Преподобные Кассиан и Лаврентий Комельские († 1537 и 1548)
Память их празднуется 16 мая в день преставления прп. Лаврентия
Прпп. отцы Кассиан и Лаврентий были учениками прп. Корнилия (память его 19 мая), основателя Корнилиево-Комельской обители, а также в разное время ее игуменами.
Прп. Кассиан управлял Комельским монастырем во время пребывания прп. Корнилия на Сурском озере. Он во всем старался следовать своему учителю и строго соблюдал его устав. Он наставлял иноков со страхом Божиим пребывать в молитве, трезвиться мыслью, бодрствовать душою и сокрушаться сердцем. По возвращении прп. Корнилия в обитель св. Кассиан с радостью встретил своего учителя, отказался от игуменства и остался в послушании у старца. Преставился преподобный в 1537 г.
Другой ученик прп. Корнилия – св. Лаврентий был по совету учителя избран братией в игумены в 1538 г. Преподобный продолжал пользоваться советами и наставлениями аввы Корнилия. Он управлял обителью в течение 10 лет, постоянно заботясь о ее благоустройстве. Среди многочисленных забот преподобный не оставлял своего любимого занятия – переписывания священных и душеполезных книг. Преставился он 16 мая 1548 г.
Св. княгиня Евдокия была дочерью благочестивого и ученого князя Димитрия Константиновича суздальского. Для него инок Лаврентий написал самый древний из дошедших до нас списков Летописи (так называемая Лаврентьевская летопись). Дочь свою, княжну Евдокию, он выдал замуж за вел. князя московского Димитрия Иоанновича (Димитрия Донского, память его 19 мая), когда последнему было 18 лет (1366). Испытания не замедлили: чума, пожар Москвы, литовское нашествие, опасное путешествие вел. князя в Орду и, наконец, нашествие Мамая.
Вел. князь стал собирать войска. Весь народ пришел в волнение: кто не мог носить оружие, усилили молитвы и милостыни. Во главе их была вел. княгиня. Вернувшись из Троицкого монастыря, куда он ездил испросить благословения ее великого настоятеля – прп. Сергия (память его 15 сент.), вел. князь приказал войскам выступать, а сам пошел поклониться перед отъездом могилам своих сродников в Архангельский собор. У входа его ждала вел. княгиня. «Оставь слезы, – сказал он ей, – Бог будет нам защитником!» И, обняв ее в последний раз, он вскочил на коня. Из окон своих, выходивших на набережную Москвы-реки, вел. княгиня следила за удалявшимися войсками. 8 сентября 1380 г. вел. князь Димитрий Иоаннович одержал победу над татарами на Куликовом поле на Дону. Но эта победа стоила таких жертв, была настолько кровавой, что она равнялась настоящему бедствию. Из 150 тысяч человек, составлявших русское войско, полегло 110 тысяч. Когда вскоре после того хан Тохтамыш совершил набег на Москву, она не имела защитников, была сожжена и вынуждена опять платить дань, а старший сын вел. князя Василий был взят в Орду заложником