Источник

Подвижник Алатырского Свято-Троицкого монастыря схимонах Вассиан, почивающий в усыпальнице монастыря

(Память 26 августа).

В г. Алатыре, Симбирской губернии, в XVII столетии, в Свято-Троицком монастыре, подвигом добрым подвизался в иноческой жизни схимонах Вассиан. О его происхождении, как и о самой его жизни, сведений не сохранилось, но несомненно то, что святостью своей жизни он угодил Богу, и Господь прославил его нетлением и чудотворениями.

О схимонахе Вассиане из книги «Памятник» известно следующее: в 1748 году, 26 августа, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в бытность настоятелем Алатырского Свято-Троицкого монастыря строителя Меркурия Абрамова, при очищении места для постройки в этом монастыре ныне существующего соборного Троицкого храма, найден был гроб с мощами схимонаха Вассиана. Вынутые из земли мощи стояли в течение недели на открытом месте. До освидетельствования мощи перенесены были в теплую, деревянную, бывшую тогда церковь во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму. При освидетельствовании, как самое тело, так и одежда, и гроб оказались неповрежденными.

С тех пор и по настоящее время место погребении схимонаха Вассиана привлекает к себе много народа. Страждущие духом и телом служат над могилою панихиды. По установившемуся издавна порядку, ежегодно, 26 августа, в память о. Вассиана, на могиле его служат и общественные, и монастырские панихиды, а равно, и 10 октября – в день ангела о. Вассиана. Накануне же сих дней в соборном храме совершается всенощная.

В 1905 году, с благословения преосвященнейшего Гурия, епископа Симбирского, настоятелем Троицкого монастыря архимандритом Гавриилом с братией и с помощью усердных благотворителей, при усыпальнице схимонаха Вассиана сооружен алтарь и самое помещение усыпальницы, под Казанским придельным храмом собора, распространено и, таким образом, образовалась обширная церковь, которая и освящена тем же Преосвященным 5 декабря того же 1905 года. Благодаря этому, могилка схимонаха Вассиана находится теперь в сем храме за правым клиросом. Здесь же, на гробнице о. Вассиана, лежат железные вериги с таким же крестом. Вериги эти, по преданию, носил схимонах Вассиан. Во избежание славы человеческой, пред кончиною своею, о. Вассиан вериги эти бросил в колодезь, неподалеку здесь находящийся. Впоследствии, при чистке колодца, на дне его нашли эти вериги. Пред гробницею теплится неугасимая лампада.

Достоверных сведений о времени кончины схимонаха Вассиана в Свято-Троицком монастыре также нет, потому что монастырский архив, в котором могли бы быть сохранены эти сведения, уничтожен пожаром. Был о. Вассиан тем самым настоятелем и строителем Свято-Троицкого монастыря в конце XVII в., который значится в монастырском списке настоятелей, или был простым монахом в монастыре, уже начала XVIII века, предание умалчивает. Знают только алатырцы, что в Троицком монастыре жил схимонах Вассиан, вел строгую подвижническую жизнь и пользовался великим уважением среди горожан. Во время освидетельствования нетленного тела были некоторые из очевидцев его жизни, которые хорошо помнили схимонаха Вассиана и чтили его за святого подвижника. Они-то и признали найденные мощи за мощи Вассиана.

В мае 1749 года мощи схимонаха Вассиана были вторично освидетельствованы, причем оказалась та же полнейшая сохранность тела, одежды и гроба, что и при первом освидетельствовании. Можно было даже ясно прочесть вышитые на схиме слова Священного Писания. Над гробом схимонаха Вассиана в то время постоянно служились панихиды. Во множестве стекался народ на поклонение мощам, причем больные отламывали от гроба щепочки, некоторые из них, как ходили слухи, тут же получали исцеление. Однако, указом Святейшего Синода предписано было епископу Нижегородскому и Алатырскому Вениамину предать нетленное тело схимонаха Вассиана земле. Это было вызвано тем, что чудесные исцеления от мощей не записывались своевременно вместе с именами лиц, получивших исцеление, и что при вторичном освидетельствовании мощей никто из жителей не подтвердил тогда достоверность этих исцелений.

Вследствие такого опущения, было признано необходимым записывать в особую книгу о совершающихся чудесах при гробе блаженного схимонаха Вассиана, по его предстательству пред Богом. Слух об этих чудесах, как проявлении силы Божией при найденных мощах угодника, под спудом почивающего, стал быстро распространяться среди верующих далеко за пределами Симбирской губернии, причем многими из благочестивых поклонников и почитателей схимонаха Вассиана было заявлено искреннее желание, за неимением сведений о его святой жизни, иметь, по крайней мере, точные сведения о чудотворениях, совершившихся при могиле его.

В виду сего, Симбирским епархиальным начальством. (Указ Консистории от 25 октября 1904 года, за № 12291), поручено было благочинному 1 округа, Алатырского уезда, протоиерею Богородицерождественского, гор. Алатыря, собора Николаю Диомидову проверить совершившиеся при гробе схимонаха Вассиана, записанные в особую книгу, чудотворения, через опрос, под присягою, и при депутатах с духовной и гражданской стороны (чиновнике полиции) как самих исцелившихся, так, равно, и свидетелей сих исцелений. Поручение это, в форме следственного производства, о. протоиереем Диомидовым исполнено и представлено на благоусмотрение епархиального начальства почти через год (8 октября 1905 года).

Обстоятельность, в большинстве случаев, свидетельских показаний подтверждает, что не без достаточных оснований образовалась твердая вера в святость блаженного схимонаха Вассиана и в силу его молитвенного предстательства пред Богом, – как у жителей гор. Алатыря, так и окрестных селений на далекое пространство, можно сказать, даже на всю Симбирскую губернию. Вера эта разносится странствующими богомольцами по всей России и далекой Сибири, которые, направляясь к преподобному Серафиму Саровскому, считают долгом посетить и Свято-Троицкий монастырь, в гор. Алатыре, для поклонения блаженному схимонаху Вассиану, почивающему под спудом в нетленном телеси, как об этом повествует местное предание.

Вот некоторые выдержки из этих записей о чудесах схим. Вассиана:

Мещанин гор. Алатыря, Симбирской губ. Петр Евдокимов Малыгин, 59 лет, иначе прозывавшийся Злобинский, бывший крестьянин села Злобина, передает следующее: достигнув совершеннолетия и будучи около 23 лет, он женился. На первом году супружества однажды, в гостях на именинах у родных, от утомления у него закружилась голова; началась рвота, и он принужден был уйти домой. Молодая жена, хватившись мужа своего и получивши ответ, что он ушел домой по нездоровью, тут же, следом, пошла за ним. Войдя в дом, она видит мужа своего распростертым на полу и бьющимся об него, а изо рта его шла пена. Не зная, что с ним случилось и чем ему помочь, она пришла в ужас. С тех пор открылись с мужем ее припадки и, время от времени, все чаще и чаще умножались; в припадках этих он получал сильные ушибы, так что стали открываться на голове, руках и ногах большие раны. Тело его отекло и предалось заживо гниению, что продолжалось тридцать лет. Из оных 30 лет он был одержим около 15 лет бесом, которого называл «Алексей Патрикеевич». Не раз был схватываем припадком бешенства и на улице: например, когда шел мимо церкви, то иногда думал о чем-нибудь божественном; но вдруг является пред ним товарищ его «Алексей Патрикеевич», начиная над ним командовать или играть в дудки, заставляя плясать его, и он, закрывая глаза, прыгал и падал без чувств на землю или в грязь. Избившись и измучившись, лежал много времени без сознания. Часто был полицией связываем, но никакие веревки не могли удержать его. Сила его была невообразима: он рвал веревки, как паутину, даже иногда восемь человек не в силах были держать и вязать его. В продолжение этих пятнадцати лет он не приобщался св. Христовых Таин и не ходил в церковь, кроме дня Светлого Христова Воскресения, и то только на первый день. Тогда он при начале ночи св. Пасхи слышал слова от Алексея Патрикеевича: «вот теперь, друг Петя, иди в церковь: я ничего не могу поделать с тобою, я сам теперь скован». И он каждый год в первый день св. Пасхи бывал у богослужения, а последние дни всего года даже трудно было ему слышать что-либо про божественное. Вот, в таком-то плачевном и жалком виде текла его молодая жизнь. Благодаря своему прежнему капиталу, он долго лечился в больнице гор. Алатыря, не раз ездил в г. Казань, лежал в клинике, пролечивая большие деньги. Но, к сожалению, боль его не только не утихала, а все более и более усиливалась, – так что впоследствии даже знаменитые врачи совсем отказывались его лечить, видя, что нос у него проваливается, глаза еле держатся во лбу, даже один глаз совсем выкатывался, и со стороны докторов на помощь к выздоровлению не было никакой надежды. Но вот, в продолжение тридцатилетней болезни, в 1896 году, услыхав, что есть знаменитый доктор в гор. Самаре, он немедленно собирается туда. Накануне отъезда сходил к врачу гор. Алатыря забинтоваться. Врач, перевязав его раны, выкатившийся глаз забинтовал совсем, а другой заложил картонной бумагой, прорезав в ней небольшое отверстие для света. В это-то время Господь являет больному Свою милость, посылая целителя угодника Своего на помощь страждущему, схимонаха Вассиана. Идя домой, больной за стеною женского монастыря вдруг услыхал зов: «Петр Злобинский!» как обыкновенно его прозывали. Всматриваясь в маленькое отверстие своим больным глазом, Злобинский увидал неизвестного человека, стоящего возле него, ростом небольшого, седоватого, в длинной монашеской одежде, который спросил: «что ты так забинтован и давно ли?» и, получив от больного полный ответ о его продолжительной болезни, явившийся монах обратился к больному со словами: «если хочешь быть здоровым, то исполни, что велю. Знаешь ли, что есть в Троицком мужском монастыре пещера, где покоится тело схимонаха Вассиана; там служат о нем панихиды, и по молитвам его, страждущие духом и телом по вере своей получают от Бога исцеления. Вот и ты сходи, отслужи три панихиды о схимонахе Вассиане и затем благодарный молебен Спасителю и Божией Матери, – тогда будешь совершенно здоров». Больной дал обещание исполнить это, но, желая знать, с кем говорит, хотел было спросить: кто ты и откуда? – как вдруг явившийся монах стал невидим и Злобинский, ворочаясь кругом, искал его, но вокруг уже не было никого. Придя домой, он рассказал видение своей жене и сказал, что дал уже обещание отслужить три панихиды и молебен благодарный, после чего, как сказано, будет здоров. Жена, слыша такой рассказ, от радости и восторга плача, благодарила Бога, что Господь являет Свою милость страждущему, и поняли они, что явившийся монах – тот самый схимонах Вассиан, который покоится в пещере. Отрадно было жене Злобинского слышать слова от мужа, что пойдет служить панихиды о схимонахе Вассиане. В 1896 году, августа 2 дня, пришли они в пещеру схимонаха Вассиана, где и была отслужена первая панихида. Во время панихиды больной прыгал и, ломаясь, вскричал: «что гонишь меня?» Затем больной успокоился и тут же себя почувствовал облегченным: взял масла из лампады схимонаха Вассиана, помазал им раны свои, а по окончании третьей панихиды, 4 августа того же года, возложил на себя вериги усопшего, приложился к гробнице и со слезами просил у Бога исцеления.

Вдруг, ноги его опухшие, тут же опали, калоши, в которых пришел, стали велики, а, придя домой и развязав лицо, он увидал, что раны его все затянулись, так что струпья остались на перевязках. Глаза его, выкатившиеся за три дня до этого, как будто бы никогда не болели, а также раны на руках и ногах все пропали. По исцелении своем, бывший больной отслужил благодарный молебен Спасителю и Божией Матери, и с того времени дал обещание служить ежегодно в день исцеления панихиду о схимонахе Вассиане, что и исполняется им до настоящих дней. Как сам, так и жена его, и все жители города Алатыря, знающие Злобинского, и доныне радуются и удивляются его чудному исцелению. Благодаря Богу и угоднику Его, схимонаху Вассиану, с тех пор начал он здраво заниматься торговлею, ходить в церковь и приобщаться св. Христовых Таин. О болезни может свидетельствовать и изувеченное лицо его.

Крестьянин дер. Мачкас, Мурзицкой волости, Курмышского уезда, Симб. губ., Иван Петров Салюков, 39 лет, проживающий в г. Алатыре в собственном доме, состоящий на службе кондуктором Московско-Казанской железной дороги, заявляет следующее:

С 1900 года открылся у Салюкова на левой ноге под голенью большой лишай, всегда мокрый, с сильной чесоткой и болью. А в конце того же года у него открылось воспаление мочевого органа. Неоднократно обращался он за помощью к врачам в больничный покой как в гор. Алатыре, так и на ст. Свияжск, но, к сожалению, ни откуда не получил облегчения. Во время этой болезни, а именно в 1902 г., в мае месяце, ему случайно попалась книга: «Описание Свято-Троицкого Алатырского монастыря». Прочитав в той книге про бывшее открытие мощей схимонаха Вассиана, он возымел горячую веру в помощь Божию и дал обещание отслужить панихиду о схимонахе Вассиане. Вскоре он нашел время исполнить свое обещание. Придя со своим сыном в пещеру схимонаха Вассиана, он отслужил панихиду, после чего, поклонившись гробу схимонаха Вассиана, надев вериги, слезно просил ходатайства об исцелении своем. И тут же почувствовал совершенное облегчение от обеих вышеупомянутых болезней. Многие, бывшие у гроба, обратили внимание на исцеленного, потому что он от радости сильно плакал и рассказывал про свое исцеление. И все тут же возблагодарили Бога, подавшего исцеление за молитвы и ходатайство пред Богом схимонаха Вассиана.

Крестьянка гор. Ардатова, Симб. губ., проживающая в гор. Алатыре, Варвара Андреева Палачева заявила: в 1901 году, когда она жила в гор. Казани, у 10-летней дочери ее Марии образовалась на большом пальце левой руки небольшая шишечка, которая постепенно увеличивалась, так что ее стало больно. Затем открылась на этом месте рана, из которой шла материя. Мать, не зная, что с дочерью случилось, обратилась в гор. Казани к профессору Стефановскому, который, хотя и дал лекарство, но сказал, что болезнь очень серьезная, необходимо сделать операцию, и болезнь признал костоедом. Дочь ее Мария испугалась, поэтому операция была матерью отложена. Боль же ее ежедневно увеличивалась; мать, не жалея своих средств, много пролечивала денег, но дочь облегчения никакого не получала. В 1902 году пришлось им из Казани переехать в гор. Алатырь, откуда тоже, не переставая, выписывали из Казани лекарства. Но видя, что боль все более усиливается, мать уговорила больную дочь свою опять ехать в Казань. Явились к профессору, и профессор объявил им, что нужно прижечь рану ляписом и сделать операцию. Дочь начала плакать и просить мать свою не решаться сделать операцию, а лучше ехать обратно в Алатырь. Приехавши в гор. Алатырь, в продолжение долгого времени лечили болезнь по рецепту профессора Стефановского. Затем мать ее вздумала еще обратиться в г. Алатыре к врачу Ивану Федоровичу Болдыреву, который и был приглашен на дом. Осмотрев больную, врач сказал, что эта болезнь очень продолжительная и серьезная, и обязательно требует операции. После отъезда врача мать пришла в великую скорбь и предала болезнь дочери на волю Божию. Слыша, что многие получают исцеления по молитвам схимонаха Вассиана, и возымев горячую веру в помощь угодника Божия, мать дала обещание отслужить по нем панихиду на могиле его. На следующий день, после осмотра доктора, 1903 года 15 июля, придя в пещеру схимонаха Вассиана, дочь ее Мария с бабушкой своей Пелагеей Петровой Татариновой попросили отслужить панихиду по схимонахе Вассиане. Развязав больную руку, Мария посыпала рану пальца песочком, взятым от могилки, затем помазала рану маслом из лампады его и, подойдя к изображению схимонаха Вассиана, находящемуся в пещере у могилы его, приложила больной палец к рукам схимонаха Вассиана, держащим святой крест, и просила с верою и со слезами исцеления. И что же! В тот же вечер боль у нее утихла, и материя не стала течь из раны пальца; на ночь рану вторично помазали маслом. На утро как мать, так и бабушка пришли в великую радость и удивление, видя, что рана совсем зажила, и от радости плакали. Получив исцеление, мать и дочь вторично пришли в пещеру схимонаха Вассиана и отслужили по нем панихиду, возблагодарив Бога и угодника Его схимонаха Вассиана.

Мещанин гор. Симбирска, проживающий послушником в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре, Василий Петров Крживицкий, 22 лет от роду, заявил: в 1901 году, в сентябре месяце, он сильно простудился. От простуды образовалось пять больших ран на левой ноге, из которых текла материя, и распространялся тяжелый запах, причем была сильная стрельба и ломота. Чем дальше шло время, боль все более усиливалась, так что стало ему не в силах ни ходить, ни стоять. Братия монастыря, видя у него больную ногу, советовали обратиться за помощью в больницу. Но он в конце декабря 1901 года, однажды, будучи у всенощного бдения и не в силах будучи достоять до конца, вышел из церкви, со слезами, и с верою пришел в пещеру схимонаха Вассиана, взял масла из лампады его и просил ходатайства старца перед Богом об исцелении своем. Придя в келлию, помазал больную ногу маслом и снова пошел в церковь. И вот, в конце всенощной, он чувствует, что боль у него совсем прекратилась. По окончании богослужения, придя в келлию, он развязал ногу и увидел, что опухоль вся опала, и стало ему легко. Вторично он помазал ногу маслом и поутру увидал, что раны все затянуло. Отслужив панихиду по схимонахе Вассиане, он благодарил Бога и богоугодного старца, схимонаха Вассиана. В настоящее время Крживицкий не чувствует никакой боли.

Мещанин гор. Алатыря, Симбирской губ., Александр Макарович Спиридонов, имея от роду 19 лет, передает следующее:

В 1901 году, в первых числах ноября, работая с отцом в лесу, он сильно простудился. От простуды открылся у него сильный кашель, отчего харкал кровью и в изнеможении, при упадке сил, лежал неподвижно в постели до мая месяца 1902 года. В продолжение болезни родители его, не жалея средств, обращались за помощью к докторам и часто приглашали фельдшера на дом, пользуя всевозможными лекарствами, но никакого улучшения в болезни не было, да и не могло быть, так как врачи признали болезнь его чахоткой. В конце концов, врачи объявили, что надежды на выздоровление никакой нет. Но некоторые добрые люди советовали обратиться в Казань или к врачу Петру Евдокимовичу Сосоеву, проживающему на станции Шихраны Московско-Казанской железной дороги, который пользует травами. Мать его, слыша от докторов алатырских, что надежды на выздоровление уже нет, в сильной скорби, не зная, что делать, обратилась слезно к Богу, прося об исцелении сына своего. И вот, накануне дня, в который собирались ехать к врачу Сосоеву, на станцию Шихраны, больной после краткого дремания, проснувшись, сказал матери, что он сейчас будто бы был в пещере Троицкого монастыря, где ему показалось хорошо. Мать, услыхав это, дала обещание отслужить панихиду о схимонахе Вассиане, но уже после приезда от врача. В последних числах мая 1902 года мать и сын, ехавши к врачу на станцию Шихраны, повстречались с кондуктором Салюковым, который, видя страждущего мальчика, подойдя к матери его, спросил: «наверное, в гор. Казань везете сына своего?» Мать ответила, что они едут на станцию Шихраны за советом к врачу, и рассказала о болезни сына своего. На это кондуктор ответил: «я тоже хворал долгое время ногой, около 2-х лет лечился всевозможными лекарствами, но никакой пользы не получал. Но случайно мне попалась книга: «Описание о схимонахе Вассиане», я и прибегнул к его ходатайству пред Богом, и по его молитвам, не выходя из пещеры схимонаха Вассиана, я получил исцеление». В разговоре незаметно доехали до ст. Шихраны. Мать с сыном пошли к доктору Сосоеву, который, хотя и дал им лекарства, но сказал, что надежды на выздоровление нет. Опечаленные, они этим же днем вернулись домой в гор. Алатырь. Тогда только родители его поняли Божие указание, как в виденном сне, так и в разговоре с кондуктором, что нужно просить ходатайства и молитв пред Богом схимонаха Вассиана. По приезде от врача Сосоева, утром, мать привезла больного в пещеру, где служили пред гробом схимонаха Вассиана панихиду; взяв масла и песочку от могилки, больной стал пользоваться этим и вскоре начал ходить, и поправляться здоровьем. Мать его отслужила панихиду по схимонахе Вассиане, и сын ее стал совершенно здоров. Родители его, доктор и все знающие были в большом удивлении, так как видели его почти на смертном одре, даже запах был от него невыносимый; но теперь, после молитв у гроба схимонаха, все видят его в совершенном здравии, работающим с родителями на поле. В 1902 году исцеленный начал заниматься слесарной работой, а 1903 года, в марте месяце, при строгом освидетельствовании доктора, был принят в алатырские мастерские Московско-Казанской железной дороги, в слесаря.

Крестьянка села Больших Монадыш, Ардатовского уезда Атяшевской волости, Симб. губ., проживающая в городе Алатыре, Параскева Ивановна Саченкова, 48 лет, замужняя, передает следующее:

1902 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, придя утром от ранней обедни из Троицкого монастыря, стала готовить по хозяйству и, когда проводила всех своих домашних к поздней литургии, оставшись дома одна, пожелала встать на молитву. Во время молитвы ей показался в окно ослепительный свет, подобно молнии, хотя на дворе была прекрасная погода. От такого видении она без чувств упала на пол; когда же пришла в сознание, то не могла говорить, и все члены ее не владели. Увидав себя лежащей в сенях, она в испуге вскрикнула и обмерла. На крик ее вышли их квартиранты –Татьяна Ивановна с мужем своим Александром Григорьевичем Плешковым – и, увидав ее лежащею в сенях, перенесли в ее помещение. Тотчас Александр Григорьевич пошел за ее мужем в церковь, и, когда пришли обратно в дом с ее мужем и сыном, то пришли в великий ужас, не зная, что с ней. Предполагая, что настали последние часы жизни ее, так как она была вся холодная, муж ее счел своею обязанностью приобщить больную Святых Христовых Таин. Но пришедший священник не нашел никакой возможности ее приобщить, так как с ней открылась сильная рвота, почему приобщение Св. Таин отложено было до утра. Ночью, когда все домашние успокоились, больная, погрузившись в легкую дремоту, увидала входящего к ней монаха с деревянным крестом в руках. Приняв входящего монаха за известного ей монаха Троицкого монастыря Прокопия, больная спросила его: «зачем пришел?» – Но монах ответил: «я не Прокопий, но схимонах Вассиан». Затем, когда схимонах Вассиан подошел к ее постели, кто-то, обратясь к нему, сказал: «Нужно дать ей просфоры». Но схимонах Вассиан отвечал: «пусть прежде приобщится Св. Таин, а потом вкусит просфоры с св. водою», и в то же время будто подал ей пузырек с св. водою. Когда схимонах Вассиан и неизвестный стали отходить от нее, больная вдруг могла встать с постели своими силами, в здравом рассудке, а затем уже наяву пошла провожать их по комнате. Муж, увидав жену, идущую по комнате, и думая, что она в беспамятстве, разбудил сына своего, чтобы остановить и положить ее в постель. Но она им объяснила, что она в полной памяти и идет провожать гостей, а потом рассказала о своем видении. Все домашние возблагодарили Бога и угодника Его схимонаха Вассиана, а, так как еще продолжалась ночь, то все снова предались отдыху. Утром, когда пришел священник, она исповедалась и приобщилась Св. Христовых Таин; по уходе же священника, попросила есть, и ей была подана просфора с св. водою. По принятии предложенного, она стала себя чувствовать совершенно здоровою и опять начала заниматься по хозяйству.

Из села Алова от священника Михаило-Архангельской церкви Матфея Зернова было заявлено:

Прихожанка моя, деревни Аловой крестьянка Агриппина Филиппова Козлова, словесно заявила мне, что она, по случаю болезни дочери своей Елены, у которой была скорчена нога тринадцать лет, движимая верой в силу молитв схимонаха Вассиана, в 1903 году, ноября 6-го дня, пришла с больною дочерью в Троицкий монастырь и, войдя в пещеру, место упокоения блаженного о. Вассиана, попросила отпеть молебен Царице Небесной и панихиду за упокой души блаженного о. Вассиана, прося его усердно помолиться Пресвятой Богородице об исцелении ее дочери. Молитва праведного и усердная молитва матери за болящую были услышаны Матерью Бога Вышнего: дочь Агриппины Козловой тут же в пещере почувствовала облегчение больной ноги, а через три дня болезнь совсем миновала. Болевшей ногою, которой она ступать не могла, при возвращении домой, она уже могла ходить, а через три дня совершенно почувствовали себя здоровою.

1904 года, марта 7 дня, мещанин гор. Алатыря Михаил Васильев Кикин, 65 лет, заявил, что он страдал нервной болезнью 10 лет. В течение этих десяти лет ездил в г. Казань и Москву за советом к разными докторам и профессорам, но они признали болезнь неизлечимой. Так как профессора лечить отказались, то за помощью больше не к кому было обратиться. В 1902 г., в начале августа, больной пришел в Троицкий монастырь и отслужил в усыпальнице схимонаха Вассиана по о. Вассиане панихиду, и так повторял несколько раз. В течение августа месяца стало ему легче; также начал пользоваться маслицем из лампадки, горящей пред могилкою о. Вассиана, и в конце августа болезнь совсем миновала, так что в настоящее время больной чувствует себя совершенно здоровым. У пятилетнего сына его Ивана долгое время болели уши, постоянно шла из них какая-то материя. Обращались с оною болезнью к докторам, но лекарства нисколько не помогали. Взявши маслица из лампадки о. Вассиана и ваты, которая на гробнице, стали маслицем мазать, а вату вкладывать в уши. В скором времени болезнь тоже совершенно прошла, а в настоящее время незаметно и следа оной болезни37.

* * *

37

Из брош. «Алатырск. Св.-Тр. муж. мон. и его подвижник схим. Вассиан». М. 1906 г. (изд. мон.).


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-. / Август. - 1994. – II, 699, [2], II с.

Комментарии для сайта Cackle