Старец Александр Кинешемский
(Память 3 июля).
В начале 19-го столетия близ г. Кинешмы, Костромской епархии, подвизался старец Александр. Жил он в сосновой роще в полуверсте от Кинешмы, близ речки Кинешемки, на краю крутого обрыва к речке. Им самим в этом чудном местечке устроен был на городской земле в роще деревянный домик, в котором он и жил. Домик сохранился и до сих пор, ветхий от времени, окружен садом, вокруг которого живая изгородь. Вид из домика прекрасный – на город и реку Волгу. И теперь по временам в этом домике живут старички, ищущие уединения; домик тщательно охраняется не сторожами, а народом, уважением его к месту подвигов старца. Время рождения старца Александра неизвестно в точности, трудно установить и год, и число смерти его. Но могилка его сохранилась, и ее с несомненностью указывают близ церкви Успения Божией Матери в заречной части города на крутом, правом берегу реки Волги. Народная стоустая молва о подвигах и благочестивой жизни старца Александра в продолжение нескольких десятилетий распространялась среди окрестных селений все далее и далее. Стали искать могилку, старожилы указывали ее, и вот, народ стал ходить туда, брал с могилки песочку, землицы, стал брать водицы из близтекущего ключика, обращался к местному священнику с просьбою отслужить панихиду-литию. Многие стали записывать в свои поминанья старца Александра, клали деньги на могилку, собирали на украшение могилки. Священник, служащий при церкви Успения более 25 лет, не мог не видеть увеличивающееся с годами чествование памяти старца Александра, наплыв посетителей его могилки, и занялся ею: обделал ее, окружил железной решеткой, поставил над плитою надгробный крест и вообще, привел могилку во вполне благопристойный вид, расчистил и ключик близ нее. Посетителей могилки стало еще больше. Стали посещать и церковь Успения Божией Матери с целью помолиться за раба Божия старца Александра и заказывали заупокойные литургии, панихиды и литии. Но вот, нашлись и враги доброму делу. Случилась холера. Недоброжелатели, враги Церкви, придерживающиеся толстовства, неверующие люди донесли начальству, что в Кинешме, близ церкви Успения, на берегу Волги есть могилка какого-то утопленника, при ней ключик, с которого многие пьют воду и заболевают будто бы холерой. Обвиняли в доносе и местного священника, как помогающего якобы каким-то суевериям и распространяющего слухи, что будто в этой могиле похоронен старец святой жизни, именем Александр, и служащего на этой могиле панихиды и литии в целях корыстных. Было секретное дознание, которым подтвердилась вся низкая ложь извета, и с тех пор могилка старца Александра стала привлекать к себе все более и более народных молитв.