Д.А. Эристов

Источник

Димитрий, святой, митрополит Ростовский

Димитрий, святой, митрополит и чудотворец Ростовский, сын полкового сотника, Саввы Григорьева, по прозванию Туптало, родился близ Киева, в городке Макарове, в декабре 1651 г. и при крещении назван Даниилом. Наученный грамоте в доме родительском, юный Даниил поступил для высшего образования в Братское училище при Богоявленской церкви в Киеве. На 18-м году своего возраста Даниил пострижен в монашество в Киевской Кирилловской обители и наречен Димитрием. В 1669 г. посвящен Димитрий в Каневе митрополитом Иосифом Тукальским во иеродиакона. В 1675 г. блюститель Киевской митрополии Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, вызвал Димитрия в Густынский Троицкий монастырь, где сам находился по случаю освящения храма, и там рукоположил его в иеромонаха и потом назначил проповедником при кафедре Черниговской. Молва о назидательных духовных поучениях Димитрия распространилась по Малороссии и Литве, так что многие обители приглашали его к себе. Движимый благочестивым усердием к утверждению колебавшегося в тех странах Православия, Димитрий начал проповедовать в Литве: в Виленском Свято-Духове монастыре и в Слуцком Преображенском. Возвратившись через три года в Малороссию, поступил он в Николаевский Крупицкий монастырь в городе Батурине. В 1681 г. Димитрий посвящен был во игумена Преображенской Максаковской обители (что близ города Борзны), а через год переведен в Батуринский монастырь; но скоро отказался от настоятельства и пожелать жить в монастыре уединенно. – В это время пригласил к себе Димитрия архимандрит Киево-Печерского монастыря Варлаам и предложил ему заняться собранием, исправлением, и изданием книг житий святых (Четий-Миней), почитаемых Греко-Российскою Церковию. Димитрий переселился в лавру и приступил к великому труду. – В 1686 г. гетман Мазепа и духовенство Батуринское уговорили Димитрия принять снова настоятельство в Батуринском монастыре. Гетман, отправляясь в Москву, взял с собой и Димитрия. Там поднесли они царям Иоанну и Петру, и царевне Софии первую часть Димитриевой Четьи-Минеи. По возвращении в монастырь Димитрий для успешнейшего продолжения труда своего отказался от настоятельства и уединился в келье, которую в дневных своих записках называет скитом. В 1697 г. назначен Димитрий настоятелем Киевского Кирилловского монастыря, и вскоре потом произведен во архимандрита Черниговского Успенского, Елецким именуемого монастыря, а в 1699 г. переведен в Новгород-Северский монастырь. В 1701 г. государь Пётр I повелел призвать архимандрита Димитрия в Москву и, в уважение трудов его и познаний, пожаловал его в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Государь, желая распространить свет христианства между Сибирскими инородцами избрал для того и достойного проповедника Слова Божия; но сим назначением Димитрий воспользоваться не мог и по нездоровью своему и по занятиям своим, которые он должен был довершить. Ему разрешено было оставаться в Москве; через год открылась вакансия Ростовской и Ярославской митрополии, на которую Димитрий и был определен (1702 г. января 4). Вступив в управление своей паствы новый святитель Ростовский разослал к священнослужителям два окружных наставления, с изъяснением их должности в отношении себя и детей духовных. Но чтобы впредь приуготовить для Церкви способнейших служителей он завел в Ростове семинарию. В его время и в Ростове и в Ярославле было много раскольников, которых главные учители, укрываясь в Брынских лесах, рассеивали противное Православной Церкви учение. Для утверждения паствы своей в Православии, заботливый пастырь принужден был часто объезжать свою епархию; а для обличения раскольничьих заблуждений сочинил книгу под названием: «Розыск о раскольнической Брынской вере», и разослал её в списках при окружном своем послании ко всем духовным властям своей паствы. Сверх того занимался он неослабно и другими пастырскими делами; писал народные поучения, сочинял на разные случаи наставления, размышления и тому подобное. Слабое и от трудов еще более расстроившееся здоровье святителя Димитрия не позволило Ростовской пастве долго пользоваться наставлениями сего пастыря. Он управлял ею только семь лет; преставился 1709 года октября 28; погребен, по завещанию святого угодника, в Ростовском Иаковлевом монастыре. При переделке монастырской церкви в 1752 г. обретены 21 сентября святые мощи Димитрия нетленными. По освидетельствовании и точном удостоверении как в нетленности мощей, так и в чудесах от них происходивших, православная Российская Церковь (1757 г. апреля 22 дня) причла Димитрия к лику святых и празднует память сего чудотворца 28 октября, в день кончины и 21 сентября, в день обретения мощей его. Тогда же поручено было митрополиту Ростовскому Арсению составить жизнеописание святого: службу ему написал Амвросий, епископ Переславский. Нетленные мощи святителя Димитрия почивают открыто в юго-западном углу соборного храма во имя Зачатия св. Анны, в серебряной раке, устроенной благочестием императрицы Елизаветы Петровны. Переложение мощей из прежней в сию вновь устроенную раку последовало 1763 г. мая 25, в присутствии императрицы Екатерины II, прибывшей для сего из Москвы в Ростов после царского своего венчания.

Из сочинений святителя Димитрия доныне известны: 1) «Четьи- Минеи или Жития святых», Димитрий занимался этим сочинением более 20 лет. Оно печаталось несколько раз и в Москве, и в Киеве. 2) «Алфавит духовный, или нравоучительныя увещания по письменам алфавитным начинаемыя», много раз печатался и в Киеве, и в Петербурге. 3) «Руно Орошенное», то есть сказание о чудесах, от иконы Богородичной в Черниговском Ильинском монастыре происходящих. Книга сия напечатана в 1-й раз в Чернигове 1680 г. 4) «Рассуждение о Образе Божии и подобии в человеце». Это рассуждение часто печаталось по приказу Петра I, потому что оно писано противу защищавших бороды. 5) «Апология во утолении печали человека, суща в беде, гонении и озлоблении». Она напечатана сперва в Чернигове (1700 г.), потом в разных местах. 6) «Розыск о раскольнической Брынской вере». Этой книги было несколько изданий и в Киеве, и в Москве. 7) «Летопись келейная». В ней любопытно исследование о несогласном летосчислении. Она издана и в Москве, и в С.-Петербурге (1784–1800 гг.). 8) «Диариум или Дневныя записки». Они писаны на Белорусском языке. В переводе напечатаны они в Древней российской вивлиофике. 9) «Каталог Киевских митрополитов с кратким летописанием», напечатан в «Любопытном месяцеслове» на 1776 г.. 10) «Летопись о построении церквей». 11) «Собрание разных поучительных слов». Кроме того св. Димитрий написал силлабическими стихами несколько драм духовного содержания: «Рождество Христово», «Кающийся грешник», »Эсфирь и Агасфер», «Димитриевская», »Успенская», и "Воскресение Христово». – Одна из них, «Эсфирь и Агасфер», представлена однажды, в Великий пост на придворном театре, при императрице Елизавете Петровне. Списки некоторых драм есть в Патриаршей библиотеке и в Ростове. Из духовных его стихотворений (Псалмы и Канты) некоторые напечатаны. Прочие неизданные сочинения Димитрия хранятся в рукописях, в разных библиотеках.

Имя святителя Димитрия славилось не одними заслугами в церковной словесности; оно еще более украшалось христианскими высокими добродетелями, ибо кроме попечения о пастве своей, он особенно сострадателен был к больным, нищим, сирым и беззащитным, и на них употреблял все избытки своего имения. С 1787 г. кафедра архиерейская перенесена из Ростова в Ярославль, и архиереям назначено именоваться архиепископами Ярославскими и Ростовскими. В то же время поступила и ризница архипастырей Ростовских в Ярославль104.

* * *

104

Ист. Росс. Иер. I, 310. Слов. ист. Митр. Евгения. Сев. Пчела, 1852, № 246.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle