иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Софрония, патриарха Иерусалимского

Св. Софроний родился в Дамаске, на родине сладкопевцев, около 550 г. Наделенный редкими интеллектуальными способностями и поэтическим талантом, он учился в этом городе и получил звание софиста86. Не удовлетворившись науками и желая более высокого совершенства, он отправился паломником в Палестину, чтобы поклониться святым местам и побеседовать с подвижниками в монастырях и пустынях.

Св. Софроний прибыл в обитель, основанную св. Феодосием [11 янв.], и обрел духовного друга – Иоанна Мосха, который был его соотечественником и немного старше по возрасту. Св. Иоанн принял там постриг и, в дополнение к познаниям в философии и «внешних» науках, стяжал великой строгостью жизни удивительную духовную мудрость. Для Софрония, остававшегося мирянином, Иоанн стал не только братом и товарищем, но и учителем и духовным отцом. Объединенные святой дружбой, служители Божии решили отправиться в Александрию (578), чтобы дополнить философское образование и в особенности чтобы познакомиться со святыми подвижниками – философами Святого Духа.

Однажды во время беседы с одним из подвижников они услышали от почтенного старца: «Бегите, чада, ибо приблизилось время!.. Пребывайте в келье, где пожелаете жить, трезвенно, молчаливо и в непрестанной молитве, и я уповаю на Бога, что он пошлет вам вразумление и просветит ваш ум».87 Эти слова окончательно убедили Софрония оставить бесполезный поиск человеческой мудрости. Друзья стали жить странниками и паломниками, взыскующими Горнего Иерусалима. Повсюду, где проходили, они собирали поучения святых отцов и изучали их традиции.

Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.

Вернувшись в Палестину, Софроний стал монахом в обители Святого Феодосия. Вскоре они снова отправились в путь – на гору Синай, которая в то время сияла такими светочами искусства аскезы, как прп. Иоанн Лествичник [30 марта]. По прошествии десяти лет друзья отправились странствовать по пустыням Египта и Палестины, собирая плоды луга духовного. Скрываясь от персидского нашествия (ок. 603), Софроний и Иоанн ушли в Финикию, посетили Антиохию и монашеские пустыни Сирии, Тарса Киликийского и Селевкии.

Вернувшись в Египет, они на протяжении многих лет своими богословскими знаниями и красноречием помогали патриарху св. Евлогию [13 фев.] и его преемнику св. Иоанну Милостивому [12 нояб.] в борьбе с монофизитами. Им удалось в десять раз увеличить число православных церквей в Александрии и вернуть в лоно Церкви множество деревень и монастырей. Во время странствий они собирали поучительные рассказы, которые дают нам живую картину религиозной жизни тех лет.

Однажды св. Софроний заболел глазами и был чудесным образом исцелен благодаря помощи святых бессребреников Кира и Иоанна [31 янв.]. В знак признательности он составил сборник их чудес, в котором показал, что только в единении с Церковью можно найти благодать. Во время одной из своих многочисленных встреч с подвижниками друзья услышали от старца такие слова: «Расколы и ереси ни к чему другому не ведут во святой Церкви, как только к ослаблению любви к Богу и ближнему»88.

В 614 г. Софроний и Иоанн узнали, что Иерусалим после кровавой расправы и разграбления попал в руки персов и что патриарх Захария [21 фев.] уведен в плен с Честным Древом. Казалось, настали последние времена. Совет удалиться от мира, полученный ими в начале монашеского пути, становился тем актуальнее, чем реальнее становилась угроза персидского вторжения в Египет. Св. Иоанн Милостивый [12 нояб.] бежал на родной Кипр, где скончался в 620 г. Монахи-философы направились в Рим, по пути на Самосе и Кипре встречаясь с людьми Божиими.

В Риме, чувствуя приближение смерти, Иоанн с помощью Софрония начал записывать содержание духовных бесед, которые они собирали на протяжении многих лет. После этого он оставил тяготы земной жизни ради вечного покоя (619), попросив духовного брата и сына похоронить его в Синайском монастыре. Подражая Иосифу, унесшему тело праотца Иакова из Египта в землю предков (ср.: Быт. 50), Софроний в сопровождении двенадцати учеников сел на корабль. По прибытии он узнал, что добраться до Синая невозможно из-за арабского вторжения, и похоронил тело св. Иоанна в монастыре Святого Феодосия. Там же Софроний решил завершить «Луг духовный» и другие произведения Мосха: «Жития» св. Иоанна Милостивого и св. Марии Египетской [1 апр.].

Около 627 г. Софронию вновь пришлось бежать, спасаясь от арабов. Вместе с несколькими монахами он скрылся в Северной Африке. Туда же, убегая от персов, угрожавших Константинополю, прибыл из Хрисопольского монастыря прп. Максим Исповедник [21 янв.] и поселился с ними во временно созданном монастыре. Со св. Софронием его связала глубокая духовная дружба, и он стал называть его «мой благословенный господин, отец и учитель»89. Именно у него прп. Максим – великий отец Церкви, учивший о Богочеловечестве Христа, до тех пор использовавший глубины своего ума для опровержения оригенизма, – научился пониманию того, что все таинство обожения человека и реальность нашего спасения состоят в соединении двух природ, Божественной и человеческой, в единой Ипостаси воплощенного Слова. Здесь он выковал оружие, необходимое для борьбы с новой формой монофизитской ереси – монофелитством, измышленным императором Ираклием и патриархом Константинопольским Сергием в надежде удержать взбунтовавшийся Египет90.

В 633 г. Софроний вернулся в Египет, чтобы, невзирая на старость, самому на месте бороться за истинную веру. Отказываясь от каких-либо компромиссов ради политического единства империи, со всех сторон окруженной арабами и персами, он учил, что нужно признавать во Христе две естественные энергии, а не одну, потому что Он – одновременно Бог и человек. Поскольку патриарх Кир упорствовал в ереси, Софроний отправился в Константинополь, чтобы припасть к ногам патриарха Сергия и умолить его вернуться к исповеданию догмата, провозглашенного святым Халкидонским Собором. Предложенная патриархом компромиссная формула, не приведя к желаемому единению, дала еретикам право говорить: «Это не мы входим в общение с Халкидоном, а Халкидон – с нами!» Сергий сделал вид, что разрешил вопрос, просто запретив говорить и об одной, и о двух энергиях во Христе. Однако проблема вновь возникла через несколько лет в связи с исповедничеством св. Максима.

Когда Софроний вернулся в Иерусалим, который был восстановлен усилиями св. Модеста [16 дек.], и скорбел о скончавшемся патриархе, жители, церковнослужители и монахи единодушно возложили на него патриаршее служение «за чистоту его веры». Подчинившись воле Божией, старец принялся укреплять веру своего угнетенного ересями народа, надежду которого поколебали нашествия. В его проповедях и богослужебных песнопениях поэтические красоты служат выражению глубины догматов91.

После избрания, следуя обычаю, он направил патриархам Рима и Константинополя синодику с предложением укрепить общение их Церквей исповеданием единой веры. Этот замечательный документ является полным изложением учения Церкви об Ипостаси Христа. Святой патриарх исповедует в нем единого Христа, единственного Сына Божия, который действует в каждом естестве, человеческом и Божественном, согласно соответствующим им обоим свойствам. Единый Христос, без смешения или слияния (как думают монофизиты) и без разделения (как считают несториане), как Бог совершает чудеса и как человек страдает, указывая нам, человечеству, возможность воссоединения с Богом через Него с помощью благодати Святого Духа.

Св. Софроний всю жизнь провел под знаком ожидания конца света, на иерусалимскую кафедру он взошел во время неожиданного подъема ислама, объединившего арабские племена, которые напали на христианскую империю, разрушая города и веси. Вскоре после его избрания был взят Дамаск (637), а всего через несколько месяцев, в 638 г., пал и Святой Город. Патриарху Софронию, тогда уже почти девяностолетнему, удалось добиться того, чтобы халиф Омар вошел в него как паломник, а не как завоеватель и гарантировал сохранение христианских святынь.

Измученный тяготами борьбы за истинную веру, удрученный пребыванием Святого Города в руках неверных, св. Софроний в последний раз удалился от мира, чтобы 11 марта 638 (или 639) г. переселиться в Горний Иерусалим – Город Мира, которому неведомы волнения и перемены.

* * *

86

Т. е. учителя риторики.

87

Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. С. 135 (гл. 110). Перевод приводится с небольшими изменениями.

88

Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. С. 90 (гл. 74).

89

Письмо XIII / Максим Исповедник, прп. Письма. СПб., 2007. С. 170.

90

Это было еще монофелитство в форме моноэнергизма, признававшего во Христе единственную естественную энергию. Но поскольку энергия и воля одинаково относятся к природе, оба варианта этой ереси, в конечном счете, приводят к монофизитству.

91

Он сочинил замечательную молитву на освящение вод, читаемую на Крещение. Ему также ошибочно приписывается песнопение «Свете тихий» (см. примечание к памяти св. мч. Афиногена [16 июля].


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle