А.В. Бугаевский

Источник

Е. И. Серебрякова. Цикл миниатюр Лицевого летописного свода о принесении в Москву чудотворной великорецкой иконы святителя Николы Великорецкого

В последние десятилетия появился ряд работ, свидетельствующих о постоянном интересе исследователей к темам, связанным с почитанием образа св. Николы Великорецкого. Выявляются и изучаются многочисленные списки чудотворной иконы, их художественные особенности и варианты иконографии.755 Особо отмечается значение прибытия образа св. Николы из Вятки в Москву летом 1555 г. в контексте истории строительства девятипрестольного каменного храма Покрова Пресвятой Богродицы «о Казанской победе»;756 прослеживается связь этого события с установлением в Москве празднования Рождества свт. Николая.757 Много внимания уделено Великорецкой иконе в статье архим. Макария (Веретенникова) о почитании свт. Николая всероссийским митрополитом Макарием.758 В ряду других икон свт. Николая упомянут Великорецкий образ и в работе Э.С. Смирновой, посвященной теме собирания и прославления древних святынь в столице Русского государства в XVI в.759

Все вышеупомянутые работы так или иначе используют как непосредственный источник о событиях лета 1555 г. известный текст Никоновской летописи, процитированный в свое время еще Н.М. Карамзиным и давно опубликованный в ПСРЛ.760 Именно этот достаточно лаконичный, но информационно емкий летописный фрагмент позволяет судить о прибытии из Вятки в Москву чудотворного образа св. Николы как о давно ожидаемом и тщательно подготовленном торжественном празднестве, своеобразной кульминации текущего года. Такое впечатление поддерживает отмеченная историками концентрация других важных церковно – государственных мероприятий «вокруг» данного события. Как о самом главном из них летопись сообщает о соборном учреждении Казанской архиепископии и поставлении первого Казанского архиепископа Гурия.761

В последнем томе Лицевого летописного свода Ивана Грозного (далее – ЛЛС), т. н. «Никоновской летописи с рисунками», хранящейся в ОР ГИМ (Син. 962),762 рассматриваемый текст, который в издании ПСРЛ занимает всего около страницы, расположен на 19 страницах и проиллюстрирован 18 миниатюрами. Как убедительно доказано исследованиями А.А. Амосова, работу над заключительными частями ЛЛС следует датировать 2 – й половиной 70 – х – началом 80 – х годов XVI в.763 Таким образом, рукопись Син. 962 – это один из самых ранних и, безусловно, самый полный изобразительный источник, наглядно воссоздающий весь «чин» встречи чудотворной иконы св. Николы Великорецкого. Миниатюры воспринимаются как впечатляющая пространственно – временная картина, «развернутая» художником из скупой словесной основы.

В «Никоновской летописи с рисунками» всего 626 листов и 1125 миниатюр (известно, что в XVII в. этот том находился в библиотеке московских государей и его рисунки были раскрашены тогда же).764 Повествование о Николе Великорецком занимает в общем объеме рукописи совсем небольшое место, но является самостоятельным «микроциклом», имеющим свое начало и завершение. Само количество миниатюр, иллюстрирующих небольшой летописный рассказ, как кажется, свидетельствует об определенных целях создателей этой части свода. По единодушному мнению всех исследователей ЛЛС, его миниатюры обладают огромным информационным потенциалом; наиболее полно эти свойства проанализированы в капитальном труде А.А. Амосова, где разработаны методы дешифровки символического языка графики и цвета иллюстраций ЛЛС и извлечения из его «кодов» материальных и духовных реалий.765 Для нас особенно важно последнее, поскольку именно этот условный язык, оперирующий емкими изобразительными формулами, выработанными богатейшей традицией восточнохристианской цивилизации, должен был донести до сознания читателя летописи (а именно – самого царя и его детей) и восстановить в нем, при лаконичности текста, определенное эмоциональное переживание прошлого, его возвышенно – идеальный образ. Весь художественный строй живописного рассказа о принесении в Москву летом 1555 г. иконы св. Николы Великорецкого живо передает атмосферу духовного ликования участников и свидетелей этого события.

Нам представляется важным дать описание миниатюр цикла о Николе Великорецком в ЛЛС во взаимосвязи с текстом, с анализом их композиций, способов раскрытия смысловых акцентов летописного рассказа и возможного отражения других повествовательных источников.766

Л. 174 об. Миниатюра размещена в верхней половине листа, над текстом в 11 строк (заглавие киноварью): «О приходе cвященников с Вяткы и лутчших людей. Того же году приходили священники с Вяткы и лутчие люди земские государю о том челом бити и вспоминати что на Вятке образ Николы чюдотворца велие чудеса творит да от многих лет не поделывай и горела многажды церковь, а образ невредимо пребысть, чтобы государь велел обновить. И государь велел священникам с Вяткы со образом в судех быти». «Чтение» миниатюры начинается с правого верхнего угла, где изображен наполовину скрытый «горкой» город (Вятка) – набор условных архитектурных форм: стена, островерхая башня, свод, луковичный церковный купол. