иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана

После Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа на апостолов множество людей обратилось к исповеданию Христа, внемля пламенным речам учеников Христовых и видя сотворенные ими чудеса. Сделавшись через святое крещение членами Церкви Христовой, новообращенные оставляли все свое имущество, возлагая вырученные деньги к ногам святых апостолов. Избавившись от мирских привязанностей и уз, они жили сообща, единые сердцем и душой. Продолжая неукоснительно исполнять все религиозные предписания в Иерусалимском Храме, они затем собирались частным образом, внимая апостольским проповедям, славя Господа Иисуса Христа и с радостью участвуя в празднестве вечной жизни – святой Евхаристии, знаменовавшей их общение с Богом и взаимную любовь во Христе (см.: Деян 2,42–47; 4,32–34).

Поскольку число последователей новой веры непрерывно росло, двенадцать апостолов постановили назначить семерых братий, славных мудростью и исполненных Духа Святого, для помощи апостолам в заботах о повседневных нуждах общины. В первую очередь, речь шла о служении во время совместной трапезы и попечении о вдовах и неимущих. Таким образом, сами апостолы, избавленные от материальных забот, могли полностью посвятить себя молитве и наставлению в вере. Тогда же апостолы возложением рук поставили на служение семерых диаконов730: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора,

Тимона, Пармена и Николая (Деян 6, 1–6).Деятельность Стефана, поставленного во главе диаконов, выходила за рамки чисто материальных вопросов жизни общины. Исполненный благодати Духа Святого и наделенный даром чудотворения, обладавший властью говорить как посланец Божий, Стефан вызывал у окружающих восхищение. Поэтому однажды разъяренные иудеи, будучи не в силах противостоять его доводам, ложно обвинили Стефана в богохульстве и стремлении ниспровергнуть Закон и привели в синедрион на суд к первосвященнику.

Молодой диакон бесстрашно предстал перед судьями. Дух Божий, Который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (см.: Мф 10, 19), вложил в его уста пламенную речь. Диакон напомнил жестокосердным иудеям о неизменной благости и долготерпении Божием к Его народу и о том, что Господь, верный Своему завету с патриархами, всегда приходил на помощь избранным Своим. Многими чудесами, знамениями, победами, обетованиями, великими откровениями, явленными Моисею на Синае и в пустыне, – на протяжении всей истории Израиля Бог всеми силами стремился оторвать избранный Им народ от привязанности к тварному миру и отвратить его от идолослужения. Но народ продолжал упорствовать. Даже когда на землю явился Спаситель и Искупитель, во исполнение обетований, данных патриархам, и предсказаний, произнесенных пророками, иудеи по-прежнему оставались необрезанными сердцем и все так же упрямо не желали ходить путями Духа Святого: Как отцы ваши, так и вы: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян 7, 51–52).

Сердце Стефана было при этом до того исполнено благодати Божией, что весь облик его стал подобен ангельскому, из уст лились богодухновенные слова, а на его лице отобразилось небесное сияние, какое Сам Господь явил в день Своего преображения (см.: Мф 17,6; Лк 9,29). Видя Стефана облеченным в столь неотразимую славу и подобным Небесному Ангелу (см.: Деян 6,15), судьи иудейские пришли в ярость. А перводиакон, подняв глаза к небу, воочию узрел Господа во всем сиянии Его славы, которая будет явлена в конце времен, и воскликнул: Вот, я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян 7, 56). Не в силах стерпеть этого свидетельства прославления Христа как одного из Пресвятой Троицы и Его телесного вознесения на небо, разгневанные иудеи закрыли себе уши и, набросившись на Стефана, вывели его за городские стены и побили камнями.

Святой мученик встретил смерть с радостью и душевным спокойствием, почитая для себя счастьем последовать примеру Учителя. Каждый брошенный в Стефана камень был подобен ступени, возводившей его к созерцанию вечной славы Христовой, которую он успел засвидетельствовать еще при жизни. Непрестанно призывая имя Господне, св. Стефан при своем последнем издыхании успел произнести, подобно поднятому на Крест Иисусу, слова наивысшей любви к своим врагам: Господи! не вмени им греха сего (Деян 7,60, ср.: Лк 23,34).

Украсив Церковь драгоценными жемчужинами своей крови, св. Стефан первым ступил на путь в Небесное Царство, проложенный Страстями Господа Иисуса Христа. Своей добровольной смертью за правду святой первомученик стал сопричастником нетленной Небесной славы. Явленная же св. Стефаном совершенная любовь к Богу и ближнему, побудившая его простить даже своих палачей, сделала его одним из первейших друзей Божиих. К заступничеству мученика прибегают все те, в ком горит желание также ступить на стезю мученичества и достойно пройти ее до конца. Они ведомы созерцанием сияющего лика первомученика Стефана, свет которого соединяется со светом Вифлеемской звезды.

Мощи его, погребенные благочестивыми людьми, были обретены в 415 г. в Кафаргамале священником Лукианом, которому было видение, а затем перенесены в Иерусалим. Там они упокоились в церкви, построенной в честь святого императрицей Евдокией, супругой Феодосия Младшего [13 авг.]. Впоследствии драгоценная святыня была перенесена в Константинополь, а частицы мощей св. первомученика Стефана быстро разошлись по всему христианскому миру731.

Память преподобного Феодора Начертанного, исповедника732

Прп. Феодор родился в 775 г. в Иерусалиме. Вместе с братом Феофаном он был отправлен в монастырь Святого Саввы Освященного, где получил как превосходное образование в светских науках, так и наставления в духовных добродетелях под началом прп. Михаила Синкелла [18 дек.]. Наделенный редким умом, Феодор весьма преуспевал в делах подвижничества и в богосозерцании. И Феодор, и его брат приняли монашеский постриг и были рукоположены в пресвитеров в 811 г. Вместе с духовным отцом они отправились в Константинополь и Рим, где должны были выступать в защиту веры, а также просить о помощи для Иерусалимской Церкви, разоренной арабами.

Прибыв в столицу Византии, они остановились в монастыре Хора, где обыкновенно жили монахи, прибывавшие из Палестины. Иерусалимские посланцы показали себя ревностными защитниками Православия во время иконоборческих гонений императора Льва V Армянина. За это их заточили в крепость на берегу Босфора, где они пробыли вплоть до смерти правителя.

Воспользовавшись некоторым затишьем, наступившим при Михаиле II, Феодор и его брат вернулись к обычной монашеской жизни и занялись литературными трудами в стенах Сосфенийского монастыря Святого Михаила, что на европейском берегу Босфора.

Там св. Феодор написал труд, вобравший в себя изречения из Священного Писания и отцов Церкви относительно почитания святых икон.

С возобновлением гонений при императоре Феофиле братья были вновь схвачены в 834 г., подвергнуты побоям и поруганию и сосланы на о. Афусия в Мраморном море. Двумя годами позднее их вновь доставили в столицу. Продержав шесть дней в тюрьме Претория, исповедников привели в императорский дворец, где они предстали перед Феофилом в зале, называвшемся Хрисотриклиний (14 ил. 836). Спокойным и тихим голосом, исполненным, однако же, силы Святого Духа, прп. Феодор доказал императору, что почитание иконописных образов Христа и святых не противоречит ветхозаветным заповедям и является не идолопоклонством, но, напротив, исповеданием Воплощения Господа Иисуса Христа, основанном на несомненном Предании Церкви733. Придя в ярость от таких слов, Феофил предал исповедников в руки палачей, приказав бичевать их безо всякой жалости, а затем выжечь на их челе железом двенадцать ямбических стихов, содержащих выдвинутые против них обвинения. Прежде чем привести приговор в исполнение в тюрьме Претория, правитель предложил им только один раз причаститься вместе со сторонниками императора-иконоборца и в награду за это получить свободу. На это св. Феодор отвечал: «Это все равно как если бы ты предложил мне только раз лишиться головы, а затем спокойно идти, куда пожелаю!» Во время жестокой пытки святой исповедник нашел в себе силы сказать тирану, что лицо, которое он велел заклеймить, есть лик Христов, образ Которого носят на себе истинные рабы Божии. Воин Христов возблагодарил императора за то, что через мучения им открылись врата рая и вечной жизни в сонме мучеников и исповедников Христовых.

Проведя некоторое время в ссылке в окрестностях Константинополя, братья были затем высланы в Апамею Вифинскую734. Там прп. Феодор отошел ко Господу, изнуренный многими подвигами и лишениями, 27 декабря 841 г.735

Невзирая на императорское повеление оставлять тела исповедников без погребения, прп. Феофан предал останки брата земле. При погребении присутствовало множество верующих, пришедших, несмотря на грозившую им опасность, воздать почести святому исповеднику под звуки песнопений, написанных по этому случаю прп. Феофаном736. С прекращением иконоборческих гонений мощи прп. Феодора были перенесены в Халкидон и положены в монастыре, основанном императором Михаилом во имя святого исповедника.

* * *

730

Слово «диакон» происходит от греческого глагола διακονείν, что значит «служить»: не в смысле службы вышестоящему лицу, но как подражание Христу, добровольно ставшему слугой всех в своем воплощении (см.: Лк 22, 27; Ин 13, 14). Христианское служение является выражением братской любви, которая есть совокупность совершенства (Кол 3,14).

731

Обретение мощей св. Стефана (413) празднуется 15 сентября, а их перенесение в Иерусалим и затем в Константинополь – 2 августа.

732

Брата св. Феофана Начертанного, песнописца, исповедника. См. также жизнеописание обоих братьев в статье о св. Феофане [11 окт.], а также об их отце, прп. Ионе Савваите [22 сен.], и о прп. Михаиле Синкелле [18 дек.].

733

Св. Феодор подробно изложил все обстоятельства этого разговора с императором и перенесенных ими истязаний в письме к еп. Иоанну Кизическому. Оно дошло до нас в составе «Жития» святого, составленного прп. Симеоном Метафрастом (см.: PG 116,672 sq.).

734

Ныне Муданья в Турции.

735

Существует другое предание, отраженное в «Житии прп. Михаила Синкелла» и некоторых хрониках, согласно которому прп. Феодор умер уже после восстановления Православия, 27 декабря 844 г.

736

В качестве погребального гимна тогда исполнялся тот самый бого-служебный канон в честь св. Феодора, который содержится ныне в Минеях.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle