5 октября
Память преподобного Григория Хандзтийского508
Св. Григорий жил на рубеже VIII-IX вв. Будучи благородного происхождения, он был усыновлен своей теткой, супругой князя Картли Нерсеса (770–780), в то время как последний находился в Багдаде в плену у арабов. Григорий был принят ко двору и удивлял близких не только способностями к изучению Священного Писания, философии и иностранных языков, но в особенности благочестием. Посвященный Богу с самого рождения, он поистине жил как монах, в посте и молитве, избегая всякого мирского искушения. Под давлением князей он принял духовный сан, но, узнав, что его собираются поставить епископом, бежал с четырьмя знатными друзьями в Южную Грузию.
Они остановились в скромном и бедном монастыре Опиза. Там сподвижники провели два года в послушании, умерщвляя плоть. Григорий часто навещал отшельников, живших в окрестных горах, и старался подражать их добродетелям. Одному старому отшельнику из области Хандзта, на юго-востоке страны, было видение, из которого он узнал, что к нему придет человек Божий и отстроит в Хандзте монастырь. Благоухание его молитв, как добрый ладан, вознесется пред Богом. Тогда Григорий получил от игумена позволение отправиться туда и основать вместе с товарищами монастырь.
Прибыв в те края, они установили крест и тотчас начали строительство деревянной церкви и отдельных келий для братий вокруг нее. Несмотря на усердный труд, главным в их деятельности оставалась молитва и восхваление Бога. Так Григорий стал избранным сосудом благодати и слава о его добродетелях привлекала в те места великое множество верующих из всех областей Грузии. Он принимал в общину лишь тех, кто был скромен, послушен, готов с усердием трудиться для обретения добродетелей и предать себя мученичеству послушания. Братия жили в большой строгости, во всем подражая Григорию, своему отцу во Христе.
Правитель области по имени Гавриил, человек благочестивый и богобоязненный, пригласил Григория к себе в жилище и попросил благословить своих детей. Он стал ревностным защитником монастыря, построил на свои средства каменную церковь и хвалил добродетели человека Божия перед князем Ашотом Куропалатом (780–826) [27 ян.]. Князь, под покровительством византийского императора, развернул широкое сопротивление мусульманскому игу в юго-восточной части Грузии. Он призвал Григория ко двору и оказал великие почести, при этом щедро одарил богатыми приношениями его обитель, которая стала духовным центром страны.
Когда большая часть строительных работ была успешно завершена, святой предпринял паломничество в Константинополь, откуда привез многочисленные святыни, иконы и драгоценную утварь. Он также составил Типикон для своего монастыря и зависимых от него обителей, взяв за основу Типикон Лавры Святого Саввы. Князья боялись упреков преподобного и доверяли ему сыновей, чтобы посвятить их Богу. Многие из учеников св. Григория стали епископами, в том числе Ефрем, епископ Ацкурский и первосвятитель Самцхе, и Арсений Великий [25 сен.], ставший католикосом Грузии благодаря поддержке Григория. Однажды преемник Ашота, посещая Хандзтийский монастырь, воскликнул: «Мы забываем, что находимся на земле, и верим, что мы на Небе со святыми!»
С годами прп. Григорий оказался во главе двенадцати монастырей той области, которую стали называть Грузинским Синаем. Он назначил игуменов для этих обителей, наблюдая за их управлением. При этом он не переставал быть духовным отцом для монахов и ради них составлял комментарии на священные книги и учение Церкви, пользуясь своей исключительной памятью. Повторяющиеся предложения стать епископом он отклонял, говоря: «В храмах пустыни также пребывает благодать Божия, и по своему достоинству они не уступают тем, которые в миру!»
Однажды нечестивый епископ, которого святой осудил, нанял лучника, чтобы устроить засаду на пути к монастырю. Когда Григорий показался на дороге, лучник увидел, как над игуменом вознесся столп света, достигающий неба, а над головой появился крест, сияющий, словно радуга. В ужасе он бросил оружие и пал к ногам святого, который даровал ему прощение. Епископ, узнав, что его замысел не осуществился, пришел в ярость и попытался разрушить монастырь, но был наказан Богом и умер самым плачевным образом.
Укрепляемый могуществом Христа, Григорий дожил до ста двух лет без всяких недугов. Пламенно желая встречи с Господом, он раздал всем насельникам своих обителей восковые свечи и указал день, в который они должны будут зажечь их в его память.
Пятого октября 861 г., когда Григорий давал последние наставления ученикам, он внезапно просиял неописуемым светом и его окружили Ангелы. После того как прп. Григорий осенил крестным знамением монастырь, душа его вознеслась на Небо, и некий голос возвестил: «Блажен будь среди наследников славы и вечных радостей!».
* * *
«Житие св. Григория», составленное Георгием Мерчуле, монахом монастыря, основанного св. Григорием, считается одним из самых замечательных произведений грузинской агиографической литературы. См. рус. пер.: Преподобный Гиорги Мерчулэ. Житие святого Григола Хандзтели / Пер. с древнегруз. прот. Иоанна Зетеишвили. М., 2008.