Источник

Схимонахиня Макария Гамалеевская

(Память 28 августа).

Схимонахиня Макария, в мире девица Марина Семеновна Зверинская, происходила из зажиточного мещанского семейства деревни Погари Стародубского уезда, Черниговской губ.

В Гамалеевский монастырь поступила тридцати лет, в монашестве носила имя Маргариты, долго исполняла должность письмоводительницы и во многом помогала своей настоятельнице.

Духовником и старцем-руководителем у матушки Маргариты был Глинской пустыни иеромонах Амфилохий (в схиме Анатолий), человек высокой подвижнической жизни Маргарита имела к нему особенную веру и его наставлений слушалась. Благодаря природному уму, усердию и споспешествующей благодати Божией, она скоро возросла в меру духовного мужества, так, что многие к ней прибегали за советами. Но врагу спасения не могло нравиться преуспеяние монахини, и вот, он воздвиг на нее клевету, будто она хочет быть настоятельницей. Как только узнала об этом игумения, сейчас же отстранила Маргариту от должности и стала ее притеснять. Дошло до того, что сказать хорошее про Маргариту или сходить к ней, значили навлечь на себя большие неприятности. Более смелые из сестер, дорожившие добрым советом матушки Маргариты, стали ходить к ней ночью.

С устранением от должности письмоводительницы, матушка еще более усилила свои подвиги поста, молитвы и уединения. Помимо общего поста, она еще налагала на себя особое воздержание – не кушала вовсе молочного, кроме пасхальной и Троицкой недели.

В храме Маргарита становилась где-либо в угол и, чтобы ее никто не видел. Ей всегда хотелось быть одной с Богом. От суеты и хлопот, часто совершенно лишних и вредных спасению, она старалась устраниться, и, приняв схиму, хотела совершенно затвориться и быть в любимом ею уединении. Схиму она приняла с именем Макарии в 1865 году по предложению благочинного монастырей архимандрита Палладия, который знал ее духовное преуспеяние. С другой стороны, благочинный этим думал прекратить на нее гонение, ибо схимнице считается не свойственно управлять монастырем. С тою же целью отец Палладий просил матушку-игумению при постриге в схиму принять ее от св. Евангелия. Прошел год, и на схимницу возобновилось гонение, но она все свое упование возложила на Бога, целые ночи проводила в молитве и чтении Псалтири. От постоянного Богомыслия просветилась духом, получила от Бога дар узнавать будущее. Однажды к монахине Филарете приехал брат с молодою женою и пошел к матушке Макарии. Старица, между прочим, сказала молодой: «моя милая, люби мужа своего, старайся во всем ему угождать, чтобы ни в чем не согрешить ему и Богу. Это будет продолжаться только один год, а там Господня воля». Через 11 месяцев невестка монахини Филареты скончалась, и на ней исполнилась воля Божия, по предсказанию Макарии.

В начале августа 1875 года, сверх всякого чаяния, настоятельница предложила матушке Макарии ехать вместе в Киев на поклонение святыням. Матушка упала игумении в ноги и сказала: «простите меня, может в этом году умру». – «Простите и меня Бога ради», ответила игумения, сердце которой, по Божией благодати, смягчилось, и в этот раз она действительно простила смиренную схимницу. После прощения Макария сказала: «я больная, вам буду в тягость, пустите лучше меня в Глинскую пустынь». В последней она желала умереть и два года о том молила Бога. Получив желаемое благословение, схимница обошла всех сестер обители, у всех просила прощения и некоторым говорила: «в последний раз».

В то время в Гамалеевском монастыре была добрая женщина В. И–на М. Матушка Макария позвала ее и тоже стала прощаться. В. И–на сказала: «я намеревалась идти к матушке игумении». – «С нею повидаетесь после, – ответила схимница, а вам со мною надо проститься, Бог знает, – я с вами вижусь последний раз». Прощаясь, подвижница гадательно предсказала В. И–не вдовство, взяла небольшую икону Почаевской Божией Матери и, благословляя ею, сказала: «придется ее поновить и посвятить». В скором времени В. И–на овдовела, а в 1877 году, уже после кончины матушки Макарии, был пожар, в котором матушкина икона обгорела, но лики Спасителя и Богородицы сохранились невредимыми. Пришлось икону поновить и посвятить, как говорила прозорливица.

Приготовляясь ехать в Глинскую пустынь, матушка Макария уложила в особый ящик свечи, схиму, мантию, заперла его и просила немедленно прислать, если его потребует: «тут все мое погребальное», – говорила она.

Когда выехала из Гамалеевского монастыря, то перекрестилась и сказала: «выезжаю в последний раз». Вместе с нею поехала в Глинскую пустынь рясофорная монахиня Епифания, которая заметила над дугою их лошади каких-то малых птичек, числом 12–15, образовавших собою круг и все время до Глухова (30 верст летевших в том же положении кругом. Она сказала об этом старице, и та на это ответила: «они нас провожают». Тряская дорога причиняла матушке сильную боль в боку, – приходилось не раз останавливаться. При остановках, птички тут же у повозки садились на дорогу, а тронется повозка, и они опять полетят венцом над дугою лошади. Только после ночлега в Глухове Епифания птичек уже не видела.

В Глинской пустыни до праздника Успения Божией Матери Макария отговела, а 19 августа заболела и три раза подряд приобщалась Св. Таин. Между тем, болезнь усилилась; дыхание становилось труднее и реже. 24 числа, в воскресенье старица собралась ехать, обратно в свою обитель, уже поданы были лошади, но пришла знакомая барыня и стала уговаривать остаться по случаю болезни. Она сказала матушке: «вы всегда молили Бога умереть в Глинской, а теперь хотите уехать. Вы так слабы, что нельзя вам в дорогу». Другие подтвердили тоже, и матушка осталась. На другой день больная особоровалась, а 28 августа в 11 часов вечера тихо перешла в иной, лучший мир, во время чтения Епифанией акафиста Божией Матери, когда, по случаю бдения на праздник Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, стали звонить на 9-ю песнь канона. В храме пели песнь Богородице «величит душа моя Господа», которую покойная особенно любила. И вот, душа ее отошла в горние селения именно при пении этой песни, чтобы петь ее с ликами ангелов не здесь, в юдоли плача, а в светлых чертогах царства небесного.

Схимница Макария скончалась на 68 году своей жизни, в обители подвизалась 38 лет.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Август. - 1994. – II, 699, [2], II с.

Комментарии для сайта Cackle