иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Нифонта, епископа Константианского664

Св. Нифонт жил, приблизительно, в конце III в. – первой половине IV в. Он происходил из гор. Амирополя в Египте. Сын богатого сановника, Нифонт восьмилетним мальчиком был послан учиться в Константинополь. Кроткий, набожный, усердный в учении и в вере, он попал, тем не менее, под влияние дурных знакомств и вскоре погряз в удовольствиях и блуде, что нередко случалось тогда со знатными столичными юношами. Несмотря на угрызения совести и укоры друзей-христиан, которые пытались вернуть его на путь истинный и напомнить о прошлой благочестивой жизни, сила привычки вновь брала верх и возвращала юношу в объятия греха.

Однажды ночью он все же решил встать и помолиться Богу, но внезапно увидел перед своими глазами черное облако, застилавшее весь горизонт. Придя в смятение и не в силах более заснуть, рано утром юноша направился в церковь и с сердечным сокрушением взмолился перед иконой Богородицы. Ему показалось, что в ответ Матерь Божия с нежностью взглянула на него, вселяя в сердце уверенность в том, что не все еще потеряно и двери для покаяния остаются открытыми.

С тех пор всякий раз, когда Нифонт впадал в какое-либо согрешение, он тотчас спешил в церковь и исповедовал грех перед этой иконой. Строгий лик как будто бы смягчался, одаряя его улыбкой и наполняя вновь надеждой.

Чем чаще и привычнее молодой человек приходил в церковь, тем усерднее он вел беспощадную борьбу со страстями, свившими гнездо в его душе и ставшими как бы его второй природой. Средствами борьбы ему служили пост, бдение и постоянное самоукорение. На коварные происки бесов он отвечал презрением и призыванием имени Иисусова. Когда же диавольские искушения становились еще сильнее, Нифонт с силой колотил собственное тело палкой, напоминая себе о страданиях, ждущих его в аду. Проискам лукавых духов он противостоял также и хитростью: время от времени наедался досыта, но тут же вставал и молился долее обычного, смеясь над бесами и показывая им, что он больше уже не их раб и не невольник какого-либо правила, но свободен во Христе и ничто не в силах помешать ему обращаться с молитвой к Господу и Учителю.

Дабы укрепить молодого подвижника, Дух Святой открыл ему однажды ночью во время молитвы, каким еще оружием должен он вооружиться, помимо умерщвления плоти, а именно: смирением, милостыней, самоотвержением и неосуждением никого из людей. Однажды Нифонту явился Ангел и даровал ему в награду за труды новое сердце – сокрушенное и смиренное, как сказал Псалмопевец (см.: Пс 50,19).

С той поры св. Нифонт, ничем не возмущаемый, продолжал восхождение к Небесному Царству, почитая самого себя величайшим из грешников и неустанно повторяя: «Горе мне, грешному!» Когда он, преклонив голову, шел в какую-либо церковь, бесы, преграждавшие ему путь, при одном приближении святого были как бы повергаемы наземь. Св. Нифонт почитал себя недостойным даже праха, который отряхивали с ног входящие в храм. Когда кто-нибудь бросался перед ним на колени, прося благословения, святой мысленно низводил себя в самые глубины ада. «Ставь себя ниже всех людей,– говорил святой,– и тогда ты будешь жить со Христом». По дороге он подавал милостыню каждому бедняку и повторял слова Божественной литургии: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Этими словами святой посвящал Господу все свои добродетели, ибо все его подвиги и молитвы были лишь приготовлением, добровольной жертвой, чистосердечно приносимой в надежде, что Бог примет этот дар, подобно тому, как некогда блудный сын, принесший покаяние, был принят своим отцом (см.: Лк 15,11 и далее).

Упование святого было не напрасным. Однажды, когда св. Нифонт слезно молился о своих грехах, внезапно на него сошел неземной свет и две руки, спустившись с небес, заключили его в объятья. Он услышал глас Господень, повторявший слова отца из притчи о блудном сыне: Приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15,23–24). В тот же миг лицо святого оросилось блаженными слезами, и Ангел Божий излил на него сосуд с тончайшими благовониями – символ сошедшей на святого благодати покаяния.

После этого Господь счел дух Нифонта достаточно укрепленным для великого испытания и позволил сатане применить против святого самое страшное его оружие. Диавол сам явился св. Нифонту в видении, вследствие чего душа святого на четыре года оказалась во власти глубокого помрачения: разум его покрылся непроницаемым мраком, лишив даже возможности молиться, все телесные и душевные способности оказались как бы парализованными в унынии665, при этом бес непрестанно внушал ему отрицать существование Бога.

Пребывая в столь тяжком помрачении, св. Нифонт отчаянно пытался удержаться за якорь веры, укрепляя себя решимостью противиться вражеским наваждениям до самой смерти, невзирая ни на какие, даже самые тяжкие свои грехи. Утром и вечером поднимаясь на молитву, святой с трудом заставлял себя совершить крестное знамение и твердил в ответ искушавшему его бесу простые слова: «Нет, Бог существует!» Дойдя уже до последней степени отчаяния, св. Нифонт получил наконец избавление, узрев явившийся ему сияющий лик Христа. Спаситель окончательно прогнал беса прочь и даровал святому победу.

Тогда Нифонт с ликованием возблагодарил Господа словами Пресвятой Богородицы: И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем (Лк 1, 47). Вскоре Господь удостоил св. Нифонта дара бесстрастия – вершины и венца подвижнических трудов. Он явил Своему слуге эту добродетель в видении: она была подобна престолу Божию, стоящему на вершине огненного столпа, который возвышался посреди моря.

С тех пор вся земная жизнь св. Нифонта была преисполнена благодати и уподоблена ангельской. Самая его плоть и все телесные чувства настолько преображались Духом Святым во время молитвы, что он воспарял над землей и лицо его озарялось неземным светом. Св. Нифонт сделался для жителей Константинополя новым пророком. Его дух посещали чудесные видения и страшные откровения о последнем Суде Божием, об испытаниях, ожидающих души после смерти. Св. Нифонт просвещал множество приходивших к нему людей духоносными наставлениями, обличал наиболее закоренелых грешников, усердно молился об обращении иудеев и язычников и с особенным тщанием возносил молитвенные ходатайства за умирающих.

Всякие почести от людей и мирская слава были для святого ненавистнее любого греха. Когда св. Нифонт в сновидении был извещен о том, что вскоре станет епископом, он в ужасе бежал из Константинополя в египетский гор. Александрию. Однако, желая уклониться от воли Божией, как некогда пророк Иона, он лишь исполнил предначертанное Провидением. Едва сойдя на берег в Александрии, св. Нифонт был немедленно узнан архиепископом св. Александром (313–326), чудесным образом предуведомленным о его прибытии. Пройдя одну за другой все степени священства, св. Нифонт был возведен в сан епископа Константианского. В день рукоположения св. Афанасий Великий, тогда еще диакон, увидел Нифонта, облаченного в светозарные ризы и окруженного сонмом Ангелов.

Через три дня новый епископ в сопровождении духовенства прибыл в свою епархию и был с радостью встречен паствой, восторженно приветствовавшей столь славного архипастыря. Св. Нифонт достойно нес епископское служение, став в один ряд с величайшими святителями Церкви. Он неустанно благовествовал, сея семена веры Христовой, с неизменным терпением увещевал и исправлял во время и не во время (2Тим 4,2), заботясь о спасении души даже наименьшего из вверенных его духовному попечению людей. Когда же он был свободен от службы в храме, тогда навещал вдов и сирот, предлагая им свою помощь, либо удалялся в пустыню, где занимался написанием духовных поучений и толкований на Священное Писание. При этом никогда, наедине ли с самим собой или на людях, святой не прекращал в глубине души тайного собеседования с Господом Иисусом Христом – Пастырем всех пастырей и истинным главой Церкви.

За три дня до кончины св. Нифонту явился Архангел Михаил, возвестивший епископу о времени, когда душа его переселится на Небеса, и обещавший, что вскоре он станет причастником славы Ангелов Божиих. Св. Афанасий, в то время уже патриарх Александрийский, получил во сне откровение и поспешил прибыть к смертному одру почтенного епископа. Побеседовав в последний раз, архипастыри сказали друг другу прочувствованные слова прощания: св. Афанасий просил св. Нифонта помолиться за него пред престолом Божиим, а св. Нифонт обращался к архиепископу с просьбой о неизменном поминовении на Божественной литургии. Затем св. Нифонт вознес последнюю молитву о спасении всего мира. Его лик, несмотря на предсмертную лихорадку, светился радостью. Он увидел Самого Христа, идущего в сопровождении святых апостолов, мучеников и пророков ему навстречу со словами: «Прииди ко Мне, ибо ты облачился в Мое смирение!» В то же мгновение святой предал дух в руки Божии.

* * *

664

Это замечательное «Житие св. Нифонта» отсутствует в обычных Синаксарях. Сам стиль повествования, события которого разворачиваются главным образом в Константинополе, больше напоминает «Житие св. Андрея Юродивого» [28 м.], так что его составление можно датировать временем ок. X в.

665

Акидия (греч.; этому понятию лучше всего соответствует русское слово «уныние») входит в число восьми главных страстей. Это – иссушение и нечувствительность души, сопряженные с затрудненностью молитвы и всякого духовного делания, и чаще всего подобное случается с монахами, в особенности с отшельниками


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle