Источник

Св. праведный Иоанн Русский

(Память 24 июля).

Родина Иоанна – Россия, а частное место, где он родился и воспитался, неизвестно; без всякого сомнения, он имел православных и благочестивых родителей – Русских. Взятый в плен во время войны, при Петре Великом, турецким начальником конницы, Иоанн отведен в Каппадокийское местечко Прокопион, в 12-ти часах расстояния от Кесарии. Прокопион теперь по-турецки носит название Уркюб.

По преданию, новый господин Иоанна все усилия употреблял привлечь его к магометанству и ласкательством, и угрозами, но неустрашимый воин Христов, вменяя все земное во уметы и устремляя ум к небесным вечным благам, представлял себе в образец мужественных поборников Православной веры, и говорил господину своему: ничтоже мя разлучит от любве Христовы ни обольстительные обещания привременных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения; имея пред собою Спасителя моего, Который как бы в царском вместилище возлежал в яслях в пещере Вифлеемской, я с благодарностью к Нему помещаюсь в темном углу пещерной конюшни твоей, где ты назначил пребывать мне, и она мне кажется раем, где свободно приношу молитвы и хвалы Господу моему, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары; представляя терновый венец, возложенный на Божественную Главу, готов я с радостью претерпеть надевание раскаленного шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, и на другие более лютые сего муки я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас Своею смертью на кресте твердости, терпению, небоязненности в самой лютой за Него смерти, как виновной вечного неизреченного блаженства на небеси. Я – Русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобою, но небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь: в христианстве я родился, христианином и умру». Такие дерзновенные слова Иоанна, являющие непреклонный нрав его касательно веры, смягчили жестокого господина его, и он перестал принуждать его к вероотступничеству, хотя и оставил по-прежнему в темном углу конюшни своей, для ухода за лошадьми и следования за ним, как конюха, когда выезжал на лошади. Находясь в таком положении, праведный постоянно славил Вышнего, и в свободное от работы время совершал различные подвиги жестокого жития, всенощные молитвенные бдения, сопровождаемые земными поклонами и слезами; всякий день рано утром приходил к церкви, отстоявшей всего на 20 минут ходу, где у паперти, один, молясь одному Богу, возвращался в свое место прежде пробуждения господина; всякую же субботу приобщался Пречистых Таин в храме Божием, приходя в оный тайно, к причастию приготовлялся сухоядением, часто постясь до трех дней.

Один неожиданный случай побудил хозяев Иоанновых иметь благоволение к нему и сделал его известным, как мужа святого. Бывший начальник турецкой конницы, по требованию веры своей, должен был посетить Мекку, куда и отправился. В отсутствие его, госпожа раз угощала у себя в дому родных и знакомых; Иоанна назначила служить гостям. Одно из подаваемых кушаний особенно понравилось хозяйке; вспомнив о муже, она сказала: «как бы доволен был муж мой блюдом этим, если б кушал теперь с нами». Иоанн, полный веры во всемогущество Божие, просит блюдо с обещанием немедленно доставить господину. Кушавшие смеялись, считая это за шутку, а праведный, вышед с горячим кушаньем, коленопреклоненный молил Творящего волю боящихся Его (Пс.144:19), чтоб Он, как из Палестины в Вавилон мгновенно послал пищу св. Даниилу, так доставил, им же весть образом, и держимое им блюдо в Мекку, во славу Пресвятого и великолепного имени Своего. По возвращении, он сказал: «кушанье доставлено господину». Хозяйка, будучи уверена, что он снес блюдо к себе, погрозила ему наказанием за неуместные для пленного раба шутки, но после пришли все в великое изумление, когда господин, по возвращении, рассказал, как он в такой-то день и час, пришед от молитвы в свою запертую им квартиру, видит на столе испускающее пар кушанье. Съев оное с особенным аппетитом и благодарением Богу, он, к большему удивлению, увидел, по вычеканенному штемпелю, свое блюдо, теперь обратно привезенное. Как это случилось, не может постигнуть. Когда же госпожа объяснила, как Иоанн взял горячее кушанье, обещаясь доставить немедленно в Мекку, – стали уважать его как угодника Божия, и перевели из конюшни в дом, хотя праведный и не желал того. Когда разнеслась молва о святости Иоанна, и посторонние начали благоговеть к нему, и просили молитв его о них. Получив теперь более свободного времени, Иоанн усилил подвиги, смиренномудрствуя, и плоть порабощая духу.

После нескольких лет постничества, он почувствовал приближавшийся конец своей трудно-печальной в плену у мусульман жизни. Заболев, он пригласил священника, исповедался н причастился Пречистых Таин, которыми напутствованный, преставился от земных скорбей к небесным радостям. Господин дал знать священникам и старейшинам местечка, чтобы они погребли праведного по христианскому чину, и в знак уважения своего к почившему, пожертвовал для мощей его дорогой ковер. Христиане с благоговением похоронили тело Иоанна на своем кладбище. По прошествии трех лет со дня отшествия его ко Господу, старший из иереев видит во сне праведного, побуждающего откопать и перенести мощи свои, но протоиерей колебался и медлил, пока небесный свет, сошедши на могилу, побудил исполнить желание святого, при большом стечении народа. Изъятое из земли тело его оказалось невредимым, нетленным и благоуханным. Благоговейно поклонившись св. мощам, перенесли оные с псалмами и песнями духовными в иссеченную в скале церковь великомученика Георгия, а назад тому несколько лет, перенесены оттуда мощи в новую церковь св. Василия Великого, положены в раке на правой стороне, где, притекающие к св. Иоанну, днем и ночью освобождаются от всяких болезней, и молящиеся ему в различных нуждах получают просимое от дивного во святых Своих Бога, по ходатайству праведного, и бесчисленные чудеса совершены и совершаются через угодника Божия, по невозможности перечислить все из них, упомянем здесь о немногих.

В царствование султана Махмута 2-го, при восстании на него Египетского паши Ибрагима, послан был против восставшего, в числе других, Осман-паша с 1800 челов. солдат. Пройдя Кесарию, он прибыл к местечку Прокопион, чтоб, переночевав там, на утро отправиться через Неаполь к Киликийским воротам, где стоял Ибрагим лагерем. Так как большая часть жителей-турок в Прокопии были янычары, ненавидевшие султана, как гонителя их, порешили не принять Османа; тщетно старались христиане внушить им, что через непринятие навлекут гнев, идущего по царскому повелению, предводителя войска, что в ярости он может наделать в местечке много зла, но, видя их, непреклонных, не хотящих сообразить о дурных последствиях такового бунта, – удалились в окрестности, оставив в городке старых. Действительно, противление турецких жителей побудило Османа войти в Прокопию с войском, которое предалось грабежу, насилию и убийству. Расхищая, что находили ценным в домах, ворвались и в храм великомученика Георгия, похитили священные сосуды и одежды, и затем отворили раку с мощами, думая найти в ней деньги и т. п.; не нашедши же ничего, кроме мощей, порешили сжечь их на посмеяние и поругание христиан, с каковой целью вынесли мощи на двор церковный и пошли набирать дрова; по возвращении, разожгли костер, но к удивлению своему мощи находят в церкви. Не вразумившись этим чудом, вынесли оные снова и положили на костер, но огонь не коснулся святыни, и к большему удивлению увидели Иоанна живым, с грозным взором, рукою и словами угрожающего туркам за дерзость их. Поразившись этим, они, как сами после рассказали, разбежались, оставив мощи. Чудо это было в 1832 году.

В 1862 г., в день субботний, при конце литургии одна старушка сообщила, как во сне видела праведного, вышедшего из раки своей и спешившего к училищу; там он старался удержать обеими руками падавшую крышу. Едва успела она докончить рассказ о видении, как послышался треск и стук; молившиеся выбежали из храма и увидели, что крыша еллинского училища опустилась вниз на учившихся в то время детей. Тогда все с плачем побежали отрывать заваленных учеников и нашли их целыми и нисколько невредимыми. Услышав наверху здания треск, они как бы сговорились и, какою-то невидимою силой влекомые, залезли все под столы и скамьи, на которые и легли перекладины крыши, не придавив никого. Тогда объявлено было видение, сообщенное старушкою, и все с радостью возблагодарили Бога, прославляющего праведного Иоанна совершением таких благодетельных чудес.

В 1874 г. двенадцатилетняя девочка из рода бывшего господина Иоаннова (род этот и поныне в цветущем, богатом состоянии) пропала без вести; все тщательные поиски родителей и родственников были тщетны. Потеряв надежду отыскать дочь свою, родители притекли ко святому и усердно молились ему пред ракой, чтоб он открыл, куда девалось любимое чадо их. Иоанн не замедлил явиться во сне матери девицы в образе иноческом и открыл ей, что такая-то из ваших, сребролюбием недугуя, сняла у девочки серьги и прочие золотые украшения и, наложив руки на дочь твою, скрыла труп в дому своем. Пробудившись, она пошла с мужем и родными в указанный дом; по старательном исследовании, нашли тело убитой зарытым в углу дома. Власти осудили убийцу по закону. Дивясь открытию Иоанном сокрытого беззакония, все прославили Бога.

В заключение скажем о перенесении руки праведного Иоанна в Русский на Афоне монастырь, что можно причислить так же к чуду особенного снисхождения и благоволения святого к спасающимся там соотечественникам его. Дерзающие отнимать частицы от мощей праведного, явлением и угрозами его принуждены бывают возвращать отъятое, но на отъятие и послание руки в св. гору Афонскую не было от него никакого препятствия. Случилось же это так: назад тому несколько лет, подвизающиеся в обители св. Пантелеймона отцы, узнав о совершающихся у раки св. Иоанна чудесах, просили себе у Прокопийцев части многоцелебных его мощей. По долгом совещании и несогласии некоторых, жители согласились, наконец, все как бы чудом исполнить просьбу отцов и, после молебствия отделив от мощей правую руку, послали ее (в 1880 г.) через отца Дионисия и одного из уважаемых старейшин местечка. Принятие мощей в обители св. Пантелеймона было торжественное. Когда дано было знать о прибытии к монастырю святыни, все отцы вышли вне с игуменом Макарием, и в некотором расстоянии от обители встретили мощи с песнопениями при полном колокольном звоне и ударениях в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пели торжественно славословие, после которого было поклонение принесенной святыне с большим чествованием и благоговением. Таким образом, находясь теперь в жребии Богородицы, рука праведного Иоанна почитается там наравне с честными мощами многих святых33.

* * *

33

Из «Душеполезн. Собеседн.».


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Июль. - 1994. - 588, [2], II с. ISBN 5-86594-018-Х.

Комментарии для сайта Cackle