иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Житие преп. Филофея Коккина

Защитник исихазма свт. Филофей Коккин, патриарх Константинопольский. День памяти – 24 октября. Он получил блестящее образование у знаменитейше­го византийского учителя того времени Фомы Магистра († 1347), которому служил поваром, чтобы оплачивать свои уроки. Филофей обнаружил большие способности как к богословским рассуждениям, так и к ораторскому искусству. Святой Филофей родился в Фессалонике ок. 1300 г. Его мать была еврейка по происхождению, принявшая христианст­во. Он получил блестящее образование у знаменитейше­го византийского учителя того времени Фомы Магистра (†1347), которому служил поваром, чтобы оплачивать свои уроки. Филофей обнаружил большие способности как к богословским рассуждениям, так и к ораторскому искусству.Отказавшись от многообещающей карьеры, Филофей оставил мир, чтобы вести ангельскую жизнь, сначала на горе Синай592, затем в Великой Лавре на Афоне. Он принял монашеский постриг в монастыре Ватопед (1328), где его ду­ховным наставником стал преподобный Савва [память 5 октября]. Именно в эти годы святитель Григорий Палама [память 14 ноября] доблестно защищал исихазм и православное учение о нетварной благодати. Филофей стал одним из его ревностных учеников и обосновался в Великой Лавре (1331), где познакомился с преподобным Германом, житие которого позднее составил593. Святой Филофей подписал вместе с девятнадцатью другими наиболее выдающимися афонитами знаменитый «Святогорский Томос», составленный святителем Григорием Паламой в 1341 г. В этом манифесте монахи Афона ясно и самым недвусмысленным образом изложили учение о действительном различии между непричаствуемой сущностью Бога и Его энергиями, причаствуемыми и обоживающими, которые делают святых общниками Божественного Света. Именно этот Свет ощутимо воссиял перед тремя апостолами на горе Фавор в день Преображения Господня.На Афоне Филофей принял рукоположение в пресвите­ра. Затем он некоторое время был игуменом монастыря Филокалла в Фессалонике (1340–1342), а потом был призван на Святую Гору управлять Великой Лаврой (1344–1347).В благодарность за поддержку исихазма патриарх Исидор нарек его митрополитом Ираклии Фракийской (1347). Тем не менее Филофей не покинул Константинополь, чтобы иметь возможность продолжать там догматическую борьбу. Поэтому он присутствовал на исихастском Соборе 1351 г. и составил его Деяния. В его отсутствие Ираклия пала жертвой вражды между генуэзцами и венецианцами, и лишь благодаря вмешательству Филофея удалось освободить множество горожан, взятых в плен генуэзцами.В 1354 г., когда к власти пришел Матфей Кантакузин, сын Иоанна Кантакузина, святой патриарх Каллист І [память 20 июня] был смещен. За мудрость и приверженность Православию его преемником избрали Филофея. Однако через год, после восшествия на престол Иоанна V Палеолога и отречения Иоанна VI Кантакузина, Филофей уступил патриарший престол Каллисту, а сам удалился в обитель Святого Фоки и затем в монастырь Акаталипта (Непостижимого). В этот период он написал богословские сочинения, опро­вергавшие нового врага исихастов – философа Никифо­ра Григору. Десятью годами позже, по смерти Каллиста I (1364), Филофея просили вновь занять патриарший престол Кон­стантинополя, на что он ответил согласием. Его второе патриаршество ознаменовалось восстановлением юрисдикции Константинополя над Сербской Церковью, прежде нахо­дившейся с ней в расколе (1375). Патриарх Филофей имел также живейшее желание прекратить раскол с Римской Церковью и достигнуть объединения: он руководствовался не дипломатическими соображениями, как император Иоанн V, который оставил православную веру, чтобы при­нять латинство, но подлинной любовью к истине. Св. Фи­лофей начал переговоры по поводу созыва Вселенского Собора, но они ни к чему не привели из-за противодействия папы Урбана V (1362–1370).В этот период Филофей в многочисленных сочинени­ях развил богословие нетварных энергий и победоносно противостоял богословам-гуманистам Прохору и Димит­рию Кидонисам, которые обнаружили в трудах запад­ных схоластов натурфилософию, позволившую им излить свою любовь к классической древности. Святой Филофей составил житие и службу святителю Григорию Паламе, и участие патриарха имело решающее значение для канонизации святого (1368). Плодовитый писатель, заботившийся о назидании народа Божия, Филофей опубликовал замечатель­ные жития святых, позволившие распространять в народе исихастскую духовность, и упорядочил современные ему богослужебные чины, которые остаются в употреблении вплоть до наших дней594.Патриарх Филофей предвидел, какую роль предопреде­лено сыграть Русской Церкви в защите наследия христианской империи, находящейся под угрозой. Поэтому он отправил в Россию своего ученика, святителя Киприана [память 16 сентября]. Святой также вел переписку с преподобным Сергием Радонежским [память 25 сентября], которому посоветовал ввести в его монастыре общежительный устав.В 1376 г. власть перешла в руки Андроника IV Палеолога. Тогда святого патриарха вновь сместили и отправили в ссылку. Он был изнурен плохим обращением и долгой болезнью, и в 1379 г.595 его душа отошла ко Господу.

* * *

592

Возможно, он последовал за сподвижниками прп. Григория Синаита (пам. 27 ноября), покинувшими Афон, чтобы скрыться от пиратских набегов (1326).

593

Преподобный Герман (1254–1338). Память его – 11/24 октября (Греч.).

594

Типикон святого Саввы, используемый в наши дни при совершении служб как в монастырях, так и на приходах, на деле является результатом долгого развития, нашедшего свое завершение в «Диатаксисе» свт. Филофея.

595

Согласно свт. Киприану Киевскому, он скончался скорее в 1377–1378 гг., после годичного заключения в монастыре. В некоторых обителях начиная с 1380 г. свт. Филофея стали почитать во святых: так он изображен среди святителей на фресках Ресавского монастыря в Сербии (1400–1420), но память его не была внесена в Синаксари. Некоторые афонские рукописи XIX в. (например, Святого Павла № 26) помещают его поминовение на пятое воскресенье Великого поста, вместе со святителем Марком Ефесским и преподобным Симеоном Новым Богословом, но этот обычай не получил распространения.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle