Преподобный Паисий Величковский († 1794)
Память его празднуется 15 нояб. в день преставления
Прп. Паисий (Величковский) родился в городе Полтаве, в семье Иоанна Величковского, 21 декабря 1722 г., на память преставления святителя Петра Московского, и наречен был во имя этого святого. Отцовская линия Петра была духовного сословия – брат, отец, дед и прадед были священниками, окормляя один и тот же приход города Полтавы. Четырех лет от роду младенец Петр лишился отца, а в отрочестве лишился и брата. Грамоте Петр был обучен по Псалтири и после этого по желанию матери был отдан на обучение в Киевскую Духовную академию, в которой он ощутил тягу к монашескому житию.
В 17 лет юноша пожелал удалиться в монастырь, ему на этом пути пришлось пройти испытания. Оставив академию, Петр поступает в Любечский монастырь, основанный еще прп. Антонием Печерским (память его 10 июля). Здесь он проходил свое первое послушание, связанное с переписыванием книг, но в этом монастыре пробыл недолго: после преставления игумена новый настоятель не являл собой пример духовного отца и послушник Петр покинул обитель.
В одном из монастырей юга России Петр принял постриг с именем Парфений, но братия стала называть его Платоном, и он смиренно переносил это. Путь молодого подвижника лежал в Валахию, он волею Божией стал как бы странствующим монахом, переходя из обители в обитель. Плодом странствий было опытное знание послушания, смирения и умной молитвы.
Последнее путешествие, которое совершил инок Платон по своему желанию, было на Афон. Через 4 года преподобный пришел на Святую гору, в это же время на Афон прибыл отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Здесь состоялся постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий.
Прп. Паисий не считал себя достойным учительствовать – он принимал к себе братьев только как сподвижников и друзей. Среди этого Паисиева братства зародилась традиция книжности: они занимались собиранием писаний святых отцов и переписыванием их.
В 36 лет прп. Паисий принял сан священства; в это время братия переселилась в Ильинский скит монастыря Пантократора, этот скит стал, по примеру многих национальных на Афоне монастырей, обителью малороссов.
Афонское пустынно-общежительное пребывание прп. Паисия длилось 17 лет; во время начала притеснения Афона мусульманами старец возвращается в Молдавию, где поселяется в пустующем Драгомирском монастыре Святого Духа с благословения митрополита Ясского Григория. Молдо-Влахия тех времен была прибежищем монашествующих из многих мест, поскольку это было время закрытия монастырей в России (введение штатов) и униато-католического наступления на православных на Юго-Западе.
В этом монастыре преподобный принял схиму без перемены имени. Жизнь шла в трудах и подвигах, многоязычная братия читала и переводила творения святых отцов. Однако внешние мирские события сделали невозможным продолжать в этих местах свой подвижнический труд православным монахам. После русско-турецкой войны эти земли отошли к Австрии, и св. Паисий вместе с братией в 350 человек ушел в другой монастырь, который им предоставили молдавский господарь и местный владыка.
В 1790 г. прп. Паисий принимает сан архимандрита от епископа Екатеринославского. В это время старец вместе с частью братии жил в Немяцком монастыре. Преставился преподобный 15 ноября 1794 г. и погребен в соборном храме Вознесения в Немяцком монастыре.
Житие и деяния старца Паисия сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Глинская, Оптина, определявшие духовное возрождение русского народа в XIX в., были продолжательницами духовного наследия старца Паисия.
Прп. Паисий канонизирован за святую подвижническую жизнь как молитвенник, совершитель и учитель умной Иисусовой молитвы, как восстановитель в русском монашестве спасительного подвига старчества, как духовный писатель, оставивший в своих трудах назидательный пример для восхождения чад церковных по пути духовного совершенства.