Источник

Благочестивые брат и сестра, послушники преподобного Серафима Саровского

(Память 20 июля).

Брат и сестра Мантуровы, Михаил Васильевич и Елена Васильевна, были ближайшими и усерднейшими послушниками великого старца преподобного Серафима Саровского. И жизнь их достойна памяти, как жизнь людей, удивительных по своей самоотверженности, по той великой силе, с которой они «нудили» Царство Небесное, исполняя слова Христовы: «Царство Небесное нудится силою, и нудящие восхищают его».

Брат и сестра Мантуровы, дворяне-помещики, не имевшие уже ни отца, ни матери – жили в родовом своем имении, селе Нуче, Ардатовского уезда. Брат раньше много лет служил в Лифляндии в военной службе, там и женился. Тяжкий недуг принудил его выйти в отставку и поселиться в деревне.

Елена Васильевна Мантурова, младшая по годам брата, была веселого нрава и мечтала лишь о светских забавах и выходе замуж.

Самые лучшие врачи не только не могли излечить болезнь Мантурова, но не в силах были даже определить ее.

Так как село Нуча находилось всего в 40 верстах от Сарова, то молва о святости и силе молитв преподобного Серафима, конечно, дошла и до Нучи. Болезнь развилась до того, что у больного выпадали кусочки кости из ног, и тогда, по совету близких, он решился отправиться к о. Серафиму. С трудом был он приведен своими крепостными к дверям старца, который, выйдя к нему, ласково спросил: «что пожаловал, – посмотреть на убогого Серафима?» Упав старцу в ноги, больной умолял исцелить его. Тогда старец спросил больного трижды, верует ли он в Бога, и на троекратный утвердительный ответ его сказал: «верь же и в то, что верующему все возможно от Бога, а я, убогий Серафим, помолюсь!» И, после молитвы, помазывая больные ноги Мантурова елеем, старец произнес: «по данной мне от Господа благодати, я первого тебя врачую!» Затем он велел ему идти, – и больной пошел, навсегда исцеленный.

Когда исцеленный благодарил старца, старец сказал «что ты! Это дело – единого Господа. Господу Всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!»

Через несколько месяцев старец напомнил ему об этом долге благодарности и сказал: «вот, что, радость моя: все, что ни имеешь, отдай Богу и возьми на себя самопроизвольную нищету!» От этого неожиданного предложения смутился Мантуров, и старец на мысли его о жене его сказал: «оставь все и не пекись, о чем ты думаешь. Господь тебя не оставит ни в сей жизни, ни в будущей. Богат не будешь, а хлеб насущный все будешь иметь!» И пылкий, чистосердечный Мантуров согласился исполнить заповедь старца. Он продал свое имение, отпустил на волю крепостных, и, сохранив до времени деньги, купил в селе Дивееве (где о. Серафим поддерживал монастырскую общину) 15 десятин земли, чтоб завещать ее по себе Дивеевой обители. Здесь он поселился и стал терпеть недостатки и насмешки, упреки от знакомых и от жены. Все он переносил безропотно, молча, кротко, во всем предав себя старцу.

В 1822 году Елена Васильевна Мантурова на 17-м году сделалась невестой. Но вдруг, хотя жених ей нравился, она отказала ему, между тем, как ее веселость и стремление к забавам пугали ее родных. Вскоре скончался родной их дед, отец матери, богатый человек, потерявший внуков из виду и вызывавший их через газеты, чтоб передать им перед смертью свое состояние. Елена Васильевна, отправившись к нему, не застала деда в живых. На обратном пути, сидя в карете, в городе Княгинине, она была найдена людьми в оцепенении, с выражением невыразимого страха на лице. Когда она немного очнулась, ей предложили послать за священником, боясь, что она умирает; она исповедалась и приобщилась. Она рассказала потом брату, что, выходя из кареты и ступив на подножку, она невольно подняла голову к верху и увидала над головой громадного черного безобразного змия, изрыгавшего пламя и готового поглотить ее своею пастью. В ужасе, чувствуя на себе его дыхание, она закричала: «Царица Небесная, спаси! Дам Тебе клятву никогда не выходить замуж и пойти в монастырь»! Тогда змий исчез.

С тех пор Елена Васильевна совершенно изменилась, стала уединяться, читать священные книги. Мирская жизнь сделалась для нее невыносима.

Она упрашивала преподобного Серафима благословить ее на монашество; но три года, испытывая ее, старец удерживал ее.

Наконец, она поселилась в Дивееве, где заняла крошечный чуланчик около маленькой келлии, выходившей крылечком к западной стене Казанской церкви. Она жила в постоянной молитве, созерцании и совершенном молчании. Часто подолгу безмолвно сидела на крылечке, погруженная в глубокие думы. Великий старец много беседовал с ней, руководя жизнью ее сильной и боголюбивой души. Елена Васильевна творила много тайного добра. Зная нужду бедных сестер, она тайно раздавала им, что получала, говоря при этом: «вот матушка такая-то просила меня передать тебе»! Вся пища ее состояла из печеного картофеля и лепешек, висевших у нее на крылечке в мешочке. Спала она на камне, прикрытом плохим ковром.

Когда на деньги Михаила Васильевича была выстроена и освящена для сестер большая, с особым ходом, пристройка к сельскому Дивеевскому храму, Елена Васильевна безвыходно почти бывала в этой церкви, по шести часов кряду читая псалтирь, так как мало было грамотных сестер

В 1832 году Мантуров, находясь по послушанию старцу в дальнем отъезде, заболел злокачественной лихорадкой. Тогда о. Серафим призвал к себе его сестру и сказал ей: «ты всегда меня слушала, радость моя, и вот, теперь хочу я тебе дать одно послушание. Исполнишь ли его, матушка?» Елена Васильевна взялась исполнить. – «Вот, видишь ли, матушка, сказал ей тогда старец: Михаил Васильевич, братец твой, болен у нас, и пришло время ему умирать. А он еще нужен для обители нашей... Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила Васильевича!»

– «Благословите, батюшка» смиренно и покорно ответила Елена Васильевна. Старец долго утешительно беседовал с ней, говоря о смерти и вечности. Выходя от старца, она упала, а, когда привезли ее домой, слегла. За несколько дней своей болезни она особоровалась и часто приобщалась. Духовник предложил ей вызвать ее брата, который ее очень любил. Но она сказала: «нет, мне будет жаль его, и это возмутит мою душу, которая уже не явится к Богу такой чистой, как то подобает».

Последние три дня своей жизни Елена Васильевна видела светлые видения и великие, дивные откровения. Она велела приготовить себя еще живой в гроб и вынести в церковь сейчас же после смерти. Действительно, как только она тихо предала Богу дух, сестры с горькими рыданиями вошли в ее крошечную келлию и ее еле могли положить в присланный за трое суток до того преп. Серафимом гроб, выдолбленный из целого дуба. Зазвонили к вечерне, и ее тотчас вынесли в церковь. Она лежала в рубашке о. Серафима, платье и монашеской ряске. В руки ей вложили шерстяные четки. Волосы, которые она всегда заплетала в косу, были закрыты под платком шапочкою из поручей о. Серафима, которую сам старец надел ей после пострижения. Она скончалась 28 мая 1832 года, пробыв в Дивееве 7 лет и 27 лет от роду.

Михаил Васильевич Мантуров надолго пережил сестру и преподобного Серафима. Много пришлось ему поработать для Дивеевской общины, много вынести за нее хлопот, унижений, огорчений. Он скончался в 60-летнем возрасте, накануне праздника Казанской иконы, 7-го июля 1858 года, и схоронен недалеко от сестры, слева от Рождественской церкви.

О других, блаженной памяти, сподвижниках преп. Серафима см. в прекрасной Летописи Дивеевского монастыря. Архим. Серафима28.

* * *

28

«Троицкий Листок» № 69.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Июль. - 1994. - 588, [2], II с. ISBN 5-86594-018-Х.

Комментарии для сайта Cackle