Старчество на Урале

Источник

Содержание

Жизнь и учение уральских старцев Святые отцы о значении старчества Преподобные Василиск Сибирский и Зосима (Верховский) Подвижники верхотурского края В пределах екатеринбургских Пермская епархия Уфимский край Об уклонениях от традиций старчества «Белая страница» в истории уральского старчества О необходимости возрождения старчества Духовное наследие уральских старцев Предисловие составителей Преподобный Зосима (Верховский) Преподобный Илия Верхотурский Игумения Руфина (Кокорева) Иеросхимонах Константин (Шипунов) Источники и литература Список сокращений  

 

В первой части приводится исторический очерк, охватывающий период от начала XIX до конца XX столетия. На примере нескольких уральских обителей, где существовала традиция старчества, а также на примере наиболее ярких ее представителей убедительно доказывается великое значение этого древнего монашеского делания, на основе которого может быть возрождено и современное русское монашество.

Во второй части книги помещены наставления и письма старцев.

Книга богато иллюстрирована старинными и современными фотографиями. Для широкого круга читателей.

Дорогие братья и сестры!

Книга, которую вы держите в руках, посвящена предмету настолько же важному и интересному, насколько и малоизученному – она является первым опытом изучения истории старчества на Уральской земле.

Сразу нужно оговориться, что изучение традиций уральского старчества представляет для нас не только исторический интерес. Составляя этот сборник, мы преследовали две цели. В первую очередь – рассказать о старчестве как об одной из важнейших монашеских традиций и на примере нескольких уральских монастырей показать существенную необходимость руководства в духовной жизни. В наши дни, когда в России возрождается монашество, весьма актуален вопрос, на каких основах должно происходить его возрождение. И говоря о традициях старчества, знакомя читателей с судьбами старцев, подвизавшихся на Урале, хотелось бы, прежде всего, попытаться ответить на следующие немаловажные вопросы. Что такое старчество вообще? Какое значение оно имеет в духовной жизни? Почему духовное руководство особенно необходимо монашествующим? На каких основах оно должно строиться? Ответы на эти вопросы особенно важны для людей, проводящих иноческое жительство, и именно им в первую очередь адресована эта книга. В то же время и миряне, стремящиеся к серьезной духовной жизни, безусловно, найдут здесь для себя много полезного.

Главное внимание в книге уделяется рассмотрению явления старчества с точки зрения святоотеческой традиции умного делания. Это древнее монашеское делание подразумевает прежде всего упражнение в Иисусовой молитве и откровение помыслов опытному наставнику. На примере уральских монастырей можно увидеть, какую важную роль играет в монашеской жизни это делание, основанное на учении святых отцов. А пример старцев, живших посреди мира и окормлявших многочисленную паству, дает ясное понимание того, что старчество благотворно отражается и на жизни всей Церкви.

Другая цель книги – познакомить современного читателя с судьбами выдающихся уральских подвижников, и в этом смысле книга может быть полезна любому христианину, желающему обрести ориентиры в своей духовной жизни. Мы постарались собрать все доступные для нас сведения о подвижниках, живших на нашей земле и несших старческое служение.

Люди, о которых повествует эта книга, являлись для ближних истинными духовными руководителями, помощниками на пути ко спасению, и по сей день они подают нам чудный пример высокого преуспеяния, самоотверженного следования Евангелию и великой любви к Богу и ближним.

До наших дней дошло пророчество одного из древних подвижников: «В последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди них знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями». Таковы были и наши уральские старцы, особенно те, которые жили в XX столетии – в необыкновенно трудные времена гонений на веру и Церковь. Свой подвиг они проходили не в тиши монашеских обителей, не в глубоком уединении, а среди безбожного мира, в эпоху открытых гонений. В этих невероятно сложных условиях они не только сами смогли сохранить веру, последовать евангельским заповедям и угодить Богу, но и для ближних явились неоценимым сокровищем веры, любви и духовной мудрости, поддерживая и укрепляя их на пути ко спасению.

Работа над книгой велась по благословению духовника Ново-Тихвинского женского монастыря схиархимандрита Авраама (Рейдмана) и под непосредственным руководством почетной настоятельницы обители схиигумении Златы (Нестеренко). Сбором и обработкой материала занимались сестры обители, несущие послушание в церковноисторическом кабинете. Перевод «Заветных писем» преподобного Зосимы (Верховского) с церковнославянского языка осуществлен сестрами, исполняющими послушание в грекославянском кабинете.

Первая часть издания содержит очерки по истории уральского старчества и охватывает период с начала XIX до конца XX века. Здесь представлены в основном сведения об обителях Среднего и Южного Урала: мужских – Свято-Николаевской Верхотурской, Свято-Николаевской Белогорской, Кыртомской Крестовоздвиженской и женских – Екатеринбургской Ново-Тихвинской и Уфимской Благовещенской. В книгу включены и повествования об отдельных подвижниках, угодивших Богу не в обителях, а посреди мира: иеросхимонахе Константине (Шипунове), схимонахине Евфросинии (Мезеновой), схимонахине Николае (Засыпкиной), а также о преподобном Кукше Одесском, который в течение пяти лет отбывал ссылку на Урале и за это время оказал немалое духовное влияние на окормлявшихся у него монашествующих и мирян. Сведения о жизни преподобного Кукши на Урале публикуются впервые. В книге помещено и жизнеописание замечательной русской подвижницы игумении Руфины (Кокоревой), основательницы и благоустроительницы трех монастырей, в том числе одного за рубежом.

Кроме того, мы сочли необходимым включить в повествование примеры уклонений от подлинных традиций старчества. Описание судеб схимонаха Даниила (Лисицына) и монаха Макария (Поликарпова) дано с той целью, чтобы представить во всей полноте такое многогранное и сложное духовное явление, как старческое руководство, показать, какие заблуждения возможны на этом пути и помочь выработать трезвое отношение к нему.

Вторая часть книги представляет собой собрание писаний подвижников благочестия: преподобного Илии Верхотурского, иеросхимонаха Константина (Шипунова), игумении Руфины (Кокоревой). В этой же части книги помещены «Заветные письма» преподобного Зосимы (Верховского) – документ, не имеющий аналогов в духовной литературе.

Сборник содержит много редких фотографий.

Надеемся, что эта книга поможет многим узнать о традициях старчества, для монашествующих станет пособием в устроении духовной жизни, а для всех ищущих спасения послужит интересным и душеполезным чтением.

Выражаем искреннюю признательность игумену Антонию (Щукину) и архимандриту Луке (Головкову) за сведения о преподобном Кукше Одесском; сотрудникам Государственного архива административных органов Свердловской области, Государственного архива Свердловской области за помощь в подборе архивных документов, а также всем тем, кто оказал посильное содействие в сборе информации об уральских старцах.

Составители сборника


Источник: Церковно-исторический кабинет Ново-Тихвинского женского монастыря. Ново-Тихвинский женский монастырь. Екатеринбург. Паломник. Москва. 2011 по Р.Х.

Комментарии для сайта Cackle