мон. Лазарь (Афанасьев)

Источник

Глава 24. Инок Павел как летописец обители

По благословению старца Иосифа отец Павел начал вести (вернее продолжать) «Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни», – это название он аккуратно вывел на титульном листе очередной книги (Летопись велась с 1820 года по 1882-й с перерывами) и проставил дату: «Января 1-го дня 1900 г. Суббота»389. В это время он был письмоводителем у старца Иосифа. Одновременно отец Павел вместе с бывшим письмоводителем старца Амвросия отцом Ерастом (Вытропским) приготовил выборку наиболее интересных мест из Летописи за 1845–1882 годы для книги отца Ераста «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии)», которая в это время готовилась. Она вышла в 1902 году небольшим тиражом, но летописная подборка в нее по неизвестным причинам не вошла390. В 1905 году отец Ераст выпустил еще краткую «Историю Козельской Введенской Оптиной пустыни» (отец Ераст был заведующим канцелярией настоятеля обители; †17 июля 1913 года в возрасте 85 лет).

Летопись начата была после восемнадцатилетнего перерыва. Отец Павел за то время, когда он ее вел, дал образцы записей, ту форму, которой следовали его преемники по летописанию в скиту. Благодаря этому Летопись 1900–1916 годов стала весьма содержательным историческим документом (записи касались, конечно, не только скита, но всей обители). Он писал о том, какие и в каких храмах были богослужения, кто служил и кто присутствовал; о том, какое было убранство к праздникам, кто был пострижен в рясофор, в мантию или великую схиму, кто умер и при каких обстоятельствах, какие примечательные лица посетили Оптину или скит, о изданных обителью книгах и о многом другом.

И тут, продолжая рассказ об Оптиной пустыни, мы даем слово самому отцу Павлу. Вот ряд его записей.

«Январь 1. Суббота. Обрезание Господне. Новый 1900 год. Сегодня в 6 часов утра началась Божественная литургия в скитском храме. Совершал оную отец архимандрит Агапит в сослужении с начальником скита иеросхимонахом отцом Иосифом и иеромонахом отцом Нектарием. Из числа мирян никого не было, а только одна скитская братия. <...>

Январь 5. Среда. Сегодня в теплом Казанском соборе монастыря совершено было обычное великое освящение воды, начавшееся в 12, а окончившееся в 4 часа пополудни. Богослужение совершал отец игумен Ксенофонт с монастырскими и скитскими иеромонахами. По возвращении скитян иеромонахи ходили по братским келиям и освящали оные святою водою. После сего вся братия отправилась на трапезу.

6. Четверг. Праздник Богоявления Господня. Сегодня скитская братия ходила в монастырь к утреннему бдению и литургии, а затем участвовала в монастырской трапезе, как это принято в великие праздники. Богослужение совершал отец игумен Ксенофонт с монастырскими и скитскими иеромонахами.

Январь 7. Пятница. Собор святого Иоанна Крестителя. Сегодня храмовой праздник в скиту. По сему случаю вчера в скитском храме совершено было всенощное бдение, начавшееся в 6Ѕ часов и окончившееся в 11Ѕ часов вечера. Сегодня совершена в скитском храме Божественная литургия и после оной молебен святому Иоанну Крестителю: бдение и литургию совершал отец архимандрит Агапит с начальником скита иеромонахом отцом Иосифом и иеромонахами скита. К началу литургии прибыли Козельский градской голова г-н Гайдуков и некоторые братия монастыря. Местные иконы были убраны искусственными цветами. После литургии и молебна служащим иеромонахам и градскому голове был предложен в келии начальника скита чай, а прочей братии – на монастырской трапезе.

Январь 15. Суббота. По благословению скитоначальника отца Иосифа на будущее время всенощные бдения будут совершаться в главном храме только в навечерия великих праздников. Распоряжение это имеет целью сбережение иконостаса в главном храме, вновь отделанного и богато украшенного к празднику Рождества Христова минувшего 1899 года. Посему сегодня всенощное бдение было совершено в приделе преподобного Макария Египетского.

16. Воскресенье. Сегодня в 9Ѕ часов утра, во время поздней обедни в монастыре, почил о Господе в монастырской больнице скитской схимонах отец Феодот. В скит перешел вместе с отцом архимандритом Агапитом в октябре 1897 года из Мещовского монастыря. Начало полагал в скиту, из которого выбыл в Добрый монастырь, а затем в Мещовский. По преклонности лет и слабости здоровья никакого определенного послушания не имел. За неделю до кончины захворал, но не тяжко и отправлен был в монастырскую больницу. Был напутствован Святыми Таинами и пострижен в схиму. Указывая на схимнические одежды, (он) произнес: “Подайте мне порфиру!”. И, когда облекли его в схиму, сказал: “Теперь я царь!”. Похоронен в скиту 18-го сего января, во вторник. Отпевание совершал отец архимандрит Агапит, который был духовным отцом почившего в течение многих лет.

