Источник

Память святого пророка Исаии

Святой пророк Исаия родился в Иудейском царстве ок. 756 г. до Р.Х. В то время иудейский народ был разделен на два соперничающих царства: Израиль со столицей в Самарии и Иудею со столицей в Иерусалиме. Приближался один из самых трагических периодов истории этого народа, завершившийся окончательным разрушением Самарийского царства.

Исаия нес свое служение уже сорок лет, когда начала нарастать угроза со стороны Ассирии, властелина Востока, как для иудеев, так и для их соседей. Иудейское царство, зажатое в тиски между Ассирией и Египтом, постоянно пыталось заключить сугубо человеческий союз с одним врагом против другого. К тому же Иудея развратилась под влиянием инославных религий и пришла к нравственному упадку, связанному с материальным благосостоянием, и к презрению Закона Божия. Магия, некромантия, различные суеверные обычаи заменили в народе предписанное Законом почитание Бога. Даже если некоторые оставались верными служению Господу Богу в Храме, они довольствовались формальной и лицемерной религией, языком своим чтя Бога, сердце же их далеко отстояло от Него (см.: Ис. 29:13).

Святой пророк Исаия. Монастырь Богородицы Паммакаристос Константинополе. XIV в

В год смерти царя Озии (740) Исаия, находясь в Храме, увидел Господа. Бог явился ему во Славе на высоком престоле, окруженный шестикрылыми Серафимами, поющими «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» От их голосов косяк дверей пошатнулся, и Храм наполнился дымом, как некогда Синайская гора (см.: Исх. 19). Упав ниц, Исаия исповедал свое недостоинство и сказал: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис. 6:5). Тогда к нему был послан Серафим с горящим углем в руке, который он щипцами взял на престоле. Серафим приложил уголь к устам Исаии и сказал: Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6:7)115. Тот, кого прозвали Пророком с пламенными устами, попросил Бога послать его к строптивому народу, чтобы объявить людям волю Божию в надежде на их раскаяние.

Вскоре после видения Исаия женился. Своим сыновьям он дал пророческие имена: одному – имя, предсказывающее будущие испытания, другому – имя, предсказывающее «остаток», который должен сохраниться, чтобы стать началом нового народа.

В первые годы своего служения Исаия проповедовал в Самарийском царстве, обличая его позор и напрасную надежду на Божие снисхождение. Потом он вернулся в Иерусалим, где пребывал до конца жизни. Он призывал небо и землю быть свидетелями неблагодарности народа, который отвернулся от Бога и предался разврату и идолопоклонству. Пророк возвещал, что Господь не потерпит далее лицемерного служения, жертв и молитв: Омойтесь, очиститесь; перестаньте делать зло, научитесь делать добро... Тогда придите и рассудим. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю... Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1:16–18). Тогда день Господень настанет и Господь унизит всё, что возвысилось: Падет величие человеческое, высокое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день (Ис. 2:17).

Пророчество о катастрофе исполнилось через несколько лет, когда дамасский царь Рецин и израильский царь Факей попытались вовлечь иудейского правителя Ахаза в союз против ассирийского владыки Феглаффелласара III. Но Ахаз отказался – и они напали на Иудейское царство. Ахаз, вместо того чтобы довериться Богу, попросил помощи у Ассирии, несмотря на предупреждение Исаии об опасности такой политики. В тот момент, когда народ в великом волнении готовился выдержать осаду Иерусалима, Исаия подошел к царю, следящему за работами, и сказал: Наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней... Это не состоится и не сбудется... через шестьдесят пять лет Ефрем (то есть Северное царство) перестанет быть народом (Ис. 7:4, 7–8). Ахаз отказывался ему верить.

Тогда Исаия произнес самое ясное во всем Ветхом Завете пророчество о приходе Мессии, о знамении, через которое все люди будут призваны к спасению: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и наречет имя Ему: Еммануил (то есть «с нами Бог») (Ис. 7:14; см.: Мф. 1:23)116. Позже он укажет, что ребенок, который сядет на престол Давида, получит полную власть и будет носить имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6). Пророк также предсказал скорые несчастья Дамаска и Самарии. В 733 г. Феглаффелласар напал на Дамаск, убил Рецина, потом разгромил Галилею и выслал ее жителей.

Смерть ассирийского царя вскоре после этого (727) пробудила надежду у самарийского владыки, и он попытался восстать. На протяжении всего этого времени Исаия не переставал порицать безумную политику, основанную на лживой поддержке Египта, политику, которая должна была вести к окончательному разрушению Израильского царства: Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян (Ис. 28:3). Его свергнет Ассур, как град внезапно опустошает урожай и как летняя гроза опрокидывает дома. В самом деле, после трехлетней осады (см.: 4Цар. 17) гордая Самария была разрушена ассирийцами (721). Но Исаия провозгласил, что после того как ассирийцы временно послужат орудием Божией ярости, они в конце концов будут сокрушены Еммануилом (см.: Ис 8:9).

После падения Северного царства Исаия перестал пророчествовать до первых времен царства Езекии (ок. 713). Соседние с Израилем народы по наущению Египта предложили Иудее снова войти в союз против ассирийского угнетателя. В течение трех лет Исаия ходил по улицам Иерусалима нагой и босой в знак и предзнаменование того, что пустые надежды на помощь Египта приведут только к разрухе, изгнанию и нищете (см.: Ис. 20:2–6). Предсказание скоро подтвердилось, когда в Филистии был взят Ашдод (711), попытавшийся восстать против Ассирии с помощью Египта. Затем также были разорены Моав, Едом и Вавилония.

После смерти ассирийского царя Саргона II (705) престол занял его сын Сеннахериб. Многие народы восстали по инициативе филистимлян и финикийцев. Езекия отказался довериться Богу и вошел в союз, несмотря на свое чудесное исцеление и на знамение, посланное Богом, когда по указанию Исаии солнечная тень отошла на десять ступеней (см.: Ис. 38). Он приказал Иерусалиму готовиться к осаде, отремонтировал крепостные стены, удвоил укрепления и вырыл подземный канал для подачи воды в город.

Как неподкупный защитник Божиих прав, Исаия вышел из забвения и стал укорять иудеев, что они столько сил тратят на приготовления, вместо того чтобы плакать, печалиться и каяться. Пророк изо всех сил разоблачал их ложные надежды, которые они возлагали на колесницы и коней египетских, тогда как этот народ им не приносит ни помощи, ни пользы, а только стыд и смятение. При этом они не надеялись на Бога Израиля, хотя Он никогда не нарушает Своего слова и, как огненный поток, опрокидывает все надменные власти мира сего (см.: Ис. 31:1). Исаия тогда произнес страшный приговор: Не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете (Ис. 22:14).

Несмотря на усилия и упреки пророка, народы восстали, вызывая в ответ сокрушительные репрессии Сеннахериба. Опустошая всё на своем пути, он подавил сопротивление в Палестине и осадил Иерусалим с многочисленной армией (701). Езекия предложил ему золото, серебро и все драгоценности, какими располагал, опустошив казну и Храм (см.: 4Цар. 18). Но ассирийский царь этим не удовлетворился и решил добиться падения столицы.

Тогда пророк Исаия пришел к запуганному царю и народу. Но в этот раз он уже не произносил угрозы, а объявил, что Бог накажет гордую самоуверенность царя Ассура и освободит Свой народ, как некогда освободил их от египтян на Красном море. Ассур должен был пасть от меча суда Божия и стать предметом издевательств и презрения дочери Сиона. В ту же ночь Ангел Господень поразил сто восемьдесят пять тысяч человек в лагере ассирийцев. Сеннахериб тотчас снял осаду и вернулся в Ниневию, где был убит в храме бога Нисроха (см.: Ис. 37:38).

Исполнив свою миссию, Исаия вновь замолчал. По преданию, при царе Манассии (687–642), превзошедшем всех своих предшественников нечестием и жестокостью, не щадившем даже пророков, которые напоминали ему о Законе Божием, Исаия по приказу царя был распилен надвое деревянной пилой117. В своем Завещании пророк напоминает народу, что его спасение было в покаянии и спокойствии, но поскольку он отверг этот путь и обратился к хитрости и вероломству, постольку уготовал себе окончательное падение. Однако ради тех, кто надеется на Бога, Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами

(Ис. 30:18). Мучение пророка Исаии. Монастырь Дионисиат. XIVв.

Книга пророка Исаии возвышается над всеми другими пророческими книгами Ветхого Завета не только величественной красотой поэтического языка, но главным образом точностью предсказаний о приходе Мессии. Он ясно пророчествует о рождении от Девы Того, Кто, будучи безгрешен, станет надеждой всего народа (см.: Ис. 7). Этот потомок корня Иессеева (то есть дома Давидова) будет помазан полнотой Святого Духа (см.: Ис. 11). Он восстановит справедливость среди людей и райский мир и гармонию в Церкви (см.: Ис. 11:6). Но Тот, Который откроет мессианскую эру, также является Рабом Господним. Он не возопиет и не возвысит голоса Своего и не даст услышать его на улицах... Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис. 42:2–3, см.: Мф. 12:18–21). Он самовольно предаст Себя на посрамление для спасения Своего народа: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни... Он был презираем... Он предал хребет Свой биющим... лица Своего не закрывал от поруганий и оплевания. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 50:6; 53:3–5). Как невинная овца, веден Он будет на заклание, но погребут Его в могиле богатого (ср.: Мф. 27:58–60). И воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством (см.: Ис. 53:10–11), и Он восстановит Иерусалим во славе.

Исаия произнес много пророчеств о неизбежном падении тех, кто доверяет свою жизнь сильным мира сего. Таким образом, пророк проливает свет на последние испытания, через которые должно пройти человечество в конце времен.

Но вторая часть книги118 (так называемая «Книга утешения») почти полностью посвящена пророчеству о примирении Бога со Своим народом, об обновлении Иерусалима и о создании вечного царства. Светись, Иерусалим... слава Господня взошла над тобою (Ис. 60:1). Все народы придут в Церковь – Новый Иерусалим – и войдут в город, ворота которого больше никогда не закроются и который больше не будет освещаться ни солнцем, ни луной, ибо Сам Господь станет его Вечным Светом. Всякий праведник будет членом народа, собранного Богом. Он возрадуется в них и они – в Нем, и в этом городе, где смерть упразднена, больше не будет слышно ни криков, ни стенаний, ни плача, а только хвала Богу (Ис. 60–62).

Святой пророк Исаия возвестил почти открыто Благую Весть и совершенно справедливо получил имя Пятого Евангелиста. Его книга – один из главных источников нашей веры и нашей надежды.

* * *

115

Эти слова произносит священник во время причастия. Все подробности видения находятся в шестой главе книги Исаии. Святые отцы рассматривали их как прообраз Богоявления – и во время литургии, и в мистическом созерцании.

116

Как почти все пророчества Ветхого Завета, это предсказание можно понять двояко: Еммануил – Езекия, справедливый царь, который восстановит Иудейское царство, но он также, и в первую очередь, Мессия, Христос, Который придет, чтобы открыть эсхатологическую эру нового Израиля.

117

По апокрифическому «Мучению Исаии», 3–5. Это сказание также засвидетельствовано в Евр. 11:32–37.

118

Критики считают, что вторая часть книги Исаии (начиная с главы 40) написана гораздо позже Исаии. Но для православного христианина, который рассматривает историю Исаии как прообраз отношения его души к Богу, пророчество сохраняет свою ценность и выражает надежду на эсхатологическое освобождение, начатое с Воплощением Христа и до сих пор живущее в наших сердцах.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle