В.Березин, В.Добронравов

Первый благочиннический округ

В состав сего округа входят церкви следующих сел: Алачина, Великова, что в Медушах, Венца, Ланильцева, Заозерья Нового, Кляземского Городка, Крутова, Кувезина, Любца, Маринина, Марьина, Медуш (пог.), Мисайлова, Нередич (пог.), Овсяникова, Осипова, Павловского, Петровского, Санникова, Троицкого, Троицкого-Никольского и Якимова.

Алачино

Село Алачино, при колодцах, находится от уездного города в 16 верстах и от губернского города в 45 верстах. – В старинные времена село было вотчиной фамилии князей Друцких; а приходские деревни принадлежали: Высоково – помещикам Трусовым, Онохино – князьям Трубецким, Дмитриево – Дроздову, Филисовая Слободка – Владыкину, Пестово и Пересекино – Архиерейскому Дому.

Церковь в селе существовала уже в начале XVII столетия; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: «церковь великого чудотворца Николы в селе Алачине в вотчине князя Ивана Друтцкого дани двенадцать алтын пять денег десятильничих и заезда десять денег»; а под 161 (1653) годом о состоянии прихода сообщаются следующие сведения: «у той церкви на церковной земле 2 дв. поповых, да в приходе помещиковых 6 дв., дв. монастырской, крестьянских 60 дв., бобыльских 17 дв., пашни церковные пахатные середния земли 4 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 10 копен»; по новому дозору 164 (1656) года дань увеличена и положено с церкви «рубль 15 алтын 4 денги, заезда гривна»; а в 1746 году в Синодальный приказ церковь платила дани рубль 87 копеек. Зданием церковь до начала настоящего столетия была деревянная с таковою же колокольнею.

В 1810 году усердием прихожан построена каменная, ныне существующая, церковь, с каменною же колокольнею и оградою. – Престолов в ней два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой – в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В церкви имеются следующие старинные священные вещи: китайчатая фелонь, деревянный потир, крашенный, с изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, Евангелие, печ. 1036 года, и Кипрская икона Божией Матери, особенно чтимая прихожанами и соседними селениями.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1859 года. Опись церковного имущества имеется и составлена в 1885 году.

При церкви – каменная сторожка.

Земли при церкви: усадебной – около десятины, пахотной 33 десятины, а сенокосной не имеется.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: от земли 50 руб., процентов с церковного капитала 12 р., от сбора хлебом 30 р. и за требоисправления 300 р., а всего в год до 400 р. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Высоково, Дмитрово, Онохино, Пестово, Пересекино и Филисовая Слободка. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 203, душ мужеского пола 660 и женского пола 650 душ.

С 1887 года в деревне Дмитрове существует церковноприходская школа и имеет наемное помещение.

Великово, что в Медушах

Село Великово, при речке Нерехте, находится от уездного города в 15 верстах и от губернского в 55 верстах.

Церковь в селе исстари существует в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Благовещенье Пречистые Богородицы в селе Великом в вотчине вдовы княгини Овдотьи князь Петровские жены Ростовского Бахтеярова дани двенадцать алтын две денги». В тех же книгах под 161 (1653) годом церковь и приход описаны так: «в вотчине боярина князь Бориса Александровича Репнина село Великое, а в селе церковь Благовещения Пресв. Богородицы да в приделе Николы чудотворца, да Леонтия Ростовского чудотворца, да Ильи пророка на церковной земле поп Михайло Флоров, да двор просвирнин, в приходе 94 двора, пашни церковные паханые середния земли 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена на жеребью и на уворотинах 2 копны, да за рекою за Клязьмою на берегу и за озером 20 копен». В конце ХVII столетия в селе существовала церковь в честь Воскресения Господня и в указанных книгах под 1688 годом она записана так: «церковь Воскресение Христово в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Репнина в селе Великом дани рубль одинатцать алтын две денги заезда гривна». В конце XVIII столетия церковь в селе была в честь Благовещения Пресвятые Богородицы с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая, а когда упразднена Воскресенская церковь, – неизвестно.

В 1808 году, вместо деревянной церкви, усердием прихожан построена ныне существующая каменная церковь, с таковою же колокольнею и оградою. Со времени построения в ней не произошло существенных изменений.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических ведомостей с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года. – Опись церковного имущества есть и хранится в церкви.

Земли при церкви: усадебной 8 десятины, пахотной 30 десятин, а сенокосной – не имеется. Земля значится в общем с крестьянами плане.

Причт при сей церкви: священник и псаломщик. На свое содержание причт получает: процентов с церковного капитала 12 р., от сбора хлебом 20 р. и за требоисправления 600 р., а всего в год 632 р.. Дома причт имеет собственные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Горожаново, Медынцево, Черноситово и Тарханово. Расстоянием означенные деревни от приходской церкви находятся не далее 3 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 249, душ мужеского пола 659 и женского пола 762 души.

С 1877 года в селе существует земское народное училище и помещается в собственном здании.

Венец

Село Венец, при реке Клязьме, находится от уездного города в 25 верстах и от губернского города в 90 верстах.

Исторические сведения о церкви относятся к началу XVII столетия и находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 136 (1628) годом записано: «церковь Михаила архангела на Венце на погосте дани шесть алтын три денги»; «а по новому дозору 164 (1656) года положено дани рубль 2 алтына 3 денги, заезда гривна»; под 180 (1672) годом показано о сей церкви: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать». Но в XVIII столетии в селе существовала церковь уже в честь Преображения Господня, а престол Михаила архангела сделан был придельным; зданием церковь была деревянная с таковою же колокольнею.

Ныне существующая в селе каменная церковь, с каменною же колокольнею, построена усердием прихожан в 1820–1826 годах. В 1891–1893 годах при церкви построена каменная ограда.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Преображения Господня и в теплой трапезе: в честь Архангела Михаила и в честь Святые Живоначальные Троицы (устроен и освящен в 1858 году).

В церкви имеются старинные книги: Евангелие изд. 1668 г. и Пролог 1689 года, толковое евангелие 1698 года, Православное Исповедание 1749 года, Патерик печерский 1762 года, Богословие Иоанна Дамаскина 1774 года, Сборник поучений 1785 года и Ответы преосвящ. Никифора на вопросы старообрядцев – 1801 года.

Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества имеется и составлена в 1872 году.

Земли при церкви: усадебной 3 десятины 626 кв. саж., пахотной 62 десятины 1,692 квадр. саж., из коих половина земли, как неудобная, не возделывается, сенокосной 26 десятин 600 квадр. саж. и лесу 18 десятин. Документы на землю имеются и хранятся в церкви.

К сей церкви приписана в селе Якимове Покровская церковь.

Причт: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 400 руб. 60 коп., от земли 8 руб. и за требоисправления 90 руб., а всего в год 500 руб. Священник имеет дом собственный, а псаломщик живет в церковной сторожке.

Приход: село и деревни: Красная Грива, Федюнино и Карики. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 62, душ мужеского пола 248 и женского пола 231 душа.

С 1894 года в деревне Красной Гриве существует церковно-приходская школа и помещается в собственном деревянном доме.

Приписная Покровская церковь села Якимова. – Село Якимово расположено на реке Клязьме и находится от села Венца в 5 верстах, от уездного города в 20 верстах и от губернского города в 85 верстах. – В старинные времена село принадлежало фамилии князей Пожарских.

Церковь в селе исстари существует в честь Покрова Пресвятые Богородицы; в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Покров Пречистыя Богородицы в селе Якимове в вотчине князя Дмитрея Михайловича Пожарского дани четырнадцать алтын с денгою»; а под 161 (1653) годом в тех же книгах сообщаются следующие сведения о состоянии причта и прихода: «у сей церкви дв. попов, дв. дьячков, дв. пономарев, дв. просвирнин, бобыльских 3 дв., да в приходе помещиковых 3 дв., дв. прикащиков, крестьянских 82 дв., бобыльских 9 дв., пашни церковныя паханыя середния земли по писцовым книгам 15 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Клязьме 20 копен». До двадцатых годов настоящего столетия церковь и колокольня зданием были деревянные.

В 1829 году усердием прихожан сооружена ныне существующая каменная пятиглавая церковь, с каменною же колокольнею и оградою.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя св. пророка Божия Илии.

В церкви имеются две старинные, особенно чтимые прихожанами, резные иконы: Спасителя седящего в темнице, и Святителя и Чудотворца Николая.

Копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1872 году и хранится в церкви.

Земли при сей церкви: под селением и огородами 2,248 кв. с., под кладбищем 612 кв. саж. и пахотной 37 десятин 881 кв. саж., но она к возделыванию неудобна. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви.

В пользу причта села Венца получается дохода: процентов с церковного капитала 30 руб. 40 коп., от сбора хлебом 3 руб. и за требоисправления 118 руб., а всего в год 151 руб. 40 коп.

Приход: село и деревни: Княжская, Ширилиха, Берчаково, Шаблино и Верейки. Дворов в приходе 42, душ мужеского пола 167 и женского пола 176 душ.

Данильцево-Языково

Село Данильцево, при колодцах, находится от уездного города в 22 верстах, а от губернского города в 55 верстах.

В Данильцеве в первый раз церковь построена в 1762 году усердием помещика Михаила Ивановича Языкова и, по прошению его, Епархиальным начальством повелено было именовать новое село «Данильцевым-Языковым». Церковь построена была деревянная, с одним престолом – в честь Владимирские иконы Божией Матери, с деревянной звонницей, вместо колокольни. – В том же 1762 году Владимирская Духовная Консистория на новопостроенную церковь положила дани: «с дворов священникова, дьячкова, понамарева и просвирницына, с пахатной земли и сенных покосов 33½ коп., заезда 10 коп., десятильнича доходу 30 коп., полковым попам 10 коп., пошлин 17 коп., полоняничных с 3 дворов 12 коп., всего рубль 12½ коп.»

Церковь, построенная г. Языковым, существует до настоящего времени, но с значительными изменениями: она поставлена на каменном фундаменте, покрыта железом, обшита тесом, внутри оштукатурена и сделана теплою (в 1858 году); вместо бывшей звонницы, в 1878 году усердием прихожан построена деревянная колокольня; церковь и колокольня обнесены деревянною оградою.

Престол в церкви один – в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В церкви хранятся: копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имеется и составлена в 1894 году.

Церкви принадлежат здания: деревянная сторожка и таковая же часовня в деревне Мартемьянове.

Земли при сей церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 2 десятины и пахотной 80 десятин. – Земля значится в общем с крестьянами плане.

Причт при церкви: священник и псаломщик. – На содержание причт получает 200 руб. Для священника имеется церковный дом со всеми хозяйственными строениями.

Приход: село и деревни: Бараново и Мартемьяново. – Дворов в приходе 106, душ мужеского пола 361 и женского пола 400 душ.

В селе имеется школа грамоты.

К церкви села Данильцева приписана Покровская церковь села Маринина.

Село Маринино, при колодцах, находится от села Данильцева-Языкова в 2 верстах, от уездного города в 25 верстах и от губернского города в 55 верстах. – Село принадлежало в крепостное время фамилии помещиков Танеевых.

Первые исторические известия о церкви находим в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 164 (1656) годом записано: «церковь Покрова Пресвятые Богородицы в вотчине Тихона Танеева в селе Маринине дани тринадцать алтын три денги, заезда гривна; 161 (1656) г. у сей церкви на церковной земле дв. попов, да в приходе дв. вотчинников, задворных людей 4 дв., крестьянских 11 дв., бобыльских 30 дв.» В 1746 году церковь дани платила 80½ копеек.

В 1808 году иждивением помещика Андрея Михайловича Танеева в селе построена ныне существующая каменная церковь, вместо бывшей деревянной.

Престолов в ней два: в холодной – в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1894 году, – хранится в церкви.

Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины, пахотной 30 десятин и под мелким кустарником 5 десятин.

В пользу Данильцевского причта получается дохода до 160 рублей в год.

Приход: село, деревня Поддубная и сельцо Ваза. Всех дворов в приходе 72, душ мужеского пола 253 и женского пола 296 душ.

В селе существует школа грамоты.

Заозерье Новое (Русино тож)

Село Заозерье, при речке Пордухе, находится от уездного города в 18 верстах и от губернского города в 45 верстах.

Церковь в селе основана в 1737 году помещиком села, Капорского полка капитаном, Иваном Васильевичем Владыкиным. Г. Владыкин построил церковь деревянную, с одним престолом – в честь Рождества Пресвятые Богородицы; к новопостроенной церкви назначен был причт: священник, дьячек и пономарь; на содержание причта строителем церкви отведено было из собственных земельных дач «пашни 15 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов на 15 копен, да под кладбище и под усадьбы полторы десятины»; приход образовали: 3 двора помещиковых и 47 дворов крестьянских. В том же 1787 году на церковь положена была дань, которую повелело было взимать с следующего 1738 года, «с дворов: с попова 2 к., с дьячкова, с пономарева 1 к., с помещиковых трех по 3 к. 9 коп., с крестьянских 47 по 1½ коп. 70½ коп., заезда 10 коп., десятильнича дохода 30 коп., да по присланной из вотчинной коллегии промемории с поступной к той церкви пашни 15 четвертей по 1¼ с четверти 22 коп. с ½, с сенных покосов с 15 копен по 1 коп. 15 коп., итого данных 1 р. 60 коп., полоняничных с 3 дворов 12 коп., казенных пошлин 17 коп., на подмогу полковым попам 10 коп., всего по 1 р. 99 коп. на год». В 1746 году дань была уменьшена и церковь платила рубль 60 копеек.41 Богородицерождественская деревянная церковь существовала в селе до 1883 года, а в этом году сгорела.

Существующая пятиглавая каменная церковь, с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1882 году иждивением крестьян: Тимофея Малышева, Ивана Куранова и Прокопия Гусева.

Престол в церкви один – в честь Святые Живоначальные Троицы.

Церкви принадлежат здания: входная каменная часовня, устроенная тщанием прихожан на месте сгоревшей деревянной Богородице-рождественской церкви, и деревянная сторожка.

Земли при церкви: усадебной 2 десятины, сенокосной по берегу реки Клязьмы 2 десятины и пахотной 33 десятины. Документы на землю имеются и хранятся в церкви.

Церковные документы: копии метрических книг с 1855 г. и исповедных росписей с 1877 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества, составленная в 1888 году, также хранится в церкви.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – Причт на содержание получает: от земли 25 руб., за требоисправления 175 р., процентов с причтового капитала 190 р. и казенного пособия 392 руб., а всего в год 787 руб. Дома у причта собственные, построенные па церковной земле.

Приход состоит из села и деревень: Сажиной (в 1 версте от церкви) и Кулеберева (в 5 верстах). Всех дворов в приходе 84, душ мужеского пола 238 и женского пола 242 души.

С 1888 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в собственном доме, построенном попечителем школы, купцом Петром Курановым.

Кляземский Городок

Село Кляземский Городок расположено на реке Клязьме и находится от уездного города в 12 верстах, а от губернского города в 80 верстах.

Существующая в селе церковь зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1803 г., вместо бывшей деревянной церкви, усердием помещика князя Петра Александровича Волконского и прихожан.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Из старинных священных предметов в церкви сохраняются: икона Нерукотворенного Спаса, икона Покрова Пресвятые Богородицы и напрестольный крест с частицами св. мощей разных угодников Божиих.

Церковные документы в церкви хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1829 г. и опись церковного имущества, составленная в 1894 г.

Церкви принадлежат три часовни: одна построена в церковной ограде, другая – в селе и третья – в поле близь села.

Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 8 десятины и пахотной 30 десятин. Отдельного плана на землю нет, а она значится в общем с крестьянами плане.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: Синодского пособия 392 руб., от земли 30 руб. и за требоисправления 250 руб., а всего в год 650 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Хорятино, Ченцы, Чуткино, Близнино, Княгинкино, Репники, Бабириха и Голышево. Расстоянием от церкви означенные деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 149, душ мужеского пола 440 и женского пола 465; в том числе раскольников мужеского пола 14 душ и женского пола 23 души.

С 1891 года в селе существует церковно-приходская школа и имеет собственное помещение.

Любец

Село Любец расположено на берегу реки Клязьмы и находится от уездного города в 7 верстах, а от губернского города в 60 верстах.

В старинные времена в селе существовал патриарший домовой мужской Успенский монастырь. Время основания сего монастыря неизвестно; первоначальные же исторические известия о нем относятся к началу XVII столетия и находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах, в которых под 136 (1628) годом записано: «церковь Успение Пречистые Богородицы на реке на Клязьме патриарш монастырь особняк на Любце дани двадцать пять алтын две деньги, десятильничих гривна». Более подробные сведения о состоянии монастыря находим в книгах 161 (1658) года; под этим годом показано: «у церкви Успения Пречистые Богородицы, да в приделе Св. муч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы, да у другой церкви Николая Чудотворца в патриарше домовом Любецком монастыре на берегу реки Кльзьмы на церковной земле двор попов, да в том же дворе дьякон, да в приходе дв. монастырской, помещиковых 2 дв., дв. прикащиков, крестьянских 89 дворов, бобыльских 18 дв., пашни церковной пахатныя середния земли 6 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 60 копен».

Таким образом из приведенных записей видно, что в первой половине XVII столетия в монастыре были две (деревянные) церкви: настоящая – в честь Успения Божией Матери, с приделом Св. муч. Параскевы, и теплая – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В 7200 (1692) году марта 31, по указу Патриарха, архимандритом Царе-Константиновского монастыря Иосифом составлена опись монастыря и по его описи монастырь представляется в таком состоянии:

«Лета 7200 марта 31, в Боголюбовском стану патриарш домовой Любецкой монастырь, на берегу реки Клязьмы, в том монастыре настоящая церковь во имя Успения Пресв. Богород. и на той церкви верх шатровой, а круг церкви паперти и стены церковные и кровли и паперти ветхи, в той же церкви местной образ Успения Пресв. Богор. икона большая, вкруг того образа оклад серебряной басемного дела, золочен, венцы на Спасове образе и Богородичне и ангел и апостолов серебряные, золочены резные по счету больших и малых 38 венцов, у Спасова образа цата серебряная золочена, прикладу 5 алтын копеек золоченых, у Пресв. Богор. цата серебряная золочена резная, в цате и в венце 6 каменей, привесу золоченых копеек 5 алт., икона писана на красках ветха, у той же иконе завеса крашенинная, пелена дорогильная ветха, да свеща восковая поставная писана краски, на свеще шандалы жестяные, возле той иконы образ местной Живонач. Троицы писан на золоте ветх, венец и 8 цаты серебряные золочены басенного дела, пелена ветха, у образа лампада жестяная новая кисть нитная разных цветов, возле той иконы образ местной Казанския Пресвятой Богородицы в киоте, венец серебряной золочен резного дела, в венце 4 каменя, цата серебряная резная, оклад вкруг иконы серебряной золочен басемного дела, привесу у оной иконы золоченых копеек 16 алт. 4 ден., убрус белого шелку, пелена выбойчатая, киот писан разными краски, у киота завеса кумач красной, возле тое иконы образ Николая Чуд. писан на золоте ветх, цата серебряная золочена басемная; на левой стороне образ местной Богородицы Одигитрии писан на золоте, образ Пресв. Бог. Достойно Есть Блажити Тя Богородицу, писано мелкого письма на золоте ветх, образ св. вел. муч. Парасковеи, нарицаемыя Пятницы в тяблах писан краски, на том образе 2 убруса полотняных белые, у всех трех икон пелены крашенинныя ветхи; царския двери и сень и столицы и северные двери писаны на красках, обои те двери ветхи, над царскими дверями Спасов образ деисусы и Богородицы и Предтечи архангелов и апостолов и пророков и святителей и на тех же цках, что писаны пророки, Двоенадесятые праздники, все то писано краски по счету на 24 цках ветхо, пред Спасовым образом паникадило медное малое, на нем 12 шандалов, кисть шелковая разных цветов, яблоко деревянное, в алтаре за престолом крест выносной четвероконечной большой, на нем Воскр. Христово, на другой стране образ Иоанна Предтечи и иных святых, ветх, образ запрестольной Пресвятыя Богород. Одигитрии у Предвечнаго младенца венец серебряной сканной с финихтью золочен, цата серебряная золочена басемного дела, убрус камка таусинная, на пелене того ж образа шита, золотом образ Пр. Богор. Одигитрия, на образе писано две звезды жемчугом вкруг тое пелены обложено камкою, на камке вкруг того образа тропарь Пресв. Богор. шит золотом ветхо, на престоле индития выбойка русская ветха, на престоле антиминс, евангелие печатное новое в десть обложено бархатом зеленым, на евангелии Спасов образ и евангелисты серебряные золочены чеканные, на престоле пелена камка червчатая обложена камкою ж лазоревою, крест на пелене тканой серебряной; а сосуды из той церкви и книги и ризы и кадила и иконы монастырския штилистовыя перенесены в теплую церковь Николая Чуд. для того, что в той настоящей церкви Успения Пресв. Богор. бывает временная служба по нужде для ветхости, а строится вновь вместо тое церкви церковь каменная и та каменная церковь не покрыта и внутри не построена, а строение та церковь того ж монастыря строителя иеромонаха Филарета с братиею на монастырския и вкладныя и церковныя и всякия сборныя деньги.

«В том же монастыре теплая церковь во имя Николая Чуд. древяная рублена клецки с трапезою, крыта тесом, глава на церкви древянная ж чешуйчатая, на главе крест обит белым железом, на паперти икона Отца и Сына и Святого Духа, да 2 иконы, на них написано два ангела входящих в церковь и исходящих записуют дела человеков, да икона второго Христова пришествия и те 4 иконы писаны краски, в церкви на правой стороне в начале образ Всемилостив. Спаса в тяблах писан на золоте, возле той иконы образ местной Николая Чудотв. в тяблах писан на золоте, венец серебряной резной золочен, цата серебряная золочена чеканного дела, на ней писано Отца и Сына и Св. Духа, да другая цата серебряная резная золочена, на иконе по стороне Спасов образ и Богородицы, на них 2 венца серебряные резные золочены, прикладу у той иконы серебряных копеек 4 алтына, у тех двух местных икон одна пелена крашенинная, 2 лампады медных с кистями нитными, образ местной Успения Пресв. Богор. в тяблах писан краски, на ней 3 венца да 3 цаты серебряные басемные золочены, царские двери и сень и столицы и северные двери писаны краски, на левой стране в начале образ Пресв. Богор. Одигитрии венец серебряной золочен гладью с короною, корона писана жемчугом, на короне 5 жемчужин в горох, да в венце и короне разных цветов больших и малых 15 каменев. на венце Пресв. Бог. с Предвечным Младенцем приложены вкруг 2 нити средних жемчугов, под венцом возглавие низано по зеленому атласу средним жемчугом, у Богородицы 2 ожерелейца низано таким же средним жемчугом по такому же атласу, цата серебряная золочена резная, на ней 2 камени, у Предвечного Младенца цата серебряная сканная золочена с финихтью, прикладу на цате 11 крестов, малые сережки серебряныя, золоченых копеек 39 алт. 2 ден., вкруг тое иконы оклад серебряной гладью золочен, убрус тафта червчатая, на концах того убруса вынизано жемчугом мелким с бисером и каменьем по золоту и серебру, у образа пелена атлас червчатой, на нем вышит золотом образ Пресв. Богор. Владимирския. обложена та пелена атласом зеленым, у киота на створах писаны арх. Михаил и Гавриил, пред иконою поставная свеча восковая писана краски, вверху царских дверей Спасов образ деисусы да Богородичная икона со архангелы писана на красках, паникадило медное малое о 6 шандалах, кисть шелковая, в деисусах перед всеми святыми 10 подсвечников древянных писаны краски, шандалы жестяные, 5 икон окладных штилистовых: Богородична икона в киоте, венец и цата серебряные резные золочены, оклад серебряной басемной золочен, возглавие и 2 ожерелейца низано мелким жемчугом, образ Успения Пресв. Богор., на ней 3 венца серебряных резные, оклад серебряной гладью золочены, да образ Воскр. Христова 2 венца серебряные золочены оклад басемной серебряной, образ Пресв. Богор. Одигитрии, венец и оклад серебряные басемные золочены, образ Чуд. Николая венец и цата серебряные, на полях писаны святые мелкого письма, на них 8 венцов серебряных резные, 2 херугви на них писано Успение Пресв. Богор., в олтаре на престоле индития выбойка Астраханская, на престоле антиминс и Евангелие печатное в десть, евангелисты серебряны золочены басменое, 3 креста благословенные, один новосеребрянной резной, верхняя дека чеканного дела весь золочен, крест кипарисной обложен серебром резного дела, крест серебряной с мощами святых в прикладе был у Богородичной иконы Одигитрии, на престоле пелена дорогильная ветха, за престолом икона Пресв. Богор. Владимирския, цата и оклад на ней серебряной басемной золочен, а по другую сторону Николая Чуд., убрус кутня таусинной цвет, на жертвеннике 2 сосуды оловянных, звезды медные, лжицы и копии железные, кадило медное, волъячное, а другое медное басменое, укропник, ковшик, чаша водосвятная медные, блюдо оловянное, книги печатные... ризы... стихари...

«В трапезе образа: Всемилостивого Спаса, Николая Чуд. в киоте резной можайской, венец и цата серебряные басемного дела золочены, препод. о. Зосима и Саватия Соловецких чудотв. мелкого письма, Спасов образ венец и цата серебряные золочены басемного дела, крест железной большой приготовлен на настоящую каменную церковь, а по сказке бывшаго строителя иером. Филарета, что дано де мастерам денег 30 руб. тот железный крест позолотить, да в тоеж каменную церковь построена киота, у той киоты столицы резные, на иконостасное дело навожено золотом и серебром.

«На монастыре колокольница рубленая, верх шатровой, в большом колоколе 20 пуд, да (5 колоколов, а седьмой у трапезы и те колокола не вешаны.

«В монастыре келья бывшаго строителя Филарета, да келья двойна вновь построена на казенные деньги, а в них живут игумен Иона, казначей старец Иона, а в братских кельях живет бывшей строитель иеромонах Филарет, иеромонах Феодорит, да 2 старца, да трудник.

«В монастыре св. ворота 3 вереи дубовыя, в воротах деланы доски сосновыя, крыты тесом, монастырь огорожен в столбы заборони.., и та ограда ветха, в монастыре 11 ульев пеньков с пчелами.

«В подмонастырской слободке Любецкой во дв. поп Петр да дьячек Ондрюшка Иванов, во дв. дьякон Деомид, да крестьянских 8 дв.»

В 1746 году монастырь в Синодальный казенный приказ платил дани 2 рубля 35 копеек.

Более о монастыре сведений не имеется; время упразднения его неизвестно; но можно думать, что он упразднен в 1764 г., когда учреждены были новые монастырские штаты.

По упразднении монастыря Успенская церковь обращена в приходскую и существует в селе до настоящего времени; зданием каменная, она построена, как видно из вышеприведенной описи монастыря, в конце XVII столетия; колокольня при ней и ограда каменные же, построены в позднейшее время.

В церкви два престола: в холодной – в честь Успения Божией Матери и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В церкви сохраняются следующие старинные св. иконы, пользующиеся особенным почитанием прихожан: местная икона Успения Божией Матери и икона Смоленской Божией Матери, украшенная бархатной ризою, на коей нанизано около 500 жемчужин; на обратной стороне иконы имеется столь же старинное изображение Святителя и Чудотворца Николая.

В церковной библиотеке хранятся старинные книги: Евангелие печати 1634 года, с подписью по листам: «В царство Благоверного и Христолюбивого Государя Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, превысочайшия и пресветлосиятельные благочестием степени, Богом венчанного Российского царствия их же в преславном и стольном граде Владимире дал в церковь Владычицы нашея Богородицы честного и славного ея Успения и Чудотворца Николая и святые мученицы Параскевы, что в Любецком монастыре, при служителе святых сих церквей, при честном священно-иерее Иосифе да при старце Гурие да при пономаре Михаиле сию святую книгу Евангелие напрестольное Московской печати с Патриаршаго двора от Соловецких Чудотворцев священно-иерее Софрония по своей души и по своих родителях»; Апостол печати 1694 года, с подписью: «Сию книгу Свят. Апостол в дом Пресвятые Б-цы честного и славного ее Успения в Любецкой монастырь приложил Чудова монастыря старец Аврамий Ашанин по своих родителях и того монастыря игумену и кто по нем будет священником за него старца Аврамия Бога молити и родители его поминати. И сию книгу в дом никому не отдавать и быть той книге в этой святой обители в церкви»; Триодь постная печати 1698 года, с подписью того же старца Авраамия Ашанина: «Сию книгу Триодь постную дал в дом Пресвятые Б-цы в Любецкой монастырь Аврамий Ошанин. И того монастыря игумен и с братьею родители ево старца Аврамия Ошанина поминать и за него старца Аврамия Бога молить. А подписал старец Аврамий своею рукою и сею книгу из Любецкого монастыря никому не продавать, быть в том Любецком монастыре во веки»; и Триодь цветная печати 1698 года, пожертвованная тем же старцем Авраамием Ошаниным; на ней подпись такого же содержания, как и на Триоди постной.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1877 г., – хранится в церкви.

Церкви принадлежат здания: две каменные часовни без входа, три деревянные, из них одна со входом в дер. Белякове, деревянная сторожка и семь деревянных торговых лавок, которые сдаются в наем в ярмарку 15 августа.

Земли при церкви: усадебной одна десятина 1,200 кв. саж., сенокосной 10 десятин 120 кв. саж., пахотной земли 18 десят. 2,309 кв. саж. и мелкого леса 900 кв. сажен; кроме сего, имеется дарственная земля близь церковной ограды, в количестве 350 кв. саж., приложенная в церковь в 1850 году Владимирским мещанином Андреем Афанасьевым Спиридоновым; на сей земле построены деревянные лавки.

Причт: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает годового дохода не более 850 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Бельково, Погост, Лехачево, Суханиха, Ельниково и Сычево. От церкви деревни находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 400, душ мужеского пола 1,080 и женского пола 1,240 душ; в том числе раскольников 1 двор, душ мужеского пола 2 и женского пола 1 душа.

Марьино

Село Марьино, при речке Нерехте, от уездного города находится в 19 верстах, а от губернского в 60 верстах.

Основание села Марьина относится к началу XVIII столетия. В это время помещик Павел Степанов Языков поселил здесь несколько крестьянских семейств из других своих вотчин и образовалось сельцо Марьино, Маритино тож. В новопоселенном сельце г. Языков в 1715 году построил церковь в честь Похвалы Пресвятые Богородицы; указ из Патриаршего Казенного Приказа о строении церкви дан был в 1714 году 14 августа, а об освящении церкви указ дан 1715 года октября 6 дня: «и велено тое новопостроенную церковь во имя Похвалы Пр. Богор. освятить Володимирскаго уезда села Великаго Благовещенскому попу Силе Алексееву, а у той церкви двор попов, в приходе 8 дворов, пашни церковныя 11 чети в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов пол-третья копны»; церковь освящена была 26 октября 1715 года. Священником к новопостроенной церкви, по прошению г. Языкова, назначен был дьячок погоста Николо-Песьянского Андрей Яковлев; об этом назначении в книгах патриаршего казенного приказа записано: «1715 года октября в 1 день капитан Павел Стефанов сын Языков в Патр. Каз. приказ писал во Володимир. уезде в Медушском стану, в вотчине моей в селе Марьине у новопостроенной церкви Похвалы Пр. Богор. попа нет, и ныне я в ту свою вотчину, в село Марьино, к церкви приговорил в попы того ж Володимир. уезда Боголюбскаго стану погоста Николая Чудотв. Песьянскаго дьячка Андрея Яковлева, сына попова, а человек он добрый и не пьяница, и не монастырской и не боярской, и женат на свободной жене и по переписке на смотре в солдаты не написан, а от роду ему 35 лет, и прошу того дьячка Андрея к новопостроенной церкви Похвалы Пр. Богор. посвятить во дьяконы и совершить в попы». По наведенным справкам означенный дьячок оказался вполне достойным сана священства, и потому был допущен к экзамену, о результатах которого в патриарших книгах сообщается: «по свидетельству слушанья во чтении книжном добр; в поучении катехическом не ведан». «По исповеди иеромонаха Иринарха, достоин во священство». Отметка: «февраля в 1 день отпущен к поставлению в Ростов». Таково происхождение села Марьина и его прихода.

Построенная г. Языковым деревянная церковь существовала в селе до конца XVIII столетия. В 1791 году, по благословению епископа Виктора, усердием прихожан начата строением ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольнею; теплый придел в церкви устроен был в 1797 г. и освящен во имя св. пророка Божия Илии, а холодная церковь окончена строением в 1802 году и освящена в прежнее наименование – в честь Похвалы Пресвятые Богородицы. Со времени основания сей церкви не произведено в ней каких-либо существенных изменений.

В церкви сохраняется старинная икона Похвалы Пресвятые Богородицы, особенно чтимая прихожанами.

Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости.

Опись церковного имущества, составленная в 1877 году, также хранится в церкви.

Церкви принадлежат здания: деревянная часовня и каменная сторожка.

Земли при церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Земля значится в общем с крестьянами плане.

К сей церкви приписана села Крутова Благовещенская церковь.

Причта положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: от земли 50 руб., от сбора хлебом 80 руб. и за требоисправления 360 р., а всего в год 440 р. Дома причт имеет собственные.

Приход: село, деревня Макарово и сельца: Княгинино и Сенино; расстоянием от церкви селения находятся не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 120, душ мужеского пола 454 и женского пола 483 души.

С 1879 года в селе существует церковно-приходская школа и имеет собственное помещение, построенное купцом Иваном Треумовым.

Приписная села Крутова Благовещенская церковь. – Село Крутово, при речке Нерехте, от села Марьина находится в полуверсте, от уездного города в 20 верстах и от губернского города в 60 верстах.

Церковь в селе издавна существует в честь Благовещения Пресвятые Богородицы; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Благовещенье Пречистые Богородицы в селе в Крутце в поместье Петра Нефедьева сына Садыкова Сталпова дани два алтына две денги»; «164 г. по новому дозору положено дани 82 алт. 2 денги, заезда гривна». – До 1780 года церковь в селе была деревянная, а в означенном году усердием прихожан построена каменная церковь с таковою же колокольнею; в 1814 году в ней устроен придел и освящен во имя св. Великомученицы Параскевы; в 1852 году церковь покрыта железом, вместо обветшавшего теса; в 1864 году над главным престолом устроена сень. В таком виде церковь существует и в настоящее время.

Престолов в ней два: в холодной – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя св. Великомученицы Параскевы.

В церкви хранятся два старинные Евангелия: одно – печати 1774 года, а другое – печати 1803 года,

Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г., исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1871 году, – хранятся в целости.

Земли при сей церкви: усадебной 3 десятины, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Земля значится в общем с крестьянами плане.

В пользу Марьинского причта получается дохода: от земли 75 р., от сбора хлебом 30 р. и за требоисправления 160 р., а всего в год 265 руб.

Приход состоит из села и деревни Оферновой, – в 2 верстах от церкви. Дворов в приходе 82, душ мужеского пола 267 и женского пола 263 души.

Медуши (погост)

Погост Медуши, при колодцах, от уездного города находится в 27 верстах и от губернского города в 52 верстах.

Церковь в погосте существовала уже в начале XVII столетия; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом значится так: «церковь Рождество Пречистые Богородицы на стану в Медушах на погосте дани четырнадцать алтын три денги»; а под 161 (1653) годом о состоянии церкви сообщаются следующие сведения: «у той церкви на церковной земле дв. попов, дв. дьячков, бобыльских 2 дв., да в приходе помещиковых 14 дв., крестьянских 52 дв., дв. людской, бобыльских 88 дв., пашни церковные средния земли 6 чети в поле, а в дву по тому ж, сена около болота 8 копны, да лесу пашенного и черного в длину на полверсты, и поперег тож». Церковь зданием была деревянная и стояла в селе до половины настоящего столетия.

В 1854 году, вместо деревянной церкви, тщанием помещиков Николая и Александра Ефимовых Андреевых сооружена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольнею.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Рождества Пресвятые Богородицы и в теплых приделах: во имя мучеников Карпа и Папилы и во имя св. пророка Божия Илии.

В церкви имеется напрестольный серебряный вызолоченный крест с 46 частицами св. мощей разных угодников Божиих и старинная Минея месячная с надписью по листам: «сия книга именуемая минее месячная куплена в Москве, в Володимерский уезд, в Медушский стан, к приходу погоста Медушь, церкви Пресвятыя Богородицы, на церковные деньги сбору церковного целовальника вотчины Александра Ивановича Лопухина деревни Дмитриева, крестьянина Герасима Петрова 1755 года».

Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г., исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества, составленная в 1894 году, хранятся в целости.

Церкви принадлежат здания: деревянная часовня и деревянная сторожка.

Земли при церкви имеется 177 десятин, из коих усадебной 2 десятины, пахотной 30 десятин, 18 десятин смешанного леса и 127 десятин неудобной земли. На землю план и межевая книга имеются и хранятся в ризнице.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – Причт содержится только доходом за требоисправления, какового в год получается до 600 руб. Дома у причта собственные.

Приход: погост и деревни: Чурилово, Патрикеево, Никитинское, Дроздовка, Клюшниково, Сергиевка, Юшково и Слободка. Расстоянием означенные деревни от церкви находятся от 1 до 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 247, душ мужеского пола 606 и женского пола 704 души.

С 1894 года в деревне Клюшникове существует земская народная школа.

Нередичи (погост)

Погост Нередичи, на реке Клязьме, находится от уездного города в 42 вер. и от губернского города во 100 верстах.

Первые исторические известия о церкви находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах, и относятся к началу XVII столетия; под 186 (1628) годом в означенных книгах записано: «церковь Николы чюдотворца на погосте в Мерединском в заводичах дани пятнадцать алтын подняты денги, десятильничих два алтына заезду четыре денги»; «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани рубль 7 денег заезда гривна»; а под 180 (1672) годом показано: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать». В XVIII столетии в селе существовали две деревянные церкви – Николаевская и Ильинская. В 1820 году усердием прихожан, вместо них, построена каменная пятиглавая церковь, с каменною же колокольнею и оградою; в 1884 году тесовая на церкви кровля заменена железною. Эта церковь без изменений существует до настоящего времени.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – во имя св. пророка Божия Илии.

В церкви имеется старинная резная икона Святителя и Чудотворца Николая, особенно чтимая прихожанами, и старинный сребропозлащенный и жемчугом украшенный небольшой крест с частицами св. мощей следующих угодников Божиих: муч. Меркурия, Иакова, архидиакона Стефана и Севастиана, Анны пророчицы, муч. Спиридония чудотворца, Лаврентия, Феодора Стратилата и Марии Египетской.

Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г., исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества 1865 года хранятся в целости.

Церкви принадлежат здания: двухэтажный дом и входная часовня, отстоящая от церкви в 1½ версте.

Земли при церкви: усадебной, сенокосной и пахотной 40 десятин 500 кв. саж., но из них удобной земли 38 десятин 2,256 кв. сажен. Документы на землю имеются и хранятся в церкви.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 317 руб. 60 коп., от земли 5 руб., от сбора хлебом 5 руб. и за требоисправления 70 руб., а всего в год до 400 р. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: погост и деревни: Юрина, Дорониха и Юдиха. Деревни находятся от церкви в 5 верстах; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 62, душ мужеского пола 170 и женского пола 183 души.

С 1882 г. в деревне Юдихе существует земская школа и имеет собственное помещение.

Овсяниково

Село Овсяниково, при пруде, находится от уездного города в 28 верстах и от губернского города в 90 верстах.

В начале XVII столетия церковь в селе существовала в честь Святителя и Чудотворца Николая и в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 152 (1644) годом записана так: «церковь Николы чюдотворца в поместье Захарья Фомина сына Толмачева в селце Овсяникове дани двадцать алтын»; «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани рубль 8 алтын 3 денги, заезда гривна»; под 180 (1672) годом показано: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать».

В 1826 году, вместо бывшей деревянной Николаевской церкви, усердием прихожан сооружена ныне существующая каменная пятиглавая церковь, с каменною же колокольнею; в 1872 году усердием тех же прихожан при церкви построена каменная ограда.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери и в теплой трапезе: на южной стороне – во имя Иоанна Предтечи и на северной – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В церкви имеются старинные священные предметы: икона Святителя и Чудотворца Николая, икона Казанской Божией Матери, медный позлащенный крест с частицами св. мощей угодников Божиих и Евангелие печати 1711 года.

К Казанской церкви приписана Николаевская села Кувезина, Вязниковского уезда, церковь.

Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1882 г. и также хранится в церкви.

Церкви принадлежат здания: три каменные часовни без входа и одна деревянная – со входом.

Земли при церкви: усадебной 3 десятины, пахотной 30 десятин и при упраздненной церкви в сельце Ромоданове 33 десятины.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: казенного пособия 392 руб., от земли 30 руб., процентов с церковного капитала 7 руб. и за требоисправления 250 руб., а всего в год до 700 рублей. У причта дома собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Яблонцы, Загородки, Константиново, Прудищи, Обращиха и сельцо Ромоданово. Расстоянием от церкви означенные селения находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 105, душ мужеского пола 267 и женского пола 295 душ.

С 1889 года в селе существует земская школа и помещается в собственном доме, построенном Таганрогским купцом Кононом Китаевым.

Приписная села Кувезина, Вязниковского уезда, Николаевская, церковь. – Село Кувезино, при колодцах, находится от села Овсяникова в 3 верстах, от уездного города в 32 верстах и от губернского города в 93 верстах.

Церковь в селе каменная с таковою же колокольнею и деревянною оградою; построена усердием прихожан в 1822 г. Престолов в ней два: в холодной – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – в честь Вознесения Господня.

Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь бедна.

Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1884 году и также хранится в церкви.

Земли при сей церкви: усадебной около 12 десятин, сенокосной 5 десятин, пахотной 19 десятин и под лесом 9 десятин. Плана на землю и межевых книг не имеется.

В пользу Овсяниковского причта получается дохода: процентов с церковного капитала 4 руб., от земли 15 руб. и за требоисправления 130 руб., а всего в год до 150 рублей.

Приход: село и деревни: Степаново, Сувориха, Жарчиха и Мальчиха, – расстоянием от церкви деревни не далее одной версты. – Дворов в приходе 49, душ мужеского пока 122 и женского пола 153 души.

Осипово

Село Осипово, при пруде, от уездного города находится в 10 верстах и от губернского города в 72 верстах.

Церковь в селе исстари существует в честь Св. Великомученика Дмитрия Солунского; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Дмитрея Селунскаго в государе в дворцовом селе Осипове дани рубль шесть алтын четыре денги»; из благословенной грамоты 143 (1635) года, данной из патриаршего приказа в село Осипово, видно, что церковь в это время имела два престола; под 161 (1653) годом о церкви и приходе сообщаются следующие сведения: «у церкви Дмитрия Селунского в вотчине Окольничаго Андрея Артемоновича Матвеева в селе Осипове 2 дв. поповых, дв. дьячков, дв. пономарев, дв. просвирнин, церковных бобылей 8 дв., да в приходе помещиковых 2 дв., крестьянских 284 дв., бобыльских 14 дв., пашни церковные пахотные середния земли 20 чети в поле, а в дву по тому ж». Из дальнейшей истории церкви известно: «202 г. июня 6 (1694) по благословенной грамоте дан антиминс ко освящению церкви в. мученика Димитрия в придел Николая Чудотворца в Волод. уезд в село Осипово, взял антиминс тоя ж церкви поп Алексей»; в 1710 году при церкви причт составляли: «поп Федор Устинов вдов, сын его диакон Василий, поп Иван Прокопьев, поп Алексей Гордеев, дьячек Петр Иванов». В 1762 году декабря 25 дня Дмитриевская церковь сгорела; в 1763 году, по прошению прихожан, преосвящ. Павлом, епископом Владимирским и Иеропольским, дана была грамота о строении повой деревянной церкви с престолами в прежние наименования; теплый Николаевский престол устроен и освящен был в 1765 году, по благословению того же епископа Павла; а холодный престол св. Димитрия Солунского устроен и освящен в 1772 году, по благословению Иеронима, епископа Владимирского и Муромского. В 1803 г., вместо деревянной церкви, тщанием прихожан построена ныне существующая пятиглавая каменная церковь, с таковою же колокольнею и оградою.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Св. Великомученика Дмитрия Солунского и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

К сей церкви приписана кладбищенская Георгиевская церковь.

Церкви принадлежат здания: деревянная сторожка и пять входных деревянных часовен, находящихся в приходских деревнях.

Церковной земли по имеющимся в церкви документам значится: усадебной около 3 десятин и пахотной 38 десятин, из них до 3 десятин застроено крестьянскими домами.

Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1886 году, – хранится в церкви.

Причт: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: от земли 41 р., от сбора хлебом 15 р. и за требоисправления 1018 руб., а всего в год 1074 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Конабьево, Гостюхино, Лодыгино, Цыпелево, Скоморохово, Старая, Глебово, Иванково, Борисовка, Дурынино, Рагозино, Андриевка, Шумново, Плосково и Ащерино. Расстоянием от церкви деревни находятся от 2 до 5 верст. Дворов в приходе 174, душ мужеского пола 1060 и женского пола 1195 душ.

В селе существует земская школа и помещается в собственном доме.

Георгиевская кладбищенская церковь. Церковь сия построена в 1814 году тщанием прихожан; зданием деревянная, с таковою же колокольнею и оградою.

Престол в церкви один – во имя Св. Великомученика Георгия. Утвари в сей церкви никакой не имеется; нужное для богослужения берется из Дмитриевской церкви. Служение в церкви бывает в дни храмового праздника и заупокойные литургии в летнее время.

Павловское

Село Павловское, при колодцах, от уездного городя находится в 21 версте и от губернского города в 64 верстах.

Первоначальные известия о селе и церкви относятся к началу XVII столетия и находятся в окладных патриаршего казенного приказа книгах; под 186 (1628) годом в них записано: «церковь Воскресение Господа нашего Исуса Христа в селе Павловском в вотчине князя Федора да князь Ивана Татевых дани двенадцать алтын четыре денги»; а под 140 (1682) годом показано: «по данным книгам Троицы-Сергиева монастыря то село отдано по князе Борисе, да по князе Иване Татевых в Троицкой монастырь и та церковь писать в Троицких вотчинах»; во владении Троице-Сергиевского монастыря село оставалось до 1764 года, т. е. до времени отобрания монастырских населенных имений в казну.

Существующая в селе каменная церковь, с таковою же колокольнею, построена усердием прихожан в 1824 году, вместо бывшей ветхой деревянной церкви; в 1869 году также усердием прихожан при церкви построена каменная ограда.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Воскресения Господня и в теплом приделе – во имя Благоверного Великого Князя Александра Невскаго.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице.

Церкви принадлежат здания: пять часовен, из коих две деревянные, и три каменные, и деревянная сторожка.

Земли при церкви: усадебной две десятины и пахотной 30 десятин; кроме того, имеется пустотной земли 62 десятины 1415 квадр. саж., из коих пахотной 20 десятин, неудобной 10 десятин и 82 десятины заросли мелким лесом. Документы на земли имеются.

Причт: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 43 р., от сбора хлебом 20 руб., за требоисправления 400 руб., а всего в год 463 руб. Дома причт имеет церковные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Шиловская, Яковлево, Алешино, Сельцо, Михалково, Новинки, Алексеевка и Ченцы. – Всех дворов в приходе 163, душ мужеского пола 422 и женского пола 452 души.

С 1891 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в церковной сторожке.

Санниково

Село Санниково, при пруде, находится от уездного города в 20 верстах и от губернского города в 95 верстах.

В старинные времена в селе церковь была в честь Рождества Пресвятые Богородицы, зданием деревянная с таковою же колокольнею; в окладных патриаршего казенного приказа книгах 143 (1635) года она записана так: «церковь Рожества Пречистые Богородицы в селе Салникове в вотчине Стольника князя Василья Ромодановскаго дани шесть алтын с денгою заезда и десятильничих 6 денег»; 164 (1656) г. а по новому дозору положено дани рубль 18 алтын 3 денги, заезда гривна»; а под 180 (1672) годом помечено: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать». Богородице-Рождественская церковь существовала в селе до сороковых годов настоящего столетия.

В период времени от 1886 по 1848 год, вместо деревянной Богородице-Рождественской церкви, усердием прихожан построена ныне существующая каменная пятиглавая церковь, с каменною же колокольнею, и главный престол ее освящен (в 1848 году) в честь Святые Живоначальные Троицы, а теплый придельный – освящен (в 1840 году) в честь Рождества Пресвятые Богородицы. Церковь стала именоваться Троицкой.

Ризницею, утварью и св. иконами церковь снабжена богато.

Церковные документы: копии метрических книг с 1808 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1886 году, – хранится в церкви.

Земли при церкви: усадебной одна десятина 100 кв. саж., сенокосной 3 десятины, пахотной 35 десятин и под лесом 6 десятин. Земля недоброкачественна, за исключением 4–5 десятин, и пользы не приносит.

К сей церкви приписаны церкви: Воскресенская села Мисаилова и Петропавловская села Петровского.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: от земли и за требоисправления 100 руб. и процентов с причтового капитала 16 руб., а всего в год 116 рублей. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Рябинницы, Душкино, Катукова, Глазково и Князь-Михайлово. Расстоянием от церкви деревни находятся от 1 до 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 36, душ мужеского пола 114 и женского пола 114 душ.

С 1889 года в селе существует земское народное училище и помещается в собственном здании, построенном купцом Годаловым.

Приписная села Мисаилова Воскресенская церковь. – Село Мисаилово, при пруде, находится от села Санникова в 4 верстах, от уездного города в 18 верстах и от губернского города в 80 верстах.

В начале XVII столетия, как видно из окладных книг патриаршего казенного приказа, в селе существовала церковь в честь Воскресения Господня и в 156 (1648) году она платила в патриарший приказ «дани одиннадцать алтын три денги да десятилничих гривну»; «164 (1656) года по новому Дозору положено дани рубль 4 алтына 4 денги, заезда гривна»; а под 180 (1672) годом отмечено: «отдана Суздальскому архиепископу, впредь не писать». Из дальнейшей истории церкви известно следующее: до тридцатых годов настоящего столетия церковь в селе была деревянная – в честь Воскресения Господня и имела два придельные престола: во имя св. пророка Божия Илии и во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца. В 1837 году эта церковь оказалась в некоторых своих частях ветхою, и потому, с разрешения епископа Парфения, была перестроена и в ней оставлен один престол – в честь Воскресения Господня, а бывшие два придельные – упразднены. Переделка церкви произведена на средства прихожан. Прихожане же своими средствами в 1866 году подложили под церковь каменный фундамент, покрыли железом, снаружи обшили тесом, внутри оштукатурили и возобновили иконостас и иконы, в нем находящиеся; в 1880 году прихожане при церкви построили деревянную колокольню, вместо бывшей звонницы, утвержденной на четырех столбах и крытой тесом. – В этом виде церковь существует и в настоящее время.

Престол в церкви один – в честь Воскресения Господня.

В церкви сохраняются старинные иконы, особенно чтимые прихожанами и соседними селениями: икона Воскресения Господня, св. пророка Илии и препод. Сергия, Радонежского чудотворца; из старинных книг имеется Пролог с надписью: «Сия книга пролог церкви Воскресения Христова Господа нашего вотчины вдовы княжны Настасьи Борисовны Ромодановской, тщанием и собранием священника Алексия Романова подаянием верующих православных христиан, а кто сию книгу продаст или заложит или украдет и тот человек будет проклят и да будет анафема в будущем веке, а подписал сию книгу тогоже дому человек Симион Лаврентьев сын Краев, на память святого и праведного Иова Многострадального в 6 день 1785 г. своею рукою».

В церкви хранятся в целости: копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1886 году и хранится в церкви.

Земли церковной: усадебной 3 десятины, пахотной 27 десятин и 6 десятин под лесом.

В пользу Санниковского причта получается дохода: процентов с причтового капитала 52 руб., от земли и за требоисправления 100 руб., а всего в год 152 руб.

Приход: село и деревни: Зайкино, Пшеничново, Половчиново и Василево. Деревни находятся от церкви не далее 2 вер.; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 43, душ мужеского пола 153 и женского пола 144 души.

Приписная села Петровского Петро-Павловская церковь. – Село Петровское, при колодцах, находится от села Санникова в 2 верстах, от уездного города в 22 верстах и от губернского города в 90 верстах.

Церковь в селе исстари существует в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла, как видно из окладных патриаршего казенного приказа книг, в которых она под 136 (1628) годом записана так: «церковь святых верховных апостол Петра и Павла в селе Петровском в вотчине боярина князя Григорья Петровича Ромодановского дани двадцать четыре алтына с денгою»; под 164 (1656) годом о сей церкви показано: «писать в вотчине боярина князя Никиты Ивановича Одоевскаго, а по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 2 рубли 7 алтын заезда гривна»; а под 180 (1672) годом отмечено: «ся церковь отдана Суздальскому архиепископу, впредь не писать».

В настоящее время в селе существует каменная церковь, с такового же колокольнею и оградою, построенная в 1851 г. усердием прихожан, вместо бывшей деревянной церкви.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь свв. апп. Петра и Павла и в теплом приделе – в честь Казанской иконы Божией Матери.

Церковные документы: копии метрических книг с 1808 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. – Опись церковного имущества составлена в 1882 г., – хранится в церкви.

Земли при сей церкви: усадебной одна десятина 15 кв. саж., сенокосной 3 десятины, пахотной 23 десятины и под лесом 6 десятин. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в ризнице. Земля по недоброкачественности к возделыванию неудобна.

В пользу Санниковского причта получается дохода от сборов хлебом и за требоисправления 125 рублей.

Приход: село и деревни: Белебелка, Куземино и Третьяковка. Деревни расстоянием от церкви находятся не далее 2½ верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 45, душ мужеского пола 139 и женского пола 147 душ.

Троицкое-Никольское

Описываемое село, при пруде, находится от уездного города в 6 верстах и от губернского города в 60 верстах.

В селе исстари существует церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, как видно из окладных патриаршего казенного приказа книг, в которых под 186 (1628) годом значится: «церковь Николы чюдотворца в селе Троицком в вотчине князя Романа Пожарскаго дани четыре алтына»; «в 164 (1656) г. по новому дозору положено дани 26 алтын с денгою, заезда гривна»; а под 180 (1672) годом показано: «отдана Суздальскому архиепископу, – впредь не писать». – В течение XVII и XVIII столетий церковь в селе была однопрестольная – в честь Святителя и Чудотворца Николая, зданием деревянная с таковою же колокольнею.

В 1796 году, вместо деревянной церкви, усердием прихожан построена каменная церковь, однопрестольная, и освящена в прежнее наименование – в честь Святителя и Чудотворца Николая; одновременно с церковию построена была деревянная, на каменном фундаменте, колокольня. Церковь эта существует до настоящего времени, но с значительными изменениями, так: в 1854 году, вместо деревянной колокольни, построена каменная колокольня; в 1857 г. в церкви устроен теплый придел – в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца; в 1860 г. алтарь холодной церкви, к этому времени обветшавший, был возобновлен, устроен новый иконостас и вызолочен и Николаевский престол был вновь освящен в том же 1860 году; наконец, в означенном же году при колокольне построено здание Для помещения церковной ризницы; в 1868 году церковь и колокольня обнесены каменною оградою; в 1869 г. иконостас в теплой церкви вызолочен, а в 1870 году стены в обеих церквах расписаны священными картинами. В этом виде церковь существует и в настоящее время.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца.

В церкви находится старинная икона Святителя и Чудотворца Николая, приложенная в церковь, по преданию, князем Дмитрием Михайловичем Пожарским после 1612 года; икона сия украшена серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями.

Церковные документы: копии метрических книг с 1808 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 году, – также хранится в церкви.

Церкви принадлежат здания: пять каменных часовен без входа и две деревянные входные часовни.

Земли при церкви: усадебной 2 десятины, сенокосной 8 десятины и пахотной 80 десятин. Земля значится в общем с крестьянами плане.

К сей церкви приписана находящаяся в том же селе церковь Св. Живоначальные Троицы.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 31 руб., от земли 75 руб., от сборов хлебом 25 р. и за требоисправления 311 руб., а всего в год 442 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Чернево, Мелехово, Федотово, Муравьево, Бабенки и сельцо Петровское. Расстоянием от церкви означенные деревни находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 120, душ мужеского пола 368 и женского пола 412 душ.

В деревне Федотове с 1876 года существует народная школа и содержится на средства купца Ивана Смирнова.

Приписная Троицкая церковь. – Церковь Св. Живоначальные Троицы, зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1794 году усердием прихожан, вместо бывшей деревянной церкви того же наименования.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Св. Живоначальные Троицы и в теплом приделе – в честь Казанской иконы Божией Матери.

В церкви находится старинная икона Господа Саваофа, в медной посеребряной ризе, с надписью: «написан образ сей ҂а҃ѱ҃ (1700) году июля а҃ день деревни андреевски по обещанию антипа Иларионова да игнатия Павлова да Федора Семенова стоварищи».

В церкви хранятся документы: копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1872 г. и также хранится в церкви.

Церкви принадлежат четыре каменные часовни без входа в них.

Земли при сей церкви: усадебной одна десятина, сенокосной 3 десятины и пахотной 80 десятин. Земля значится в общем с крестьянами плане.

В пользу причта Николаевской церкви получается дохода: процентов с причтового капитала 8 руб., от земли 28 руб., от сборов хлебом 15 руб. и за требоисправления 200 руб., а всего в год 251 руб.

Приход: село и деревни: Андреевское, Григино, Бабурино и Говядиха. Означенные деревни от церкви находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 90, душ мужеского пола 270 и женского пола 289 душ.

* * *

41

Материалы для истор. Влад. еп. вып. I, отд. I, 299–302.

Комментарии для сайта Cackle