Январь 19. Среда. Праздник преподобного Макария Египетского. Вчера по случаю престольного праздника в приделе преподобного Макария Египетского было совершено всенощное бдение, а сегодня – Божественная литургия и молебен преподобному Макарию. Придел сей устроен бывшим начальником скита, иеромонахом отцом Иларионом, в начале шестидесятых годов в честь преподобного Макария Египетского, Ангела старца отца Макария. Средства на сооружение придела предоставила белёвская послушница391 Наталия Петровна Киреевская, духовная дочь отца Макария. Богослужение совершал отец архимандрит Агапит с начальником скита и скитскими иеромонахами.

20. Четверг. Сегодня братия начала подварку кваса.

22. Суббота. Вчера возвратился из Калуги отец игумен Ксенофонт с отцом Даниилом, вновь посвященным иеромонахом скита. Отец Даниил (в мире Дмитрий Михайлович Болотов) окончил курс в Санкт-Петербургской Академии художеств и по благословению старца отца Амвросия поступил в скит в 1886 году. Затем пострижен в рясофор и 19 января, по пострижении его 4 декабря прошлого 1899 года отцом игуменом Ксенофонтом в мантию, посвящен преосвященным Макарием, епископом Калужским и Боровским, в сан иеродиакона и иеромонаха. Отец Даниил сказывал, что, живя в миру, он посетил известного Реконского пустынника отца Амфилохия392 и тот предсказал ему, что он будет монахом.

24. Понедельник. Сегодня в 7 часов утра в приделе преподобного Макария Египетского совершено было молебное пение пред иконою Божией Матери “Споручница грешных”. Икона сия находилась в ризнице, и отец Феодот соорудил на оную серебряную ризу стоимостью до 150 рублей. По желанию отца Феодота по сторонам иконы изображены отцом Даниилом священномученик Феодот и святой великомученик Феодор Тирон – Ангелы отца Феодота в миру и в монашестве. Сегодня девятый день по кончине отца Феодота. Риза была заказана им в Шамординской женской общине осенью прошлого года, и отец Феодот очень скорбел, что исполнение заказа замедлилось, и вот оный выполнен как раз к девятому дню по его кончине. Братия говорит, что это произошло промыслительно. Икона поставлена за левым клиросом в главном храме.

Февраль 4. В полученной на сих днях январской книжке “Душеполезного чтения” есть замечательная статья о затворнике Гефсиманского скита иеросхимонахе отце Александре. Он был уроженец города Козельска и начало иночеству полагал в Оптиной пустыни, в которую поступил в 1838 году. По кончине отца Льва в 1841 году отец Александр перешел в Малоярославецкий монастырь, где прожил 5 с половиной лет до 1849 года и был пострижен в рясофор и в мантию. По причине нерасположения к нему братий перешел оттуда в архиерейский дом к Харьковскому преосвященному, где и посвящен в сан иеродиакона и иеромонаха. Оттуда перешел в Гефсиманский скит в 1851 году и чрез 11 лет вступил в затвор, в коем пребыл до блаженной кончины своей в 1878 году – 16 лет. Отец Александр был делателем умной молитвы Иисусовой, подвиг чрезвычайно редкий в настоящее время не только в среде мирян, но и в монастырях. Некоторые старожилы Оптиной пустыни помнят, как отец Александр до поступления в затвор приезжал в Оптину пустынь для свидания и духовной беседы со старцем отцом Амвросием...

Февраль 5. Суббота. <...> ...Положены на могилах отца Михаила (иеромонаха), схимонаха отца Тихона и монаха отца Арсения чугунные плиты с надписями. Плиты были заказаны начальником скита отцом Иосифом на чугунном заводе Криворотова...

Февраль 21. Первая седмица Святой Четыредесятницы. Понедельник. С сегодняшнего дня братия скита начала говение. В понедельник, вторник и четверток этой седмицы пищи на трапезе не полагается и поставляются для маломощных квас, огурцы и капуста по отходе часов. В среду и пяток полагается горячая пища (щи и кашичка), но без масла.

26. Суббота. Сегодня братия скита приобщалась Святых Таин. Вместе с братией приобщался Святых Таин флигель-адъютант Его Императорского Величества полковник князь Н.Д. Оболенский, прибывший вчера в скит. Ночевал в келии иеродиакона отца Мартирия. Сегодня же после обедни отправился в свое имение близ города Козельска393. <...>

Март 10. Пятница. Отец архимандрит Агапит составил полное жизнеописание старца иеросхимонаха отца Амвросия. Рукопись одобрена преосвященным Макарием, епископом Калужским и Боровским. Вопрос о том, когда и на какие средства будет печататься рукопись, еще окончательно не решен. Материалом для составления сего жизнеописания послужили преимущественно сказания о жизни старца братии монастыря и скита, которые собирал и редактировал один из братий скита394.

Март 19. Воскресенье. Во исполнение указа Калужской духовной консистории от 7-го сего марта за № 2394, сего дня пред раннею обеднею совершено было в скитском храме присоединение к Святой Православной Церкви инженера путей сообщения Эдуарда Александровича Кетлера, принадлежавшего к лютеранскому вероисповеданию. Чин присоединения совершал начальник скита иеросхимонах отец Иосиф в присутствии всей скитской братии. Из мирян никого не было. <...>

Сегодня вечером привезено из Москвы в Оптину пустынь тело в Бозе почившей Натальи Петровны Киреевской, благодетельницы скита и монастыря. На иждивение ее была издана большая часть святоотеческих творений, переведенных братией скита под руководством старца отца Макария. На ее же средства устроен был придел во имя преподобного Макария Египетского в скитском храме. Иконы в сем приделе высокой художественной работы и были исполнены в Москве. Воспитанная в строго церковном духе, Н.П. имела решающее влияние на образ мыслей и перемену в религиозных убеждениях своего мужа, известного русского ученого и писателя Ив.В. Киреевского в смысле полной и искренней преданности его Святой Православной Церкви. В свою очередь и сам Киреевский повлиял в том же смысле на своих друзей, – на знаменитых писателей: Гоголя, Аксакова, Хомякова и других, а чрез них и на большую часть русского образованного общества. В этом заключается великая заслуга покойной перед Церковью и Отечеством. В замужестве Н.П. была 22 года, с 1834 по 1856 год. По смерти мужа жила некоторое время в своем имении, селе Долбине, близ города Белёва, а затем в Москве, где и скончалась. При жизни старца отца Макария была его духовною дочерью, пользуясь его полным доверием и любовью о Христе, а также многих выдающихся духовных иерархов, и особенно Московского митрополита Филарета и светских высокопоставленных лиц. Родилась в 1809 году и преставилась 14 марта сего года, во вторник третьей седмицы Великого поста, на 92-м году от рождения. Одновременно с сим прибыли дети покойной – Н.Ив. и М.Ив. Киреевские. Первый служит по ведомству Государственного контроля, а вторая начальницей Варшавской женской гимназии.

Март 21. Вторник. Сегодня, после заупокойной литургии и панихиды (отпевание покойной было совершено в Москве) в Казанском соборе, братия монастыря и скита изнесли на руках гроб покойной и опустили в склеп, устроенный рядом с могилою ее мужа И.В. и брата его П.В. Киреевских. Мир душе твоей, доблестная и боголюбивая раба Божия, и да упокоит тебя Господь во Царствии Своем за благочестивую твою жизнь и любовь к иночеству.

Март 25. Суббота. Монахиня Шамординской женской общины Елена (Арбузова) сегодня пожертвовала в наш храм большой ковер, шитый шерстями, и пелену на престол. Кроме того, неизвестными благотворителями пожертвованы: две пары поручей, шитые золотом, и шелковая материя на стихарь.

В среду этой недели, 22 марта, выбыл на Святую гору Афон скитской рясофорный монах отец Андрей с намерением окончательно и навсегда водвориться во Святой Горе. Да устроит Господь путь его. В скиту жил более 10 лет, отличаясь смирением и кротостью.

27. Понедельник шестой седмицы Великого поста. Сегодня братия начала обычную в это время чистку церковной утвари и уборку храма к празднику Святой Пасхи.

31. Пятница. Сегодня прибыл в скит екатеринбургский купец М.Ив. Иванов, временно поступивший в прошлом году в число братства скита и бывший во временной отлучке по домашним делам. Водворился во вновь отделанной для него келии, которую занимал отец Арсений.

Сегодня в 11Ѕ часов ночи в Бозе почил на 72-м году жизни священноархимандрит отец Досифей. Был настоятелем Мещовского монастыря. По кончине настоятеля Оптиной пустыни отца архимандрита Исаакия был избран братией в настоятели упомянутой пустыни и вступил в сию должность в ноябре 1894 года. Затем, по расстроенному здоровью и согласно прошению, уволен был 17 августа 1899 года на покой и жил до кончины в так называемом Графском корпусе, что близ настоятельского корпуса, занимая южную половину оного.

Апрель 1. Суббота. Лазарево воскресение. Сегодня тело отца архимандрита Досифея перенесено из Графского корпуса в церковь старой больницы – до отпевания, которое предполагается совершить завтра.

2. Вербное Воскресенье. Сегодня в 8 часов утра пред позднею обедней тело отца архимандрита Досифея перенесено в Казанский собор. Чин отпевания совершен был отцом архимандритом Агапитом в сослужении с отцом игуменом Ксенофонтом, а также монастырскими и скитскими иеромонахами. По отпевании гроб был поставлен опять в церкви старой больницы.

3. Понедельник. Сегодня посетил скит иерей по имени Прохор. Одет весьма бедно и как бы юродствует. Был в церкви во время часов, а затем участвовал в братской трапезе. Заходил к начальнику скита и от него к рясофорному монаху отцу Павлу, у которого пил чай и беседовал с ним. От роду ему 76 лет. Уроженец Калужской губернии. Окончил курс в Калужской духовной семинарии, а затем в Киевской Духовной Академии. В 4 часа дня выбыл из скита и направился в село Спас-Чекряк Болховского уезда к священнику того села отцу Георгию. Скитоначальник отец Иосиф сказывал, что отец Прохор приходил в скит еще при жизни старца отца Амвросия, который принимал его весьма благосклонно.

Апрель 4. Вторник. Сегодня день Ангела начальника скита и старца иеросхимонаха отца Иосифа. В скитском храме был молебен о его здравии преподобному Иосифу Песнописцу. После молебна братия ходила поздравлять именинника. На трапезе был подан по сему случаю белый хлеб.

Согласно распоряжению преосвященного Макария, епископа Калужского и Боровского, тело отца архимандрита Досифея предано сегодня (после часов) земле в Казанском соборе, в правом Крестовоздвиженском приделе у южной стены. <...>

9. Светлое Христово Воскресение.

Утреня в монастыре в 12 часов и обедня в 6 часов утра. По отходе обедни в 8 часов скитяне вкупе с монастырскою братиею пошли на трапезу разговляться. После трапезы, возвратясь в скит, ходили христосоваться к отцу Иосифу и отцу Венедикту, которые давали каждому по два яйца. После сего братия разошлась по келиям для отдыха. В 5 часов вечера началась вечерня. Иконостасы в главном храме и в приделе преподобного Макария Египетского были украшены искусственными цветами; к лампадам и паникадилам были подвешены хрустальные, фарфоровые и деревянные золоченые яйца. К паникадилу в главном храме подвешено было натуральное страусовое яйцо величиною с детскую голову, с изображением на оном Воскресения Христова. Сие яйцо прислано отцу Иосифу в дар от одного благотворителя. В алтарях и на солеях постланы были прекрасные ковры. Особенно изящно был убран цветами иконостас в главном храме, сиявший золотом. Он устроен в прошлом, 1899 году и освящен к празднику Рождества Христова. Стоимость его определялась в 1500 рублей»395.

Так, изо дня в день обстоятельно описывалась монашеская жизнь в Оптиной пустыни. Службы... Крестный ход с чудотворной Калужской иконой Божией Матери... «Огребание листьев и мусора в саду» всей братией... вступление в братство нового лица... Так, 19 апреля 1900 года в скит вернулся иеродиакон Феодосий, несколько лет прослуживший в архиерейском доме Олонецкого преосвященного, – он стал регентом скитского хора. 25 апреля отец Иосиф одел в подрясник восемнадцатилетнего послушника из крестьян Якова Сушенко, трудившегося на пасеке. 10 мая был также одет в подрясник вновь поступивший брат Арефа... 28 мая, в праздник Пятидесятницы, было торжественное бдение в монастыре, служили архимандрит Ксенофонт и скитоначальник отец Иосиф. Обедали скитяне в монастыре. 1 июня записано: «В цветниках, расположенных по обеим сторонам от Святых ворот при входе в скит, расцвело множество разнообразных цветов. Особенно красивы тюльпаны и пионы. Цветники сии производят прекрасное впечатление на посетителей скита и утешают братию. Цветниками заведует мантийный монах отец Гурий с помощником его рясофорным монахом отцом Максимом. По желанию посетителей они дают им букеты из цветов»396. 5 июня Летопись сообщает о присылке в Оптину очередной книжечки для народного чтения из серии «Троицкие листки»: здесь была статья Евгения Поселянина о старце Амвросии. Отец Павел отметил, что писатель «глубоко верно обрисовал духовный образ Старца и его служение православному русскому народу». Из 600 присланных экземпляров часть была роздана братии, остальное поступило в монастырскую книжную лавку.

10 июня было получено известие о кончине бывшего оптинского иеромонаха, а затем игумена монастыря в Екатеринбургском уезде отца Рафаила (кончина последовала 7 июня). В тот же день, то есть 7 июня, скончался митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий, который, будучи митрополитом Московским и Коломенским, посетил старца Амвросия, – это было в 1889 году. 12 и 13 июня одеты были в подрясники Пётр Сабадаш и Виктор Вейденгаммер (дворянин, в миру был инженером-механиком на Среднеазиатской железной дороге). Первый назначен в поварню, второй – читать Псалтирь в скитском храме и вычерчивать планы предполагаемых в скиту построек.

Затем такое сообщение (25 июня 1900 года): «На братской трапезе начали подавать красную смородину. Кроме смородины, в скиту растет крыжовник. Старожилы сказывают, что лет 40 назад в скиту росли и другие ягоды, как, например, вишня, малина и прочие». 13 июля «посетили Оптину пустынь прибывшие из Москвы протоиерей Вознесенской церкви, что у Серпуховских ворот, отец Иоанн вместе с дьяконом той же церкви отцом Иоанном. Были у скитоначальника отца Иосифа и рясофорного монаха отца Павла. По словам их, скит произвел на них самое благоприятное впечатление»397. 16-го числа посетил отца Павла (то есть будущего старца Варсонофия) Евгений Николаевич Погожев, пишущий под псевдонимом «Поселянин»... Е.Н. Погожев был одним из преданнейших духовных сыновей старца Амвросия и поместил в «Душеполезном чтении» за 1892–1895 годы несколько статей о жизни старца. Кроме того, Погожев издал отдельную брошюру в 1898 году, в которой описал Оптину пустынь с самой лучшей стороны.

Лето было жаркое, засушливое. 10 августа «вся скитская братия выходила... на общее послушание – поливку сада. Воду брали из сажалки. Под каждую яблоню выливали четыре ведра». Поэтому, несмотря на засуху, урожай яблок был обилен. Как записано в Летописи, собрано было большое количество яблок («яровых» и «антоновских»), груш и слив. 9 сентября начали возить в скит кирпич для постройки каменного храма. 10 сентября в Оптиной был получен тираж книги, составленной архимандритом Агапи том: «Жизнеописание в Бозе почившего старца иеросхимонаха Амвросия» с его портретом и факсимиле. Отпечатано было в Москве 1900 экземпляров.

* * *

389

О. Павел (с декабря 1902 г. монах Варсонофий) вел Летопись до 29 апреля 1902 г. Затем, с 24 июня 1902 г. до 19 октября 1911-го, это делал послушник, с 1907 г, – рясофорный Иоанн (Полевой), библиотекарь.

390

Выборка из Летописи впервые была опубликована в сб.: Православие и русская народная культура. Кн. 1. М., 1993. С. 8–144.

Вскоре публикация была повторена. См.: Летопись скита Оптиной пустыни. Избранные страницы. 1845–1882. По плану монаха Варсонофия (Плиханкова) / Публ. Р.В. Багдасарова // Православие и русская народная культура: Научный сборник: Вып. 1. М., 1994. С. 87–180,– Ред.

391

Это единственное упоминание о том, что Н.П. Киреевская была «послушница» в Белёвском Крестовоздвиженском монастыре. Возможно, что после кончины супруга Оптинские старцы и благословили ее вступить на этот путь. Монахиней она, однако, не стала.

392

Схимонах Амфилохий (1740–...?): мирское имя неизвестно. Восстановитель Реконской пустыни близ города Тихвина, известной по обретенной там в XIII в. чудотворной иконы Живоначальной Троицы. Вел весьма суровую подвижническую жизнь.

393

Село Берестичи, в 7 верстах от Оптиной пустыни.

394

Это сам о. Павел (прп. Варсонофий).

395

Ср.: Летопись скита... Т. 2. С. 250–251, 253–259.

396

Летопись скита... Т. 2. С. 262.

397

Летопись скита... Т. 2. С. 265, 266.


Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с.

Комментарии для сайта Cackle