического округа кроме городских церквей входят следующие приходы: Богоявленский, Борисоглебско-пустынский, Золотовский, Кинешемский, Левинский, Меркутинский, Наиуевский, Николоюрский, Пировский, Песковский, Серапионовский, Старо-Замотринский и Успенский.

Богоявленский приход

Погост Богоявленский находится в юго-восточном углу Вязниковского уезда в 19 верстах от уездного города и в 180 от губернского.

Первые сведения о церкви в погосте Богоявленском мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 186 (1628) г. отмечено: «Церковь Богоявления Господа Бога нашего I. Христа в вотчине боярина кн. Федора Ивановича Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости»...

Таким образом церковь на погосте существовала уже в начале XVII столетия. По писцовым книгам 161 (1658) г. при этой церкви значится 2 двора поповых, дворы дьячков, пономарев и просвирницын, церковных бобылей 7 дворов да в приходе 14 дв. помещиковых, 402 двора крестьянских, 21 дв. бобылей; пашни церковной передние земли по 24 чети в поле, перелогу и лесом поросло 8 десят., сена на задворище 15 копен, да пустошь отхожая церковная Захарчино и тою пустошью по сказке завладел насильством иноземец Григорий Товжин четь на 10 и больше.

Упомянутая в окладных книгах церковь существовала до 1773 года, в этом же году вместо нее построена новая деревянная же церковь. В 1843 году эта церковь сгорела и на ее месте построен существующий в настоящее время каменный храм. Постройка его тянулась семнадцать лет с 1843 по 1860 г.

Престолов в храме три: главный в честь Богоявления Господня, в трапезе теплой в честь Владимирской иконы Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо достопримечательного по древности или ценности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 800 руб. и процентов с причтового капитала (4,507 р.) – 180 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 8 десятины 320 саж., под дорогами, церковью, кладбищем и прудом 8 десят. 110 саж., пахотной 76 десят., лесной 60 десят. 1,834 саж. и неудобной 8 десят. 600 саж. В пустоши Пятница имеется лесной земли 66 дес. 1,290 саж. и сенокосной 8 дес. 89 саж., в пустоши Захарчиной в перелогах и зарослях березняка 40 дес. 1,616 с. и сенокосной 13 десят. 2,326 саж. Всей земли 270 дес. 985 с.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Мочалищ (1½ вер. от церкви), Веретенькова (2 вер.), Горшкова (4 вер.), Каменова (5 вер.), Григорова (8 вер.), Сокурова (8 вер.), Дубова (5½ вер.), Новосеменовской (5½ вер.), Никиткина (4½ вер.), Софонова (5 вер.), Новишек (3½ вер.), Денисова (2 вер.), Татаринцева (4 вер.), Турокова (1 вер.) и Михайловской (Гороховецкого уезда 5 вер.), всего 14 деревень; в них по клировым ведомостям числится 1,339 душ муж. пола и 1,482 женского.

При церкви с 1883 года существует церковно-приходская школа, открытая по инициативе и на средства прот. И. В. Рождественского; учащихся в 1897 г. было 33.

В дер. Денисове имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 50.

Борисоглебско-пустынский приход

Упраздненная Борисоглебская пустынь, в настоящее время погост, при озере Великом находится в 120 вер. от губернского города и в 14 от уездного.

До 1764 г. здесь был мужской монастырь; когда и кем был основан этот монастырь, сведений не сохранилось.

Первые сведения о церкви этого монастыря мы находим в патриарших окладных книгах; под 136 (1628) г. в них отмечено: «церковь св. муч. Бориса и Глеба за рекою Клязьмою на луговой стороне на озере Великом».

Церковь монастырская значилась в ряду других приходских церквей и платила дань в патриаршую казну потому, что при ней были прихожане и особый белый священник. О существовании прихода при Борисоглебской церкви свидетельствуют писцовые книги 161 (1658) г.; в них сказано: «при сей церкви двор попов, 6 дв. бобыльских да в приходе 120 дв. крестьянских и 2 бобыльских, пашни церковной худые земли по 21 чети в поле, сена 50 копен, лесу на версту и более длины, а поперег на полверсты».

Вскоре после 161 г. в монастыре построена новая церковь во имя Пресв. Троицы с приделом в честь св. муч. Бориса и Глеба; эта церковь с 164 года и стала писаться в окладных книгах.

В 1698 г. Борисоглебская церковь в пустыне сгорела и в том же году построена была новая теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

От 1702 г. сохранилась опись Борисоглебского монастыря, из которой мы узнаем следующее. «В Борисоглебской пустыни, что на Великом озере церковь во имя Казанския Пресв. Богородицы об одной главе, глава обита тесом, крест опаян белым железом, крыто все тесом.

В церкви царския двери, сень и столбцы писаны краски. По правую сторону царских врат иконы: Спасителя – венец и цата серебряные золочены, Казанския Пресв. Богородицы – осмилистовая венец и цата резные золочены, поля оклад серебряной чеканной золочен, киот створной, на створах писаны лица разных святых, на киоте в главе написано Отечество, благов. кн. Владимира с чады Борисом и Глебом, вверху Пресв. Троица, писано золотом и краски. По левую сторону: образ Живоначальные Троицы, на северных дверях архидиак. Стефана, Спаса стояща, Воскресения Христова с праздники – писаны золотом и краски в киотах; пред ними 4 лампады. Над царскими дверями деисус 13 икон; паникадило железное о 4 шандалах.

В олтаре за престолом 2 образа Казанския Пресв. Богородицы, позади одного – Николая Чудотворца, позади другого Бориса и Глеба; сосуды на жертвеннике оловянные.

В том же монастыре вновь построена деревянная церковь во имя благов. кн. Бориса и Глеба, а не освящена, об одной главе, обитой тесом, над трапезой взрублена колокольня шатровая, на ней 3 колокола, все крыто тесом.

В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежнаго и хлебнаго жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаяньем.

Круг монастыря около ограды 278 саж.»

Таким образом в начале XVIII века в Борисоглебской пустыни были уже не те церкви, которые показаны в окладных книгах конца XVII века.

В 1764 году монастырь снова является обновленным. «В пустыне, сказано в описи этого года, церковь во имя св. благов. кн. Бориса и Глеба с приделом в.-муч. Димитрия Селунскаго одна, на приделе оной церкви построена колокольня древяная, на ней 3 колокола, кресты на церкви и на колокольне древяные обитые жестью, главы у церкви и у колокольни крыты зубчатою деревянною чешуею, а кровли покрыты тесом, вокруг церкви и придела 38 сажен.

Деревянная церковь во имя Казанские Пресв. Богородицы, в которой ныне за чрезмерною ветхостью от давних лет служения не совершается и в ней утвари и церковных вещей никаких не имеется.

В церкви св. благов. Бориса и Глеба во св. алтаре престол четвероугольный древяной, на нем антиминс печатный холщевой 1700 г., Евангелие в десть печат. в 1614 г., в приделе св. Димитрия на престоле антиминс 1744 года.

Внутри монастыря строения: настоятельская деревянная келья, братских келий три, амбар, баня, напогребник, хлев скотной, ограда деревянная 165 саж.

С 1760 г. по 1764 г. в пустыни уже никого не было; богослужение совершалось по очереди священниками Николо-Кинешемского погоста; монастырская земля и сенные покосы оставались «в пустее», кроме пустоши Притыкиной, которая отдавалась на оброк за 2 р. 50 к.; деньги эти шли на вино, ладон и свечи.

В 1764 году Борисоглебская пустыня была упразднена и церковь обращена в приходскую.

Церковь упомянутая в описи 1764 г. существует и в настоящее время, только придел в 1887–88 г.г. расширен и заново украшен.

Престолов в церкви два: главный во имя св. муч. Бориса и Глеба, в приделе во имя св. великомученика Димитрия Селунского.

Утварью, св. иконами церковь снабжена достаточно, – но ризница довольно бедная.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений – 120 руб., процентов с причтового капитала (4500 руб.) – 185 руб., от земли церковной 50 руб. и жалованья из государственного казначейства – 400 руб. Дом для членов причта церковный.

Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 15 десят., сенокосной 10 десят., лесной поруби и мелкой заросли 10 дес.; мелкого лиственного леса и болота около 24 десятин.

Приход состоит из деревень: Новой (½ версты от церкви), Лужков (3 вер.), Демидихи (5 вер.), Рамени (5 вер.), Пестрякова (1½ вер.), Якунихи (1 вер.) и Сямбирки (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 236 душ муж. пола и 268 женского.

С 1896 года при церкви открыта церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 21.

Золотовский приход

Погост Золотая грива на реке Клязьме находится в 8 верстах от уездного города и в 105 от губернского.

Деревни, составляющие в настоящее время Золотовский приход, были до 1702 года в приходе к Борисоглебской пустыни; для них при монастыре был особый белый священник. В этом же году состоялось распоряжение, по которому «в пустынь пущать их не велено» было. Поэтому они в 1703 году построили особую деревянную церковь на пустоши – Язвицкой гриве, Золотово тож; церковь эта была освящена в 1704 г. во имя благов. князя Бориса и Глеба.

К новопостроенной церкви были определены священник и дьячек, в приход вошли 7 деревень, в коих было 64 дв. крестьянских; земли причту было отведено сенокосной на 103 копны и лесу около 2 десятин.

В 1707 году при этой церкви была построена другая теплая деревянная церковь во имя св. муч. Флора и Лавра.

В 1840 г. вместо этих двух деревянных церквей построен существующий на погосте в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный во имя св. благоверных кн. Бориса и Глеба, в приделе теплом во имя св. муч. Флора и Лавра.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья от казны 400 рублей, процентов с причтового капитала (1210 рублей), от служб и требоисправлений и земли церковной до 380 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 десят. 372 саж., пахотной 43 десят. 2102 саж., сенокосной 7 дес., лесу – 12 десятин 1490 саж., под истоком 675 саж., а всей земли 64 десят. 2239 саж. – План и межевая книга на всю землю имеются.

Приход состоит из деревень: Дегтярни (1 верста от церкви), Рамени (3 вер.), Малого Удола (3 вер.), Большого Удола (3 вер.), Артемкова (3 вер.), Заборочья (3 вер.) и Федоркова (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 562 души мужеского пола и 651 женского, из них раскольников 17 душ.

В приходе имеется школа грамоты; учащихся в ней в 1897 году было 23.

Кинешемский приход

Погост Кинешемский, Никола Молочный тож, на р. старой Клязьме, находится в 8 вер. от уездного города и в 112 от губернского.

Есть мнение, что на месте погоста Кинешемского в глубокой древности существовал монастырь, в котором подвизался преп. Михаил Верижник, скончавшийся в 1422 г. Основанием такого мнения указывается то, что на месте упокоения подвижника была церковь Николая Чудотворца, что находящееся близ церкви пог. Кинешемского озеро называется монастырским, а пожня подмонастырскою. Но это мнение не подтверждается никакими документальными данными и приведенные выше основания весьма шатки: 1) церквей во имя Николая Чудотворца во Владимирской губернии слишком много, чтобы относить преп. Михаила к Никольской церкви в погосте Кинешемском, 2) озеро же и пожня могли получить название монастырских от Серапионовой пустыни, которая находится недалеко от погоста. – Если бы действительно на погосте был монастырь, где подвизался преподобный, то несомненно на месте сохранились бы предания более существенные, между тем об основании погоста, как увидим ниже, существует совсем иное предание. Указание «Книги глаголемой о российских святых» о местоположении монастыря, где подвизался преп. Михаил, заключает в себе ошибку: здесь Мстерская волость названа Государевой, тогда как сначала XVII в. она была старинной родовой вотчиной кн. Ромодановских. – Точнее указано положение монастыря в описных книгах 1687–91 г., где говорится, что он находился в дворцовой Всегодицкой волости и исследователи полагают, что на месте этого монастыря в настоящее время находится погост Михайлова пустынь Ковровского уезда на р. Клязьме83.

Первые документальные сведения о церкви Кинешемского погоста мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 186 (1628) г. отмечено: церковь великого Чудотворца Николы Кинешемского в вотчине боярина князя Федора Ив. Мстиславского княгини Ирины в Ярополческой волости за рекою за Клязьмою на луговой стороне на погосте; дани в патриаршую казну церковь эта платила 24 алтына 2 деньги.

По писцовым книгам 161 (1658) г. при этой церкви значится 3 дв. поповых, дворы пономарев и просвирницын, нищих и бобыльских 6 дв., 113 дв. крестьянских, 25 дв. бобыльских; пашни церковной середние земли по 27 чети в поле, сена 50 копен.

Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1761 г. епископом Владимирским Антонием видно, что на погосте в 1698 г. построена была теплая церковь во имя Рождества Христова. Но к 1761 г. эта церковь уже крайне обветшала: иконостаса в ней не было, полы и потолки провалились, крест, глава и вся кровля обвалились и лет 20 в ней не было уже службы. – Вместо так обветшавшей церкви прихожанами была построена новая деревянная церковь и освящена в 1769 году в честь того же праздника. В конце сороковых годов текущего столетия церковь эта была разобрана.

Что касается Никольской церкви, указанной в окладных книгах под 1628 годом, то не сохранилось никаких сведений о том, была ли она перестраиваема в течение XVII и XVIII столетий.

В 1807 г. в Кинешемском погосте начат постройкою каменный храм; трапеза была освящена в 1809 г., а главный храм только в 1821 году. Этот храм без существенных изменений остается до настоящего времени. Колокольня же перестроена в 1849 году.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Сохраняется много икон, перенесенных из прежних деревянных церквей. Особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца Можайского в житии; по местному преданию, икона эта явилась здесь на дереве и на месте ее явления был основан храм.

В церковном архиве сохранились: храмозданная грамота 1761 года и храмоосвятительная 1769 года.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 475 руб., от земли церковной до 220 руб. и процентов с причтового капитала (1,050) р.) – 42 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: пахотной 31 десят., сенокосной 73 дес. 1,187 саж., под церковью, кладбищем, усадьбами, кустарником и водою 23 десят. 2,034 саж., всего 128 дес. 821 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из погоста Кинешемского и деревень: Ступиной (2 вер. от церкви), Митиной (3 вер.), Сельцова (4 в.), Жукова (6 вер.), Козлова (3 вер.), Палкина (4 вер.) и Бурина (9 вер.); в них по клировым ведомостям числится 589 душ мужеского пола и 651 женского.

На погосте с 1885 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 43.

В деревне Козлове с 1896 г. открыта школа грамоты; учащихся 20.

Левинский приход

Левинский погост находится в 26 вер. от уездного города и в 105 от губернского, недалеко от границы Вязниковского уезда с Судогодским.

Первая церковь, как показывают патриаршие окладные книги, построена в деревне Левине в 1690 году. К церкви были определены священник, дьячек, пономарь и просвирница; в состав прихода вошли 30 дв. крестьянских средних; земли для причта отведено по 12 чети в поле, сенных покосов 49 копен.

Церковь эта была деревянная с одним престолом во имя св. Димитрия Селунского. Между 1780–85 гг. церковь эта сгорела.

С разрешения епископа Владимирского Виктора в Левино перевезена была церковь из упраздненного села Ширяева Судогодского уезда и освящена здесь во имя того же угодника. – В это время при церкви было уже 220 приходских дворов.

В 1795 году в Левине построена была другая теплая церковь во имя Св. Николая Чудотворца.

В 1828 г. вместо деревянных церквей в Левине начат постройкою каменный храм: трапеза была освящена в 1882 г., а главный храм в 1888 г. Храм этот остается без существенных изменений до настоящего времени.

Престолов в нем два: главный во имя св. Димитрия Селунского, в приделе теплом во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца Можайского с житием и чудесами. Украшениями отличается храмовая икона в.-муч. Димитрия; венец и одежда на нем низаны жемчугом. – От прежних церквей сохранилось напрестольное Евангелие изд. 7165 (1657) года.

В церковном архиве сохранились две храмоосвятительных грамоты 1785 и 1795 гг.

Причта в приходе по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений более 800 руб. в год, от земли церковной и сбора с прихожан до 140 руб. и процентов с причтового капитала (300 р.) – 12 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 4 десят. 834 саж., пахотной 24 десят. 1,800 саж., сенокосной 14 десят. 1,146 саж., под церковью и кладбищем 1 дес. 30 с., а всего 44 дес. 1,510 с.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Гуляихи (½ вер. от церкви), Кротихи (3 вер.), Шереметьева (4 вер.), Коровина (6 вер.), Фронской (3 вер.), Лисихи (2 вер.), Путятина (2 вер.), Михалева (1½ вер.), Гладнева (3 вер.), Проскурякова (2 вер.), Харина (½ вер.) и Федосьина (Судогод. уезда 3 вер.)84; в них по клировым ведомостям числится 275 дв., 945 душ мужеского пола и 1,052 женского.

При церкви с 1885 г. имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 51.

Меркутинский приход

Погост Меркутино находится в 10 верстах от уездного города и в 96 от губернского.

Первая церковь, как свидетельствуют патриаршие окладные книги, построена была в деревне Меркутине в 1700 году и освящена во имя св. апост. Иоанна Богослова. К новопостроенной церкви были определены священник, дьячек, пономарь и просвирня; в состав прихода вошли 74 дв. крестьянских; земли причту было отведено пахотной 17 десят. и сенокосной на 95 копен.

Эта деревянная церковь существовала в Меркутине до начала XIX столетия. В 1808 году вместо нее построен существующий в настоящее время каменный храм двухэтажный.

Престолов в этом храме четыре: в верхнем этаже во имя св. апост. Иоанна Богослова, в нижнем – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, препод. Василия Парийского и трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо достопримечательного по своей древности или ценности в церкви не имеется. Сохранилась только в библиотеке постная триодь печат. 1695 года.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (1083 руб.), от служб и требоисправлений, от земли церковной и хлебного сбора с прихожан – до 630 руб. в год.

Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви усадебной и пахотной 41 дес. 1650 саж., сенокосной 5 дес. 1200 саж., из коих 2 дес. удобной, а остальная под болотом; в 1859 году 6 дес. 1984 саж. пахотной земли отчуждено под линию Моск.-Нижег. жел. дороги; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Коки (1 вер. от церкви), Кузнечихи (2 вер.), Лосева (2 вер.), Большого Холма (2 вер.), Малого Холма (1 вер.), Сизова (3 вер.), Бродников (2 вер.), Коршунихи (3 вер.), Борзыни (2 вер.), Лихой Пожни (4 вер.) и Каурнова (1 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 658 душ муж. пола и 702 женского, из них раскольников-перекрещенцев 20 душ.

В Меркутине имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 49.

Нагуевский приход

Село Нагуево, при речке Голубинке, находится в 7 верст. от уездного города и в 101 от губернского.

Первая церковь, как показывают патриаршие окладные книги, построена в Нагуеве пред 1660 г.; в этих книгах под 168 г. отмечена прибылою вновь «церковь Покрова Пречистые Богородицы в новом Покровском селе, что была деревня Нагуево в Ерополченской волости».

Эта деревянная церковь существовала в Нагуеве до 1747 г. и крайне обветшала, поэтому прихожане, с благословения епископа Владимирского Платона, построили в 1747 году новую деревянную церковь в честь того же праздника (освящена в 1749 году).

Кроме этой холодной Покровской церкви, как видно из сохранившейся в церковном архиве храмоосвятительной грамоты 1762 года, в Нагуеве была еще теплая деревянная церковь во имя св. муч. Флора и Лавра. Когда была построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Но в 1762 году она оказалась уже ветхой, посему в этом году построена была церковь того же имени.

Вместо этих деревянных церквей в 1811 году был начат постройкою каменный храм; в 1815 году был освящен один придел в трапезе, в 1819 г. – главный храм, а в 1821 г. другой трапезный придел. В 1891 г. трапеза храма была расширена.

Престолов в храме три: главный в честь Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе во имя св. муч. Флора и Лавра и св. равноапост. князя Владимира.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами – икона Покрова Пресв. Богородицы, писанная в 1719 г., Господа Вседержителя – старинного письма, Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Преп. Сергия Радонежского.

Сохранилось в церкви напрестольное Евангелие печат. 1651 г. с надписью: «лета 7169 Генваря в 20 день приложил сию книгу... во храм и на престол Пресв. Богородицы честнаго и славнаго ея Покрова в новое село Покровское, что была деревня Нагуево, Государевы дворцовые Иерополченской волости Горнева стану Горнея пятины д. Кирютина крестьянин Прокопий Иванов по своей душе и по своих родителях... при попе Льве Матвееве»...

В церковном архиве сохранились две храмоосвятительных грамоты 1749 и 1762 гг.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 800 р. в год.

Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 десят. 58 саж., пахотной 34 десят. 1,177 саж., из них под лесом 6 десят., под церковью, кладбищем и дорогами 1 десят. 1,177 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из села Нагуева и деревень: Седельникова (1 вер. от церкви), Старыгина (1 вер.), Исаевой (2 вер.), Бабухина (2 вер.), Сергеева (3 вер.), Лукнова (3 вер.), Каликина (2 вер.) и Новопарниц (5 вер.); в этих селениях по клировым ведомостям числится 738 душ мужеского пола и 796 женского.

В приходе имеются три народных школы: 1) земская в селе Нагуеве с 1888 года; учащихся в 1897 г. было 75; 2) церковно-приходская при станции Вязники М.-Нижегор. ж. дороги с 1892 года; учащихся в 1897 г. было 36; 3) школа грамоты в д. Сергееве с 1895 года; учащихся в 1897 г. было 3.

Никологорский приход

Никологорский погост или село Никологорье на р. Погостовке находится в 16 верстах от уездного города и в 100 от губернского.

Первые сведения о церкви погоста Никологорского находятся в патриарших окладных книгах; в них под 136 (1628) г. отмечено: «церковь великого Чудотворца Николы на погосте на горах в Ярополченской волости в вотчине боярина Фед. Ив. Мстиславского».

По писцовым книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится 5 дв. поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дв. крестьянских, 32 дв. бобыльских, 4 дв. нищих, всего на церковной земле 52 двора, в приходе 592 дв. крестьянских, 31 дв. бобыльский, двор помещиков, двор нищего; пашни церковной худые земли по 134 чети в поле.

Таким образом в половине XVII века Никологорский приход был уже многолюднейшим приходом.

Вскоре после 161 (1653) г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя Св. Николая Чудотворца, которая и стала писаться в патриарших окладных книгах с 1656 года.

По переписным книгам 1678 года на Никологорском погосте значится слободка Новая, а в ней непашенных бобылей 21 двор, кроме сего на церковной земле за 6 попами 40 дворов безпашенных бобылей.

В 1714 г. на погосте освящена была новая церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Эта была уже каменная церковь; прежде же бывшая деревянная церковь во имя Рождества Христова обращена была в теплую и при ней придел освящен во имя св.-муч. Параскевы.

В 1763 году обе эти церкви оказались весьма ветхими; поэтому построена была новая каменная церковь с приделом во имя Св. Муч. Параскевы. Что же касается Христорождественской церкви, то она была построена позднее и при ней открыт отдельный приход (см. ниже). – В 1814 году при Николаевской церкви устроен еще придел и с того времени храм остается без существенных изменений.

Престолов в этом храме три: главный во имя Николая Чудотворца, в приделах теплых во имя св.-муч. Параскевы и св. в.-муч. Екатерины.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон обращают на себя внимание старинные резные иконы – Св. Николая Чудотворца и св. муч. Параскевы. – От прежнего времени в церкви сохранилось рукописное Евангелие с надписью: «лета 7060 (1552) месяца Генваря в 15 день... записана бысть сия книга Евангелие тетр грехослужимою десницею многогрешнаго священнодиакона Иерофия, служебника Успение Пречистые соборной церкви, иже есть Владимирская». Потом по листам подпись: «лета 7123 положил вкладу в дом к великому Чудотворцу Николе князя Федора Иван. Мстиславскаго слуга Яков Иванов прозвище Нелединской к Чудотворцу Николе к дву образом по цате серебряных позлащенных да ризы миткалевы оплечье отлас золотной да стихарь да поручи да патрахель да пояс тканой да покровцы и воздух да паникадило с кистью шелковой да на евангелие напрестольное кровлю бархат золотной да блюдо белое по своих родителех и по своей душе на память поминати раба своего.... свящ. Григорью да Ивану.... за Государя за все православное крестьянство Бога молити и меня грешнаго в своих молитвах не забывати»...

Это Евангелие передано в древлехранилище при Братстве св. Александра Невского.

Другое Евангелие печатное изд. 1606 года.

Причта в приходе по штату положено – два священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (8,220 р.), от земли пахотной и сенокосной и от служб и требоисправлений до 2,100 руб. в год.

Дома для членов причта церковно-приходские, но у диакона и одного псаломщика дома собственные.

Земли при церкви: усадебной 14 десят. 348 саж., но из нее около 5 дес. заселено крестьянами, пахотной земли 236 дес. 916 саж., сенокосной 17 дес. 396 саж., под церквами 2 дес. 139 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из части села Никологорья85 и деревень: Черной горы (½ вер. от церкви)86, Холщева (½ вер.), Ерофеева (3 вер.)87, Степкова (2 вер.)88, Наместова (4 вер.)89, Михалишек (4 вер.)90, Зобищ (5 вер.), Серкова (6 вер.)91, Дудкина (6 вер.), Сысуева (2 вер.), Маловской (3 вер.)92, Копцева (4 вер.), Желнина (5 вер.)93 и Окатова (7 вер. – последние 5 деревень Судогод. уезда), всего село и 14 деревень; в них по клировым ведомостям числится 403 дв., 1,255 душ мужеского пола и 1 362 женского.

В погосте две земских народных школы – мужская и женская; в первой учащихся было в 1897 году – 120, а во второй – 40.

Кроме Никольской церкви в погосте Никологорском есть другая приходская Христо-Рождественская церковь.

Выше мы видели, что с 1656 г. на погосте значилась церковь во имя Рождества Христова, в 1714 г. она обращена при построении первой каменной церкви в теплую. При построении второй каменной церкви предположено было построить в тоже время и теплую церковь. Но предположение почему-то не состоялось и каменный храм во имя Рождества Христова построен был только в 1790 году. Этот храм существует в погосте и в настоящее время, но в значительно измененном виде. В 1839 году к нему пристроена теплая трапеза, а в 1880 г. эта трапеза была распространена.

При храме колокольня общая с Никольскою церковью, стоит отдельно от них.

Престолов в храме в настоящее время три: главный во имя Рождества Христова, в трапезе теплой во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня и во имя св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена довольно богато: имеются напр. два напрестольных евангелия в серебряном вызолоченном окладе, 2 серебряных вызолоченных креста и т. п.

Причта при этой церкви по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и земли церковной до 1200 руб. в год. Дом для священника церковный, а у диакона и псаломщика дома собственные на церковной земле.

Земля причтовая общая с Никольской церковью.

Приход состоит из части жителей погоста Никологорского (41 двор) и деревень: Черной Горы (¼ вер. от церкви), Воронина (1½ вер.)94, Синяткина (1½ вер.)95, Васькина (3 вер.)96, Холщева (½ вер.), Иванькова (3 вер.), Суволоки (5 вер.), Березовки (3 вер.)97, Колошина (5 вер.), Игуменцова (6 вер.), Пивоварова (4 вер.)98, Мочалищ (4 вер.)99, Суворова (3 вер.)100, Антонова (4 вер.)101, Васильков (4 вер.), Гриденской (4 вер.) и Шатнева (6 вер.); последние 7 деревень Судогодского уезда; всего 17 деревень; в них по клировым ведомостям числится 300 дворов, 1163 души муж. пола и 1270 женского; из них раскольников 36 душ.

Кроме двух приходских церквей в Никологорском погосте есть еще кладбищенская церковь.

Построена эта церковь на средства прихожан в 1807 г.

Престолов в церкви три: главный во имя Преображения Господня, в приделах в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя св. ап. Иакова, брата Господня.

Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена достаточно.

Богослужение здесь совершается причтами Никольской и Христо-Рождественской церквей.

Песковский приход

Село Пески, при речке Кряковке, находится в 7 верст. от уездного города и в 110 от губернского.

По писцовым книгам 145–155 (1637–47) г.г. сельцо Пески значится за Львом Ждановым Шиповым; в нем тогда были двор помещиков, 2 дв. крестьянских, 1 бобыльский и 1 пустой (в настоящее время здесь 59 дворов).

Церковь в Песках в первый раз построена в 1870 г., а приход открыт с 1873 года. – К этой теплой церкви в 1877–79 г.г. приложен главный храм. В 1893–94 г.г. теплая церковь была разобрана и построена вновь. Средства на украшение и перестройку храма были даны С. И. Сеньковым и О. Андр. Сеньковой.

Престолов в храме три: главный во имя преп. Сергия Радонежского, в трапезе теплой во имя св. ап. Иоанна Богослова и в честь Рождества Христова.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – жалованья из государственного казначейства 400 р. в год, процентов с причтового капитала (1300 р.), от служб и требоисправлений и от хлебного сбора до 420 р. в год. Дома для членов причта церковные.

Земли при церкви: усадебной 4 дес. 930 саж.. пахотной 15 дес. 1960 саж., сенокосной 3 дес., кустарника 2 дес., перелогу 6 дес. 1764 саж., под церковью и оградой 1 дес. 1650 саж.; план и документы на землю имеются.

Приход состоит из села Песков и деревень: Свинова (1 вер. от церкви), Мишурова (1 вер.), Кузмина (4 вер.) и Третьякова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 401 душа мужеского пола и 389 женского.

В селе Песках и дер. Мишурове имеются две земских народных школы; учащихся в цервой в 1897 году было 40. а во второй 50.

Пировский приход

Село Пировы Городищи находится в 6 верст. от уездного города и в 110 от губернского.

До 1764 г. село Пировы Городищи принадлежало Троице-Сергиеву монастырю; приложено оно было в монастырь еще в XVI столетии.

Первые известия о церкви в этом селе мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 164 (1656) г. отмечена «церковь Сергия Чудотворца в вотчине Троицкаго Сергиева монастыря в Пировых Городищах». – Писцовые книги тех же годов прибавляют, что эта церковь была «древяна вверх» – строение приходских людей. При церкви был священник, дьячек, пономарь и просвирня, в селе двор монастырский, 2 дв. бобыльских, в приходе 13 дв. крестьянских, 5 дв. бобыльских, пашни церковной по 5 четв. в поле, сена на пожне Поповке 80 копен.

По переписным книгам 1678 г. в селе Пировых Городищах значится двор монастырский, 8 дв. детенышей монастырских, 13 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время здесь 40 дворов).

В 1665 году в Пировский приход были приписаны жители деревень: Щекина, Секерина, Каширина, Головина и Марьина, бывшие дотоле в приходе к церкви Бориса и Глеба за Великим озером. Крестьяне мотивировали свой переход в другой приход тем, что «прежняя их приходская церковь от них отдалела и за великими водами и поп у них один за водяным путем со всякою церковною потребою ходить к ним не успевает, а во время половодья у них лежат больные многое время без исповеди и св. причастия и роженицы без молитвы».

В 1706 г. в Пировых Городищах был построен и освящен теплый деревянный храм во имя Св. прор. Илии, а в 1711 г. была построена вновь и церковь во имя преп. Сергия.

В 1806 году вместо этих двух деревянных церквей построен в Городищах существующий в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме три: главный – во имя преп. Сергия Радонежского, в приделах теплых – во имя Св. прор. Илии и в честь Рождества Пресв. Богородицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо достопримечательного по ценности или древности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (828 руб.), от служб и требоисправлений, от хлебного сбора с прихожан и земли церковной до 650 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 десят. 1,500 саж., пахотной 22 десят., сенокосной в пожнях Беляихе и Островце 11 десят.; на пахотную землю план общий с крестьянами.

Приход состоит из села Пировых Городищ и деревень: Федурникова102, Лапина103, Головина, Марьина, Щекина, Руделева, Логу, Каширина, Ярополченского оселка, Секерина и Липовской усадьбы; во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 721 душа мужеского пола и 806 женского, из них раскольников 11 душ.

В селе Пировых Городищах с 1889 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 29.

Преображенский приход

Погост Преображенский при безымянном ключе находится в 13 верст. от уездного города и в 118 от губернского.

Первые сведения о церкви в погосте Преображенском мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 136 (1628) г. отмечено: «церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего I. Христа в вотчине боярина князя Фед. Ив. Мстиславскаго княгини Ирины в Ярополческой волости на реке Клязьме на погосте».

По писцовым книгам 1653 г. при этой церкви значится 2 дв. поповых, дворы пономарев и просвирницын, 6 дв. церковных бобылей, в приходе двор помещиков, 257 дв. крестьянских, 3 дв. бобыльских; пашни церковной худые земли по 26 чети в поле, сена 100 копен.

По переписным книгам 1678 года на церковной земле значится уже только 3 дв. бобыльских.

Дальнейших сведений о Преображенской церкви и приходе не имеется до начала текущего столетия. Существующий здесь в настоящее время каменный храм построен в 1815 году на средства купца В. Иуст. Водовозова и крестьянина Як. Васильева. – Колокольня при нем перестроена в 1888–89 гг.

Престолов в этом храме три: главный – во имя Преображения Господня, в трапезе теплой – во имя Св. Николая Чудотворца и Живоначальные Троицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Своею древностью в церкви замечательны: небольшой серебряный вызолоченный крест с частицами св. мощей, напрестольное Евангелие, печатанное при патр. Никоне, служебник того же времени и рукописная (полууставом) книга Цветник.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: от служб и требоисправлений, земли церковной и процентов с причтового капитала (325 р.) – до 850 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 десят. 568 саж., пахотной 63 десят. 1,078 саж., неудобной под оврагами, на коей по местам растет мелкий лес и кустарник, 30 дес. 1,012 саж., сенокосной в разных пожнях значится по плану 17 десят., но в настоящее время ее не более 9½ десятин, остальная отмыта р. Клязьмою. План и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Олтушева (1 верста от церкви), Завражья (2 вер.), Горемыкина (1 вер.), Волкова (1 вер.), Брагина (3 вер.), Чернышева (5 вер.). Кудрявцева (3 вер.), Быльцына (3 вер.), Ларионова (8 вер.), Слободищ (9 вер.), Тарханова (7 вер.). Ботулина (7 вер.), Оксенова (5 верст), Ильиной горы (3 вер.), Рудильниц (2 вер.), Вантина (3 вер.), Илевников (4 вер.), Комлева (5 вер.), Шаулина (7 вер.), Ломок (8 вер.) и Реутова (7 вер.), всего 21 деревня; в них по клировым ведомостям числится 379 дворов, 1,275 душ муж. пола и 1,425 женского, из них раскольников 177 душ обоего пола.

При церкви имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 26.

В дер. Олтушеве имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 38.

Серапионовский приход

Погост упраздненная Серапионова пустынь при безымянном озере находится в 12 верстах от уездного города и в 118 от губернского.

Когда и кем основана эта пустынь, сведений о том не сохранилось. Имеется только описание этой пустыни от 1702 г.

«В Ярополченском стану Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею древяною, крест опаян белым железом, с двух сторон паперти, крыто тесом.

В церкви царския двери, сень и столбцы писаны на красках, по правую сторону царских дверей местные образы: Живоначальныя Троицы писан золотом и краски в киоте, на южных дверях св. муч. Антипы, далее – св. Иоанна Предтечи с житием, Положение Господа во гроб; по левую сторону – Владимирской Божией Матери в киоте, на северных дверях Арх. Михаила, далее – Рождества Богородицы, св. муч. Христофора; все образы писаны краски, пред ним 2 лампады да свеча древяная, налеп жестяной.

На налое образ Всех Скорбящих Радости с праздники, писано золотом и краски. Над царскими дверьми деисус с праздники 11 икон, паникадило медное об 11 шандалах.

В олтаре на престоле антиминс печатной, за престолом образ Пресв. Богородицы Казанския, а по другую сторону Николая Чудотворца; на жертвеннике сосуды оловянные, звездица медная.

Колокольня на столбе, на ней 3 колокола. В монастыре 13 келей – крыто драньем, в них живут: иеромонах Макарий, крылошанин, пономарь, проскуряк да 5 старцов; Государева денежного и хлебного жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаянием.

Вкруг тое пустыни по ограде мерою 150 сажен, а каменные и деревянные ограды и башен и пороху и свинцу и воинского снаряду и у врат монастырских караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого»104.

В 1764 г. пустынь эта была упразднена и церковь обращена в приходскую.

В 1829 году вместо деревянной церкви построен был существующий здесь в настоящее время каменный храм. Колокольня при нем деревянная, построена в 1847 году.

Престолов в храме два: главный – во имя Живоначальные Троицы, в приделе теплом – во имя Корсунской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых изображений, имеющихся в церкви, обращают на себя внимание: резная на деке икона Корсунской Божией Матери, в серебряной золоченой ризе, украшенной жемчугом, икона почитается чудотворною, высеченный на камне Животворящий Крест, резное изображение главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца Можайского.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб., от служб и требоисправлений и земли церковной до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: под пастбищем, сенокосной и усадебной 5 десятин 1,228 саж., в Казачьем рукаве сенокосной 2 десят. 1,866 саж., на Порзамском истоке сенокоса 1,500 саж., на истоке Юге пахотной и сенокосной, частию поросшей лесом и кустарником, 25 десят. 804 саж. – План и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Круглиц (5 верст от церкви), Порзомки (3 вер.) и Кобякова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 344 души мужеского пола и 375 женского.

В дер. Порзомке имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 30.

Старозамотринский приход

Старозамотринский погост близ речки Мотри находится в 40 верст. от уездного города и в 110 от губернского.

До настоящего разделения Владимирской губернии на уезды Старозамотринский приход входил в состав Муромского уезда и церковь погоста принадлежала к Муромско-Рязанской епархии.

По писцовым книгам Муромского уезда 1628–30 гг., «погост Николы Чудотворца Стараго на р. Мотре значится за кн. Одоевским, дан был в вотчину Ив. Ник. Одоевскому за Московское осадное сиденье; на погосте была церковь Николая Чудотворца и другая церковь св. муч. Флора и Лавра древяны клецки – строение мирское, а церковные украшения и утварь помещиковы; при церкви 2 священника, пономарь и просвирня, 5 дв. церковных бобылей, пашни церковной по 40 четв. в поле, сена 50 копен и лесу непашенного 20 десятин».

В окладных книгах Рязанского епископа за 1676 г. мы находим следующие сведения о Замотринском приходе. «В погосте Замотренском церковь Николая Чудотворца: при ней два священника, пономарь и просвирня да приходских 13 двор. крестьянских и 2 бобыльских. Деревня Черткова. в ней двор помещиков, двор прикащиков, 29 дв. крестьянских и 14 бобыльских (в 1628–30 г. г. деревня эта была за бр. Елизаровыми, в ней был двор вотчинников, двор прикащиков, двор людской и 25 крестьянских, а в настоящее время здесь 71 двор), сельцо Никольское, Чертково тож, в нем двор помещиков, 5 дв. крестьянских и 4 бобыльских, д. Иванкова, – 18 дв. крестьянских и 5 бобыльских (ныне здесь 51 двор), д. Алешкова, в ней двор помещиков, 8 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1628–30 г. Алешково значится старинною вотчиною Голохвастова. в нем двор вотчинников и 10 крестьянских, а ныне здесь 21 двор), д. Федотово – 4 дв. крестьянских, сельцо Курбатово, в нем двор помещиков, 4 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Конопьева – 6 дв. крестьянских н 2 бобыльских, д. Рылиха – 2 дв. крестьянских и 1 бобыльский. д. Куркова, в ней двор прикащиков, 7 дв. крестьянских и 5 бобыльских (ныне здесь 45 дворов), д. Михальчукова – 9 дв. крестьянских и 4 бобыльских, (ныне здесь 81 двор), д. Таранова – 23 дв. крестьянских и 9 бобыльских, д. Васина – 14 дв. крестьянских (обе эти деревни принадлежат ныне к Святскому приходу Гороховецкого уезда), д. Татарова 16 дв. крестьянских и 2 бобыльских, д. Нуля – 12 дв. крестьянских и 1 дв. бобыльский (эти деревни ныне в Татаревском приходе Горохов. уезда).

Земли церковной по поповой сказке по 30 четв. в поле.

Дальнейших сведений о Замотринской церкви и приходе не имеется до начала текущего столетия. К 1825 г. вместо деревянных церквей построен на погосте существующий в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме два: холодный – во имя Св. Николая Чудотворца, в приделе теплом во имя св. муч. Флора и Лавра.

Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно, чего-либо достопримечательного по древности или ценности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и земли церковной до 700 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 4 десят. 540 саж., пахотной 137 десят. 520 саж., сенокосной 12 десят. 2,288 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Куркова (1 вер. от церкви), Черткова (1½ вер.), Иванькова (6 вер.), Алешкова (7 вер.), Петровской (4 вер.) и Михальчукова (1 вер. Гороховецк. уезда); в них по клировым ведомостям числится 994 души муж. пола и 1,207 женского.

На погосте с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 32.

Успенский приход

Погост Успенский на р. Суворще находится в 17 верстах от уездного города и в 105 от губернского.

Первые документальные сведения о церкви Успенского погоста имеются в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечено: «церковь Успения Пречистые Богородицы в вотчине боярина кн. Федора Ив. Мстиславскаго княгини Ирины в Ярополчи на р. Суворщи».

Успенскою церковь именуется в патриарших окладных книгах до 1746 г., только в одном документе 1730 года названа Троицкая церковь Успенского погоста. Но из надписи на сохранившемся в церкви напрестольном Евангелии видно, что уже в 1664 году на погосте была другая церковь Пресвятые Троицы. Была ли это отдельная церковь или придел при Успенской церкви, из надписи не видно. – В действительности, на погосте с глубокой древности существовала каменная церковь Пресв. Троицы с приделом во имя Успения Божией Матери. – Когда и кем построена была эта церковь, сведений о том не сохранилось. С достаточною вероятностью можно предполагать так: первоначально на погосте была построена церковь в честь Успения Божией Матери, отчего погост назван Успенским и так церковь записана в патриарших книгах; затем построена каменная церковь во имя Св. Троицы, но в окладных книгах церковь писалась по-прежнему, как это бывало во многих других случаях.

В Троицкой церкви первоначально было два престола рядом во имя Св. Троицы и Успения Божией Матери. Около 1742 г. Успенский придел был упразднен и к северной стороне трапезы была приложена небольшая теплая церковь, которая была освящена в честь Успения Божией Матери. В половине текущего столетия эта церковь была разобрана и вместо нее приложена к Троицкому храму обширная трапеза с двумя в ней приделами. – Таким образом Троицкий храм утратил свою первоначальную форму и внутренние его украшения принадлежат уже позднейшему времени.

Престолов в нем три: главный во имя Живоначальные Троицы, в трапезе во имя св. прор. Илии и в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Рядом с Троицким ныне теплым храмом в 1826–38 г.г. построен на погосте другой каменный храм холодный. Каменная колокольня построена при Троицком храме в 1860 г.

Престолов в холодном храме также три: главный – в честь Успении Божией Матери, в приделах в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами Смоленская икона Божией Матери, копия с иконы того же имени, взятой в 1787 г. во Владимирский Успенский собор105. За престолом Троицкой церкви стоит довольно большой Животворящий крест в серебряной ризе, писан он в 1619 г. по обещанию иереем Василием Еремеевым. Сохранилось напрестольное Евангелие с надписью: «сию книгу приложил к Живоначальной Троице и Успению ко Пречистей Богородице поп Михайло с семейством своим.... 1664 года». Другое Евангелие – печати 1699 г. приложено в 1721 г. свящ. Димитрием Иван.. Триодь постная печат. в 1605–607 г. с надписью по листам: «приложил сию книгу ко Пречистой Прокофей Иванов прозвище Буркаш лета 7118».

Причта в приходе по штату положено – три священника, диакон и три псаломщика. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и от земли церковной до 1,550 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 6 десят. 455 саж., сенокосной 15 десят. 928 саж., пахотной 90 десят. 300 саж., под мелким лесом 8½ десят. и неудобной 3 десятины. Земля эта значится в плане, общем с крестьянами.

Приход состоит106 из погоста Успенского (в нем 40 дв. крестьян) и деревень: Деминской (6 вер. от церкви)107, Крапивнова (6 вер.)108, Колошихи (6 вер.), Алешинской (7 вер.)109, Малого Филисова (7 вер.)110, Завражного Филисова (6 вер).111, Горного Филисова (6 вер.)112, Яма (6 вер.)113, Селифонова (5 вер.)114, Буркова (5 вер.), Афонинской (5 вер.), Лапина (5 вер.)115, Холуя (3 вер.)116, Паустова (8 вер.)117, Палкова (3 вер.), Стряпкова (4 вер.), Роговской (4 вер.)118, Климовской (4 вер.)119, Жолобова (4 вер.), Зверевки (4 вер.), Арменова (4 вер.), Ждановки (2 вер.). Митинской (2 вер.), Бородина (2 вер.), Захаровки (½ вер.), Глинищ (2 вер.), Зеленцова (5 вер.), Головастова (2 вер.), Ромашева (2 вер.), Васенина (5 вер.), Третьякова (5 вер.), Крутых (4 вер.), Воробьевки (5 вер.), Афанасьева (7 вер.) и Сосенок (7 вер.), – всего погост и 85 деревень; в них по клировым ведомостям числится 880 дворов, 3,216 душ мужеск. пола и 3.451 женского, из них раскольников 19 душ.

На погосте с 1877 г. существует земская народная школа, а с 1886 г. – церковно-приходская; учащихся в 1897 г. было в первой 58, а во второй 65.

Ярцевский приход

Церковь на Ярцевской фабрике, находящейся в 1 версте от города Вязников, построена хозяином фабрики Н. Ф. Демидовым и его наследниками в 1879–86 г.

Церковь каменная, при ней временная деревянная колокольня; престол один во имя Преображения Господня.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Причт при церкви состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (7,860 руб.), от служб и требоисправлений и земли церковной до 700 руб. в год. Помещение для членов причта отводится товариществом фабрики.

Земли при церкви: пахотной удобной 66 десят. и неудобной 24 десят.; план и вводный акт на землю имеются.

Приход составляется из служащих и рабочих на фабрике, коих более 2,000; постоянных прихожан нет.

При фабрике с 1879 г. открыта начальная школа; учащихся в 1897 г. было 92.

* * *

83

См. Звиринский – Материалы для исследования о монастырях в Российской империи т. II № 926.

84

По патриаршим окладным книгам в Ярополченской волости в вотчине Григ. Борисова значится под 1628 г. село Федосьино, а в нем церковь Покрова Пресв. Богородицы. – В 161 (1653) г. при этой церкви причта не было; в приходе были дв. вотчинников и 31 дв. крестьянский. Церковь отмечалась в этих книгах до 1746 г. Когда она упразднена, сведений не сохранилось. В настоящее время в Федосьине есть деревянная старой постройки часовня.

85

В настоящее время Никологорье называется погостом только по своему прошлому, в действительности же это большое торговое село (138 дворов); село это образовалось из бобылей, живших уже в XVII в. на церковной земле.

86

По переписным книгам 1678 года в д. Черной горе было 19 двор., а в настоящее время 27 дворов.

87

В 1678 г. в Ерофееве было 16 двор., а ныне 29 двор.

88

В 1678 г. в Степкове было 10 двор., а ныне 15 двор.

89

В 1678 г. в Наместове было 10 двор., а ныне 29 двор.

90

В 1678 г. в Михалишках было 8 двор., а ныне 19 двор.

91

В 1678 г. в Серкове было 8 двор. и ныне тоже.

92

В 1678 г. в д. Маловской было 6 двор., а ныне 21 двор.

93

В 1678 г. в Желнине было 20 двор., а ныне 32 двор.

94

По переписным книгам 1678 г. в Воронине значится 16 дворов, а ныне здесь 27 дворов.

95

В 1678 г. в Синяткине было 10 двор., а ныне 22 двор.

96

В 1678 г. в Васькине было 11 двор., а ныне 16 двор.

97

В 1678 г. в Березовке было 8 двор., а ныне 0 двор.

98

В 1678 г. в Пивоварове было 10 двор., а ныне 15 двор.

99

В 1678 г. в Мочалищах было 7 двор., а ныне 9 двор.

100

В 1678 г. в Суворове было 10 двор., а ныне 11 двор.

101

В 1678 г. в Антонове было 9 двор., а ныне тож.

102

По переписным книгам 1678 г. в дер. Федурникове значится 7 двор., а ныне здесь 11 дворов.

103

В 1678 г. в Лапине было 3 двора, а ныне 18 дворов.

104

Подлинное описание в делах Монастырского приказа – № 18.

105

Икона Смоленской Божией Матери в Троицкий храм поставлена была по обету помещиком Римским-Корсаковым. Скоро она прославилась в окрестности чудотворной: в Успенский погост стекалась масса богомольцев, икону носили по окрестным селам. Когда это дошло до сведения Епархиальной власти, икона из Троицкого храма взята была во Владимир.

106

По писцовым книгам 161 (1653) г. при церкви Успенского погоста было 7 священников, дьякон, пономарь и просвирня, церковных бобылей 5 дворов, в приходе 776 дв. крестьянских, пашни церковной «худые земли» 130 чети, сена 10 копен.

107

По переписным книгам 1678 г. в д. Деминской было 9 двор., а в настоящее время здесь 14 двор.

108

В 1678 г. в Крапивнове 12 дворов, а ныне 13 двор.

109

В 1678 г. в Алешинской было 7 двор., а ныне 23 двор.

110

В 1678 г. в Мал. Филисове было 7 двор., а ныне 18 двор.

111

В 1678 г. в Завражном было 5 двор., а ныне   14 двор.

112

В 1678 г. в Горн. Филисове было 10 двор., а ныне 15 двор.

113

В 1678 г. в Яму было 11 двор., а ныне 33 двор.

114

В 1678 г. в Селифонове было 10 двор., а ныне 21 двор.

115

В 1678 г. в Лапине было 7 двор., а ныне 13 двор.

116

В 1678 г. в Холуе было 23 двор., а ныне 44 двор.

117

В 1678 г. в Паустове было 11 двор., а ныне 41 двор.

118

В 1678 г. в Рогове было 20 двор., а ныне 50 двор.

119

В 1678 г. в Климовской было 14 двор., а ныне 26 двор.

Комментарии для сайта Cackle