С. Девятова

Источник

Бузулукские старицы

Старица Анна

О жизни блаженной старицы Анны Васильевны почти ничего не известно. Христа ради юродивая Анна Васильевна родилась, вероятно, в начале семидесятых годов девятнадцатого века, жила в городе Бузулуке Оренбургской области, умерла в середине пятидесятых годов. Современники называли подвижницу человеком Божиим. Верующие рассказывали, что ее предсказания сбывались, многие прислушивались к ее советам. Приведем несколько свидетельств прозорливости бузулукской старицы.

Из воспоминаний Александры Александровны Рябовой: «Живу я в Бузулуке с 1925 года. В этом городе много было благочестивых христиан и священнослужителей. Хочется мне рассказать про блаженную Анну Васильевну, я помню ее хорошо. Ходила она и ногами ковыряла всегда что-то. Как будто бы что-то искала и наклонялась. Вся грудь у нее была увешана булавками.

Анна Васильевна была прозорливой. Ее часто можно было видеть на базаре. Возле нее всегда толпился народ, и с большим уважением к ней обращались, а она всем отвечала и наставляла. Просили у нее совета и благословения, как надо поступить.

В 1933 году был голод. У нас семья была большая: три сестры и брат, бабушка папина, мама и тетя. А работал один папа. Такой был голод, а папа и мама были очень верующие, много молились и не унывали. А вот один раз, помню, папа говорит: «Ну, завтра мы еще не умрем, ведь у нас есть еще один стакан пшена». А потом скажет нам: «Помолитесь, детки, чтобы Господь послал мне работу за хлеб». Но вот все продали, и остался один дом.

Прислала письмо мамина сестра из города Бийска (они туда уехали из-за голода). Пишет: продавайте дом и приезжайте к нам. Здесь мы сыты, хлеб едим досыта. Папа колебался, но сказал: «Пока не получу благословения от блаженной Анны Васильевны, никуда не поеду».

И вот он пришел на базар, к Анне Васильевне. А она ему навстречу. Он еще не успел ничего произнести, а она и говорит: «Санюрка (так она отца моего называла), не продавай дом. Все скоро поедут в Самару, привезут кирпичики (а хлеб действительно в первый раз начали печь кирпичиками). Максимка всех повезет (это поезд ездил до Самары), и Гришка поедет, и Мишка поедет, а машинист как гукнет так все побегут».

И вскоре, недели через две, стали в Самаре продавать хлеб без карточек. И набирали все хлеб сколько хотели. А вот милиция в Бузулуке стала отбирать хлеб, кто много вез. Тогда договаривались с машинистом поезда, и он возле семафора стал давать сигнал и делать маленькую остановку. Тут некоторые сходили, а другие бросали сумки, а мы, дети, собирали каждый свои. Вот и исполнились ее слова. Машинист гукнет и все побегут. Как мы благодарили ее за совет! Ведь с такой семьей уезжать на другое место очень трудно. И хорошо, что папа послушался ее и не поехали мы, а дома в это время были дешевые, и мы без крова бы остались.

Еще расскажу один случай. Анна Васильевна часто ночевала у одной вдовы, Надежды, а у нее был сын, учился, и его на летние каникулы послали на уборку хлеба в деревню. Вдруг Анна Васильевна такая встревоженная стала и говорит своей хозяйке: «Надя, срочно собирайся и поезжай к своему сыну. А то он собирается жениться, а невесты такие красивые и все в белых халатах». Она поехала, а он лежит в больнице и при ней умер. Она там же его и похоронила.

Анну Васильевну потом посадили и отправили в поселок Партизанский Колтубановского района. Там она и умерла. А я ездила к знакомой бабушке в Партизанск, в Дом престарелых. И там мне показали ее могилку. Ей жильцы этого дома сплели венок и положили на могилу. Этот венок был из живых цветов».

Из воспоминаний р. Б. Анны (поселок Колтубановский): «Блаженная старица Анна Васильевна часто сидела на бузулукском рынке. И ей в подол прохожие клали деньги, конфеты и другие продукты. А через некоторое время она вставала, все падало на землю, и она уходила, ничего не взяв себе.

До войны... пришла я в храм (в г. Бузулуке) на службу. Во время службы чувствую сзади: сквозь толпу прихожан пробирается женщина и на расстоянии вытянутой руки протягивает мне руку. Я в недоумении (я ее тогда не знала). А стоящие рядом прихожане говорят: «Это Анна Васильевна, она прозорливая, подай ей руку». Я подаю ей руку, она потрясла меня за руку и ушла назад на свое место.

Через некоторое время она опять пробирается ко мне и также на расстоянии вытянутой руки протягивает мне руку. Опять потрясла мне руку и опять ушла назад на свое место. Потом третий раз так же сделала. А когда кончилась служба, при выходе из храма на ступеньках она меня опередила и, глядя на меня, стала махать платочком и говорить: «Свадьба, свадьба, а жених-то пьяница, пьяница!» Прошло несколько лет (четыре или пять). В1944 году с фронта вернулся раненый парень, хороший, непьющий. Я вышла за него замуж в 1945 году. А вскоре он начал пить и за десять лет спился и умер. Вот так Анна Васильевна предсказала мне мою судьбу».

Вспоминает раба Божия Ольга (село Алдаркино Бузулукского района): «Однажды в церкви в Бузулуке подошла ко мне Анна Васильевна, погладила меня по спине и говорит: «В среду предали, в пятницу распяли», и отошла. Я спрашиваю мать: «Что это она сказала?» А мать ответила: «Она сказала, чтобы ты в среду и пятницу пост соблюдала».

Когда начался голод (1933–1935 годы), мы с семьей собрались уехать в хорошие места (в Ташкент) в надежде на лучшую жизнь. Приехали в Бузулук и около церкви встретили Анну Васильевну, подошли к ней попросить благословение: «Анна Васильевна, благослови нас переехать в хорошие места».

Анна Васильевна, ничего не сказав, начала разгребать носком ноги землю, и мы увидели в том месте, где она разгребла, очень много денег, а она снова закопала их носком ноги и отошла. Мы бросились разгребать землю в том месте, где она копала, и ничего не нашли, никаких денег там не было. Этим она нам предсказала, что попусту едете, никакой хорошей жизни не найдете. И действительно, мы проездили зря, только свое все поизносили да проели и приехали назад ни с чем».

Вспоминает раба Божия Клавдия (поселок Колтубановский): «Когда мне было лет двенадцать, поехали мы с отцом из села Алдаркино Бузулукского района в Бузулук торговать. На базаре ко мне подошла Анна Васильевна и дает мне целый подол денег серебром. Я не взяла и убежала. А мать мне потом сказала: «Это она тебе слезы давала». И действительно, я всю жизнь слезы лила: муж погиб на войне, одна растила дочку...

Когда в 1933 году начали людей насильно загонять в колхозы, за Анной Васильевной толпами бегали люди и спрашивали: «Как быть, что делать?» А она кричала: «Глядите, глядите, правда-то в небеса ушла!» И среди белого дня (в обед) по небу летела звезда. И все видели эту звезду: все ближайшие деревни и города одновременно. И действительно, правда с земли ушла с того времени...

Однажды она лежала в больнице в Бузулуке с женщиной по имени Евдокия. Эта Евдокия хорошо знала Анну Васильевну и сказала, что Анна Васильевна хранила у нее свой смертный узелок. Анна Васильевна сказала Евдокии: «Евдокия, если со мной что случится, принесешь мне смертный узелок». Евдокия спросила: «А как я узнаю?»

И вот однажды к Евдокии в окно постучали, и какой-то человек сказал: «Неси Анне Васильевне смертный узелок с одеждой». Евдокия вышла никого нет, и она поняла, что Анна Васильевна умерла. Она взяла узел и пошла в село Партизанское (в двенадцати километрах от Колтубанки). Там был дом для беспризорных, для престарелых и умственно отсталых. Блаженную НКВДшники выловили в Бузулуке и отправили в этот дом.

Евдокия с узелком долго добиралась до Партизанского, и когда пришла, Анну Васильевну уже закопали. Евдокия с узелком опоздала».

Старица Вера Гуреева (1901–1968)

Прозорливая старица блаженная Вера (Вера Леонтьевна Гуреева) родилась 1901 году в городе Бузулук. Известно, что блаженная Вера общалась с известной блаженной Анной Васильевной. В годы безверия блаженную Веру несколько раз помещали в психиатрическую больницу, представителей власти пугало всевозрастающее в народе почитание подвижницы.

По свидетельству современников, блаженная Вера появилась в Самаре в Покровском соборе и в Петропавловской церкви. Многие верующие обращались к ней за духовным советом и молитвенной помощью.

Из воспоминаний Анны Ивановны Федотовой: «В 1957 году, по промыслу Божьему, мне довелось познакомиться с Верой. В то время мой муж находился в больнице, что возле Покровского собора. Навещая мужа через день, по пути я заходила в церковь: грешники мы горе нас лечит. Муж мой скончался, и я после похорон стала бывать в Божием храме почаще. Однажды стояла я возле свечной лавки, задумавшись, а в это время в храм внесли гроб. Тогда я очень боялась гробов и покойников. Уже собралась уходить, как подходит ко мне Вера-молитвенница, берет за руку и ведет прямо к гробу. «Не бойся, говорит, святая она». Я посмотрела и правда, бабулька-покойница, словно невеста Христова, лежит в белом саване, с иконочкой и цветочками алыми на груди. «Дотронься до нее, настоятельно советует Вера, и не будешь бояться». Я послушалась и после этого случая покойников не боюсь, люди праведные во гробе такие красивые! Во временной жизни такой красоты не бывает. А грешники, наоборот, безобразны.

Когда я познакомилась с Верой поближе, то узнала, что она часто носила у себя на спине иконку целителя Пантелеймона (закрепляла ее на веревке и закидывала за плечи). Однажды Вера настояла на том, чтобы я купила себе в церкви точно такой же образ. По мирской суетности я немного расстроилась: денег, мол, на жизнь не хватает. Но икону все-таки купила. И через некоторое время удивилась прозорливости Веры. Дело было так: поранив молотком палец, я никак не могла остановить кровь, боль была нестерпимая. Долго я металась по квартире, пока в голову не пришла мысль приложить окровавленный палец к бумажной иконе целителя Пантелеймона. Той самой, что была куплена по настоянию Веры. Кровь тут же забрызгала всю икону. А через мгновение случилось невероятное боль бесследно исчезла, кровотечение прекратилось. Но что самое удивительное бумажная икона св. Пантелеймона, пропитанная кровью, тут же вся обновилась, даже капельки крови на ней не осталось. Все это вместе со мной видел мой сын. Эта икона до сих пор хранится в моей квартире.

А вот еще случай. Как-то после вечерни подходит ко мне Вера и говорит: «Ты домой пока не спеши». Я, уже собравшаяся было уезжать, остановилась. Вера куда-то ушла. Я жду. Проходит больше часа, я волнуюсь жила я в Чапаевске, а время уже позднее. Тут появляется Вера-молитвенница и произносит: «А теперь поезжай. Я за тебя молиться буду». Рассердилась я на себя, что так долго ждала, и побежала на вокзал. Еле успела на последнюю электричку.

В Чапаевск я приехала далеко за полночь. Иду, а сердце в груди вот-вот от страха разорвется. И тут случилось чудо: словно вспыхнуло все надо мной, как будто мощный прожектор зажегся. И тогда я вспомнила слова Веры-молитвенницы: «Я молиться за тебя буду». Дошла до дома, и света не стало.

В то время, после смерти супруга, я терпела очень много искушений от мужчин. Однажды Вера заметила, что искушения очень опасны, и обещала молиться, чтобы Господь уберег меня от падения. После ее обещания я вернулась из храма домой и удивилась большим переменам: все те, кто буквально не давал мне прохода, кто бесстыдно приставал и навязывался в сожители, вдруг в одночасье стали ко мне равнодушны. Они перестали смотреть на меня с любострастием. Поначалу меня это даже испугало – я была еще молода; но скоро я поняла, что спасать душу от искушений этого мира так удобнее.

Еще случай прозорливости Веры. Надумала я как-то вместе с семьей переехать в г. Донецк. Перед тем как отправиться в железнодорожные кассы, решила сходить в Божий храм попросить у Веры Леонтьевны совета по поводу переезда. Пришла я в Покровский собор, а сидящие на лавочках дедушки Павел и Александр говорят, что Вера-молитвенница заболела и в церковь не ходит. Вышла я из храма и пошла в билетные кассы. Шла я по улице Ленинградской и только повернула на ул. Куйбышева, как наткнулась на Веру. «Искала меня?» спросила Вера. Я от изумления молчу, a Bepa продолжает: «Поезжай в свой Донецк без семьи. Господь тебя вразумит».

Ослушаться Веру я не решилась и в Донецк поехала без семьи. А там у меня ни с того ни с сего разболелись ноги, поднялось давление, дышать стало трудно. Через несколько дней, дивясь прозорливости Веры Леонтьевны, я вернулась в Самару».

