Василий, епископ Рязанский
Василий, епископ Рязанский и Муромский; время его поставления не означено. Некоторые называют его первым епископом Рязанским, но в списке владык Рязанской епархии, значится он четвертым. О сем угоднике, в житии Муромских чудотворцев Константина и чад его, в Прологе, под числом мая 21, находится следующее повествование: спустя много лет по преставлении благоверного князя Константина и чад его, и по запустении города Мурома от неверных людей, и спустя много лет после благоверного князя Петра и благоверной княгини Февронии, прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме; то же учинили бояре его и все купцы Муромские. Сей князь обновил первоначальную тамошнюю церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и второй храм святых Страстотерпцев Бориса и Глеба, и поставил у церкви их по-прежнему епископа, именем Василия, мужа праведного и благочестивого. Из этого видно, что в Муроме была прежде сего епархия. В летописях упоминается, 1208 и 1213 гг., Муромский епископ Арсений, потом Евфросиний, 1223 и 1237 гг., наконец Иосиф, хиротонисанный 1284 г., следственно Василий был его преемником. – Народ Муромский, по одному подозрению на житие Василия, неприличное званию святителя, был причиною перенесения престола епископского из Мурома в Рязань. В Прологе описан этот случай под тем же числом (мая 21). Тщетно праведник доказывал невинность свою; безрассудные хотели умертвить его. Тогда Василий предстал перед неистовыми, и возгласил: «отцы и братия! дадите мне малое время до утрия, до третьего часа дне». Кротость пастыря и произнесенные им слова поразили народ; он разошелся по домам. Благочестивый архипастырь молился со слезами всю ночь в храме страстотерпцев Бориса и Глеба; потом, отпев литургию, пошел в церковь Благовещения, и там, перед образом Пресвятой Девы Марии, принесенным некогда из Киева благоверным князем Константином, отпел молебен. Возложив надежду спасения своего на заступницу Богородицу, Василий принял чудотворную икону её, и с ней, как сказано в Прологе: «поиде из церкви и епископии своея до реки Оки. Провождаху же его вельможи града и весь народ, хотяше ему судно дати ко плаванию. Святый же, стоя со образом Богородичным на брезе, снем с себя мантию и простре ю на воду, и поступи на ню, нося образ Пресвятой Богородицы, и абие несен бысть духом бурным и со образом Богородичным противу быстрины речныя, отнюду же река течет. Видевше же сие чудо Муромстии граждане, начаху вопити: о святый владыко Василий! прости нас грешных рабов своих. И абие св. Василий епископ взятся из очию Муромскаго народа, во мгновение ока, вверх по Оке реке. Бысть же сие чудо в третий час дне, и того же дня в девятый час принесен бысть в место, еже ныне зовомо Старая Рязань. Ту бо тогда пребываху князи Рязанстии. Великий же князь Рязанский, именем Олег, срете его со кресты и со всем освященным собором, и прият св. праведнаго Василия епископа, радуяся со всеми православными христианы». Святитель Василий из Старой Рязани перешел в Новую Рязань, где стоял прежде Переславль Рязанский, и там утвердил архиерейскую кафедру. Туда перенес и чудотворную икону Богоматери, в честь которой установлено празднество 12 апреля. Она находится в Рязанском соборе. Святитель Василий преставился 1295 г. и погребен в Борисоглебском соборе. В 1547 г. митрополит Макарий с собором святителей русских установил праздновать Муромским чудотворцам и вместе с тем святителю Василию 21 мая. – В царствование Василия Иоанновича Шуйского обретены мощи епископа Василия и перенесены Рязанским архиепископом Феодоритом в собор Успенский, что ныне Рождественский, где и ныне почивают. Перенесение мощей празднуется местно 10 июля.
В память места, где почивали мощи Василия, Бориса и Глеба, исстари построена была деревянная палатка, а потом каменная, впоследствии, за ветхостью, разобранная. Ныне над тем местом, подле старинного собора св. Бориса и Глеба, сооружен чугунный памятник усердным приношением купца Попова и других лиц. Он имеет вид четырехгранной пирамиды, вышиною около 8 аршин, под шатром, который поддерживают четыре колонны. Надписи с четырех сторон, под изображениями, объясняют: 1) прибытие св. Василия из Мурома в Старую Рязань с иконою Богоматери; 2) принятие его Рязанским князем Олегом; 3) прибытие в Переславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончину святителя; 4) перенесение мощей от Борисоглебского собора в Успенский, что ныне Рождественский. Памятник открыт 4 октября 1836 г64.
* * *
Ист. опис. Рязан. Иерархии, стр. 15–22. Сев. Пчел. 15 Мая 1837 г. № 107.