Источник

Блаженный Андрей, Мещовский юродивый

(Память 28 июня).

К сонму замечательных русских подвижников нового времени, чтимых народом, принадлежит и Мещовский, Христа ради юродивый, Андрей. Блаженный Андрей родился в 1744 году, в Овсянниковской деревне, Клетина прихода, в Мещовском уезде, Калужской губернии. В раннем детстве, по смерти отца, за выходом матери вторично замуж, Андрей, вместе с матерью перебрался в соседнюю деревню Бобровицы, где и жил в доме отчима несколько лет. С детства Андрей резко отличался от сотоварищей, держался уединенно, не играл, мало говорил, был тих и кроток, полевых работ чуждался. И стали смотреть на него как на полоумного. Ведь часто бывает в жизни, что, чего в человеке не можем понять, считаем неестественным и странным; признав же непонятное для себя явление за проявление глупости, или объяснив недостатком развития, уже успокаиваемся и более не вникаем... По некотором времени мать Андрея умерла и он, возвратившись в родную деревню, уже прямо вступил на путь юродства ради Христа; стал ходить почти нагим, с топориком и кнутиком, топорик держал на левом плече, а рукоятку в правой руке. Этот топорик служил ему и подушкой, когда он спал. А спал он на печи, и как бы она горяча не была, без всякой подстилки. Но спал он мало. По ночам, часто, тайно от родных, он уединялся на дворе и там подолгу молился. Мерцали ли яркие звездочки, проносились ли темные тучки при унылом завывании вьюги, шел ли снег, или было тепло – вдохновенная молитва блаженного неслась к небесам; полуобнаженный и всеми озлобляемый, он молился за грешных людей, когда те спали, забывшись от дневных трудов своих и огорчений. Днем же, ходя по деревням, блаженный Андрей, когда слышал хорошие разговоры, улыбался, когда же бранились, печально отходил прочь. Много терпел он побоев и обид от крестьян и крестьянских детей. А как бывают неотвязно-жестоки невоспитанные крестьянские мальчики – всякий знает... Но все это кротко переносил блаженный и лишь на время уходил в дома благочестивых людей; в с. Клетине он более всех любил бывать в доме Никулина. Однажды блаженный Андрей пришел в соседнюю деревню Староселье, когда там крестьяне сеяли рожь. Один крестьянин, считая его праздно ходящим, в насмешку, предложил ему засеять полосу... Андрей взял и стал сеять, говоря: «пропало, замерло!» Попросил о том же и другой крестьянин, но только почитавший блаженного и веривший, что после посева Андреем, ради его Господь благословит урожаем. Андрей засеял и его полосу. И что же?! Когда пришло время жатвы, на полосе последнего лежало редкое множество снопов снятой ржи; а у первого полоса пустая поросла сорными травами... После этого события многие при случае просили блаженного о сеянии, и где он сеял – всегда снимали обильный урожай. Так Господь начал прославлять раба Своего.

Тридцати пяти лет от роду блаженный Андрей перебрался в г. Мещовск, где и нес крест, избранного им ради Христа, подвига юродства до самой смерти своей.

По приезде в Мещовск блаженный Андрей пошел по городу. Подойдя к дому мещанской одной вдовицы Елены Суховой, остановился, прислонился к стене дома и задумался... Мать этой вдовицы, увидя убогого человека, позвала его в дом, одела, покормила и уложила спать. Так и остался в этом доме жить до самой смерти блаженный Андрей. Лишь изредка еще живал понедолгу он в доме Феодора Петровича Сухова, родственника Елены. Бедные вдовицы приютили того, кто бедность и нищету избрал вольною своей волею ради Христа! И замечательно поучительно было его отношение к своим домохозяевам! Без спросу их он ничего не брал и по хозяйству никуда не входил; он горячо сочувствовал радостям их и скорбел горестями. Феодор Сухов однажды был по торговым делам в г. Витебске. Там он тяжело заболел. Больной, он поехал домой, был в пути одиннадцать дней. В течение этих дней, между тем, блаженный Андрей, духом провидя случившееся, молился о больном, и приговаривал: «едет дядюшка, умирает». Когда же тот подъехал к дому, первый встретил его... Однажды у Феодора Сухова очень была больна малолетняя дочка. Дитя было при смерти. Родители положили ее под образа и плакали. Андрей лежал на печи и смотрел на них. Вдруг сошел; мать больной и говорит ему: «Андреюшка, вот, дочка наша умирает! «Блаженный весело посмотрел, сделал руками жесты, как женщины прядут, и вышел. Но скоро же и вернулся с яблоками и пряниками, и стал угощать больное дитя. Та вдруг села, поела, а скоро и совсем поправилась. В другой раз, две недели болела и была в беспамятстве одна из дочерей Елены Суховой. Блаженный предсказал выздоровление, и она действительно, пришла в себя и оправилась. Когда же, принявшая его первой, старушка заболела предсмертной болезнью, блаженный, очень грустя, все ходил, да приговаривал: «матушку скоро понесут в монастырь и детки будут плакать о ней!» Слыша это, старушка поспешила исполнить христианский долг и, действительно, скоро умерла; и, оплакиваемая детьми, была погребена в Мещовском монастыре. Когда брат Елены Мещовский иеродиакон Корнилий неожиданно был посвящен в иеромонахи и ехал повидать родных, Андрей это предвидел; разорвал рубашку, одел наподобие епитрахили и, глядя в окно, говорил: «едет поп, едет поп. Корнилий поп!» – Вскоре Корнилий и приехал. Когда этот о. Корнилий был строителем монастыря, и находился в доме одного помещика, туда пришел Андрей и сказал: «в монастыре – пожар!» Строитель немедленно поспешил, горела башня, где тогда были братские келлии. А не поспеши бы старец, сгорел бы весь монастырь; так спас от огня блаженный ту обитель, где впоследствии нашел он себе и место упокоения. Однажды, хозяйка, уходя из дома, велела Андрею, если придет нищий, подать ему кусок. Он отдал весь хлеб. Когда хозяйка, возвратившись, узнала, что было, огорчилась. Но Андрей утешил ее; «будет, будет хлеб» – говорил он, и ему скоро от соседнего помещика привезли много белых хлебов. Бедный Андрей – был питателем принявших его бедных вдовиц. И тут действовала та же сила Божия, которая древле питала принявшую пророка вдовицу Сарептскую...

Но, не на одних домохозяев Андрея изливалась ради него милость Божия, по молитвам блаженного много и многим было даровано милостей Божиих. А молитвенник он был усердный. Во все праздники он ходил к богослужению, но чаще всего ходил к службам в монастырь, где особенно любил молиться пред древнечтимым образом «Всех скорбящих Радости». В прочее же время он для молитвы уходил за город и любил молиться, чтобы его никто не видал. Идучи в церковь, блаженный одевался в рубашку, а зимою и в полушубок, а обычно ходил нагим с топориком, иногда и с кнутиком. Но ни мороз, ни снег, ни жар ему вреда не причиняли. Пришел раз Андрей ночевать к одному мещанину, дочери того застыдились его наготы и блаженному было отказано в приеме. Только что ушел Андрей, отказавшего охватила тревога: как бы юродивый не замерз. Взяв фонарь, пошел его искать и нашел спокойно лежавшим на снегу. Тогда Андрей встал и ушел. Сколько ему ни дарили рубашек, кроме как в церковь, он не одевал, а раздавал беднякам. Когда блаженный Андрей проходил по торгу, все торговцы давали ему деньги и от своих товаров. Но не у всех брал он. А у кого брал, у того торговля шла успешно. Что получал блаженный, все раздавал бедным. Когда же их не было, деньги вкладывал в щели домов, где нищие потом и находили их.

Но особенное сострадание блаженный Андрей проявлял к солдатам и заключенным в острог. Когда арестантов выводили за сбором подаяний, в то время казенного стола не было им, Андрей спешил отдать все, что только успел накопить для них. Бывал и сам Андрей в тюрьме. Как ни был Андрей тих и кроток, а когда ждали приезда в Мещовск кого-либо из высокопоставленных лиц, его и засаживали в острог, или под конвоем отправляли в Клетинское волостное правление. Но при этом не раз случалось, что его отвезут и, не успеют проводники вернуться, Андрей чудесно оказывался уже снова в Мещовске. Многое из того, что делал блаженный Андрей, имело особый смысл и что-либо предвещало. Когда он кому-либо давал луковицу, тот заболевал; кому давал хлеб, тот получал почести; у кого уносил со двора дрова – делался вскоре бедняком; кому приносил дрова, тот богател. У одного купца было описано имущество, купец был в глубоком горе. Приходит в это время блаженный с дровами и, утешая, говорит: «Не грусти, дядя денег даст!»... Вскоре же приехал один помещик и, дав заимообразно денег, выручил купца того из беды. Эти прообразовательные приемы старца имели широкое значение. Через них он прикрывал свое прозрение в будущее, а условной формой открытия будущего, допускавшей возможность различного толкования, смягчал грядущие удары людям постепенным их приготовлением к тому. Неожиданный удар тяжелее, ведь, ожидаемого, хотя самое ожидание и мучительно, это давало также и возможность подготовиться к грядущему.

Блаженный Андрей свершил свой путь. Тяжелым подвигом юродства он очистил душу и тело от всего страстного и греховного; на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о небесном отечестве... Настала кончина праведника. Он скончался в 1812 году, 28 июня. Перед смертью он предсказал нашествие французов. Глядя в сторону, откуда потом шел Наполеон, блаженный говорил: «Идут с горы, очень много, боюсь, уйду в Калугу, – но пропадут, исчезнут» ... Незадолго до смерти, праведнику пришлось перенести еще одну людскую обиду. Один неверующий помещик, возвращаясь с охоты и увидя Андрея, натравил на него собак, и потешался, как те рвали его ноги... Придя домой после этой травли, блаженный Андрей приложил к ранам тертой редьки и язвы зажили, а у того помещика вдруг заболели два сына-малютки, любимцы семьи, и умерли оба.

Чувствуя приближение смерти, блаженный в Мещовском монастыре у настоятеля выпросил себе и место для погребения.

Предсмертная его болезнь длилась более полугода и была очень тяжела. Образовались пролежни, язвы загноились и в них кишели черви, убирать их больной не давал... Исповедавшись, особоровавшись и приобщившись Св. Таин, блаженный Андрей скончался истинно-христианской кончиной на 68 году своей жизни, быв подражателем блаженному древнему Андрею, Христа ради юродивому. Блаженный Андрей роста был среднего, открытый лоб, продолговатое лицо, большие глаза, длинный нос, редкая с проседью борода, – а общий цвет лица смуглый. По кончине, лицо его сделалось светло-радостным. Погребение совершал Оптинский игумен Авраамий с братией Мещовского монастыря, всего городского и, в большем числе, окрестно-сельского духовенства. Громадная толпа народа, время, к тому же, было ярмарочное, провожала гроб до обители. Погребен блаженный Андрей в средней монастырской башне, на восток, там же хранится и его топорик.

Память блаженного свято чтится Мещовцами и с каждым годом распространяется все далее и далее. После молебна пред образом Божией Матери «Всех скорбящих Радости», на могиле его служат часто панихиды, берут песок с могилы, а воду, «с топорика спущенную», и через это после молитвы пред тем образом и у могилы блаженного по вере получают исцеления. Вся та местность, где родился и жил блаженный во время холеры 1848 года, была сохранена его молитвами от эпидемии, а в 1840 г. от голода. В 1853 г. девушка Александра, дочь Мещовского купца Н. Н. Кобелева, исцелилась от тяжелой болезни, а были: нестерпимая боль в голове, кровотечение из носа, кашель и судороги, после совершения панихиды на могиле блаженного Андрея, согласно, во сне бывшему ей, повелению по гласу, исходившему от образа Божией Матери. Мещовский мещанин В. Костин, после панихиды у гроба Андреева, получил освобождение от мучивших его сильных головных болей и стеснения в груди41. Двухлетняя внучка Сухиничского мещанина И. Т. Исакова, у которой после ушиба спины стал расти болезненно горб, после панихиды у Андреевой могилы, скоро поправилась и от болезни не осталось и следа42. Подобное было: с 9-летним сыном крестьянки А. Г. Антоновой, с больным ногой сыном А. Г. Карнеевой и ею самой, страдавшей глухотой43.

Есть сведения и о других исцелениях. Вообще, блаженный Андрей является скорым помощником – врачом больных деток. Поэтому нельзя не порадоваться тому, к сожалению, редкому явлению, что дети местного духовенства, питомцы Мещовского духовного училища, воспитываются в чувствах благоговейного памятования о подвижнике. Они, то по одиночке, то группами, под руководством своего достопочтеннейшего г. смотрителя В. Т. Т-ва, посещают могилку Андрея блаженного, и молятся там за панихидами. Нельзя не пожелать, чтобы этот светлый пример нашел себе подражателей и в других местах, где есть свои местные подвижнические могилы. Да, и вообще, нельзя не пожелать, чтобы поскорее рассеялся тот странный и совершенно неверный взгляд, какой существует теперь относительно могил подвижнических, когда сходить и помолиться у могилы подвижника считается чем-то суеверным. На частной могиле поставить часовню-памятник – дело обычное... А начнут устраивать часовенку над дорогой сердцу народному могилой подвижника – уже говорят: это – соблазн. На могилы, например, писателей ставят памятники, бюсты, носят венки, там произносят речи... А, когда бедная старушка на подвижническую могилку принесет свой заветный образок и тем выразит свою думу-мольбу, чтобы Господь взял усопшего под свое покровительство – смеются. Между тем, и простые люди ведь умеют высоко ценить тех, кто был лучшим носителем их идеалов... Ведь, когда, в сердечной простоте, бедная крестьянка целует подвижническое изображение, что она делает, как не то же, когда образованная дочь целует карточку своего дорогого, покойного отца! ... Не осуждать надо эти порывы народного духа. Напротив, надо идти навстречу сему и принести простому народу на украшение дорогих его сердцу могил наше знание, развитие, вкус и уменье... Когда, чтимые народом, подвижнические могилки украсятся изящными часовенками, внутри же, при выдержанной обстановке, под сенью св. креста с тихо-мерцающими лампадками, будут белые надгробия, а вблизи их и изображения почивших, равно, столики у распятия для поминальных свечей – сердечное спасибо скажет народ; много светлых и отрадных молитвенных мгновений во время панихиды за усопшего, переживает тут верующая душа... А, если еще будут сделаны доступные народу издания жизнеописаний подвижнических – как много получит всякий полезных для него и его времени уроков!... Вот, например, блаженный Андрей очень любил солдат и всегда жалел их... Как это поучительно особенно теперь, когда военная Русско-Японская невзгода дала так много раненых воинов44...

* * *

41

Более подробно эти чудеса описаны в брошюре г. С. А. «Жизнь Андрея, Христа ради юродивого, Мещовского». (К. 1891 г.), коей мы и пользуемся.

42

«Кал. Еп. Вед."1902 г. № 4.

43

Заявления в редакции «Кал. Еп. Ведомостей».

44

«Русские подвижники XIX века».


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами) / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Изд. Введен. Оптиной пустыни, 1994-. / Июнь. - 1995. – 429, III c.

Комментарии для сайта Cackle