Из воспоминаний рабы Божией Е.: «Каждый день я подавала записочки за родителей. Один раз... не подала. «Что ты нас сегодня оставила без хлеба?» во сне спросили меня родители. А после этого случая подошла ко мне Вера, дала кутью и говорит: «Как тебя Господь вразумил подавать, так и подавай».

Или еще: решила я как-то уйти из храма до завершения литургии. Причина была уважительная сильно болела моя мама, жившая в деревне, и нужно было отправить ей посылку. Выходя из церкви, я столкнулась с Верой-молитвенницей. «Куда это ты уходишь до конца службы?» потянула она меня за рукав. Я рассказала ей про больную маму и про посылку. Вера ответила: «Не отправляй посылку, скоро сама к ней поедешь». И точно: не прошло и недели, как я получила известие о смерти мамы и поехала на похороны».

Из воспоминаний прихожанки Покровского собора Галины: «Вошла я в ограду (собора). День был солнечный, теплый. Смотрю на левой стороне, на голубой лавочке сидит Вера-молитвенница. Я до этого никогда ее не видела, ничего не знала о ней. Подойдя ней, я спросила: «Бабушка, сегодня будут причащать?» – «Как же не будут? Каждый день причащают», ответила Вера.

Я уже хотела уходить, но Вера не отпустила: «Куда торопишься? Посиди со мной». Я села. А Вера-молитвенница запела: «Ты посмотри: Ka­nne птички! Какие деревья! Мы сидим с тобой, как в раю. Посмотри, какой чудесный храм!» И указала на Покровский собор. Я встала и опять собралась уходить, но она взяла меня за руку и усадила на место. Потом вынула из кармана помянник с карандашом и дала мне. Помянник был весь исписан, свободного места, очень мало, а Вера просит писать, ничего не пропуская: «Дух Святый, исцели меня и научи свято жить».

Я ей говорю: «Где же писать? Нет места». А Вера опять свое: «Ты напиши, ничего не пропусти».

Когда, наконец, я написала, то подумала как же плохо я написала! Расстроилась. А Вера-молитвенница мысли мои тут же провидела: «Что же ты плохо написала?»

Накануне кончины Веры-молитвенницы прихожу я в храм. Вижу стоит Вера в коротком-коротком платье. Рукава длинные и широкие, а само платье очень короткое. Подумалось тогда: «Как в притче о близкой смерти». А Вера словно услышала мои мысли и говорит: «Скоро поеду в Иерусалим. Давайте деньги». Через три недели она отошла ко Господу. А в день кончины Вера сидела с нами в ограде храма. Времени было восемь часов вечера, и сторож попросил нас уходить. Мы пошли домой к Клавдии Васильевне. По дороге Вера отстала от нас. Когда мы вошли в дом, в дверь постучали: пришла духовная дочь Веры, Валентина Павловна, у которой последнее время жила Вера-молитвенница. Валентина Павловна принесла с собой пирожков, и мы сели ужинать. Вдруг к окну подошла Вера и стала звать свою послушницу: «Валентина Павловна! Валентина Павловна! Идем домой». Духовная дочь Веры удивилась: «Что она в дом не заходит?» Но все вышла на улицу, и они с молитвенницей пошли домой.

После полуночи дочь Валентины Павловны постучала в окно Клавдии Васильевны и сообщила о кончине Веры-молитвенницы. Блаженная Вера-молитвенница умерла 26 мая 1968 года. Кончина, как вся ее жизнь, была удивительна. Обычно Вера причащалась по субботам, но в последний раз подошла Святой Чаше на день раньше. «Почему ты причащаешься сегодня?» спросили ее прихожане храма. – «В субботу меня с вами не будет», ответила Вера. – «А где же ты будешь?» удивились знавшие ее. «В Небесном Иерусалиме».

На следующий день Вера сказала близким ей людям: «Надо успеть до двенадцати ночи». Затем она попросила ее искупать и одеть в чистое платье.

Ровно в полночь Вера сама легла кровать, попросила дать ей свечу и, широко улыбнувшись, мирно почила. При виде такой блаженной кончины все почитатели Веры плакали от умиления».


Источник: Православные подвижницы двадцатого столетия: [70 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. - Москва: Артос-Медиа, 2009. - 410 С. ISBN 978-5-9946-0013-9

Комментарии для сайта Cackle