С. Девятова

Источник

Послесловие

Мы попытались дать краткий материал о жизни известных подвижников 20 столетия и упомянуть о тех замечательных людях с которыми они были связаны духовно. В то же время мы постарались воспользоваться возможностью, чтобы рассказать подробнее о жизни праведников, о которых знают лишь верующие нескольких приходов. Хочется надеяться, что со временем появятся отдельные книги, в которых жизнь малоизвестных подвижниц будет освещена более подробно.

В конце некоторых очерков даны адреса монастырей и храмов, указаны и места захоронения праведников. Вероятно, прочитав эту книгу, многим захочется побывать на могилках подвижниц, которые молитвенно предстоят перед Господом за всех, кто с верой просит их о помощи.

В очерках приведено много свидетельств людей, которым не довелось встретиться с праведниками,однако, узнав о них, после их кончины, верующие обращались к ним за молитвенной помощью и получали её. Следует отметить, что не у всех была возможность побывать на могилке старца или старицы, у раки святого – одни заказывали панихиды, другие – молебны уже прославленным святым, третьи слёзно молились дома. И каждый получал – по своей вере. Те, кто начинал с покаяния, поста, достойно подготовившись, по совету старцев, причащался, кто ежедневно вычитывал молитвенное правило, «бил поклоны», творил милостыню, как правило, получали исцеление в скором времени.

Прозорливые старицы и старцы, наставляя духовных чад, призывали к смирению и терпению, говорили о неизбежности скорбей. Всем нам необходимо помнить об этом, чтобы в трудные моменты жизни не впасть в уныние. Будет не лишним ещё раз вспомнить некоторые советы и высказывания подвижников.

Прозорливая старица Нила говорила, что Господь не оставит верных Ему – и пропитает в голод, утешит в скорби, укроет и оградит в напастях и поможет достойно перенести любые страдания, гонения и муки. «Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся» (Пс. 36:19). Когда старицу спрашивали, как спастись в миру, она отвечала: «…Не нужно ничего копить, а спасаться, раздавая. Спасайтесь милостыней. Милостыня покрывает множество грехов – и своих, и тех, за кого просишь. Поэтому когда подаёшь милостыню, обязательно нужно сказать за кого ты просишь. Произнеси про себя краткую молитву: «Господи, прими подаяние за (имя) во славу Твою».

Блаженный старец Георгий (Карслидис) часто советовал творить милостыню. Он говорил: «Молитва без милости мертва… Творите милостыню вдовам и сиротам. Милостыня и молитва идут рука об руку».

Самарская старица схимонахиня Сергия говорила: «Только через скорби Бог нас очистит, омоет… А если не будет скорбей, мы не спасемся никак. Как Бог даст! – говорим, а скорби-то разные… Человек уверовал и просит у Бога помощи: «Господи, помилуй, Господи, помилуй!» Господь слышит молитву, принимает ее и миловать начинает…Он даст скорби. А мы не хотим скорби-то. Но только через скорби человек соединяется с Богом. А не будет скорбей – ни разу про Бога не вспомнишь… Если скажешь: «Я виновата!» И тогда, говорят: «Врагу голову отрубил». А без головы он силу теряет. Враг-то искушал тебя всячески, а когда ты сказала: «Я виновата-то, я!» – тогда враг остался без головы, и искушать тебя не может. И так вся жизнь строится. Премудрость – вонмем».

Рязанские старицы считали, что переносить посильные болезни необходимо и спасительно: «Случайно никто не болеет. Болезнь посылается Богом… как спасительный крест, или как епитимия за свои грехи или грехи рода.

Во всех случаях, терпеливое несение болезней, без ропота и с благодарением, ходатайствует страдальцу спасение. Иногда, ниспосланная Богом болезнь является ограждением от больших грехов».

В письмах духовным детям старец Иоанн (Крестьянкин) писал: «…Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать….

И болезни – попущение Божие – споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу…»

Великовражский старец Григорий (Долбунов) советовал: «Когда заболеете. Прежде чем идти к врачу, сходите в церковь, причаститесь и помолитесь о здравии лечащего врача: «Господи вразуми раба твоего (имя) найти лекарство от моей болезни».

Старец Савва говорил: «Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть – враг наш, необузданный конь, а болезнь – удила, его сдерживающие».

Для тех, кто приходит в отчаяние, не зная, что предпринять в той или иной ситуации, не имея опытного наставника, напомним совет схиигумена Саввы, который говорил: «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать «Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога». (Следует добавить, что при принятии важных решений, тянуть жребий целесообразнее после причастия, помолившись, по совету старца в храме.)

Святой праведный Александр (Баданин) советовал: «Когда надо вам спросить о чем-нибудь важном, подойдите после обедни к своему батюшке, когда он выходит из алтаря. После приобщения он бывает прозорлив, спросите у него, и он скажет именно то, что нужно делать». (Многие старцы советовали, перед тем как обратиться к священнику с вопросом, просить в молитве Господа, чтобы Господь через духовника, дал понять волю Свою.)

В заключении хочется ещё раз привести строки из писем игумена Никона (Воробьева):

«Господь хочет спасения каждому человеку. Но не каждый человек хочет спасения на деле. На словах все хотят спастись, а на деле отвергают спасение. Чем отвергают? Не грехами, ибо были великие грешники, как разбойники, как Мария Египетская и др. Они покаялись в своих грехах, и Господь простил их; таким образом, они получили спасение. А погибает тот, кто грешит и не кается, а сам себя оправдывает в грехах. Это самое ужасное, самое гибельное…

Враг будет стараться отнять мир, не давать просить прощения. А ты его не слушай. Побори его, призывая на помощь Господа Иисуса Христа, т.е. твори молитву Иисусову, пока не поборешь раздражения или гнева, или злопамятства. Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом – мир в душе…

Не осуждай никого, ибо мы все достойны осуждения от Господа, и Он покрывает грехи наши и прощает нас в той мере, как мы покрываем недостатки ближних и прощаем их…

Предсказано древними Отцами о нашем времени. Сказано: будут спасаться верою, терпением скорбей и болезней и покаянием. Дел у нас нет. Во всем и во всякое время нарушаем заповеди Христовы, поэтому остается нам каяться, терпеть и верить, что Господь Иисус Христос, «пришедший взыскать и спасти погибшего», спасет и нас, умоляющих Его о прощении и спасении. В это надо твердо верить. Надеющийся на свои дела строит свой дом на песке…

Чем больше человек прилагает своего труда для очищения себя от всякого греха, очищением мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых, чем больше понуждает себя к непрестанной, чистой, внимательной, от всего сердца и со всяким благоговением молитве, тем слабее делаются скорби, тем легче их становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются скорби, достигается другим путем, путем своего труда, понуждения на делание заповедей; постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение их. Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие средства и скорби.

Да вразумит и сохранит Вас Господь от всякого зла».

Страх Господень и чист и отважен – Пребывает во век, на века. Он об истине людям подскажет, Потому и оправдан всегда.

Суд его вожделеннее злата, Вожделенней бесценных камней, Слаще самых янтарнейших капель, Что сочатся из ульев щелей.

Этим всем охраняется раб Твой, Этим всем возродиться бы смог. В соблюденье завещанной правды Есть награды великий залог.

Кто усмотрит вину прегрешений, Кто проникнет в себя до конца. Ты от тайных моих помышлений Удержи и очисти меня.

Отведи хоть на время напасти, Чтоб они не вредили бы мне, Я забуду беспечные страсти, Непорочность воздвигну в душе.

И пусть будут слова мои честны, Мои мысли чисты пред Тобой. Ты, Господь, основание песням, Ты, Господь, Избавитель людской.

(Иеромонах Василий Росляков)

Из дневника иеромонаха Василия:

…Сердце обнищавшее, лишенное благодати, а значит и силы, подвластно телу и исполняет его хотения и желания.

…Укрепить свое сердце, наполнить его благодатью и одолеть, подчинить тело сердечным стремлениям и намерениям – вот задача. Поставить сердце во главу, сделать его владыкою своего существа и отдать его в подчинение Христу за ту милость и ту благодать, которою Господь и укрепил, и обновил это сердце.

…Святой Апостол говорит: укрепляйте сердца ваши благодатию (Иак. 5:8). Благодать же подается за исполнение Его заповедей.

…Благодать невидима, немыслима, непостижима. Узнаем о ней только по действию, которое она производит в уме и душе, по плодам ее. Плод же духа есть любовь, мир, долготерпение, кротость, вера… (Гал. 5:22).

Все это не наше – но дело благодати. Если будем видеть постоянно, что это не наше, то удержим благодать. А если что-то присвоим себе, то все потеряем. Если смирение Христово воссияет в сердце, то жизнь земная для тебя будет раем. Как это описать? Невозможно. Это чувство сердца.

…Смирение – это чувствовать себя хуже всех. Не думать, не помышлять, а чувствовать всем сердцем. Это и есть «видеть себя смиренным».

…Когда осуждаешь, [надо] молиться так: Ведь это я, Господи, согрешил. Меня прости, меня помилуй! На реках вавилонских тамо седохом и плакахом (Пс. 136:1)…

…Главное – наполнить слова (молитвы) значением, содержанием, то есть чувством – духом. Наше дело – внимание посильное, понуждение на молитвенный труд, частота молитвы, прошения; Божие дело – посылать чувство, дух, то есть наполнять слова, души, сердца. «Иже везде сый и вся исполняяй».

…Истинное послушание – послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою не может подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами, потому что порывы их уносят.

…Господь зиждет души верующих в Него скорбями. Всякая скорбь обнаруживает сокровенные страсти в сердце, приводя их в движение.

…Молитва – это стена, ограждение сердца. Его покой и мир. Молитва и сердце должны быть едины, слитны, между ними не должно быть пустоты. Если так, то все крепко, твердо, покойно, мирно. Сердце как бы за крепостною стеною и отражает все нападки врага. Если же образуется брешь в стене, то к сердцу подступают враги. Тогда – боль, тягота сердечная. Надо вытерпеть и Господа попросить о помощи – своими силами ничего не сделаешь.

Молитва преподобному Лаврентию Черниговскому, чудотворцу

О всехвальный отче Лаврентие, приими сие малое моление, от нас грешных тебе приносимое, и призри милостивно с высот небесных на нас, просящих твоего ходатайства у Престола Пресвятыя Троицы, да подаст твоими молитвами мир и благоденствие стране нашей, пастырем силу в молитве, иноком подкрепление на пути совершенства в подвизех смирения и послушания, вдовицам и сиротам заступление, немощным подкрепление, недугующим духом и душею от бесов избавление, больным исцеление, путешествующим Ангела Хранителя. Всем чтущим с любовию память твою, веру искреннюю и непоколебимую. И по преставлении в жизнь вечную приведи нас ко Христу твоими молитвами, да с тобою прославляем Святую Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминает: – Батюшка иногда говорил: «90 лет – Кукши нет. Хоронить-то как будут, быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают»… Скончался, когда ему было около 90 лет. Боясь стечения народа на похоронах, власти потребовали отвезти тело почившего на родину. Наместник обители ответил, что родиной монаха является монастырь. Тогда братии отвели два часа на погребение старца. Cтарец Кукша говорил, чтобы после его кончины верующие приходили на могилку, рассказывали о печалях и нуждах. Всякий, приходящий с верою к месту его земного упокоения, всегда получал утешение, вразумление, облегчение и исцеление от болезни по его богоугодным молитвам и предстательству. – Осенью 1993 года, – вспоминает одна духовная дочь старца, – я пошла к могилке отца Кукши и увидела там много людей, которые приехали из Молдавии. Они рассказали, что одна женщина была тяжело больна желудком. Взяв землю с могилки старца, она приложила ее к животу, заснула. Проснувшись, она почувствовала себя исцеленной. Так же исцелилась раковая больная, семидесятидвухлетняя М., жительница г. Одессы. В 1995 году по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви старец Кукша был причислен к лику святых в чине преподобного.

Тропарь, глас 4

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

Кондак (акафист преподобному Амфилохию), глас 3

Яко веры православной ревнитель и благочестного жития учитель, в болезнях и скорбях изрядный помощник и защититель, перед Господом предстоиши, преподобный Амфилохие, сего ради вопием ти: сохрани обитель, в ней же подвизался еси, и спасай нас молитвами твоими, отче блаженне.

Из воспоминаний Николая Дмитриевича Жученко: – В последнее время, уже после ссылки, жил батюшка Феодосий с послушницами в небольшой хатке, сыро там было, потолки низкие. Батюшка креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Евангелие знал наизусть. Перед смертью старец часто говорил: «Кто будет поминать меня, с тем я всегда рядом буду». В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на епархиальном совете был поднят вопрос об изучении жизни иеросхимонаха Феодосия и о народном почитании его как угодника Божия. Знаменательно, что прославление Кавказского чудотворца случилось в день празднования иконы Иверской Божией Матери. Под покровом Небесной Вратарницы много лет на Афоне подвизался старец Феодосий.

Молитва Преподобному Феодосию

О, преподобне и Богоносне отче Феодосие! Призри на нас, грешных, тебе моление сие приносящих, и умоли о нас Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Богородицу и Приснодеву Марию, во еже избавиться нам исцелением от недугов многоразличных плотских и духовных, и хворей, и порчи, и получити нам от Господа Бога прощения согрешений наших, и стяжати Духа Святаго, Господа Животворящего, во вспоможение брани на супротивныя и залога Царствия Отца нашего Небесного… Создателю и Господу Богу нашему, яко Благ и Человеколюбец еси, поклонимся и воздадим славу, и превознесем Пречестное и Великолепное Имя Его, Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский о молитве.

«Что такое молитва? Это – разговор с Богом. Достойна всякого почитания высокая, не материальная цель молитвы. Самая же высокая молитва это та, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием – как можно ближе придвинуться к Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое. Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви… Господь принимает все прошения человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были, если сердце человеческое радуется и трепещет, предстоя перед лицом Владыки. Все малое делается великим в этом предстоянии. Все несовершенное делается совершенным. Не смущайтесь величиной или ничтожеством ваших прошений, но ищите, прежде всего, не то, что вы хотите просить, а Того, Кого вы хотите просить. Недостойны просьбы лишь тех, которые Господа любят меньше, что ту вещь или дело, о которых они просят. Если же вы любите Господа больше всего, то благословенно всякое прошение ваше, и великое и малое, и всякая просьба ваша исполнится, а та, которая по Божией воле не исполнится, принесет вам большее благо, чем та, которая исполнится. И всегда плод великий остается в нашей душе от молитвы, – мы восходим на небо, к Творцу светов, и падает на наше сердце божественный угль Серафимовой благодати…»


Источник: Православные подвижницы двадцатого столетия : [70 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2008. - 413 с. ISBN 978-5-9946-0013-9

Комментарии для сайта Cackle