иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Мелетия, патриарха Александрийского621

Св. Мелетий (Пигас) родился в 1549 г. в Кандаке622 на Крите. Еще в раннем возрасте у него проявились блестящие способности к учебе. После того как он прошел обучение у Мелетия Властоса, родители отправили сына в Венецию, а затем в Падуанский университет. Там ему предложили многообещающую карьеру профессора богословия, но он отказался, чтобы не принимать решений Флорентийского Собора623. Возвратившись на родину, Мелетий избрал монашескую жизнь в Ангарафском монастыре. Он был усерден в молитве и проявлял послушание во всех делах жизни общины. Вскоре по просьбе соотечественников Мелетий взял на себя руководство греческой школой в Кандаке. Не довольствуясь преподаванием, он через проповедь внушал ученикам и местным жителям пламенную преданность православной вере, оказавшейся под угрозой со стороны захватчиков-латинян.

Через некоторое время игумен Ангарафской обители Сильвестр был возведен в сан патриарха Александрийского. Вместо него в 1569 г. настоятелем избрали Мелетия. Его ревность в деле защиты Православия вскоре вызвала ненависть у католического духовенства, которое добилось удаления святого.

Покинув Крит, Мелетий отправился в монастырь на Синае и мирно подвизался там некоторое время. Когда же в Иерусалиме должны были избирать нового патриарха, в святой град прибыл патриарх Сильвестр. Он убедил Мелетия помочь ему управлять Александрийской Церковью в качестве протосинкелла и эпитропа. Среди христиан тогда преобладали разочарование и упадок духа, поскольку Церковь была извне угнетена турками, а изнутри испорчена недостойными клириками. Несмотря на это, св. Мелетий начал трудиться, главным образом посредством проповеди, над утверждением паствы в вере и в принципах христианской морали. Он также старался привлечь к Православию коптов, не подчинявшихся решениям Халкидонского Собора, но безуспешно. Мелетий возродил монашескую жизнь, учредив образцовую общину в обители Святого Саввы в Александрии, и основал там духовную школу.

Вначале открытый сближению Церквей с целью объединения, он столкнулся с прозелитизмом латинян, которые открывали школы и благотворительные учреждения, чтобы привлечь страждущих православных. Тогда Мелетий начал писать богословские трактаты против догматических отклонений католиков, таких как «филиокве» и примат папы, и против их попыток навязать григорианский календарь. Он поддерживал более дружеские отношения с протестантами (реформатами), не делая, однако, никаких уступок в вопросах вероучения, вел с богословами Тюбингена богословскую переписку, позволявшую надеяться на сближение.

В 1582 г. св. Мелетий отправился в Каир, где успешно потрудился над восстановлением церковной жизни. По прошествии двух лет он был приглашен на Русь, чтобы взять на себя перевод Деяний Флорентийского Собора. Сделав остановку в Константинополе, он задержался там на некоторое время, потому что его умоляли остаться, дабы укрепить христиан проповедью. Мелетий трудился над созиданием Церкви в Константинополе четыре года (1584–1587) и стал свидетелем того, как турки отобрали у православных патриаршую церковь Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной). Несмотря на огромные трудности, ему удалось воспрепятствовать прозелитизму иезуитов и возвратить из ссылки патриарха Иеремию.

Задуманная миссия на Русь вновь встретила препятствия, так как Мелетий был вызван на Родос тяжело больным патриархом Сильвестром. Предстоятель предложил Мелетию занять вместо него престол апостола Марка. Отказываясь из смирения, святой в конце концов согласился возвратиться в Египет как экзарх, со всеми полномочиями патриарха. После смерти Сильвестра, несмотря на сопротивление самого Мелетия, его возвели в сан патриарха Александрийского 5 августа 1590 г. Весь народ приветствовал пастыря доброго, готового отдать жизнь за своих агнцев.

Первым делом новый патриарх приложил все усилия, чтобы освободить Церковь от долгов иудеям и туркам, и сумел получить от султана постановление, препятствующее наложению ареста на церковное имущество. Деятельность святителя не ограничивалась Александрийской Церковью, но распространялась на весь православный мир. В 1593 г. он вновь отправился в Константинополь, чтобы присутствовать на Соборе, утвердившем создание Московского Патриархата, и сыграл заметную роль в восстановлении канонического порядка. Оттуда он направился на Хиос, где блестяще защищал Православие. Едва успев возвратиться в Александрию, св. Мелетий был срочно вызван в Константинополь для разрешения некоторых канонических и пастырских вопросов. Он даже думал предпринять путешествие в Россию и Польшу, чтобы бороться против иезуитов и униатства. Но будучи не в силах этого сделать из-за обязанностей патриарха, он послал туда своего двоюродного брата Кирилла Лукариса624 и направил письма Церквам этих государств, воодушевляя основывать школы и типографии, чтобы противостоять прозелитизму латинян.

Подобно свт. Василию и великим исповедникам прошлого, Мелетий заботился о всех Церквах, которые в то время подвергались многочисленным испытаниям. Своими деяниями он снискал такое уважение людей, что после смерти патриарха Иеремии его сочли единственным достойным кандидатом на константинопольский престол (1596). Свт. Мелетий вновь смиренно отклонил это предложение, а христиане Египта объявили, что ни в коем случае не позволят лишить их пастыря. Поскольку новоизбранный патриарх Гавриил скончался в скором времени, митрополит Афинский Феофан временно занял его место и даже стал патриархом, но и он скончался спустя два месяца (1597). В ответ на требования перебраться в Константинополь Мелетий согласился управлять этой Церковью лишь в качестве местоблюстителя, надеясь, что в результате будет избран один из двух его друзей и соратников: Гавриил Севир или Максим Маргуний625.

За два года, что он исполнял эти обязанности (1597–1598), св. Мелетий сумел улучшить экономическое положение Церкви и обеспечить разумное управление ею. Он выказал такое же усердие в борьбе с симонией среди духовенства и восстановил христианские нравы, продолжая бороться за защиту Православия. Завершив труды и желая возвратиться в Александрию, святитель проехал через Хиос ради последней битвы с латинянами. Больной и утомленный многими тяжелыми трудами ради защиты Церкви, свт. Мелетий отошел ко Господу в возрасте всего лишь пятидесяти двух лет, 13 сентября 1601 г.626

Свт. Мелетий явился достойным наследником великих исповедников эпохи святых отцов. Он прославился постоянством в истинной вере и усердием в поддержании церковной жизни в период мрачного порабощения. Свт. Мелетий Пигас считается самым блистательным греческим патриархом эпохи турецкого завоевания627.

* * *

621

Его почитание было признано Александрийским Патриархатом в сентябре 2002 г., вместе со св. Иоакимом [17 сен.] и св. Герасимом (Палладасом) [15 ян.].

622

Совр. Ираклион.

623

См. память свт. Марка Ефесского [19 ян].

624

Он стал преемником Мелетия на патриаршем престоле Александрии и впоследствии патриархом Константинопольским (1572–1638).

625

Мелетий часто исправлял его униатские склонности. См.: D. Stiernon. Maxime Margounios / Diet. Spir. 10,329–385.

626

Его память была перенесена на 13 октября из-за совпадения с праздником Обновления храма Воскресения в Иерусалиме.

627

Обильная переписка св. Мелетия, частично изданная, свидетельствует о масштабе его духовной деятельности.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle