иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого великомученика Дионисия, епископа Александрийского, и его учеников Фавста, Гаия, Евсевия и Херимона

Св. Дионисий жил в III в. Он учился у Оригена и в 231 г. стал преемником Иракла во главе знаменитого огласительного училища в Александрии. В этом же городе его рукоположили в пресвитера, а в 248 г. избрали епископом египетской митрополии.

Некоторое время спустя разразились гонения против христиан Александрии, а вслед за ними последовали эпидемия и гражданская война. Епископ укрылся и из уединения в письмах вдохновлял христиан твердо стоять в вере и надежде. В декабре 249 г. новый император Деций издал эдикт, повелевающий всем гражданам приносить жертвы богам империи. Тогда Дионисий покинул город и отправился в Мареотиду, а затем в Ливийскую пустыню.

Как только волна гонений спала, он вернулся в Александрию и принялся восстанавливать жизнь Церкви, ведя себя рассудительно по отношению к тем, кто проявил слабость перед угрозой преследований и желал раскаяться. Силой слова он повел борьбу с языческими заблуждениями и движением милленариев, которые искажали Святое Писание. Епископ Дионисий открыто проповедовал веру в Святую Троицу и выступал против ереси Новациана, который из Рима распространил раскол по многочисленным Церквам. Епископ Дионисий стремился утвердить единую Церковь в милосердии и любви к ближнему, а также служил посредником между папой Римским Стефаном и епископом Карфагенским свт. Киприаном [16 сен.] в споре о крещении еретиков.

В правление Валериана (257–258) префектом Александрии стал Емилиан. Незамедлительно он привел к себе на суд св. Дионисия, его учеников и верующих, прибывших из Рима. Емилиан старался принудить их к отречению от Христа506. Поскольку они отказались принести жертвы мнимым богам язычников, утверждая, что должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5, 29), префект отправил их в изгнание в деревню, называемую Кефро, на краю Ливийской пустыни. Исповедникам запретили всякие собрания, обсуждения и общение между собой и с другими христианами.

Хотя епископ был болен, его принудили безотлагательно отправиться в путь. Прибыв на место изгнания, проповедники терпели преследования и страдали от всякого рода неприязненного отношения к себе. Но Господь даровал им великое утешение: из Александрии и деревень приехало множество братий. Бог отверз им дверь для слова (Кол 4, 3), и многие язычники тех краев поспешили последовать учению святого епископа, так что изгнание Дионисия приняло миссионерский характер. Узнав об этом, Емилиан переправил их в земли Мареотиды, опустошаемые грабителями и убийцами, и поселил в отдаленных деревнях, где они претерпели многие злоключения.

Вновь попав под волну преследований, исповедники были сосланы в засушливое и опасное для здоровья место, где пробыли более двенадцати лет. Именно там, окончив добрый подвиг и сохранив веру (ср.: 2Тим 4,7), великий Дионисий отошел на Небеса (264 г.). В одно время с ним почил и Гаий. Диаконы Евсевий и Фавст507 и пресвитер Максим вернулись из изгнания и провели оставшуюся часть жизни, посещая исповедников веры и почитая мощи святых мучеников. Впоследствии Фавст принял мученическую кончину при Диоклетиане. Евсевий стал епископом Лаодикии, а Максим унаследовал от Дионисия епископский престол Александрии (265–282).

Память святой мученицы Мамелхвы Персидской

Персиянка по происхождению, св. Мамелхва жила, по некоторым данным, в первой половине IV столетия и была жрицей в святилище Артемиды. Однажды ночью она увидела во сне Ангела, который рассказал ей о христианских таинствах. Проснувшись в священном трепете, она рассказала о видении своей сестре, которая была христианкой. Та привела Мамелхву к епископу города, который, сперва расспросив, крестил ее.

Язычники, узнав, что жрица их идола избрала христианскую веру, в неистовстве набросились на святую. Так Мамелхву, еще облаченную в белое одеяние новопросвещенных, побили камнями до смерти. Они бросили ее тело в глубокий ров, но христианам удалось извлечь его.

Через некоторое время епископ города получил от правителя персов позволение разрушить храм Артемиды и возвести на его месте церковь в честь св. Мамелхвы и перенести туда ее честные мощи.

* * *

506

Об этих событиях сообщает св. Дионисий в своих «Посланиях», переданных Евсевием Кесарийским в «Церковной Истории» (VII, 11/SC41,179sv.)

507

Его поминают также 6 сентября [см. 6 сент. прим. к памяти мучеников Александрийских].


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle