Иеросхимонаха Михаил (Попов)
Иеросхимонах Михаил (в миру Михаил Попов) родился 8/21 октября 1871 г. в мещанской семье в Кронштадте. В 1889 г. Михаил прибыл на Валаам при игумене Гаврииле и был определен на общие монастырские послушания.
Впоследствии, благодаря старательности, добросовестности и благочестивому настрою души, ему доверяли многие ответственные послушания в монастыре. Михаил от природы имел хороший голос, и ему было дано послушание канонарха за монастырским богослужением. Хорошо разбираясь и любя церковное пение, Михаил активно помогал игумену Гавриилу в нотной записи древних Валаамских распевов, вышедших в печати под названием «Обиход Валаамского монастыря».
В 1899 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Маркиан, в 1903 г. рукоположен во иеромонаха.
В 1911 г. о. Маркиан совершил продолжительное паломничество в Палестину и на Афон. В 1921 г. Валаамская братия избрала его своим духовником. В 1924 г. о. Маркиан принял великую схиму с именем Михаил.
Ученик о. Михаила, будущий архимандрит Афанасий (Нечаев) оставил следующие проникновенные воспоминания о своем старце: «Нужно уметь заглянуть в глубину духовной жизни Валаама, чтобы рассмотреть отдельных исполинов духа в его недрах. Первым таким исполином был духовник сего монастыря отец Михаил. К нему меня направили для духовного окормления. Келья его состояла из трех отделений: приемная, молельня и спальня. Из нее дверь вела прямо в храм над Святыми вратами во имя святых апостолов Петра и Павла. С трепетом вошел я в эти покои духа, ощущая особую келейную атмосферу тепла и уюта и какого-то духовного благоухания. Приемная увешана образами, обставлена портретами старцев.
Первая встреча с отцом Михаилом произвела на меня неизгладимое впечатление. С тех пор навсегда врезался в мою душу его образ. Это был совсем обыкновенный человек. Но именно потому-то, очевидно, это был действительно настоящий человек. Мы говорим: «Людей много, а человека нет». И вот я увидел пред собою настоящего человека. Словами это не выразишь. Но всякий это и без того понимает, потому что образ настоящего человека живет в каждом из нас. И когда встретишь такого человека, то почувствуешь, что ты как бы сливаешься с ним в одно, как будто твои искаженные черты накладываются на его нормальные и исправляются, а ты сам становишься нормальным человеком. Сказывается это прежде всего в том, как подходит к тебе этот настоящий человек. Он принимает тебя всем сердцем. Этого одного достаточно, чтобы и ты раскрыл ему все свое сердце...
У этого старца очень оригинальная индивидуальность. Это вполне русский мужичок, с простой образной речью, полный, с небольшой бородкой, простым русским лицом. Но вот одеяние, схимы, четки и особенно манера держаться с вами обличает в нем врача духовного. Как врач он подвигается к тебе, всматривается внимательно, ласково и бережно, да, особенно бережно обращается с тобой. Он не предписывает духовных лекарств, не повелевает, а только как бы намеками побуждает вас делать то именно заключение или решение, которое ему кажется для вас правильным. И вы покидаете его с таким чувством, как будто вам вправили вывихнутую руку. Такое чувство облегчения мира душевного находит на вас. К нему я ходил часто вначале, каждый день и все докучал ему своей нетерпеливостью».
Отец Михаил был духовником братии в исключительно сложное для Валаама время. После Октябрьской революции 1917 г. Валаам территориально принадлежал Финляндии, получившей независимость. В 1923 г. Финляндская Православная Церковь переходит на новый (григорианский) календарный стиль в богослужебной практике. Его насильственно вводят и в Валаамском монастыре.
«Мне довелось быть свидетелем того печального момента, – вспоминает архимандрит Афанасий (Нечаев), – когда нарушилось на Валааме единство церковной жизни, и братия монастырская, подобно дереву, расщепленному грозой, распалась на две группы... А случилось следующее: неожиданно для всех приехал на Валаам из Лондона греческий Митрополит Германос, представитель Константинопольского Патриарха в Западной Европе (устанавливать новый календарный стиль). Часть монахов с духовником о. Михаилом и наместником о. Иоасафом во главе отказалась с ними сослужить... Я только один раз видел за это время своего духовника о. Михаила, не хотел докучать ему собою, зная, какую ответственную роль играет он в этом вопросе. И он сказал мне лишь одну фразу, но твердо и решительно: «Нам святые каноны не позволяют быть с нарушителями их». И почувствовал я это у него непреложное...».
В своем дневнике в 1925 г. иеромонах Памва писал, что за отказ служить Пасху по новому календарному стилю: «…15 декабря 9 часов утра на пароходе «София» увезли духовника иеросхимонаха Михаила в скит на Германовский остров».
В 1926 г. иеросхимонах Михаил был переведен из Тихвинского скита в скит Иоанна Предтечи, где провел последующие восемь лет, страдая сердечной слабостью.
О его внезапной кончине иеромонах Памва записал в своем дневнике: «1934 г. мая 21-го (н. ст.) в мире во Христе скончался иеромонах Михаил. О. Михаил, наш кронштадтский житель, жил в скиту Св. Иоанна Предтечи. В 3-м часу дня поехал один в лодке, чтобы перевезти к себе в гости отца Иувиана-канцелярщика, и на середине залива скончался в лодке от разрыва сердца, и лодку погнало в озеро с ним, а он лежал на боку, и в лодку уже набралось много воды. В скиту услышали крик и сильный звон в било. Один рясофорный послушник, певчий Валентин тоже был в скиту в гостях. Он поехал на лодке и увидал отца Михаила упавшего и лодку его на буксире привезли к берегу, а затем в монастырь. Ему было 65 лет».
Иеросхимонах Михаил погребен на Старом братском кладбище. К сожалению, не сохранились место захоронения старца и могильная плита.