иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского307

Св. Димитрий родился в 1651 г. в Макарове, в сорока трех километрах от Киева, и в крещении получил имя Даниил. Его отец, Савва Туптало, состоял на военной службе и часто отсутствовал, поэтому воспитанием в основном занималась мать. Она привила сыну начатки святых добродетелей.

В одиннадцать лет он поступил в Киевскую братскую школу, преобразованную митрополитом Петром Могилой. Ректор школы был блестящим проповедником и ревностным защитником Православия. Именно благодаря ему будущий святитель смог развить выдающийся дар слова и укрепиться в желании просвещать народ.

Несколькими годами позже, в семнадцать лет, он поступил в Кирилловский монастырь и при постриге получил имя Димитрий. Молодой монах с примерным послушанием служил в монастыре, но одновременно продолжал научные занятия и начал писать. Двадцать третьего мая 1675 г. он был посвящен в сан иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем), который поставил его проповедником в Черниговском соборе. Св. Димитрий провел некоторое время в Литве, потом вернулся в Малороссию. Его приглашали управлять различными монастырями, но это противоречило его собственному желанию вести подвижническую жизнь в уединении. Дважды он пытался отказаться, но тщетно. Друзьям, в числе которых был будущий свт. Феодосий Черниговский [5 фев.], удалось его переубедить.

В то время вследствие татарских набегов, а также литовских и польских разорений в Малороссии были уничтожены и утрачены многие духовные книги, в том числе жизнеописания святых. Варлаам (Ясинский), архимандрит Киево-Печерской лавры, искал человека, который мог бы осуществить огромный труд по составлению житий святых308. Он обратился к св. Димитрию, который уже был известен усердием и талантом в сочинении душеполезных книг. Смиренный подвижник устрашился тяжести возлагаемого на него труда и старался отклонить его от себя. Но еще более страшась греха непослушания и хорошо сознавая нужды Церкви, он предпочел покориться настоятельным требованиям священноначалия и поселился в Киево-Печерской лавре. В течение двадцати пяти лет св. Димитрий отдавал все силы этому труду. Над ним он проводил время, остававшееся после молитвы в церкви или глубокой сердечной молитвы в келье.

Изучая в малейших подробностях документы, относящиеся к житиям святых, он как бы жил с этими подвижниками, чувствовал их переживания, страдал вместе с ними. В награду за такую любовь к святым Господь часто удостаивал его видений. Так 10 августа 1685 г. во сне ему явилась вмц. Варвара, которую он особенно почитал. Свт. Димитрий стал просить ее заступничества пред Господом, а святая усомнилась, говоря, что он молится по-римски309. Однако, видя его смятение, она улыбнулась и ободрила Димитрия. В том же году, 10 ноября, св. Димитрию явился мученик Орест, житие которого он только что окончил. Мученик произнес: «Я больше претерпел мук за Христа, нежели ты написал». И показал ему глубокую рану в левом боку, говоря: «Сие мне железом прожжено», а потом открыл правую руку по локоть и показал перерезанные жилы, говоря: «Сие мне перерезано». Он показал подобные раны и на левой руке, стоя на коленях и говоря теми же словами: «А сие мне косою рассечено». И став прямо, глядя в лицо Димитрию, снова сказал: «Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал». Тогда святой подумал про себя, не тот ли это Орест, который поминается в числе пяти мучеников 13 декабря. Мученик ответил ему: «Не тот я Орест, который от пяточисленных, но тот, житие которого ты ныне писал».

Первый том «Житий» был напечатан в 1689 г. Патриарх Иоаким сначала принял его прохладно, говоря, что в нем чувствуется сильное латинское влияние310. Наконец этот труд все же получил патриаршее благословение и быстро стал любимым чтением благочестивых людей по всей России. Считается, что ни одна другая книга, за исключением Евангелия, не оказала такого влияния на русский народ.

Вскоре св. Димитрий был поставлен игуменом в Петропавловском монастыре в Глухове, а через два года переведен в Кирилловский монастырь в Киеве, затем в Успенскую обитель в Чернигове. Исполняя пастырские обязанности, Димитрий с усердием продолжал агиографический труд. В 1701 г. он был призван в Москву и по желанию царя Петра назначен митрополитом Тобольским и Сибирским. Однако по просьбе самого свт. Димитрия это назначение было отменено. Он объяснил свое желание слабостью здоровья и необходимостью жить в местах, где можно иметь доступ к книгам и документам для завершения «Житий». В 1702 г. свт. Димитрий был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским. Тогда же в откровении ему было явлено, что он найдет вечное упокоение в Спасо-Яковлевской обители.

Во время первого богослужения в ростовском соборе свт. Димитрий произнес проповедь, списки которой впоследствии распространялись по всей митрополии. Святитель говорил, что пришел не для того, чтобы ему послужили, но чтобы послужить самому, не искать удовольствий, но просвещать тех, кто неправедно живет, утешать робких, защищать слабых, любить добрых, наказывать дурных с милосердием, являть заботу о всеобщем благе, горячо желать спасения для всех, молиться о всех.

Епископ сразу же с ревностью приступил к духовному исправлению паствы, начиная с воспитания духовенства. При своей резиденции он основал школу – по образцу Киевской, – в которой обучались будущие священники, в основном под его личным руководством. Уверенный, что устное наставление в слове Божием может принести хорошие плоды, свт. Димитрий неустанно проповедовал, говоря доступным и ярким языком. Он стремился исправлять нравы прихожан и поощрять в них любовь к святым добродетелям. Святой распространял свои проповеди в печатном виде и велел священникам читать их народу в своих церквях каждое воскресенье. Он также опубликовал много духовных сочинений разного рода. В каждом из них чувствуется доброта, человечность, истинное следование евангельским заповедям.

В 1705 г. свт. Димитрий окончил грандиозный труд по составлению «Житий святых». С этого времени он полностью посвятил себя пастырскому служению. Он посещал приходы и со вниманием относился к нуждам самых бедных. Святой также написал много сочинений с целью вернуть раскольников в лоно Церкви, с любовью и твердостью показывая им, насколько дух и глубокий смысл Предания важнее внешних деталей. Несмотря на частые болезни, свт. Димитрий продолжал вести очень строгую жизнь, никогда не оставляя непрестанную молитву. Он наставлял паству прежде всего примером собственной жизни, в любви к молитве и посту, учил состраданию и милосердию ко всем людям, добрым и злым.

В возрасте пятидесяти восьми лет свт. Димитрий предсказал, что через три дня покинет земную жизнь. На коленях он испросил прощения у прислужников и чтецов, затем затворился в келье. Коленопреклоненным, с молитвой на устах, он оставил этот мир и был найден усопшим на следующее утро – 28 октября 1709 г.

Двадцать первого сентября 1752 г. мощи свт. Димитрия были обретены нетленными, от них произошло множество исцелений. В 1757 г. Церковь официально причислила его к лику святых.

* * *

307

Хотя день преставления свт. Димитрия – 28 октября, основным днем памяти является день обретения его мощей – 21 сентября.

308

Первоначально предполагалось издать сокращенный текст Великих Миней Четьих св. митрополита Макария [30 дек.], но свт. Димитрий коренным образом переработал их.

309

Влияние католического богословия и католической духовной традиции тогда было явно ощутимо в этой части Русской Церкви. Сочинения свт. Димитрия, в т.ч. «Жития святых», действительно во многом опираются на латинские источники.

310

Следующие тома были отредактированы патриаршей комиссией.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle