Д.В.

Преподобная Ефросиния, княжна Полоцкая

Источник

Прошло всего сто лет со времени принятия христианства Русью от Византии, – в 988 году, как Господу Богу угодно было даровать нашей родине целый ряд истинных праведников, защитников и ревнителей веры Христовой, как принявших мученический венец, так и подвижников, служивших примером для своих современников при жизни и оставивших по смерти о себе память, которая сохранится на Руси Великой, пока будет жить наша земля. Таковы были Антоний, Феодосий и прочие печорские чудотворцы, такова была преподобная княжна Евфросиния, жившая в 12-м веке (1102–1173 г.г.)

Русь того времени вся состояла из небольших княжеств или уделов, как называли их тогда, управлявшихся каждое своим князем. Христианство, принятое князем Владимиром в Киеве, распространилось оттуда и по всей нашей земле. Княжество Полоцкое, родина преподобной Евфросинии, было одним из первых, просвещенных светом истинной веры Христовой. Оно занимало в то время большую часть нынешних губерний Витебской, Минской, Могилевской и окраины Курляндской, Лифляндской, Ковенской и составляло удел потомков Изяслава, сына князя Владимира от Рогнеды, княжны полоцкой. Сам Изяслав был христианин и крестил своих половчан. Уже в конце 10-го века жили здесь епископы, следовательно, были уже церкви и монастыри.

В двенадцатом веке владетельным князем полоцким был Борис, княживший вместе с своими братьями, младшим из них был Святослав –Георгий или Юрий, отец преподобной Евфросинии. Князья того времени проводили жизнь в охоте, пирах, а чаще всего – в войне с другими удельными князьями: нападали на их владения, разоряли и сжигали их города и села, но и сами подвергались постоянным набегам своих соседей. В то же время семья эта была глубоко благочестивая, она отличалась усердием к храмам Божиим, ревниво заботилась об их строении и украшении. Так Борис Всеславич основал кафедральный Софийский каменный собор, а жена князя Романа, овдовев, удалилась в монастырь, игуменьей которого вскоре сделалась и жила там, спасая свою душу от грехов и соблазнов мира.

В этой семье полоцких князей у князя Святослава Георгия и жены его Софии в 1102 г. родилась дочь, названная Предславой. Богобоязненная и благочестивая семья воспитывала детей своих в страхе Божием, давая им образование, которое в то время было исключительно духовное, церковное, при чем и княжеские дети, прежде всего, обучались чтению св. Писания, богослужебных и душеполезных книг. Княжна Предслава, подрастая, стала также учиться книжной мудрости того времени, чтению и письму по священным книгам, и с самых ранних лет поражала своих родителей и учителей блестящими способностями, разумом, сообразительностью и усердием в учении. Благодать Божия явно почивала на ней и в короткое время, наставлением Духа Святого, она постигла многую мудрость и преуспевала в книжном учении обгоняя братьев и сестер. С самых ранних лет в юной княжне уже видно было начало высоких добродетелей, которыми она прославилась потом перед Богом и людьми. Она полюбила чтение Св. Писания, любила бывать в храме Божием и большую часть времени проводила в молитве. Шумная жизнь княжеского двора, его пиры, бранные потехи мало влекли к себе возвышенную душу Предславы, она не находила никакого удовольствия в этой суетной жизни и своим пренебрежением ко всем земным радостям наглядно доказала свою искреннюю и горячую любовь к Богу. А между тем она была прекрасна телом и душою, красота ее поражала как родных, так и всех.

И вот слухи о том, что в семье князей Полоцких растет прекрасная, богато одаренная юная девица, стали распространяться по земле Полоцкой и в соседних княжествах. Едва достигла Предслава отроческого возраста – 12 лет как стали являться к родителям ее знатные люди и князья, прося руки ее для своих сыновей, или для себя. Родители ее, выбрав из всех, просивших ее в жены, самого достойного юношу, сказали о том дочери своей, предлагая ей вступить с ним в брак. Но не земного жениха избрала себе юная дева, всей светлой душой своей она стремилась к небесному Жениху, желая сохранить девство, чтобы одному Ему посвятить всю свою жизнь.

Она думала так: что успели все те люди, которые жили раньше нас? Они венчались, выходили замуж, княжили, но память о них прошла, сгинула, как паутина или пыль, не оставив после себя на земле никаких следов. Те же жены, которые пошли следом за Христом, посвятивши жизнь свою Ему, как небесному Жениху, отдали тело свое на мучение и смерть, или проводили время в строгом посте и молитве, только те остались памятны на земле и записаны на небесах, где с Ангелами непрестанно хвалят Бога. Земная же слава – дым и прах, подобно пару, расходится она по ветру и проходит без следа.

Рассуждая так, она решила принять иночество, чтобы повиноваться игуменье, сестрам и научиться, как утверждать в сердце своем страх Божий, и так окончить свои дни. Пример тетки ее – вдовы князя Романа – был у нее перед глазами, и к ней решила она обратиться с просьбой помочь ей уйти от мира с его соблазнами и спасти свою душу для вечного царствия Божия. Боясь, чтобы отец и мать, узнав об ее решении, не стали ей препятствовать, она, тайно от всех, ушла из родного дома и пришла в монастырь к тетке игуменье. С удивлением увидела перед собою престарелая монахиня этого прекрасного ребенка, блиставшего красотой, но еще больше удивилась и поразилась она, услышав ее просьбу: принять ее в монастырь и постричь в инокини.

Игуменья со слезами убедительно уговаривала свою юную племянницу отказаться от ее мысли, представляя ей ту счастливую жизнь, которая ожидала ее в родной семье, наконец, говорила, что отец княжны, узнавши о ее пострижении, разгневается на игуменью и строго накажет ее. Но Предслава ответила ей так:

Госпожа и мать! Все радости и счастье видимого мира так недолговечны и минуют, как сон, или увянут, как цветок. Вечная же жизнь, невидимая на небесах пребывает во веки. Так зачем же хочешь лишить меня райского блаженства? Отца моего боишься? Бойся Бога, владеющего всем миром, и не лиши меня ангельского чина.

Предслава просит игуменью о пострижении

Игуменья была поражена великим разумом юной княжны и любовью к Богу, горевшей так ярко и горячо в сердце ее и решила исполнить ее просьбу. Ее одели в черное одеяние, священник постриг ее в иноческий чин, нарекли ее Евфросинией и отпустили в свою келью.

Между тем отец и мать отроковицы, узнав, где она находится, поспешили в монастырь, и, увидев дочь свою в иноческом одеянии, пришли в отчаяние. Они плакали и, целуя ее, говорили: дочь наша, что ты сделала с нами? Отчего раньше не сказала о своем намерении? За что бросила нас? Как горько, как тяжело нам терять тебя!..

Плакали вместе с родителями княжны все родные ее, и все в доме княжеском, жалея ее юность, грустя о разлуке с нею. Жалела преподобная своих кровных, печалясь их печалью о себе и утешая их, говорила, что они должны радоваться тому, что имеют дочь, обреченную Жениху небесному, а не печалиться, что она приняла на себя иноческий подвиг с великой радостью и любовью, думая только о спасении своем, и достижении царствия небесного.

После этого родные ее вернулись в свой: княжеский терем, а княжна осталась в обители. Жизнь ее здесь протекала, как и прочих инокинь в посте, молитве, благочестивых размышлениях, чтении св. книг, безусловном послушании игуменье и сестрам и отречении от всех радостей мирских.

Чтобы иметь возможность еще более усовершенствоваться в подвигах духовных и сосредоточиться в самой себе, она выпросила у епископа полоцкого Илии позволение жить ей при соборном храме св. Софии в так называемом «Голубце», маленькой кельи, пристроенной к собору, подобно тому, как в древности в Иерусалиме жили при храме Соломоновом девы, посвятившие себя Богу, где жила также и Пречистая Дева.

Епископ разрешил ей это, она поселилась там и проводила время в посте, молитве, и славословии Бога. Так как преподобная Евфросиния была очень хорошо образована для своего времени, то она умела и писать. Печатных книг в то время не было, а священные книги распространялись в рукописном виде. Преподобная, бывшая большой искусницей в письме, в свободное время переписывала книги, которые продавала в богатые монастыри и церкви, а деньги, вырученные от продажи св. книг, раздавала нищим. Для бедных же церквей она писала Евангелия даром.

И вот однажды ночью видит она такой сон: будто Ангел Божий явился перед нею, взял ее за руку, повел ее в загородную местность, прозываемую тогда Сельце, где погребались епископы и стояла маленькая деревянная церковь во имя Преображения Господня, и сказал ей: «Евфросиния, тебе подобает быть здесь, так как Бог хочет тобою наставить многих на спасение».

Этот сон повторился три раза, так что, проснувшись преподобная была сильно удивлена и славила Бога за то, что сподобил ее видеть ангельский лик.

В ту же ночь такое же видение было и епископу Илии. Также явился к нему Ангел Божий и сказал ему: «введи рабу твою Евфросинию в церковь св. Спаса на Сельце, чтобы устроила там обитель посвятивших себя Богу дев. Она достойна царствия Небесного, так как молитва ее, как благословенное миро, восходит к Господу, как солнце сияет по всей вселенной, так прославится жизнь ее перед Ангелами Божиими».

Проснувшись, епископ, понял, что Господь избрал Евфросинию, как сосуд свой и хочет прославить ее между людьми. Поэтому он сейчас же пошел к ней, благословил ее и стал беседовать с нею о спасении души, потом сказал: – «Чадо, я хочу тебе сказать одно слово, а ты прими с любовью. В церкви, в которой ты живешь, тебе неудобно оставаться. Здесь народ мешает тебе в твоих благочестивых подвигах, посте и молитве. Но церковь Спаса на Сельце отдалена, уединена, поселись там, и за твой великий подвиг Господь прославит и возвысит это место».

Евфросиния была крайне удивлена тем, что епископ повторил ей то же, что ночью сказал ей Ангел в ее видении, и рассказала ему свой сон. С радостью и послушанием приняла она приказание епископа и решила оставить собор св. Софии и поселиться в новом месте, так чудесно указанном ей Божьей волей.

Епископ же собрал всех князей, отца ее и дядю и знаменитых мужей и сказал им.

– Отдаю Евфросинии это место – Спаса на Сельце – пусть живет, трудится там и устроит женскую обитель. Не мешайте ей как при моей жизни, так и после моей смерти.

Князья с благоговением выслушали приказание епископа и сказали Евфросинии:

Сделай так, как велит владыка, он всем нам отец, слушай его.

Вся сияющая радостью, готовая покориться воле Божией, ответила преподобная:

Рада, иду, как велит Господь, так и будет.

Попрощавшись со всеми своими родными, поклонившись храму Божьему, где столько лет провела она в неустанной молитве, и, приняв благословение от епископа, преподобная в ту же ночь оставила церковь св. Софии, взявши с собою только одну инокиню.

Войдя в маленькую, весьма ветхую деревянную церковку св. Спаса, она долго и горячо молилась, говоря: – Господи, ничего нет со мною, кроме моих книг, служивших мне утешением и веселивших мое сердце, трех хлебцев и посоха. Но ты, Господи, Отец сирых и убогих, Ты покровитель и одеяние нагих, помощник обиженных, надежда всех надеющихся на Тебя, благослови рабу Твою Евфросинию!

Так и осталась преподобная при этой церкви, продолжая свою жизнь, полную подвигов, благочестия и истинной праведности, непрестанно молясь о том, чтобы Господь помог ей устроить это место. Слухи о ней распространялись по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться девицы, как знатного рода, так и простолюдинки, прося научить их, просветить и спасти их душу. Преподобная встречала их с радостью, они принимали иноческий чин, и в непродолжительном времени здесь образовался женский монастырь, игуменьей которого сделалась преподобная Евфросиния.

Трудно ей было устраивать без средств общежитие для многих инокинь. Но Господь не оставлял ее своею помощью, обитель стала быстро расти и прославляться как богатством, так и праведною жизнью инокинь.

Значение монастырей в первые века христианства на Руси было чрезвычайно велико. Христианство при первых князьях насаждено было весьма слабо. В местах, отдаленных от стольного города, едва начинал мерцать луч учения Христова. Крестились дружина и самые приближенные князю лица, остальное же народонаселение будучи по внешности христианским, долго оставалось чисто языческим: волхвы, колдуны и ведьмы имели еще большое значение, народ чтил на ряду с христианскими праздниками и языческие. Нужно было окончательно произвести переворот в народе в пользу христианства, а при слабом развитии книжного просвещения в те времена, это было делом величайшей трудности. Духовенство, конечно, по мере сил и возможности, учило народ истинам Христовой веры, но гораздо большее значение имели монастыри. В них сосредотачивалось тогдашнее просвещение, здесь списывались и хранились церковные книги, этим с большою ревностью и искусством занималась и св. Евфросиния вместе с другими инокинями. Здесь писались иконы и составлялись летописи о деяниях князей и событиях на Руси. По мере умножения числа братии в обителях, ученики и ученицы первых учителей уходили в новые места и основывали новые обители. Таким образом, свет учения Христова и примеры добродетельной жизни все более и более распространялись на Руси, вытесняя язычество и просвещая наших предков. И в этом отношении преподобная Евфросиния вполне заслужила название просветительницы земли Полоцкой. Первая по времени святая Северо-Западного края, она же была первой насадительницей и распространительницей православия в княжестве.

Войдя в церковь Св. Спаса на Сельце с тремя хлебцами в руках, святая княжна первое время нуждалась во всем и с великим трудом приступила к постройке новой, каменной церкви при своем монастыре. Под конец же своей жизни она могла уже украшать золотом и дорогими камнями св. иконы во многих, устроенных ею монастырях, могла заказать многоценный крест, который она оставила, как дар свой в церкви Спаса.

Летописец прямо говорит: «она красила землю Полоцкую многими монастырями», следовательно, наученные ею, следуя ее высокому примеру, расходились из основанного ею первоначального монастыря братия и сестры, становились с ее помощью во главе новых и новых обителей, распространяли свет истинной веры, имея перед собой такой высокий пример, как праведная жизнь преподобной.

Первыми сестрами и сотрудницами святой Евфросинии явились ее кровные родные, близкие. По ее просьбе отец отпустил к ней в обитель младшую сестру ее Градиславу, чтобы научить ее грамоте. Жизнь в монастыре, полная тишины и духовной красоты, величавый образ сестры подвижницы, так подействовали на юную душу Градиславы, что в самом непродолжительном времени она также решила посвятить свою жизнь Богу и приняла иноческий чин под именем Евдокии, во всем повинуясь своей сестре.

Узнав об этом, отец ее был очень опечален, он приехал в монастырь, плакал, горевал, но обе дочери утешали его, говоря, что всей душой полюбив Небесного Жениха, они без всякого сожаления оставили мирскую жизнь и в подвигах иноческого жития находят гораздо больше утешения и радости, чем в жизни при княжеском дворе, полной суетности, вражды, и всякой неправды.      В скором времени пришла в монастырь еще одна княжна, дочь князя Бориса, по имени Звенислава. Уже просватанная за прекрасного юношу, приближенного князя, она также почувствовала всю тщету мирских радостей и захотела иной жизни. Вместе с собою княжна Звенислава принесла все свое богатое приданое, приготовленное ей родителями, дорогую утварь, золотые и серебряные сосуды, роскошные ткани и одежды. Это был первый крупный дар, помогший преподобной в устройстве вновь заложенной ею каменной церкви св. Спаса.

      Она радостно приняла свою молодую родственницу, велела священнику постричь ее под именем Евпраксии и приблизив к себе, учила ее словом и примером служить Небесному Жениху Христу.

      Предание говорит, что церковь, заложенная преподобной, была готова очень быстро, всего в 30 недель. Не раз во время постройки ее милосердный Господь являл свою чудесную милость к св. Евфросинии. Так, один благочестивый человек, но имени Иван, который был церковным старостой при одном из городских храмов, однажды ночью услышал голос, который говорил ему: «Иван, встань и пойди на дело св. Спаса». Проснувшись с удивлением, этот человек пошел к преподобной и спросил ее: не ты ли, госпожа, посылала за мной? Слышал я голос, зовущий меня. И он рассказал ей свой сон.

Святая отвечала ему: хотя и не я звала тебя, но ты послушай голоса Божия и сделай, как велел тебе Господь. И стал трудиться прилежно Иван на постройке церкви, видя, что сам Бог помогает здесь чудесно Преподобной.

Когда церковь была почти готова, не хватило плит, чтобы покрыть ее. Тщательно искали везде, но не могли достать их. Св. Евфросиния была очень опечалена таким замедлением в постройке, но веря, что милосердный Творец поможет ей, стала усердно молиться так: Владыка Вседержитель! Слава Тебе! Ты дал нам уже больше, помог довести церковь до конца, дай нам и меньшего – помоги завершить ее!..

Церковь Св. Спаса, построенная Св. Евфросинией

И к удивлению всех на следующее утро нужные плиты были найдены в печке, уже совершенно приготовленные, обожженные, осталось только взять их и положить. И таким образом с помощью Божией церковь св. Спаса была закончена.

Это была первая церковь, построенная Преподобной.

Впоследствии она построила еще несколько церквей, что составляло в те времена большую трудность. Если и в настоящее время, когда так удобны пути сообщения, можно легко подвести строительный материал, найти хороших рабочих, все же постройка церкви требует много усилий, забот и хлопот, то в то далекое время это дело представляло страшные трудности. И поэтому понятна радость преподобной и ликование половчан, когда готова была, наконец, церковь, начатая почти без средств и соизволением Божиим доведенная до быстрого и успешного конца в 1160 году, войдя в церковь, святая упала на колени, радостно плакала и молилась такими словами:

– Ты, Господи, сердцеведец, податель всяких благ, призри на этот храм, на рабу Твою Евфросинию, на сестер, которых я собрала во имя Твое! Будь им пастырь и помощник, чтобы ни одна не была похищена дьяволом, будь нам оружие и забрало, избавь нас от всякого зла, не дай нам погибнуть в беззакониях наших на Тебя все упование наше и хвалу Тебе буду возносить до последнего своего издыхания! Радость ее разделяли все ее родные, князья и сильные мужи и весь народ, собравшийся на освящение храма. Торжественно и всенародно было отпраздновано это великое событие, и празднество продолжалось несколько дней.

Церковь эта носила у народа название, сохранившееся и до сих пор–Спаса-Юрьевича, что показывает, что отец преподобной Юрий или Георгий участвовал в постройке ее своими дарами. Из этого мы видим, что преподобной удалось примирить своих родителей с тем, что обе дочери их ушли в монастырь, и даже помогать в постройке храма.

Преподобная Евфросиния в своей келье при храме Св. Спаса

В этой церкви, сохранившейся и до сих пор, можно видеть на хорах две маленькие, тесные кельи, в одной из которых жила преподобная Евфросиния, а в другой сестра ее – Евдокия.

      До самой почти кончины своей около 50 лет святая прожила в этой келье, проводя время в молитвах и управляя основанной ею обителью.

      Вся жизнь ее проходила в высоких подвигах милосердия к ближним, она не переставала помогать бедным, страдающим, защищать обиженных и несчастных, укреплять слабых в истинах веры Христовой, совершать дела любви и милосердия ко всем людям. Она была примером для всей своей земли своею святою жизнью и твердой верой, как бы исполняя завет Христа: пусть свет вашей доброй жизни так светит перед людьми, чтобы они видя ваши добрые дела, прославляли имя Отца вашего Небесного.

      Как свеча, горела она перед Господом своею праведною жизнью. К ней стекались богомольцы, люди всех званий и возрастов, поучаясь ее примером и назиданием. Была она кротка, как голубь, наставница и советница князей, умиротворявшая их распри. Насколько сильно было влияние преподобной Евфросинии на князей Полоцких, ее родственников, видно из следующего исторического события. В 1130 году землю Полоцкую постигло большое несчастье. Великий князь Киевский Мстислав просил князей Полоцких помочь ему в войне с заклятыми врагами земли Русской печенегами. Но враждуя из-за уделов, князья Полоцкие отказались помочь ему. За это Мстислав напал на княжество их, разорил города и села, взял в плен князей Давида, Ростислава и Святослава и выслал их с семьями. Они бежали в Царьград, столицу Византийского царства, где на престоле был император Алексей Комнин, родственник их, так как сын его был женат на их сестре. Император обласкал князей Полоцких, принял их к себе на службу и впоследствии они храбро сражались с арабами в рядах византийского войска. Но тоска по родине томила их, горевали и родные князей, оставшиеся в Полоцке, и между ними, конечно, и преподобная Евфросиния, отец которой также был на чужбине. Едва умер князь Мстислав, враг их, как все вернулись на родину, встреченные с радостью великою. Но влияние кроткой и благочестивой родственницы их, почтение к ее высокой добродетельной жизни было так велико, что они не мстили своим врагам. И когда сын Мстислава, Всеволод, шел мимо Полоцка, возвращаясь с битвы с врагами, князь Василько, племянник преподобной Евфросинии, княживший в это время в Полоцке, вместо того, чтобы захватить его и отомстить за отца, вышел к нему навстречу, принял его с любовью в свой дом, где радушно угощал, с почетом проводил его и князья дали друг другу клятву–не помнить прошлых распрей.

      В этом благородном поступке князя нельзя не видеть благотворного влияния преподобной Евфросинии, всей жизнью своею учившей христианской любви, милосердию и прощению.

      Служа образцом для верных «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере и чистоте» 1Тим.4:12, для сестер, собиравшихся под кровом святой обители ее, она была истинной матерью, наставницей, учительницей. Непрестанно поучала она сестер чистоте, духу кротости, заботясь с величайшей любовью о спасении их души. Старых инокинь она учила терпению и воздержанию, юных–душевной и телесной чистоте, учила смирению, покорности, послушанию и незлобию.

      Древний летописец передает нам трогательную беседу, которой она понуждала их к подвижничеству: «Я собрала вас, как птица собирает своих птенцов, собрала словесных овец на духовную пажить. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях, чтобы я с радостью заботилась о вашем спасении и видела с утешением духовные плоды трудов. Старалась я сеять в вас слова Божии, но сердечные нивы ваши не остаются ли в прежнем виде? Они не зреют, а время жатвы близится, и лопата готова, чтобы отделить пшеницу от плевел. Страшусь, не нашлись бы между вами плевелы и не были бы преданы огню неугасимому. Старайтесь, молю вас, старайтесь сохранить себя от грехов и спастись от геенны»1.

      Так поучала преподобная сестер своей обители, которая все разрасталась и увеличивалась. Все больше и больше собиралось людей разного рода и звания, чтобы послушать поучения ее и помолиться в основанном ею храме. И так как не мало приходило и благочестивых мужей, подолгу остававшихся вблизи Спасо-Юрьевского монастыря, а также нуждаясь в священнослужителях для своей обители, преподобная основала и мужскую обитель, которая также, в скором времени была заполнена иноками. В этом монастыре была ею же построена каменная церковь Пресвятой Богородицы, богато украшенная иконами.

На сколько преподобная любила и эту, основанную ею обитель, от которой не сохранилось и следа, показывает следующее. Монастырский храм был построен в честь Пресвятой Богородицы, почему Преподобная и пожелала, чтобы Пресвятая Дева охраняла его своим чудотворным образом. Для этого она послала своего доверенного слугу, по имени Михаил, в Царьград, столицу Византии, с письмом к своему родственнику императору Мануилу Комнину и патриарху Царьградскому Луке Хризовергу, прося их прислать ей одну из чудотворных икон Пресвятой Девы, писанную по преданию евангелистом Лукой еще при жизни Пресв. Богородицы.

Икона Богоматери, присланная Св. Евфросинии из Царьграда

Таких икон было три: одна в Иерусалиме, другая в Царьграде и третья в Эфесе, и вот последний чудотворный образ она и просила усердно прислать ей, посылая богатые и щедрые дары своему родственнику императору и Константинопольскому патриарху. О существовании этих икон преподобная знала из рассказов путешественников и из чтения книг. Слухи о преподобной распространились уже далеко за пределами ее родины, в Византии знали о ее подвигах духовных и ее церковном строительстве, как от братьев и племянников, служивших при Алексее Комнине, так, вероятно, и от купцов славянских, ездивших По рекам на ладьях в Византию, так как славяне вели меновую торговлю с Грецией и Востоком. Император, с благословения патриарха, исполнил просьбу своей благочестивой родственницы и прислал ей икону. С радостью и глубоким благоговением встретила святая Евфросиния великую святыню христианскую и, украсив ее богато драгоценными камнями и золотой ризой, поставила в храме при мужском монастыре, вверив, таким образом, созданную ею обитель заступничеству Пречистой Девы. Она заповедала носить эту святыню по всем церквам города каждый вторник. В настоящее время этот чудотворный образ находится в городе Торопце Псковской губернии, в Корсунско-Богородицком соборе, куда был перенесен в 1239 году внучатной племянницей преподобной Евфросинии, дочерью князя Полоцкого Брячислава, княжной Прасковьей, которая, выходя замуж за князя Александра Невского, взяла с собой эту святыню и поставила ее в соборном храме, где она сохраняется и поныне.

Крест Св. Евфросинии

Независимо от чудотворного образа Богоматери, преподобная приобрела с Востока частицу древа Животворящего Креста Господня, обагренную Святейшей Кровью Христа, частицы камней от Гроба Господня и Гроба Богородицы и части мощей многих угодников: св. Пантелеймона, св. Стефана, кровь св. Дмитрия, и поместила эти святыни в кресте, украшенном золотом, драгоценными камнями и эмалью. Этот крест и в настоящее время сохраняется в Спасо-Евфросиниевской обители. Он довольно большой напрестольный, шестиконечный, длиной почти 3/4 аршина –113/8 вершка, весь окован золотыми и серебряными пластинками, украшенными эмалью и был осыпан по краям жемчугом, который от времени осыпался. Стоимость золота, серебра и камней была оценена в 1400 рублей, но святыням, заключенным в нем, нет цены. На кресте даны изображения св. Евфросинии, св. Георгия и св. Софии – имена, которые носили ее родители, Спасителя и Божией Матери, Иоанна Богослова и Иоанна Хризостома, Василия Великого и Григория Двоеслова, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла. По боковым граням креста вычеканена надпись 6669 года (1161) от имени преподобной, что она «покладает честной крест в монастыри своем в церкви святого Спаса». Здесь же надпись и древнего ювелира, делавшего эту святыню Лазаря Богши: «церкви св. Спаса и Офросиньи».

Эти святыни – чудотворный образ Божией Матери и крест с частицами св. мощей – привлекали в обитель множество богомольцев, которые в молитвах пред этими святынями находили великое утешение и подкрепление.

Почти полвека стояла преподобная Евфросиния во главе основанных ею обителей, устраивая их, украшая, расширяя. И когда видела, что они процветают и богатством, и множеством иноков и инокинь, она радовалась и славословила Бога.

Чувствуя приближение кончины, она пожелала исполнить свое заветное желание и посетить святые места Палестины, чтобы помолиться там, где жил и страдал Спаситель, лобызать Гроб Господень и все места, освященные Его Пречистыми Стопами, и умереть там. И вот поведала она о своем желании всей братии своих монастырей и послала известить о том же своих родных. Со всех сторон съехались ее родственники, приехал ее любимый князь Вячеслав, бывший в то время великим князем, с супругой княгиней и дочерьми. Все родственники с огорчением выслушали от преподобной о ее желании оставить их и ехать в Иерусалим. С одной стороны для них была тяжела мысль о том, что молитвенница их, ходатаица перед Богом оставляет свою родную землю, с другой стороны – они прямо боялись за свою престарелую родственницу, хватит ли у нее силы совершить такое далекое и в то время весьма тяжелое путешествие. Со слезами они молили преподобную Евфросинию не покидать их.

– За что оставляешь нас и землю родную?– говорили они.

– Не оставить вас хочу, но помолиться о вас в святых местах, – отвечала она. И утешала их, как любящая мать детей.

Пробыв немного времени с нею, князь Вячеслав уехал домой, оставив своих двух юных дочерей, отроковиц Киринию и Ольгу, в монастыре.

Преподобная Евфросиния получила от Господа дар прозрения, она своими духовными очами как бы прозревала в душе человека. В своих юных племянницах она увидела ясно их любовь ко Христу, видела, что они избраны Богом и посвятят себя на служение Ему, поэтому она стала говорить с ними, поучать их, потом позвала брата своего и супругу его и сказала им:

– Хочу обручить отроковиц этих Жениху Небесному и ввести в чертог царства Его.

Брат ее сильно смутился, опечалился и сказал.

– Две печали ты мне причиняешь: сама уходишь и берешь от нас дочерей наших.

Жалобно плакала и мать их, но зная преподобную за истинную слугу Христову, не смела ей противоречить. Преподобная уговаривала с ласкою и любовью князя и княгиню, и уезжая в святую землю, поручила юных отроковиц сестре своей Евдокии, они остались в обители и вскоре были пострижены епископом Дионисием под именем Агафии и Евфимии.

Управление своими обителями преподобная вручила сестре своей Евдокии и после этого отправилась в далекий путь, взяв с собою дядю Давида, который уже был на Востоке и жил в Царьграде, и двоюродную сестру Евпраксию (Звениславу).

Долго молилась преподобная, призывая Господа быть путеводителем ее, не оставить ее в пути, как не оставил Авраама странствующего; долго прощалась она с местами, бывшими свидетелями всей благочестивой жизни, благословляла всех родственников, инокинь, плакала сама и плакали все, пришедшие провожать ее. Все горожане, князья, и знатные люди и простолюдины вышли вместе с нею, провожая ее далеко за город; старые плакали, говоря; кто будет подпорой старости нашей, молодые повторяли: кто укроет юность нашу, оставляешь нас, как сирот.

И так, никогда не выезжавшая из родной страны, уже престарелая, изможденная долгим постом и подвижнической жизнью, преподобная отправилась в свой далекий путь, вверяясь только милости Божией, прося Его поддержки и пламенно желая исполнить свою мечту – окончить жизнь в местах, освященных страданиями и крестной смертью Спасителя мира.

На всем пути ее встречали с великим почетом и любовью все, кто слышал и знал о ней. Императора Византии Мануила она повстречала в дороге, не доходя до Константинополя, так как он шел на Венгров, в самом же Царьграде ее приветствовал патриарх Лука, благословил и ободрил. Некоторое время преподобная оставалась в столице Византии, она была в храме св. Софии и в других церквях, поклонилась всем святыням Царьграда и здесь же купила золотую лампаду к гробу Господню, кадильницу и многие дары.

После долгого и трудного пути, наконец, путники увидели стены Иерусалима. У ворот святого города пала на колени преподобная и, целуя землю, молилась радостно и умиленно, говоря:

– Господи Иисусе Христе! Не вмени мне во грех того, что я пойду по стопам Твоим! И затем они вошли в город.

Преподобная со своими спутниками остановилась в русском монастыре, уже существовавшем в то время в Иерусалиме, в обители Пресвятой Богородицы. Отсюда она ходила на поклонение святым местам, поклонилась Гробу Господню, принеся свой дар – золотую лампаду, кадильницу и благовония, и многим святыням Иерусалима, всюду принося щедрые и богатые дары. У Гроба Господня она молилась о том, чтобы Господь исполнил ее желание, сподобил ее кончить дни свои в святом городе, говоря: Господи, прими дух мой от меня в святом граде Иерусалиме и пересели его в вышний град Твой Иерусалим, где упокой меня на лоне Авраама со всеми угодниками Твоими!

И Господь, всю жизнь помогавший так горячо и ревностно служившей ему святой княжне, и на этот раз услышал ее молитву. Преподобная вскоре после прибытия своего в Иерусалим тяжко занемогла, не печалясь о своей болезни, но радуясь ей, она благодарила Спасителя за то, что услышал ее молитву и сподобил кончить дни в святом городе.

Она уж не могла поклониться другим святым местам Палестины, и родственники ее, князь Давид и Евпраксия, ходили без нее. Так были они и на реке Иордане, и принесли преподобной воды оттуда. Она встала с благоговением, окропила всю себя св. водою и, лежа, не переставала молить Господа не отвергнуть ее, не лишить Небесного царствия.

И послал ей Господь ангела своего, который явился ей во сне и сказал: блаженна ты, потрудившаяся Господу! Уже открыты для тебя двери райские и Ангелы Божии ждут тебя. То, что просишь у Бога, дастся тебе.      Тогда святая, ожидая с радостью своей кончины, послала в монастырь св. Саввы просить у настоятеля позволения, чтобы ее похоронили там. Но так как по уставу этого монастыря женщины не могли быть там погребены, то иноки посоветовали преподобной приобрести себе место в монастыре св. Феодосия, где уже погребены были святые жены, матери св. Саввы, св. Феодосия и св. бессребреников Космы и Дамиана. Преподобная Евфросиния согласилась, послала купить себе гроб и завещала погребти ее в паперти храма св. Феодосия. Почувствовав приближение кончины, она попросила позвать к ней священника со св. Дарами и, когда он пришел, встала с ложа своего, поклонилась трижды и с благоговением причастилась св. Таин. После этого она скончалась 23-го мая 1173 года, проболев 24 дня.

Рака Преподобной Евфросинии в Киево-Печерской Лавре

Родственники ее, Давид и Евпраксия, погребли тело преподобной в месте, завещанном ею, в монастыре св. Феодосия, а сами вернулись на родину.

С глубокой скорбью встречено было половчанами известие о кончине преподобной, печалились и родные и близкие ее, братия и сестры святых обителей и все жители городские и сельские.

Тело преподобной недолго оставалось в Иерусалиме, в скором времени Турки завладели святой землей. Иерусалим был взят в 1187 году султаном Саладином, который разрешил христианам покинуть этот город и взять с собою все свои святыни. Монахи русской обители, удаляясь на родину, взяли с собой и тело святой русской княжны, отвезли его в Киев, уже тогда прославившийся жизнью многих угодников Божиих, и положили его в пещерах Киева, где оно почивает нетленно и до сих пор.

Серебряная рака преподобной находится в так называемых дальних пещерах, при церкви Благовещения. Она открыта, крышка гроба прикреплена к стене, мощи покрыты покровом, в изголовье поставлен образ преподобной с теплящейся пред ним лампадкой.

Прошло 800 лет. Много событий совершилось в это время на Руси, не мало пережила Полоцкая земля вместе с главным городом своим Полоцком. Нередко подвергался он нашествию и своих единоплеменников, соседних удельных князей, и иноверцев; разрушали его поляки, постигали голод, моровые язвы, неоднократно горел он. Не раз собор св. Спаса и при нем обитель преподобной Евфросинии бывал в руках иноплеменников, разрушался и стоял заколоченный, не раз сестры бросали свою обитель и уходили совсем из города. Но миновали годы лихолетья, в настоящее время храм возобновлен в 1841 году и монастырь при нем находится по прежнему.

Основанный Преподобной Евфросинией Полоцкий Спасский монастырь

Не богат, не роскошен храм св. Спаса, он одноглавый, тесноват, полутемен, с четырьмя толстыми колоннами посредине. Но дорог он Половчанам, как памятник жизни и подвигов святой княжны их, как сооруженный в самом начале христианства в Полоцкой земле ее любовью и трудами, как свидетель ее молитв о своей родной земле. Сохраняется тщательно и тесная келья преподобной на хорах церкви, где жила она, и св. крест дар ее, святыня, по словам самой преподобной, «бесценна».

Память преподобной Евфросинии сыздавна, в течение целого ряда веков, благоговейно чтится как в Полоцке, так и вообще в Белоруссии. Но местное население было лишено утешения иметь у себя святые мощи ее. Половчане много раз выражали желание, чтобы мощи их молитвенницы и заступницы за родную землю и Русь покоились в том месте, где прошла ее жизнь. Неоднократно и епископы полоцкие и власти возбуждали ходатайство о дозволении перенести мощи преподобной Евфросинии в основанный ею монастырь. В 1870 году с благословения Св. Синода в Полоцко-Спасскую обитель была доставлена из Киева часть мощей ее – средний перст правой руки, хранящийся в маленькой раке у царских врат. А в этом году, наконец, давнишняя, горячая мечта страны Полоцкой осуществится: 3-го июля 1909 года Государь Император, по докладу Обер-прокурора Св. Синода, соизволил удовлетворить ходатайство о перенесении святых мощей преподобной в Полоцк, каковое радостное событие назначено на 23 мая 1910 года.

Возвращается великая подвижница, достойная слуга Христова, молитвенница и просветительница древней Полоцкой земли, к великой радости, исполнению вековых чаяний православного народа в родную страну, в свой город и землю, свидетельствуя православным Белорусам, что первоначальною верою отцов их было греко-славянское православие, принятое прадедом преподобной княжны, – св. великим князем Владимиром.

Тропарь св. преподобной Евфросинии, Кн. Полоцкой (память 23 мая/5 июня)

глас 4-й.

Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши,/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельского жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,/ о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.

* * *

1

Жития святых преосв. Филарета (Гумилевского), Май. стр. 347.


Источник: Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая / Д.В. - Сергиев Посад : О-во содействия религ.-нравств. и патриот. воспитанию детей, 1910. - 16 с.

Комментарии для сайта Cackle