Д.А. Эристов

Источник

Антоний, преп. Печерский

Антоний, преподобный Печерский, основатель Киево-Печерской лавры и первоначальник русских иноков, родом из города Любеча (местечке нынешней Черниговской губернии); при крещении получил имя Антипы. С юных лет Антипа почувствовал в себе желание уединенной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон, который славился уже тогда святостью своих отшельников и служил, так сказать, средоточием и рассадником православного монашества. Там он был пострижен Есфигменским игуменом и назван Антонием. По примеру большей части черноризцев афонских Антоний избрал для себя образ жизни отшельнической. – Доселе показывают пещеру, где начал свои подвиги первоначальник русских иноков. Пожелав идти на родину, он принял благословие игумена, который, отпуская его, сказал: «Антоний! Иди в Россию и да будет над тобою благословение от св. горы». Возвратившись в Киев, искал Антоний пристанища для жития безмолвного и скоро обрел его в дремучем лесу на Берестове, на берегу Днепра. Там была дикая пещера, ископанная некогда варягами; в ней начал подвизаться пришелец афонский. Но когда Святополк, овладев Киевским престолом, начал проливать мученическую кровь своих родных братьев, тогда преподобный удалился опять на святую гору, в любимую свою пещеру. Между тем благоверный князь Ярослав, победив жестокого Святополка, утвердился на престоле великокняжеском, полюбил урочище Берестово и поставил там церковь во имя св. Апостол. Один из пресвитеров сей церкви, некто Иларион (бывший впоследствии митрополитом Киевским) любил посещать уединенный холм на берегу Днепра, и там, недалеко от варяжской пещеры, где спасался Антоний, ископал себе малую пещеру, куда ходил втайне молиться. В это время игумен Феоктист призвал к себе Антония и сказал ему: «Богу угодно, чтобы ты шел опять в Россию, ибо многие от тебя возникнут там черноризцы. Иди с миром». Снова пришел Антоний на Берестово. Остановившись на том холме, где любил молитвенно уединяться, нашел он готовую уже пещеру Иларионову, предпочел её диким пещерам варяжским и в ней водворился; руками своими раскопав землю, распространил пещеру (1051 г.). Мало-помалу начали к нему собираться благочестивые молельщики. В числе первых посетителей был пресвитер Иларион, уступивший Антонию свою пещеру. Он принял от Антония пострижение, но не оставил церкви св. Апостол. Другой пресвитер Никон, пришедший, как некоторые полагают, из дальней Тьмутаракани, остался при нем. Ему поручил Антоний постригать тех, которых впоследствии принимал для пещерных подвигов. Пришел потом и блаженный юноша Феодосий. В 1055 г. Изяслав Ярославич, вступив на престол Киевский, пришел к Антонию, вместе с дружиною просить благословения. После того отовсюду начали стекаться к труженику люди всякого состояния, чтобы принять от него иноческое пострижение. В числе их были Варлаам, сын великого боярина Иоанна, и Ефрем, евнух княжеский; пострижение этих двух лиц сильно огорчило Изяслава. Силою исторгли их из пещер и преп. Антоний принужден был удалиться; но скоро гнев Изяслава утих и Антоний, по просьбе князя, возвратился в пещеры. С этого времени число братий начало увеличиваться. Общими трудами ископали братия обширную пещеру и устроили подземную церковь и кельи. Настоятелем обители поставил Антоний блаженного Варлаама, а сам перешел на соседний холм, ископал себе новую пещеру и поселился в ней. Когда по умножившемуся числу братий стало тесно помещаться в пещерной церкви, тогда Варлаам, с благословения преподобного Антония, устроил церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы вне пещеры, на холме. Вскоре в.к. Изяслав основал монастырь во имя св. Димитрия и вызвал туда Варлаама. С удалением его из Печерской обители, Феодосий избран был единодушно настоятелем. При нем окончательно устроилась обитель на горе. Феодосий распространил церковь и ввел устав общежительный по примеру обители Студийской. Антоний при своем затворничестве не чуждался людей: к нему многие приходили за советами; случалось, что он сам прислуживал больным. В 1067 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, отправляясь на половцев, пришли просить благословения у преп. Антония. Старец предсказал им ожидающее их поражение на реке Альте, которое действительно и последовало. Только однажды великий отшельник должен был расстаться со своею любимою пещерою на довольно значительное время. Это было в 1068 г., когда Изяслав, изгнанный из Киева Всеславом, снова вступил на престол Киевский и начал гневаться на Антония, который будто бы благоприятствовал Всеславу. Святослав Черниговский, узнав об угрожавшей опасности святому старцу, прислал за ним ночью, и взял его к себе. Около Чернигова, на Болдиных горах, ископал Антоний себе пещеру и поселился в ней. Изяслав, убедившись в невинности Антония и сознавая ошибку свою, умолил его возвратиться в Печерскую обитель. Антоний возвратился, чтобы совершить последнее деяние своей земной жизни. Он вместе с преподобным Феодосием положил основание каменной Печерской церкви (1073 г.). Святослав Ярославич на сооружение её дал 100 гривен или 50 фунтов золота; знаменитый варяг Симон, боярин Всеволода Ярославича, подарил Антонию на украшение храма золотую цепь в 50 гривен и венец драгоценный, наследие отца его, князя Варяжского. – Сорок лет подвизался Антоний в первой пещере и шестнадцать в другой, где и кончил дни свои 10 июля 1073 г. на девяностом году своего подвига. Св. мощи его почивают под спудом в пещере, в которой скончался и погребен. Вскоре преставился и св. Феодосий. Основанная ими каменная церковь кончена уже 1077 г. при игумене Стефане. – Церковь совершает память преп. Антония 10 июля34.

* * *

34

Пат. Печ. Чет. Мин. и Прол. июля 10. Ист. Русск. Церкви II, 31–41. С.-Пб. 1857.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle