Д.А. Эристов

Источник

Иринарх, преп., затворник

Иринарх преподобный, затворник Борисоглебского монастыря, основанного 1363 года близ Ростова, при реке Устье, пустынниками Феодором и Павлом, по благословению преп. Сергия Радонежского. Иринарх был земледелец Ростовской области, деревни Кандакова; в мире назывался Илиею. Во время бывшего в этой стране голода он жил два года в Нижнем Новгороде; потеряв отца, переселился с братом и с матерью в Ростов занимаясь торгом. Достигнув 30-ти лет, Иринарх отказался от мира и постригся в упомянутом Борисоглебском монастыре; оттуда перешел в обитель св. Лазаря в Ростов, но через три года возвратился снова в монастырь Борисоглебский. Там провел он 38 лет в затворе и кончил дни свои на 69 году от рождения, 1616 г. января 13; погребен в Борисоглебском монастыре, в ископанной им самим могиле. – Память его местно чтится 13 января. Житие Иринарха написано учеником его, иноком Александром. – Иринарх предсказал царю Василию Шуйскому бедствие России и нашествие Литовцев. Пророчество его скоро сбылось. Подходили Литовцы и к Борисоглебскому монастырю, но пощадили обитель из уважения к её угоднику. Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти на помощь Москвы, посетил преп. Иринарха. Святой затворник дал князю свой крест и благословение. Пожарский, совершив предстоявший ему подвиг, возвратил Иринарху крест и в знак чистой признательности освободил своею грамотою Борисоглебский монастырь от доставления припасов для войска, собираемого тогда по случаю войны.

Сохранилось устное предание и отчасти письменное в обители Борисоглебской о её строителях, Феодоре и Павле, память которых чтится там 22 октября. Из области Великого Новгорода пришел некий инок Феодор водвориться здесь в Черном лесу на пути из Вологды к Ростову и через несколько времени пришел к нему брат по имени Павел. Когда преп. Сергий приходил в Ростов для поклонения святыне, тогда пришли туда и пустынники Феодор и Павел просить князя и епископа о дозволении соорудить церковь в их пустынь, а преп. Сергия умолили осмотреть место и благословить оное. Преп. Сергий, обходя пустыню, избрал им место на реке Устье и сказал: «Призрит Бог и Пресв. Богородица на место сие». Ободренные сими словами, а впоследствии и видением св. Бориса и Глеба приступили пустынники к устройству монастыря Борисоглебского. Мало-помалу начали приходить в пустыню братия и мирские люди, и когда умножилось братство, Феодор по просьбе братий принял игуменство. Он соорудил сперва теплую церковь во имя Благовещения и другую во имя Страстотерпцев Бориса и Глеба; думал устроить и обитель близ Кубенского озера на урочище Святая Лука, но не допустили до того окрестные жители Чудского племени. Не успев в этом предприятии, Феодор не оставлял своего благого намерения: он обрел в пределах Белоезерских на устье реки Ковжи место для обители, бывшее во владении князя Андрея Димитриевича, сына Донского и упросил князя даровать ему участок земли для сооружения церкви во имя святителя Николая Чудотворца и для устройства при ней обители. Благочестивый князь не только дал место, но еще пожаловал Феодору грамоту на починки Белоезерские и рыбную ловлю. Устроив обитель Никольскую, Феодор избрал из среды братий настоятеля; управление Борисоглебской обители передал Павлу и кончил дни свои на покое от трудов своих, 22 октября. Игумен Павел еще многие годы подвизался, управляя обоими монастырями. По кончине своей он оставил по себе благую память, которая и поныне свято чтится в Борисоглебской обители135.

* * *

135

Житие Преп. Иринарха, хранящееся в Борисоглеб. обители. Жития Святых (январь) 1857.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle