иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого апостола и евангелиста Луки

Св. Лука родился в Антиохии, вероятно, в языческой семье. С юности он стремился к постижению мудрости и усердно занимался науками и искусствами. Лука путешествовал по миру, чтобы утолить жажду знаний, но в особенности преуспел в медицине и живописи. Помимо греческого, которым он владел превосходно, о чем свидетельствует написанное им Евангелие, он знал также древнееврейский и арамейский языки.

Церковная традиция сообщает, что он был из числа семидесяти учеников, которых Господь Иисус Христос послал по двое проповедовать спасение перед Его приходом в городах и селах673.

В Страстную неделю Лука находился в Иерусалиме и на утро Пасхи шел с Клеопой [30 окт.] в селение Еммаус, опечаленный смертью Учителя. Но его грусть сменилась невыразимой радостью, когда Христос, явившийся им и не узнанный ими, открылся в преломлении хлеба и они увидели, что Учитель воскрес (ср.: Лк 24,35).

После сошествия Святого Духа Лука оставался некоторое время в Иерусалиме с другими апостолами, потом вернулся в Антиохию, где уже находились несколько учеников. Некоторые передают, что, остановившись в самарийском гор. Севастии для проповеди Евангелия, он взял десницу св. Иоанна Предтечи и перевез как бесценное сокровище на свою родину. Именно в Антиохии Лука встретил св. Павла во время его второго миссионерского путешествия674 и оттуда отправился с апостолом в Грецию, чтобы провозглашать благую весть о спасении.

Другое предание675 сообщает, что Лука не знал Господа в земной жизни и встретил св. Павла в беотийском гор. Фивы676, где сам в то время ухаживал за больными. Горячие слова апостола убедили его в истине, которую он столько лет тщетно искал в человеческой мудрости. Тотчас без колебаний оставив все имущество, он отказался от лечения тел, чтобы последовать за Павлом, врачевателем душ.

Апостол, которого Лука сопровождал в миссии от Трои до македонского гор. Филиппы, оставил его в этом городе, чтобы укрепить зарождающуюся церковную общину. Лука остался на несколько лет в Македонии. Когда Павел вновь посетил Филиппы677, он послал Луку в Коринф, чтобы тот получил пожертвования, собранные верующими для бедняков Иерусалима. Вместе апостолы направились в святой град, основывая по пути христианские Церкви.

Когда Павел был арестован и переправлен в Кесарию Палестинскую, Лука не покинул его, последовав за ним до Рима, чтобы предстать перед судом цезаря. Ему пришлось преодолевать препятствия в этом путешествии, о чем сообщает рассказ в конце Деяний апостолов (Деян 27–28).

Именно в Риме Лука, под руководством Павла, составил Евангелие и Деяния апостолов, посвятив книги Феофилу, правителю Ахаии, который незадолго перед этим обратился в христианство678. Добавляя детали, которых нет в первых двух Евангелиях, св. Лука рассказывает о жизни Спасителя, особенно подчеркивая Его милосердие и сострадание по отношению к грешным людям, которых он пришел посетить как Врач душ и телес. Так же и в Деяниях апостолов, рассказав о событиях, которыми было отмечено основание Церкви в Иерусалиме, Лука подчеркивает апостольские подвиги своего учителя, св. Павла, который больше всех других апостолов трудился ради проповеди евангельского слова.

После двух лет тюремного заключения в Риме, Павел был отпущен и тут же возобновил миссионерские путешествия, сопровождаемый верным учеником Лукой. Но вскоре император Нерон начал яростные гонения на христиан в Риме. Рискуя жизнью, св. Павел во второй раз прибыл в столицу, чтобы поддержать верующих. Именно тогда он был схвачен и закован в кандалы, но теперь его положение было гораздо более тяжелым, чем в первый раз. Св. Лука остался неколебимо преданным учителю, тогда как остальные покинули его (см.: 2Тим 4,10). Возможно, он присутствовал при казни Павла, не оставив, однако, письменного свидетельства об этом.

После блаженной кончины Павла апостол Лука двинулся в обратный путь, проповедуя Благую Весть в Италии, Далмации и Македонии. Оттуда он пошел в Ахаию. По преданию, в старости он отправился также в Египет, где проповедовал Евангелие язычникам ценой многочисленных злоключений. Он дошел даже до далеких Фив и назначил св. Авилия вторым епископом Александрии679. По возвращении в Грецию, Лука стал епископом гор. Фивы в Беотии. Он рукополагал священников и диаконов, основывал церкви, исцелял молитвой больных душой и телом.

Именно там, в возрасте восьмидесяти четырех лет, он был схвачен безбожниками. С него заживо сняли кожу, и, по свидетельствам, он умер, подвешенный на оливковом дереве680. Множество чудес совершилось впоследствии при его гробе, источавшем миро. Оно исцеляло всех, приходящих с верой, в особенности больных глазами.

Много лет спустя, 3 марта 357 г., император Констанций II, сын равноап. Константина Великого, послал наместника Египта св. Артемия [20 окт.] в Фивы, дабы тот перенес мощи Луки в церковь Святых Апостолов в Константинополе. Святыню положили рядом с мощами свв. апостолов Андрея и Тимофея.

Церковная традиция сообщает также, что св. Лука был первым иконописцем и запечатлел при жизни Пресвятую Богородицу. Матерь Божия приняла свой образ с радостью и сказала: «Да пребудет на ней милость Того, Которого Я родила!» Впоследствии Лука создал и другие иконы Девы Марии и апостолов и передал Церкви святую и благочестивую традицию почитать иконы Христа и святых. Именно поэтому он почитается как покровитель иконописцев.

* * *

673

Эта традиция, вероятно, основана на том факте, что Лука единственный из евангелистов упомянул о призвании семидесяти учеников.

674

Конец 50 г.

675

Эта точка зрения высказывается в «Константинопольском Синаксаре», тогда как предыдущая была записана св. Симеоном Метафрастом вслед за некоторыми античными авторами (Оригеном, Климентом Александрийским, Евсевием Кесарийским).

676

В правление Клавдия до 42 г.

677

Во время третьего путешествия 58 г.

678

Согласно другим авторам, он составил их в Иерусалиме. Пролог Евангелия от Луки, возможно, подтверждает, что он сам не был непосредственным свидетелем жизни Господа, поскольку он пишет: Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать... (Лк 1,2–3). По примеру современных ему комментаторов, св. Лука пользовался повествованиями свв. Матфея и Марка, но прибавлял к этому данные, не известные другим евангелистам (например, о детстве Спасителя).

679

Это предание не упоминается св. Симеоном Метафрастом.

680

О его мученической смерти рассказывают древние авторы (в том числе Григорий Богослов), из них только Никифор Каллист (XIV в.) сообщает о распятии на кресте. Согласно другим (Илие Критскому, Никифору Григоре), святой апостол почил в мире.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle