В.Березин, В.Добронравов

Второй благочиннический округ

В состав сего округа входят церкви следующих сел: Антилохова, Великова, что на Тальше, Веретева (пог.), Вознесенья, что в Медвежьем углу, Горок, Дмитриевского (пог.), что в Пропастищах, Меховиц, Петровского, Польки, Плеща, Ряхова, Старо-Никольского (пог.), Седикова, Троицкого (пог.), Тынцов, Усолья, Филяндина, Яковлева и Эдемского.

Антилохово

Село Антилохово, при пруде и колодцах, находится от уездного города в 17 верстах.

Описываемое село весьма древнего происхождения; в первый раз оно упоминается в письменных документах XVI столетия, но основание его относится, несомненно, к более раннему времени. Из документов, помещенных в описи Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год, видно, что село Антилохово в первой половине XVI столетия принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю; но потом (неизвестно – когда) «из монастыря было взято и отдано в раздачу», так что во второй половине XVI столетия в упомянутых документах владельцами села значатся: князь Филипп Шеховской с братьями и князь Сила Григорьевич Гундоров, а по смерти последнего – княгиня Ульяна Гундорова. В 1587 году Царь Федор Иванович снова возвратил монастырю его старую вотчину и в описи монастыря 1660 г. царская жалованная грамота под № 211 записана так: «Грамота Государя Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича всея Русии 95 (1587) году за приписью дьяка Елизарья Вылузгова Володимерскаго уезду Стародубо-Ряполовскаго на монастырское на старое село Антилохово, что было из монастыря взято и отдано в раздачу»42 – В описи монастыря 1696 года записано: «С села Антилохова взято со крестьян с 8 вытей с полуторы осьмухи 8 рублей, 6 алтын, полторы деньги; платил Еремка Микитин»43. Во владении означенного монастыря Антилохово, вероятно, оставалось до 1764 г., когда монастырские населенные имения были отобраны в казну.

В селе в настоящее время существуют две каменные церкви: холодная и теплая; при них колокольня и ограда каменные же.

Холодная церковь построена в 1828 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Теплая церковь построена в 1804 году – также усердием прихожан. Престол в ней – в честь Св. Великомученика Феодора Стратилата.

Церкви принадлежит дом, в котором помещается церковная сторожка и земское народное училище.

Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей с 1825 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 году, – хранится в церкви.

Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Земля значится в общем с крестьянами плане.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 41 руб. 75 коп., от земли 11 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 350 руб., а всего в год 432 р. Дома причт имеет собственные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Боровиха, Горьково, Мансуриха, Бражки и Петухово; расстоянием от церкви деревни не далее 2 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 129, душ мужеского пола 374 и женского пола 401 душа.

В селе имеется земское народное училище и помещается в вышеупомянутом церковном доме.

Великово, что на Тальше

Село Великово расположено на речке Тальше и находится от уездного города в 20 вер., а от губернского в 60 верстах.

В настоящее время в селе существует каменная церковь, построенная в 1831 году тщанием прихожан; при ней колокольня и ограда каменные же.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Грузинской Божией Матери и в теплом приделе: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. муч. Параскевы.

Из священных церковных предметов заслуживают особенное внимание: а) два сребропозлащенные креста, из коих в одном, находятся частицы св. мощей мучеников Сергия и Поликарпа; б) икона Святителя и Чудотворца Николая также с св. мощами; в) древняя икона Грузинской Божией Матери, и г) хрустальный потир.

Церкви принадлежит деревянный двухэтажный дом, крытый железом, на каменном фундаменте; в верхнем этаже его помещается школа с квартирою для учителя, а в нижнем – церковная сторожка и ночлежный приют.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических ведомостей с 1802 г. и исповедные росписи с 1823 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. – хранится в церкви.

Земли при сей церкви: усадебной две десятины, сенокосной 3 десятины, пахотной 23 десятины и неудобной 7 десятин. План на землю имеется.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: за требоисправления 500 руб., от хлебных и других сборов 30 руб., от земли 80 руб. и процентов с причтового капитала 30 руб. 40 коп., а всего в год 640 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Арефино, Вакурино, Ступино и Балнышево; расстоянием сии деревни от церкви не далее 2½ верст. Всех дворов в приходе 165, душ мужеского пола 619 и женского пола 738 душ.

С 1887 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в верхнем этаже вышеупомянутого церковного дома.

Веретево погост

Погост Веретево, при колодцах, от уездного города находится в 27 верстах и от губернского города в 50 верстах.

Веретево, или Никольский на Веретее погост, в старинных документах значится вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря и принадлежало ему еще в XVI столетии. Монастырь имел подтвердительные жалованные грамоты на право владения Веретевым Царя Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Царя Михаила Феодоровича, от 1623 года. В последней «жалованной грамоте Покровскому монастырю» написано: «положили оне (игуменья Ульянея и сестры) пред нами Царя Василия Ивановича жалованныя четыре грамоты 114 года...» А в третьей жалованной грамоте написано: «вотчина их монастырьская, в Володимерском уезде, волость Талецкая, а в ней погост, а на погосте церковь Николы Чудотворца да теплая церковь Ильи Пророка, а к тому погосту деревень: деревня Ряхово, деревня Денисово, деревня Лушки, на речке Возотме, деревня Волково, деревня Скородня, деревня Заозерье, деревня Хмелники над Кладковым болотом, деревня Чертовик, деревня Боблово на болоте на Боблове на обе стороны, деревня Ивишенево, деревня Мишино, на речке Ивешеневе, деревня Сереброво, деревня Леженица на реке на Ступице, деревня Ступино на речке на Ступенке, деревня Ямное на Веретеях, деревня Парфеново на речке на Секше, деревня Тынцово на речке Секше, деревня Скалозубово на речке на Секше, деревня Хмелники, починок Елхов Мокрецо, пустошь Истопниче... и Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович Покрова Пречистыя Богородицы девича монастыря игуменью Ульянею с сестрами пожаловали, велели те прежния жалованныя грамоты переписати на наше Государево имя»44. Вотчиной Покровского монастыря Веретево, вероятно, оставалось до 1764 года.

Николаевская церковь погоста Веретева в окладных патриаршего казенного приказа книгах 1628 года записана так: «церковь Николы чудотворца в Талшеской волости в Веретеи на погосте в вотчине Покровскаго девича монастыря, что в Суздале, дани двадцать деветь алтын пять денег»; а под 1653 годом в тех же книгах имеются следующие сведения о состоянии прихода: «161 г. у Николаевской церкви на погосте Веретеневе дв. попов, дв. пономарев, дв. просвирницын, крестьянских 108 дв., бобыльских 21 дв., пашни церковныя паханыя середния земли 14 чети в поле, а в дву по тому ж, сена промеж поль и по речке по Вотемке 20 копен». «По новому дозору 164 г. положено на Николаевскую церковь дани 2 рубля 26 алтын 3 денги заезда гривна»; в этом размере, как показывают записи в указанных книгах, церковь платила дань до 1746 года45. Николаевская холодная и Ильинская теплая церкви, зданием деревянные, существовали в погосте до 1802 года; а в этом году за ветхостию были разобраны и, вместо них, усердием прихожан построена ныне существующая каменная двухэтажная церковь и освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери. При церкви колокольня, ограда и сторожка каменные же.

В церкви три престола: в холодном верхнем этаже – в честь Смоленской иконы Божией Матери и придельный престол – во имя Св. Пророка Илии, в теплом низшем этаже престол во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1825 г. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – также хранится в церкви.

Земли при церкви имеется 145 десятин 1,075 кв. саж., из коих усадебной 3 десятины, пахотной 38 десятин, сенокосной 34 десятины и под лесом и кустарником 70 десятин. Документы на землю имеются и хранятся в церкви.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: проценты с капитала в 2,445 руб., за требоисправления 948 руб., от земли 50 руб., от сборов хлебом 12 руб. и дров из церковного леса на 40 руб., а всего в год до 1,050 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

В приходе следующие деревни: Шелухино, Ивановская, Высоково, Лужки, Палушино и Гусево. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними нет. Дворов в приходе 231, душ мужеского пола 692 и женского пола 766 душ.

В погосте имеется церковно-приходская школа и помещается в церковной сторожке.

Вознесение, что в Медвежьем углу

Село Вознесение расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 80 верстах, а от губернского города в 65 верстах. – Со второй половины XVI столетия и до 1764 г. Вознесение с деревнями было вотчиной Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря46.

В селе Вознесенье существуют две каменные церкви: холодная и теплая. – Холодная церковь сооружена усердием прихожан в 1800 году; престол в ней один – в честь Вознесения Господня. Время построения теплой церкви не известно; престолов в ней три: во имя Святителя и Чудотворца Николая, во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского (построен в 1884 году) и во имя Св. Пророка Илии (построен в 1842 г.).

Колокольня и ограда при церкви каменные.

Церковные документы: копии метрических книг с 1802 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 г. и хранится в церкви.

Церкви принадлежат здания: каменная часовня при деревне Тепляках, устроенная купцом Н. Т. Дербеневым в память чудесного избавления Государя Императора Александра III от опасности 17 октября 1888 года, и деревянная, на каменном фундаменте, однопрестольная Казанская церковь, построенная в 1887 году усердием прихожан на сельском кладбище.

Земли при церкви: усадебной 3¼ дес., пахотной 23 десят. и сенокосной 10 десятин 750 кв. саж., но из них до 8 десятин неудобной болотистой земли. Документы на землю имеются и хранятся в церкви.

Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание свое причт получает: процентов с церковного капитала 160 р., от земли 190 руб., от сбора хлебом 50 руб. и за требоисправления 1,500 руб., а всего в год 1,900 руб. Дома у причта собственные.

Приход: село и деревни: Щаповка, Сельцо, Нова, Щапино, Агрофенино, Куницыно, Скоморохово, Струбово, Захарцево, Большое Высоково, Малое Высоково, Постылово, Куземкино, Объедово, Лопатино, Романка, Клетищи, Мощенка, Тепляки и Ростилково. Расстоянием означенные деревни от церкви находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 401, душ мужеского пола 1,512 и женского пола 1,637 душ.

В селе существуют две земские школы – мужская и женская.

Горки

Село Горки, при пруде, находится от уездного города в 20 верстах и от губернского города в 45 верстах. – В старинные времена село принадлежало частным владельцам; так, во второй половине XVII и в начале XVIII столетия оно было вотчиной помещиков Троханиотовых; а в 1738 году оно значится во владении командира Никиты Петровича Вильбоа.

В первый раз церковь в селе построена, как видно из окладных патриаршего казенного приказа книг, в 1679 г. усердием помещика Александра Иванова Троханиотова и освящена была в честь Святые Живоначальные Троицы; причта при новопостроенной церкви положено было: «поп, пономарь и просвирница»; на содержание причта строитель храма из своих земельных дач отмежевал: «10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 20 копен»; при церкви первоначальный приход составляли: «дв. попов, дв. понамарев, дв. просвирницын, дв. вотчинников, 20 дв. крестьянских средних и 7 дв. бобыльских», – итого 81 двор: но в 1708 г., как видно из переписных книг патриаршего приказа, приход состоял уже из 48 дворов; в 1720 году к Троицкой церкви причислены были еще две деревни Берково и Остров, купленные новым владельцем села Горок, сыном и наследником умершего храмоздателя, стольником Романом Александровым Троханиотовым у княгини Марфы Степановны Черкасской; означенные деревни состояли в приходе отдаленного от них села Ковалева; отдаленность и неудобство сообщения с церковию были причиною перечисления Беркова и Острова к селу Горкам, более к ним близкому расстоянием .

Троицкая церковь со времени своего основания по 1746 год в Патриарший казенный приказ, а потом, с упразднением патриаршества, в Синодальный казенный приказ, дани платила рубль 15 коп.

Первоначальная Троицкая церковь, зданием деревянная, холодная, существовала в селе до конца тридцатых годов XVIII столетия; а к этому времени так обветшала, что богослужение в ней стало невозможным; об этом приходский поп Иван Михайлов в Синодальный казенный приказ в 1738 г. июня 12 дня так писал: «церковь Живоначальные Троицы ныне имеется весьма ветха и божественной службы отправлять ни как не возможно», при этом означенный поп просил разрешения вместо ветхой церкви «построить вновь на том же месте церковном деревянную холодную ж церковь во имя прежде бывый храм Живоначальныя Троицы, и чтоб указом повелено было о строении той Троицкой церкви дать указ». Указ о строении новой деревянной Троицкой церкви дан был попу Ивану Михайлову в том же 1738 году июня 16 дня. Вновь построенная церковь стояла в селе до 1801 года, а в этом году, вместо нее, усердием прихожан построена ныне существующая каменная церковь и освящена в прежнее наименование – в честь Святые Живоначальные Троицы. Церковь эта первоначально имела один престол, холодный; но потом, в 1864 году, к ней пристроена была теплая церковь с двумя престолами: в честь Корсунской иконы Божией Матери и в честь Св. Великомученика Дмитрия Солунского. – В этом виде церковь существует и в настоящее время.

Колокольня и ограда при церкви каменные.

Церкви принадлежат два здания: а) деревянная, на каменном фундаменте, часовня, устроенная на кладбище в 1889 г. в память 17 октября 1888 года и деревянный, на каменном фундаменте, дом, в котором помещается церковная сторожка и земское народное училище.

Земли при Троицкой церкви: усадебной 1 десятина 1,800 кв. саж. и пахотной 33 десятины, в том числе неудобной 3 десятины; сенокосной церковной земли нет, но имеется таковая дарственная в количестве 6 десятин; кроме того, с 1830 года находится во владении одного священника подаренная генеральшей Шуваловой пожня в одну десятину по берегу озера Ореховца. Церковная земля значится в общем с сельскими крестьянами плане.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1869 году, – хранится в церкви.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: от земли 10 руб., от сбора хлебом 15 руб. и за требоисправления 800 руб., а всего в год 825 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Волковойна, Берково и Мишнево. Деревни находятся от церкви не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 264, душ мужеского пола 1,089 и женского пола 1,126 душ.

Кроме вышеупомянутого земского училища в селе, имеется школа грамоты в дер. Волковойне.

Дмитриевский погост, что в Пропастищах

Дмитриевский погост, при колодцах, от уездного города находится в 16 верстах, а от губернского в 55 верстах.

Первые исторические известия о церкви сего погоста не восходят далее первой половины XVII столетия; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 148 (1635) годом записано: «церковь Дмитрея Селунскаго, что на Пропастищах, дани три алтына две деньги»; а под 161 (1653) годом о состоянии причта и прихода Дмитриевского показано: «у сей церкви дв. попов, дв. дьячков, дв. пономарев, бобыльских 2 дв., да в приходе дв. вотчинников, дв. помещиков, крестьянских 81 дв., бобыльских 2 дв.»; на содержание причта имелось: «пашни церковные паханые середния земли 11 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по р. по Клязьме под двором подле усадьбы да по реке по Нармече 30 копен». – «По новому дозору Семена Извольскаго в 164 (1656) году дани положено на церковь рубль 26 алтын, 2 денги, заезда гривна»; а в 200 (1692) году эта дань была увеличена до 2 рублей 44 копеек.

Дмитриевская церковь XVII столетия зданием была деревянная и существовала в погосте до 1737 года, а в этом году сгорела; поэтому в следующем 1788 году построена была новая деревянная церковь и освящена в прежнее наименование – в честь Св. Великомученика Дмитрия Солунского. В 1812 году, вместо деревянной церкви, средствами прихожан сооружена ныне существующая каменная церковь, с таковою же колокольнею и оградою.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Владимирской иконы Божией Матери и в теплых приделах: во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского и во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Церкви принадлежат следующие здания: а) дом деревянный, занимаемый священником; б) каменная сторожка и, в) простая деревянная изба, – ветхая.

Земли при сей церкви: пахотной 55 десятин, из коих половина поросла лесом, сенокосной 11 десятин и под лесной порубью 48 десятины. Планы на землю имеются и хранятся в церковной ризнице.

Копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – также хранится в церкви.

Причт: священник и псаломщик. – На содержание свое причт получает: процентов с причтового капитала 826 р. 65 к., от земли 12 р., за требоисправления 427 р. и дров на отопление из церковного леса на 40 р., а всего в год 805 р. 65 коп.

Приход составляют две деревни: Новки и Шухурдино; дворов в них 92, душ мужеского пола 265 и женского пола 297 душ.

В погосте и дер. Шухурдине имеются школы грамоты.

Меховицы

Село Меховицы находится от уездного города в 21 версте, от губернского в 65 верстах, расположено на реке Уводи. – В XVII столетии село принадлежало фамилии князей Гундоровых; а в конце XVIII ст. и в начале ХIХ ст. владельцами села были помещики Зубовы.

Церковь в селе исстари существует в честь Преображения Господня; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она так записана: «церковь Преображение Спасово в селе Меховичах в поместье князя Ивана Гандурова с сыном с Семеном дани двадцать один алтын десятилничих и заезда алтын». – «161 (1653) г. а по новому дозору положено дани 2 рубли заезда гривна». – «180 (1672) г. ся церковь отдана Суздальскому архиепископу, впредь не писать». – В XVII и XVIII столетиях церковь зданием была деревянная.

В 1790 году, вместо деревянной церкви, усердием прихожан построена ныне существующая каменная холодная церковь с таковою же колокольнею.

Престол в ней один – в честь Преображения Господня. В 1810 году помещик Н. В. Зубов своими средствами построил отдельную каменную же теплую церковь с престолом во имя Святителя и Чудотворца Николая.

При церкви сей имеется земли: усадебной 1,800 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Документов на землю не имеется.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 году, – хранится в церковной ризнице.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 57 р., от земли 10 р. и за требоисправления 423 р., а всего в год 490 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Маткино, Нивы, Манцуриха. Просяново, Полом, Карпово и Балбора. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 156, душ мужеского пола 565 и женского пола 542 души.

В селе существует церковно-приходская школа и помещается в деревянном, на каменном фундаменте, доме, построенном в 1886 году.

Петровское

Село Петровское расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 82 верстах, а от губернского в 80 верстах.

В настоящее время церковь в селе каменная, двухэтажная; построена в 1790 году средствами помещика подполковника Александра Алексеевича Скриницына. Колокольня при церкви каменная.

В церкви три престола: в верхнем холодном этаже – в честь Святые Живоначальные Троицы, в нижнем теплом этаже: в честь Успения Божией Матери и во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невскаго.

Из св. икон, имеющихся в церкви, заслуживают особенное внимание по богатству украшения следующие: а) икона Боголюбивой Божией Матери в серебряной ризе с сребропозлащенными венцами, осыпанными драгоценными камнями; весу в ризе 1 п. 2 ф. 69 зол.; б) икона Божией Матери Троеручицы в сребропозлащенной ризе, украшенной драгоценными камнями; весу в ризе 2 ф. 22 зол.; в) икона Феодоровской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, украшенной драгоценными камнями; весу в ризе 10 ф.; г) икона Святые Живоначальные Троицы в серебряной ризе с сребропозлащенными венцами; весу в ризе 14 фунтов.

При Троицкой церкви земли: усадебной одна дес. 850 кв. саж., сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Документов на землю не имеется.

Копии метрических книг и исповедных росписей с 1800 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – хранится в церкви.

Причта положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает до 917 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.

Приход: село и деревни: Волотово, Белавино, Елохово, Онуфриево, Большое Ростилково, Малое Ростилково, Калинино, Самушино, Станки и Стафурово. Расстоянием от церкви указанные деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 248, душ мужеского пола 748 и женского пола 825 душ.

В селе существует церковно-приходская школа и помещается в доме, построенном прихожанами в 1884 году.

Польки

Село Польки, при речках Варжавке и Дмитровке, от уездного города находится в 28 верстах, а от губернского в 70 верстах.

Существующая в селе церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1803 году усердием прихожан.

Престолов в ней два: в холодной – в честь Владимирской иконы Божией Матери и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая (устроен в 1862 году).

Церкви принадлежат здания: две каменные часовни в деревнях: Нивках и Кишкине, устроенные в намять спасения жизни Императора Александра II 4 апреля 1866 года; две каменные часовни в деревнях: Лядинихе и Филине, устроенные в память избавления от смерти Царской Семьи 17 октября 1888 года; каменный дом, в котором в настоящее время помещается церковная сторожка и земское народное училище.

Земли при церкви: усадебной 3 десятины и пахотной 33 десятины. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви.

Копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – также хранится в церкви.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причта получается: процентов с причтового капитала 28 руб. 88 коп., от земли 20 руб., от сбора хлебом 33 р. и за требоисправления 650 р. 28 коп., а всего в год 727 р. 16 коп. Дома члены причта имеют собственные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Кишкина, Нивки, Юшково, Сувориха, Лядиниха, Ботвино и Филино. Расстоянием от церкви указанные деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 218, душ мужеского пола 624 и женского пола 691 душа.

Кроме вышеупомянутой земской школы, в селе имеется школа грамоты, открытая в 1892 году.

Плесец

Село Плесец, на реке Уводи, находится от уездного города в 7 верстах, а от губернского в 60 верстах. – Село было вотчиной Нижегородского Печерского монастыря. Первые исторические известия о церкви сего села относятся к началу XVII столетия и находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 136 (1628) годом записано: «церковь великого чюдотворца Николы в селе Плесце в вотчине Печерскаго монастыря что в Нижнем дани девяднадцать алтын»; а под 161 (1653) годом в означенных книгах о состоянии прихода при Николаевской церкви показано: «у сей церкви дв. попов, дв. дьячков, дв. пономарев, дв. просвирнин, бобыльских 4 дв., да в приходе дв. монастырской, дв. служек, крестьянских 130 дв., бобыльских 5 дв.»; на содержание причта положено было: «пашни церковные паханые середния земли 10 чети в поле, а в дву по тому ж, сена на пожне Трестухе по реке по Увоти да по Каменке, да на пожне Пономаревской возле Белого озера да на пожне возле круглых озерков 20 копен, да дача бывших властей источек Ярдовской рыбныя ловли в реке Увоти – «164 г. а по новому дозору положено дани 2 рубли 17 алт. с денгою заезда гривна». – Во второй половине XVII столетия в селе существовали две деревянные церкви: холодная в честь Святителя и Чудотворца Николая и теплая в честь Казанской иконы Божией Матери. К концу означенного столетия Николаевская церковь оказалась настолько ветхою, что богослужение в ней стало невозможным; поэтому прихожане в 1698 году построили новую деревянную церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая47.

В 1798 году, вместо деревянной церкви, усердием прихожан сооружена каменная церковь, с таковою же колокольнею и оградою.

В настоящее время в сей церкви имеются три престола: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери и в двух теплых приделах: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя св. апп. Петра и Павла.

Казанской церкви принадлежат здания: каменная сторожка и деревянный амбар с погребом.

Земли при церкви: усадебной 3 десятины 1,896 кв. саж., пахотной 82 десят. 508 кв. саж. и сенокосной 21½ десятины.

Копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1854 году и хранится в церкви.

Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание свое причт получает: от земли 310 р., от сбора хлебом 50 руб. и за требоисправления 1,118 р., а всего в год до 1,481 р. Дома у священно-церковнослужителей собственные и построены на церковной земле.

Приход: село и деревни: Малышево, Самгино,48 Кизляново, Малыгино,49 Кузнечиха, Федулово,50 Верхутиха, Базимово, Сергейцево, Ручье и Побочнево51. Расстоянием означенные деревни от приходской церкви находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 389, в них душ мужеского пола 1,500 и женского пола 1,655 душ; сверх того раскольников душ мужеского пола 2 и женского пола 11 душ.

Ряхово

Село Ряхово, при колодцах, находится от уездного города в 30 верстах и от губернского в 45 верстах. – До 1861 года Ряхово было деревней прихода села Веретева.

В старинных документах Ряхово в первый раз упоминается в «жалованной грамоте Суздальскому Покровскому женскому монастырю Царя Василия Иоанновича, от 1606 года», из которой видно, что деревня Ряхово принадлежала означенному монастырю еще при Царе Иоанне Грозном; но кем и когда была пожертвована монастырю, – неизвестно. Покровский монастырь имел на деревню Ряхово жалованные подтвердительные грамоты от Царя Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Царя Михаила Феодоровича, от 1623 года52.

Церковь построена в 1861 году усердием братьев купцов Швецовых; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Св. Великомученицы Параскевы (освящен 29 окт. 1861 г.) и в теплой: в честь Св. Живоначальные Троицы (освящен 26 июня 1862 г.) и во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен 20 окт. 1864 г.)

Земли при сей церкви: усадебной одна десятина, сенокосной одна десятина 80 кв. саж. и пахотной 30 десятин 20 кв. саж. Документов на землю не имеется.

Копии метрических книг и исповедных росписей с 1861 г. хранятся в целости. – Опись церковного имущества составлена в 1880 году, – хранится в церкви.

Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: от земли 18 руб. и за требоисправления 1,228 руб. а всего в год 1,246 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Саулово и Плясицыно. Дворов в приходе 280, душ мужеского пола 852 и женского пола 970 душ.

С 1878 года в селе существует образцовое двухклассное училище и помещается в каменном двухэтажном доме, построенном братьями купцами Швецовыми.

Староникольский погост

Староникольский погост, при колодцах, находится от уездного города в 28 воротах, а от губернского в 60 верстах.

В старинных письменных документах XVI, XVII и XVIII столетий этот погост значится вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря, который имел «жалованные царския грамоты» на право владения им от Иоанна Грозного, Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Михаила Феодоровича Романова, от 1623 года53.

Церковь в продолжение означенных столетий в погосте существовала в честь Святителя и Чудотворца Николая; эта церковь в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годах записана так: «церковь великого чудотворца Николы Старого погоста в Талецкой волости в вотчине Покровского девичья монастыря дани рубль тринадцать алтын четыре денги»; а под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается: «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковные пахотные середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбского стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов».

В 1791 году, вместо деревянной церкви, усердием прихожан построена ныне существующая каменная теплая церковь, с таковою же колокольнею, и освящена в прежнее наименование – в честь Святителя и Чудотворца Николая; в 1894–1895 г. г. в церкви устроен придел во имя Пророка Божия Илии.

Холодная каменная церковь построена в 1817 году. Престол в ней один – в честь Казанской иконы Божией Матери.

Обе церкви и колокольня обнесены каменною оградою.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1881 году, – также хранится.

При церкви имеется земли: усадебной 2 дес. 2,236 кв. саж., сенокосной 5 десятин, пахотной 65 десятин и под лесом до 19 десятин. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церковной ризнице.

Причта при церкви положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание причт получает: проценты с причтового капитала в 600 руб., от сбора хлебом 100 руб., за требоисправления 1,400 руб., от земли 150 руб. и из церковного леса дров па отопление на 70 р.; а всего в год 1,744 р. Дома причт имеет собственные на церковной земле.

Приход составляют следующие деревни: Харламово, Вахромево, Колосово, Ивишенье, Кузнечиха, Микшино, Семенигово, Ефимовка, Сереброво и Щекино. Деревни расстоянием от церкви находятся не далее 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 357, душ мужеского пола 1,192 и женского пола 1,361 душа.

В селе существует церковно-приходская школа, а в дер. Вахромеве – школа грамотности.

Седиково

Село Седиково, при колодцах, находится от уездного города в 35 верстах и от губернского города в 70 верстах.

Церковь в селе – каменная, построена в 1869 году усердием прихожан; колокольня при ней построена в 1889 году также усердием прихожан. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою.

В церкви два престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Копии метрических книг с 1802 года, а исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1894 году, – хранится в церкви.

Земли церковной: усадебной одна десятина, сенокосной 3 дес. и пахотной 30 десятин; кроме того, имеется дарственная сенокосная земля – 4 десятины 1,200 кв. саж., пожертвованная купцом г. Иваново-Вознесенска Н. Т. Дербеневым. Документы имеются только на дарственную землю, а на церковную документов нет.

Причта положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает казенного пособия 392 руб. и дохода до 300 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Перевозково, Башмаки, Пещериха, Развалиха и Михеевская. Расстоянием от церкви означенные деревни находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 113, душ мужеского пола 322 и женского пола 355 душ.

В селе две школы грамоты, из коих одна помещается в доме псаломщика, а другая – в церковной сторожке.

Троицкий погост

Погост Троицкий находится от губернского города в 50 верстах.

Церковь в погосте построена в 1866 году тщанием прихожан; зданием каменная, с такою же колокольнею и оградою.

Копии метрических книг и исповедных росписей с 1866 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1866 году, – хранится в церкви.

При церкви имеется только усадебная земля в количестве 3 десятин, а сенокосной и пахотной нет.

Причта положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 30 р., от сбора хлебом, сеном и соломой 170 р. и за требоисправления 500 р., а всего в год до 700 р. – Дом у священника собственный, псаломщик же живет в церковном доме.

В приходе числятся две деревни: Каменово и Маткино, – обе в полуверсте от церкви. Дворов в приходе 175, душ мужеского пола 493, а женского пола 554 души.

С 1885 года в погосте существует церковно-приходская школа и помещается в церковном доме.

Тынцы

Село Тынцы, при речке Секше, от уездного города находится в 26 верстах, а от губернского в 50 верстах.

До 1864 года Тынцы были деревней; а в этом году усердием прихожан была построена церковь и при ней открыт самостоятельный приход; с этого времени Тынцы стали именоваться селом. В XVI, XVII и XVIII столетиях деревня Тынцы была вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. Означенный монастырь имел на эту вотчину жалованные царские грамоты от Иоанна Грозного, Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Михаила Феодоровича, от 1623 г.54

В настоящее время в селе – две каменные церкви: холодная – Ильинская и теплая – Николаевская.

Холодная церковь построена в 1868 году. Престол в ней один – во имя Св. Пророка Илии.

Теплая церковь построена в 1864 году. В ней два престола: в честь Святителя и Чудотворца Николая и в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Колокольня и ограда каменные.

Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей хранятся 1865 года. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – хранится.

Земли при церкви: усадебной более десятины, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 15 р. 50 коп., от земли 35 р., от сбора хлебом 15 р. и за требоисправления 600 р., а всего в год 665 р. 50 коп. Дома священнослужители имеют собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Симаково и Скалозубово55. Всех дворов в приходе 210, душ мужеского пола 700 и женского пола 727 душ.

С 1883 года в селе существует земская народная школа.

Усолье

Село Усолье расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 15 верст., а от губернского в 60 верстах.

В XVII и XVIII столетиях село Усолье было вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. Церковь в означенные столетия в селе существовала в честь преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Сергее чюдотворца в селе Усолье в вотчине Покровскаго девичья монастыря дани осмнадцать алтын с денгою»; под 161 (1653) годом о состоянии прихода сказано: «у сей церкви 2 дв. поповых, дв. просвирницын, да в приходе вотчинниковых 2 дв., дв. задворного человека, крестьянских 53 дв., бобыльских 9 дворов»; «164 (1656) г. по новому дозору положено дани 2 рубли 14 алтын пять денег заезда гривна». В 1708 году была построена новая деревянная церковь во имя препод. Сергия, Радонежского Чудотворца; «при ней в 1710 году были попы: Андрей Федоров, Михайло Алексеев, дьячек Никита Алексеев, пономарь Иван Никифоров, дьячек Дмитрий Федоров». Описанная церковь существовала в селе до 1808 г.; а в этом году усердием прихожан сооружена была каменная двухэтажная церковь и освящена не в прежнее наименование, а в честь Казанской иконы Божией Матери.

В настоящее время в сей церкви три престола: в холодном верхнем этаже – в честь Казанской иконы Божией Матери, а в теплом нижнем этаже: во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, и во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Церкви принадлежат здания: часовня в дер. Объедове, деревянная усыпальница и два каменные дома, из которых в одном помещается с 1886 года церковно-приходская школа, а в другом церковный сторож.

Земли при церкви: усадебной около десятины, сенокосной 4 десятины и пахотной до 35 десятин.

Копии метрических книг и исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, – хранится.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: от земли 80 р., от сбора хлебом 116 руб. и за требоисправления до 1,361 руб., а всего в год до 1,557 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Объедово56, Назарово, Брызгалово, Абросимово, Леждени 2) и сельцо Дудорово. Расстоянием от церкви означенные деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними никаких не имеется. – Всех дворов в приходе 313, душ мужеского пола 1,015 и женского пола 1,209 душ.

Кроме вышеупомянутой церковно-приходской школы в селе, имеется в дер. Брызгалове школа грамоты.

Филяндино

Село Филяндино, при пруде, находится от уездного города в 25 верст., а от губернского в 60 верст. – В XVIII столетии Филяндино было вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря.

Церковь в Филяндине основана усердием прихожан в 1705 г.; об этом имеется запись в окладных патриаршего казенного приказа книгах такого содержания: «1705 г. августа в 1-й день по указу в. государя и по помете на выписке казначея старца Тихона Макарьевскаго, велено новопостроенные церкви Николая чудотворца, которую построили вновь из Суздаля Покровскаго девичья монастыря Волод. уезда в Ярополческой десятине в деревне Фелендино крестьяне, на попа с причетники положить дани по сказке тое церкви попа Никифора с попова, с дьячкова, с просвирницына, с 82 дворов крестьянских молотчих, с 16 бобыльских, с церковные земли против крестьянского челобитья, с пашни 15 чети, сена с 15 копен, по указной статье 25 ал. 5 ден. заезда гривна, и те данные деньги имать с нынешнего 1705 года, платил тое церкви поп Никифор». При сей новопостроенной церкви в 1710 г. причт составляли: «поп Никифор Иванов, у него отец поп Иван Петров, дьячек Дмитрей Иванов, пономарь Семен Матвеев».

Под 1746 годом в книгах Синодального приказа записано: «церковь Николая чудотворца в вотчине из Суздаля Покровскаго девича монастыря, в селе Финляндине рубль 20½ коп.» – В 1794 году, вместо деревянной церкви, усердием прихожан была построена в честь Святителя и Чудотворца Николая каменная церковь, с таковою же колокольнею; в ней в 1884 г. устроен придел во имя св. мучеников Флора и Лавра. Эта церковь – теплая.

Холодная каменная церковь построена в 1824 году тщанием прихожан. Престол в ней один – в честь Владимирской иконы Божией Матери.

При церкви имеется земли: усадебной 1¼, десят., сенокосной до 2 десятин и пахотной до 30 десятин; плана на землю и межевой книги не имеется. Кроме того, в пользовании причта находится писцовая церковная земля при упраздненном селе Дюкове в количестве 35 десятин; из них до 2 десятин покосной земли по речке Яхромке, а остальные 33 десятины до 1871 года покрыты были лесом; в указанном же году лес был продан на сруб за 1,600 рубл. План и межевая книга на эту землю имеются и хранятся в церкви.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 года, а исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества имеется и составлена в 1895 г.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 32 руб., от земли 60 руб. и за требоисправления 670 руб., а всего в год 762 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Епишево, Чертовик57, Крапивново, Заозерье58 и Дюково (Сузд. у.). Расстоянием от церкви означенные деревни находятся от 2 до 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 177, душ мужеского пола 767 и женского пола 818 душ.

В дер. Крапивнове существует земское народное училище.

Яковлево

Село Яковлево, на речке Тальше, находится от уездного города в 17 верстах, а от губернского города в 60 верстах.

Из старинных письменных документов XVI столетия и первой четверти XVII столетия видно, что в означенное время Яковлево было деревней и принадлежало Суздальскому Покровскому женскому монастырю. Монастырь имел на эту вотчину жалованные царские грамоты от Иоанна Грозного, Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Михаила Феодоровича, от 1623 года59.

После Покровского монастыря в окладных патриаршего казенного приказа книгах XVII и начала XVIII столетия владельцами села значатся: помещик Федор Зловидов (во второй четверти XVII столетия), по смерти его – жена Анна Зловидова с детьми (1656 г.) и думный дворянин Степан Савич Нарбеков, которому вдова Зловидова отдала Яковлево в приданое за дочерью своей Ариной Федоровой (1684 года); в книгах 1710 года село записано за тем же помещиком Нарбековым.

Основание в селе церкви с достоверностию можно приписать Федору Зловидову, владевшему селом во второй четверти XVII столетия. Исторические известия о церкви относятся к половине XVII столетия и находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 164 (1656) г. записано: «церковь Знамения Пресвятыя Богородицы да в пределе Иоанна Милостивого в вотчине вдовы Анны Зловидовой с детми в селе Яковлеве дани рубль восемь алтын три денги заезда гривна»; а ранее, под 161 (1658) годом, о причте и приходе Знаменской церкви сказано: «у сей церкви на церковной земле дв. попов, дв. пономарев, дв. просвирнин, церковные земли нет, в приходе 2 дв. вотчинниковых, задворных людей 2 дв., крестьянских 45 дв., бобыльских 6 дв., всего 88 дворов». В 1684 году на содержание причта жена помещика Нарбекова Арина Федорова, урожденная Зловидова, из своих земельных дач пожертвовала: «пашни 10 чети в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 10 копен». В 1694 г. придел Иоанна Милостивого был возобновлен и вновь освящен. – Из истории церкви XVIII столетия ничего неизвестно.

Существующая церковь построена в 1822 г. тщанием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Знамения Божией Матери и в теплой трапезе: во имя свят. Иоанна Милостивого и во имя св. мученицы Параскевы.

Церкви принадлежат здания: каменная сторожка, крытая железом, построенная в 1869 году, и каменная усыпальница, крытая железом, построенная на кладбище в 1873 году.

Земли при церкви: усадебной одна десятина 904 кв. саж., сенокосной 11 десятин 330 кв. саж. и пахотной 22 десятины 384 кв. саж. Земля значится в общем с крестьянами плане.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г. и исповедных росписей с 1822 г. Опись церковного имущества составлена в 1880 г. и хранится в церкви.

Причт: священник и псаломщик. – На содержание свое причт получает: от земли 65 руб., от сбора хлебом 35 р. и за требоисправления 400 руб., а всего в год 500 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Фердечаково, Ручкино, Бордино и Афанасово. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 160, душ мужеского пола 553 и женского пола 538 душ.

С 1884 года в селе существует школа грамоты и помещается в церковной сторожке.

Эдемское

Село Эдемское, при пруде, от уездного города находится в 17 верстах, а от губернского города в 49 верстах.

Существующая в селе церковь построена в 1691 году усердием помещика, окольничего Никиты Ивановича Акинфова; зданием каменная, с таковою же колокольнею.

Престолов в церкви два: главный – в честь Всех Святых и придельный – во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского.

О построении церкви, о причте, его содержании и о приходе в окладных патриаршего казенного приказа книгах имеется следующая запись: «199 г. июня в 20 день по указу святейш. патриарха и по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина велено новопостроенной церкви Всех Святых да мученика Дмитрия Солунскаго, которыя церкви построил окольничей Никита Иванович Акинфов в Володимирском уезде в Боголюбском стану в селе Едемском, на попа с причетники дань наложить по сказке человека его Леонтья Богданова с дворов: с попова, с дьячкова, с пономарева, с просвирницына, с 10 крестьянских молотчих, да с церковные земли но памяти из поместного приказу за приписки) дьяка Ивана Векентьева 198 г. июня в 6 день с 10 чети в поле, а в дву по тому ж, с сенных покосов с 20 копен, да с церковной же пустовой Воскресенской земли, что в Заозерье, писана на оброк на нем же Никите Ивановиче с пашни с 14 чети в поле, а в дву по тому ж, с сенных покосов с 20 копен по указной статье 29 алт. 5 ден. заезда гривна, и по тому окладу данные деньги взять с 200 года, а церковная Воскресенская земля в пустовой книге очистить».

Всехсвятской церкви принадлежат здания: деревянная церковная сторожка, построенная близь ограды, и каменная часовня во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, устроенная в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра II 4 апреля 1866 года.

Церковные документы: копии метрических книг с 1802 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1879 году и хранится в церкви.

Земли при церкви: усадебной одна десят. 1,200 кв. саж., пахотной 26 десятин и под лесом 8 десят. 1,080 кв. саж.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание свое причт получает: процентов с церковного капитала 24 р., от земли 60 р. и за требоисправления 810 р., а всего в год 894 р. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Верещагино, Пропастищи, Григорково и Сосновка. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 206, душ мужеского пола 751 и женского пола 878 душ.

С 1878 года в селе существует церковно-приходская школа.

* * *

42

Ежегодник, изд. Влад. Губ. Стат. Ком., т. II, 59–60 стр.

43

Владим. Сборн., изд. Тихонравова, 181 стр.

44

Историч. акты, т. II, 98 и т. III, 179.

45

Материалы для ист. Влад. еп., вып. II, отд. 1, 16, 86 стр.

46

Ежегодник, изд. Влад. Губ. Стат. Ком., т. II, стр. 69; Влад. Сборн. Тихонравова, стр. 182.

47

В окладных патриаршего казенного приказа книгах 1702 года марта 13 помещена опись обеих церквей села Плесца. О новопостроенной Николаевской церкви сказано: «церковь деревянная шатровая об одной главе, крыта тесом, кругом церкви паперти забраны в косяк тесом, а в церкви царския двери писаны на красках и на золоте оляиованныя, сень резная, столбцы гладкие все золочено, на царских дверях евангелисты писаны на красках и на золоте гладкия по правую сторону царских дверей образа: Спасителя седяща на престоле венец серебряной резной цата серебряная ж гладкая с репьями и вызолочена, убрус полотняной, да вместо пелены под тем образом тумба росписана красками; Николая чудотворца в житии венец и цата серебряная басенная и вызолочена, иконы в киотах деревянных писаны на красках и на золоте, пред образом подсвечник вощаной росписан красками; на южных дверях архид. Авива; образ Георгия страстотерпца в киоте писан на красках под образом вместо пелены тумба росписана красками, по левую сторону царских дверей образа: Пр. Богородицы Печерския на престоле седящая с превечным Младенцем венец и цата серебряныя гладкия с репьями и вызолочены, убрус полотняной, пред образом лампада медная дощатая, под нею кисть шелковая, под нею вместо пелены тумба писана красками, Прор. Илии убрус полотняной перед образом подсвечник деревянной писан красками, на северных дверях архид. Стефана, подле северных дверей 7 икон деисусов старой церкви на 3 иконах венцы серебряные басемные ветхи, перед ними подсвечник вощаной росписан красками, образ Николая чуд. да Сергия Радонежского чуд. в киоте, обложен флямом столицы резные белой, образ св. пр. Илии образ св. великомученицы Прасковии нарицаемых Пятницы, ветх над местными иконами деисусов 27 икон, над деисусы праздников 26 икон, над праздники 25 пророков; перед деисусы паникадило деревянное росписано красками, херуговь штилистовая на ней образ Преполовения Господа I. Хр., по другую сторону той цки разных святых, писаны на красках и на золоте, да налойных образов 2 иконы: Воскресения Хр. Николая чуд., писаны на красках и на золоте. В алтаре на престоле индития со всех сторон кумачная красная, крест полотняной, покров выбойчатой бумажной, опушен крашениною, подложен полотном белым, на престоле евангелие обложено кутнею, средина евангелисты медные, крест древянной, обложен серебром, распятие и евангелисты и херувими литые, крест древянной обложен серебром басемным ветх, за престолом крест выносной писан на красках и на золоте, образ Пр. Б. Казанския писан на красках, венец и цата серебряная вызолочена, по другую сторону Николая чуд. писан на красках и на золоте, над престолом сень на столбах в подволоке в сени образ Нерукотворенного Спаса писан на красках и на золоте.

На жертвеннике одеяние крашенинное лазоревое, сосуды оловянныя, на звезде круг Жив. Троицы, лжица медная, копие железное.

В приделе образ Ангела Господни написаны на красках гладкие на золоте».

Теплая Казанская церковь описана так: «Да в том же селе другая церковь деревянная низменная мшеная об одной главе крытая тесом во имя Казанской Пресв. Богородицы, а в той церкви царския двери, сень и столицы писаны на красках и на золоте гладкия, по правую сторону царских дверей образа: Вседержителя седящ на престоле убрус полотняной; Николая чудотв. в житии, Пр. Богородицы Одигитрии, образы писаны на красках и на золоте, по левую сторону: Казанския в киоте семи листовой поля и около поль оплечья оклад серебряной чеканной венец и цата серебряныя ж резныя и вызолочены; Николая чудотв. в житии писан на красках и на золоте, на северных дверях Св. Пророка Даниила, над местными иконами деисусов 15 икон на Спасителе образе и на Богородице и на Предтечи венцы и цата серебряныя басемныя и вызолочены и пред Апостолы подсвечники деревянные небольшие росписаны красками; в трапезе образ Страшного суда писан на красках и на золоте, в олтаре на престоле индития крашенинная лазоревая, на престоле ж евангелие обложено крашениною цветною, Распятие и евангелисты медные чеканные, крест благословящий древян ветх, на престоле ж покров крашенинной цветной опушен крашениною лазорею, за престолом крест выносной писан на красках, образ Одигитрии Пресв. Богородицы, а по другую сторону Николая чуд. нисаны на красках и на золоте, херугов на ней образ Нерукотвореннаго Спаса, по другую сторону Георгия Страстотерпца на красках на жертвеннике одеяние крашенинное лазоревое ветхо на жертвеннике ж сосуды оловянные, звезда, лжица и копие медные да на тех же сосудах покров полотняной опушен крашениною лазоревою ветхи, налой деревянной покрыт крашениною лазоревою».

«В этом же селе Плесце третья церковь деревянная шатровая ветха и в ней службы не бывает во имя Николая чудотв., а в той церкви царския двери писаны красками ветхи, а иной утвари никакой нет.

Села Плесца Николаевский поп Ермолай Евдокимов».

48

Сия деревня упоминается в «подрядной записи 1696 года о построении церкви в селе Плесце». См. Влад. сборн. Тихонравова, стр. 160.

49

См. там же.

50

См. там же.

51

См. там же.

52

См. описание села Веретева. Истор. акты, т. II, 96, т. III, 179.

53

Истор. акты, т. II, 98, т. III, 179.

54

См. описание села Веретена. Истор. акты, т. II, 98; т. III, 179.

55

Дер. Скалозубово в XVI, XVII и XVIII столетиях была вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. См. истор. акты, т. II, 98 и т. III, 179.

56

Сии деревни в старинных письменных документах XVI–XVIII ст. значатся вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. Истор. акты, т. II, 98; т. III, 189.

57

Обе эти деревни в старинных документах XVI столетия и начала XVII столетия значатся вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. См. описание села Веретева.

58

Обе эти деревни в старинных документах XVI столетия и начала XVII столетия значатся вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. См. описание села Веретева.

59

Истор. акты, т. II, 98; т. III, 179.

Комментарии для сайта Cackle