Д.А. Эристов

Источник

Иннокентий, святой, епископ

Иннокентий, святой, епископ Иркутский, первый в Сибири прославленный Российской Церковью чудотворец, родился в Малороссии, происходил от дворян Кульчицких; год его рождения неизвестен; обучался в Киевской духовной академии; пострижен в монахи, в Киево-Печерской лавре. С 1714 по 1718 год был он в Московской Славяно-Греко-Латинской академии, где занимал должности префекта и учителя философии. В 1818 г. переведен в С.-Петербург в Александро-Невский монастырь, где пробыл до 1721 года соборным иеромонахом. Когда Петру I угодно было иметь в Китае, вместо архимандрита, епископа, наравне с Римско-Католическою духовною миссиею, – Иннокентий хиротонисан был, 1721 г. марта 5, во епископа Переславского, и того же года отправлен к посланнику Измайлову в Пекин, на место архимандрита Антония Платковского, которого велели перевести в Иркутск. Об Иннокентии была послана предуведомительная грамота, но она уже не застала Измайлова в Пекине; по прочтении она отослана к Селенгинскому начальнику при письме Мунгальского Тушету хана Очироя Бату (1722 г.). В этом письме было написано, что по указу Богдыханскому, господина Иннокентия Кульчицкого в Пекин пропускать не велено, ибо от Сибирского губернатора никакого о нем письма нет и знаку печати, каковые даны Измайлову, не приложено. Посему Иннокентий остался в Селенгинске, и пробыл там до 1725 г.; оттуда, по указу Синода, выехал в Иркутск, и жил в Иркутском Вознесенском монастыре. В 1726 году Иннокентию повелено было ехать в Селенгинск, дабы вместе с посланником графом Саввою Владиславичем Рагузинским, снова отправиться в Китай. Китайские министры приняли графа на границе, но о принятии Иннокентия вторично было отказано, потому что в листе Сибирского губернатора в Мунгальский трибунал, Иннокентий назван был духовною особой, великим господином; Китайцы отвечали Российскому агенту Лангу, что у них великим господином называется их Кутухта, т. е. священноначальник, и другой великой особы им не надобно. В этом деле подозревают интригу иезуитов, не желавших допустить епископа Русского в Китай. Как бы то ни было, тогда же, по представлению Саввы Владиславича, повелела Екатерина I (1727 г.) отправить в Пекин, вместо епископа, прежнего архимандрита Антония Платковского, и с того времени посылаются в Пекин архимандриты, под именем старших священников. Иннокентий по определению Св. Синода 1727 года назначен был викарным архиереем митрополита Тобольского, в Иркутске, где и пребывал до кончины своей в подведомственном ему Вознесенском монастыре. Он проповедовал Сибирским иноверцам, Бурятам и Тунгусам, Слово Божие, и многих обратил в христианство; учредил в Вознесенском монастыре на собственном иждивении училище для детей разного звания, и мирно кончил благочестивую жизнь свою, 1731 года, ноября 26. Он погребен был в пещере, под деревянною церковью Тихвинской Богоматери. В 1764 году обретены мощи Иннокентия нетленными, и прославлены многими чудесами. В 1783 г., когда весь монастырь сгорел, уцелела одна церковь, под которой почивали мощи св. угодника Иркутского. В 1804 г. указом Святейшего Синода от 1 декабря, вследствие Высочайше утвержденного доклада 28 октября, установлено праздновать память Иннокентия 26 ноября. В 1805 г. февраля 16 перенесены мощи святителя в соборную церковь Вознесенской обители, где и ныне открыто почивают в серебряной, позолоченной раке. В том же году, в память сего события установлен Вениамином, епископом Иркутским, ежегодно крестный ход из Иркутска в монастырь134.

* * *

134

Сибир. Вестн. XVII, 127 и след. 1822 г. Повеств. о Сибири стр. 73–78 (1817 г.); Полн. Собр. Зак. (первое) № 21540. Ист. сведен. о монаст. М. 1852.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle