иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святых мучеников Сергия и Вакха

Эти святые жили в Риме на рубеже III–IV вв., в правление императора Максимиана Галерия528. Правитель доверил Сергию и Вакху, несмотря на их юный возраст, высокие посты в Гвардии Благородных529. Сергий был в ней начальником, а Вакх – командиром второго ранга. Заметив, в какой милости они были у императора, некоторые вельможи донесли Максимиану, что эти военачальники – христиане530. Первое время император не придавал значения подобным обвинениям, но затем начал сомневаться, что его подданные являются приверженцами государственной религии. Он решил устроить большую церемонию с жертвоприношениями, посвященными Зевсу, чтобы увидеть, примут ли в ней участие Сергий и Вакх. Молодые офицеры не присутствовали на ней: они оставались за стенами храма, молясь истинному Богу.

Расценив этот поступок как мятеж, разгневанный император приказал святым явиться и спросил, в чем причина их неповиновения. Сергий и Вакх ответили: «Мы должны служить тебе как верные слуги лишь в твоей земной армии, о император. Но ни железо, ни огонь никогда не смогут принудить нас к тому, чтобы отказаться от единственного истинного Бога ради поклонения культу бездушных божеств. Ибо нет для нас ничего более радостного, чем пострадать за веру». Максимиан приказал прилюдно сорвать с них знаки воинского достоинства, нарядить в женские одежды, надеть тяжелые железные обручи на шеи и, выставив мучеников на публичное осмеяние, водить по улицам.

После второго допроса император приказал вести их из крепости в крепость, вплоть до гор. Варвалисса на Евфрате531, где находился правитель диоцеза Востока Антиох. Этот человек отличался особой жестокостью, но был обязан своим назначением ходатайству святых. Он сперва пытался убедить их уступить воле императора. Но святые юноши, ободренные ночью Ангелом, который явился им в темнице, не уступили ни лести, ни угрозам.

Тогда Сергия заперли в темнице, в то время как Вакха подвергли пытке. Его столь жестоко бичевали воловьими жилами, что душа мученика отлетела к Богу и в радости присоединилась к воинству Ангелов и святых.

На следующий день привели Сергия, который печалился лишь о том, что остается в этом суетном мире, когда его друг уже наслаждается блаженством. Антиох тщетно пытался заставить святого отречься, напоминая о былой славе и угрожая еще более жестокими муками. Затем велел надеть на Сергия обувь, утыканную внутри гвоздями, и заставил бежать перед своей колесницей более пятнадцати километров до крепости Тетрапиргия532.

Радость приобщения к Страстям Господним вознесла мученика над страданием. Юноша бежал с весельем и пел псалмы. Ночью Ангел явился исцелить его раны – и наутро Сергий предстал перед правителем бодрым и готовым к новым испытаниям. Прибыв в следующее место, Русафу533, Антиох отдал приказ обезглавить мученика. Подходя к месту казни, святой попросил палачей дать ему еще несколько мгновений. В последние минуты земной жизни он вознес к Богу горячие молитвы за своих гонителей. Затем св. Сергий сам склонил голову под меч и присоединился к Вакху в Царстве Небесном.

Жители местечка Сура, где принял мученический венец Вакх, хотели втайне похитить тело Сергия. Однако их желание оказалось противным воле святого: великий пламень вырвался из его гроба и воспрепятствовал им. Тогда христиане Русафы изгнали похитителей и поместили святые мощи в безопасное место. Впоследствии на могиле св. Сергия построили церковь, и она стала одной из наиболее почитаемых святынь на всем Востоке, даже само селение стало называться Сергиополь. Частицы мощей святых мучеников Сергия и Вакха распространились по всему христианского миру534.

* * *

528

Речь, возможно, идет не о Максимиане Геркулии, юрисдикция которого не распространялась на восточную часть империи, но, скорее, о Максимиане Галерии (293–311), который, прежде чем начать большую кампанию против персов (ок. 297), стал очищать свою армию от христиан. Не исключено, что оба святых были римского происхождения, но все их мученичество разворачивается на Востоке.

529

Схолы, т.е. гвардейские части, были элитными корпусами, созданными Диоклетианом и специально прикрепленными к персоне императора. Они также служили корпусом, формировавшим офицерский состав. Впоследствии они превратились в императорскую гвардию и парадные корпуса.

530

Здесь мы следуем их древнему «Мученичеству», которое было несколько изменено в версии св. Симеона Метафраста.

531

Валис, в 100 км от Халеба (Алеппо). Согласно другим свидетельствам, речь шла скорее об Арависсе (совр. Афчим) в Каппадокии.

532

Совр. Ксейрас-Селе.

533

В 200 км к западу от Халеба.

534

Последние археологические раскопки позволили обнаружить развалины трех больших церквей в местечке Русафа, которое получило имя Сергиополь в VI в. и оставалось очень посещаемым даже во времена господства мусульман. Оно было разрушено во время монгольского вторжения в XIII в. См.: Key Fowden Е. The Barbarian Plain. Saint Sergius between Rome and Iran (The Transformation of the Classical Heritage. 28). Berkeley, Univ. of California Press, 1999. Глава св. Сергия почитается в обители Симонопетра, глава св. Вакха – в обители Ватопед, на Святой Горе Афон.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle