Источник

Юродивый монах Иона Песношский

(Память 15 июня).

Монах Иона, как повествует предание о нем, был послан около 1730 года из Св.-Троицкой Сергиевой лавры, за юродство, в Песношский монастырь, при строителе Исааке. Здесь он находился несколько лет и проживал то в монастыре, то вне его. Была у него ископана тесная пещера для убежища (от монастыря на северо-запад, к Предтеченской часовне), здесь он обитал в безмолвии; убегая праздности, он занимался рукоделием, плел лапти и, сидя близ дороги, продавал их проходящим. Приходил иногда и в монастырь к церковной службе, но останавливался всегда у западных дверей и стоял в безмолвии. Когда его спрашивали, зачем он не входит внутрь церкви, отвечал: «поклеплют книгою». Иногда, приходя в зимнее время в монастырь, влезал греться в горячую печь в поварне. Старожил К. рассказывал, что в детских годах бегали они за Ионою, когда он юродствовал по селам и деревням, бросали в него каменьями, гонялись за ним с криком и делали разные насмешки. Архимандрит Сергиевской лавры Варлаам, приезжая по разным случаям в Песношский монастырь, всегда спрашивал о здоровье Ионы, и весьма его любил, называл Ионушкою и занимался с ним беседами. В одно время прибыл архимандрит и потребовал к себе Иону, но того не могли нигде найти, куда-то скрылся. – Опечаленный архимандрит, в сильном огорчении, потребовал к себе возвратившегося в то время из села Рогачева нетрезвым иеродиакона, по прозванию Шурыгу, и по долгу высшей власти велел было наказать его, по тогдашнему времени, телесно. В ту минуту предстал им Иона и в притворном гневе заставлял иеродиакона скорее раздеваться. Архимандрит, обрадованный приходом к нему Ионы, простил иеродиакона и занялся разговорами с юродивым старцем. Однажды Иона, по обыкновению своему, долго не являлся в обитель, да и в пещере не было его: безвестность о нем заставила живущих в монастыре иноков беспокоиться, и положили, что он заблудился в пустынных лесах или болотах; приказано было гораздо дольше во все колокола звонить, в ожидании, что юродивый, услыша звон по звуку, из лесов выйдет к монастырю. Но Иона не являлся. Расспрашивали крестьян окрестных селений о нем, но вероятных известий не было. Уже наступила осень, выпал снег, и настали зимние морозы. В это время один охотник, следя зайцев в дачах помещика Вахрамеева, на лай своей собаки, зашел в Раменский густой лес. Там увидел он под деревом тело умершего юродивого, вокруг которого земля на некоторое пространство обтаяла и высохла. Тело его было ничем невредимо и казалось живым. Охотник, узнавши Иону по его смиренной одежде, в которой он всегда ходил до смерти, сообщил о нем в монастырь. Братия, услышав это, пошли с охотником, взяли оттуда тело блаженного и предали христианскому погребению на южной стороне, около стены соборной паперти. По случаю прибавления собора в 1805 году, деревянный его гроб оставался не тронут с места. По окончании строения, над могилою положили белый камень, наравне с полом.

«Эта повесть о юродивом Ионе была собрана от разных достоверных старожилов, старанием иеромонаха Паисия, бывшего строителем на Махре, на Песноши же пустынником и великим рачителем, который и преставился после многотрудной и жестокой болезни, в добром христианском исповедании, 1838 года, в июле месяце, в 40 летах жизни своей»17.

* * *

17

«Изречения старца схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его.» М. 1863 г.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами) / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Изд. Введен. Оптиной пустыни, 1994-. / Июнь. - 1995. – 429, III c.

Комментарии для сайта Cackle