Преподобный Антоний (1792–1877)
О том, что отец Антоний (Медведев) станет наместником Троице-Сергиевой лавры, ему предсказал преподобный Серафим Саровский: «Помысл Божий вверяет тебе обширную лавру».
Известно, что ректор Московской духовной академии профессор протоиерей Александр Горский, глубоко его уважавший, обыкновенно называл преподобного Антония по обилию познаний «самородком», а по строго иноческой жизни – «аввой».
Преподобный Антоний был духовным отцом святителя Филарета Московского. Святитель не только посылал для проверки к отцу Антонию некоторые из своих проповедей, но и обсуждал и свои личные дела, и дела, связанные с управлением епархии. По совету преподобного святитель Филарет отказался освящать Триумфальные ворота в Москве, на которых были изображения языческих богов. Это могло вызвать недовольство Государя, но преподобный сказал своему духовному сыну: «Помните, что вы епископ христианский, пастырь Церкви Христовой, которому страшно одно – разойтись с волею Иисуса Христа».
Наместником Сергиевой лавры преподобный Антоний был назначен 23 февраля 1831 года. За сорокашестилетнее наместничество он привел обитель преподобного Сергия к процветанию. Но главное, о чем заботился отец Антоний – это духовная сторона иночества.
Он устроил Гефсиманский скит; где позднее просияли великие старцы. Устав для скита был заимствован частью из афонских, частью из молдавских монастырей, и руководителями иноческой жизни приглашены были питомцы монастырей, основанных преподобным Паисием Величковским.
Для возбуждения и поддержания духа истинного монашества, отец Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского. Он также помогал оптинским инокам в издании полезных для иночества книг. По поручению святителя Филарета отец Антоний просматривал перевод творений преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника, когда их готовили к изданию в Московской духовной академии. Получив записки о жизни и наставлениях игумена Назария Валаамского, он просил профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского отредактировать их для печати.
Богомольцев преподобный Антоний привлекал и своим благоговейным служением, и беседами. Он обладал обильным даром слова и в беседах обнаруживал обширные сведения и мудрость суждений. Беседуя с ним, можно было подумать, что он получил образование в одном из высших учебных заведений, хотя это было совсем не так. Весьма крепкая память его сохраняла полученные им сведения, и обыкновенно одухотворенная его беседа лилась нескончаемым потоком. При его впечатлительной душе, при его живом воображении часто и сухие факты, облекаясь в живые образы, обставлялись все объясняющими подробностями. Если он сочувствовал теме рассказа, то сам как бы становился действующим лицом, мимикой оживляя повествование.
Заботами отца Антония под трапезной церковью была устроена для странников-богомольцев кухня и столовая. Летом здесь кормили каждый день по тысяче и более человек. В случае болезни их принимали в лаврскую больницу на полное содержание; прочие получали в благословение крестики, иконы, снабжались продуктами и, если нужно, теплой одеждой.
Преподобный окормлял и заключенных. В одно из посещений тюрьмы он поражен был нечистотой, сыростью и теснотой помещений. «Это ведь тоже люди», – сказал он и решился устроить для них лучшее помещение. Он проектировал здание в десять тысяч рублей, но одна благотворительница – его духовная дочь – приняла на себя все расходы, какие почтет нужным сделать для этого отец Антоний. И он истратил не менее семидесяти тысяч на тюрьму, при которой устроил церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Отец Антоний много помогал и частным лицам. Собственные средства его были ограниченны, но его духовные чада давали в его личное распоряжение значительные суммы. Нуждающиеся получали от него постоянные пособия в виде пенсий. Как рассказывали очевидцы, преподобный ходил всегда с кошельком, полным мелкого серебра, и раздавал монеты всем, кто просил его подаяний.
Для многих преподобный Антоний был духовным отцом. Святитель Филарет, сам избравший его в духовные отцы, нередко посылал к нему людей, нуждающихся в назидании или утешении, и уведомлял потом, что такие лица возвращались утешенными.
Духовное общение отца Антония с преподобным Серафимом, «любезнейшим его сердцу», не прерывалось до самой кончины великого старца. Однажды, идя по лаврскому сосновому лесу, отец Антоний нашел плоский и гладкий камень, наподобие аспидной дощечки, велел написать на нем явление Божией Матери преподобному Сергию, освятил этот образок на мощах угодника Божия и послал в благословение преподобному Серафиму. За неделю до смерти преподобный Серафим вручил этот образ одному из монахов с такими словами: «Сей образ наденьте на меня, когда я умру, и с ним положите меня в могилу: он прислан мне честным архимандритом Антонием, наместником святой лавры, от мощей преподобного Сергия». Завещание старца было исполнено.
То глубокое уважение к подвигам и наставлениям преподобного Серафима, каким потом проникнут был святитель Филарет Московский, было внушено ему более всего рассказами преподобного Антония о великом старце.
Еще более ясным свидетельством того, как отец Антоний чтил память преподобного Серафима и какое благоговение к его памяти успел внушить самому святителю Филарету, служат их общие хлопоты об издании составленного архимандритом Сергием первого «Жития преподобного Серафима», которое было напечатано в 1841 году, а также их особое попечение о Дивеевской обители.
Кончина святителя Филарета, последовавшая 19 ноября 1867 года, в тот именно день, о котором ему было откровение, поразила преподобного Антония. С момента кончины митрополита стало заметно, что у отца Антония нет былой бодрости духа, той работоспособности, которые составляли отличительную черту его натуры.
В 1872 году отец Антоний просил у митрополита Иннокентия увольнения от должности. Архипастырь отклонил эту просьбу, а на указание архимандрита Антония на его немощь, заставлявшую его лежать в постели, отвечал поговоркой: «Хоть лежа, да в корню оставайтесь». Возвратившись в свою келью, старец пал на колени перед иконой и сказал со слезами: «Да будет воля Твоя, Господи!» – и решился оставаться уже до конца жизни на месте служения.
В 1873 году у отца Антония случился инсульт, после которого он еще более ослабел и оставался прикованным к постели; не только ходить, но и сидеть для него было тяжело. Изредка он решался совершать литургию, но при этом нужно было, чтобы его постоянно поддерживали двое диаконов. Управление лаврой передано было Духовному собору; к отцу Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах. Старцу, привыкшему ежедневно быть за службой, тяжело было переносить такое лишение. Поэтому митрополит Иннокентий благословил при его кельях устроить домовую церковь. Свои физические страдания преподобный Антоний переносил всегда благодушно, но нередко со слезами говорил о том, что не имеет сил к долгому вниманию в молитве.
Известно о явлении отцу Антонию уже почившего к тому времени святителя Филарета. Святитель приблизился к старцу, лежащему на одре болезни, и спросил: «Тяжело тебе?» «Тяжело, владыко Святый», – ответил преподобный Антоний. «Читай пять раз „Христос воскресе“ и один раз „Отче наш“», – сказал святитель и стал невидим.
Силы преподобного Антония постоянно ослабевали. Но всегда с любовью и ласковым взором встречал он тех, кто приходил его навестить, и продолжал оказывать кому мог личные благодеяния.
Братия по его желанию, чередуясь, беспрерывно читали ему Евангелие.
12 мая 1877 года архимандрит Антоний, напутствованный святыми таинствами причащения и елеосвящения, тихо почил о Господе.
Из писем преподобного к Е. И. М.
Письма преподобного Антония к его духовной дочери Е. И. М. относятся к 1870–1874 годам. Эти письма хранились Е.И.М. в бархатном золотообрезном переплете как драгоценная святыня. О значении для нее этих писем Е. И. М. говорила: «Оставшись вдовою с малолетними детьми, я была убита горем. На меня нашел такой столбняк, что я все молитвы перезабыла. Даже „Отче наш“ не могла прочесть. Отец Антоний своими беседами, письмами и частым причащением меня святых Тайн воскресил, оживил меня. Письма его и до сего времени утешают и успокаивают мое сердце и руководят меня на пути к небесному Царствию».
◊ За все надо благодарить Бога. Всякое мановение мира душевного есть Его милость.
Жизнь человеческая складывается из многого скорбного. Господь же, как источник любви, ибо «Бог любы есть» (1Ин. 4, 8), проводит чрез скорбную жизнь человека, помогая ему и тайно и явно, и посредством человека и без посредства, посылая умирение и оживление скорбной души, как росу утреннюю засыхающему цветку.
◊ Не спеши ни в чем быть щедрой в подаяниях, но будь всегда смиренна и любовна. Давай и малое просящему, но всегда с любовью и смирением.
Благо детей твоих должно учить тебя бережливости. Тот неправильно мыслит, кто думает, что женщина не может заниматься делами. Мера разума, даваемая Господом мужчине и женщине, одинакова. Только последняя менее расположена прилагать его к делу.
◊ Много есть в нас помышлений, желаний и чувств, относительно которых требуется терпение.
Терпение нужно ко всему окружающему нас. К самому прекрасному и любезному для матери – к детям, и к ним много требуется благоразумного терпения.
Недаром слово Божие говорит: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19).
Надобно, как бы кто сказал в торговле, приобрести себе капитал. Желаю тебе, друг мой, духовного капитала в обогащение души твоей – терпения.
◊ «Ко Господу, внегда скорбети мне, воззвах» (Пс. 119, 1), учит царь-пророк. И ты, друг мой, включи себя под это наставление, и получишь пользу.
Всякая скорбь наводит на душу некоторую темноту, а Бог есть Свет истинный. Стоит только человеку обратиться ко Господу, – и облегающая его темнота начнет разрешаться и удаляться. С тем же пророком чаще говори Господу: «Радосте моя, избави мя» (Пс. 31, 7) от отягощающих меня! И поможет тебе Господь.
◊ Исполняя обязанности, не охай и не смущайся, если достает возможности; а невозможного и Господь не требует от нас.
Сделав должное, не хвастайся в мыслях своих и не ожидай благодарности. Любовь к правде заключает в себе высшую благодарность, не в словах людей выражаемую, а действуемую в совести право поступающего.
◊ Несправедливо жалуешься ты на одиночество: два крыла у тебя3, и одно из них ты называешь ангельским.
Расправляй их перушки лаской и заботливостью о них, и они будут помогать тебе не чувствовать одиночества.
◊ Не балуй себя фантазиями, когда в практике сей жизни есть доброе и прекрасное положительное.
Благодари Бога за прошедшее и настоящее! Чаще и более всего фальшивый слой мыслей делает нас в самих себе несчастными, и мы кукушечью поем песнь вместо соловьиной.
◊ Если собой не совладаешь в мыслях, обратись к чтению. Можно хороший сделать выбор книг исторических; но полезнее обуздывать мысли чтением Священного Писания, а наипаче молитвенным чтением псалмов. Эта книга подобна великолепному саду с своими парками и цветниками. Не ленись, и выберешь по своему сердцу и разуму, – и стихнут помышления.
Бог есть свет и жизнь. Обращай чаще к Нему свое лицо, и будут исчезать мрак и мертвящая тоскливость.
◊ Пророк говорит: «Аще пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со мною еси» (Пс. 22, 4). И со всяким, кто призывает Господа, есть Господь.
Итак, не бойся ни мыслей мрачных, ни обстоятельств смущающих, как сеней смертных. Иди твердою стопой и призывай Господа в помощь, говоря: «Боже мой и Господи, в помощь мою вонми» (Пс. 69, 1) и помоги мне! И Он, как Отец милостивый, во всем поможет тебе.
Не плачь, но возбуждай себя разумом к мужеству. Иди, с упованием на помощь Божию, как христианка, средним путем.
Делай добро со смирением, сколько можешь. Никого не осуждай и не ропщи, а молись за враждующих, и будет время, Бог обратит сердца их, на радость тебе.
◊ Вся жизнь человеческая соединена с терпением, как каменоздание с растворенной известью. Что известь для кирпича при созидании стены, то при каждом шаге жизни терпение.
Еще не явился человек на свет, а уже терпит за него мать, а вероятно – и само дитя, и с первой пеленкой приучается ребенок к терпению – на пользу и спокойствие себе.
И отселе до последнего могильного покрова вся жизнь складывается в терпении: терпение в возрасте, терпение в науке, терпение в обращении с людьми, в трудах и болезнях. Наконец, терпением обретается спасение: «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22), говорит Господь.
Так не обегай же терпения, не ропщи, когда оно посетит тебя, но как старого знакомого встречай, и надеждой на Бога провожай его с миром, – и будешь не только смиренная, но и мудрая.
◊ Надо быть благодарной и за минуту мыслей и чувств прекрасных. Нельзя, и не должно быть требования, чтобы все было и длилось так хорошо, как наградили временно добрые впечатления, вызвавшие в душе твоей прекрасные чувства. Пока живем мы на вертящейся этой планете, нельзя рассчитывать на постоянно хорошее. Оно там, за пределами земли.
Случалось мне летом с приятностью смотреть, как пчелка или бабочка, летая с цветка на цветок, весело взвивались в воздухе. И усваивал я себе мысль, что надо благодарить Бога и за минуту наслаждения разумной души. И это так! А себялюбие готово кричать: подольше и побольше. И это так!
Что же будем делать? – Смиряться пред обстоятельствами и терпеть.
◊ На Бога взирать можно и стоя, и сидя, и лежа.
Ему нет ни востока, ни запада. Это вечное полудне! И вечные красоты Его премудрости, любви и милосердия.
Так, друг мой, люби находить Бога в себе, в своем сердце, люби созерцать Его в природе, в красотах небесных! Мудрствуй о Нем выше облаков и солнца! Там, где свет Его, в Его свете. И там падай пред Ним и молча, покуда не дастся слово сердцу – Отец мой, помилуй меня! И как после света молнии облака разрешаются дождем, так чувства освященные твои прольют теплые отрадные слезы.
◊ Ты просила христианского любомудрия. Оно, между прочим, заключается и в том, чтобы уравнивать терпением беспокойства душевные и скорби, с бывающими радостями и удовольствиями сердечными. Чрез это душа навыкает мужеству. Нет скорби, которая не изменится, и радости, которая не пройдет. Так и псаломник говорит: «вечер водворится плач, а заутро радость!» Срединой надо идти в пути настоящей жизни, что называется царским путем.
Терпеливо переносить скорбное и не лакомиться до преизбытка удовольствиями. В скорби призывать в помощь Господа, а в радостном настроении благодарить Его за щедрую милость, и не лишится душа мира сладостного в жизни.
* * *
То есть двое детей.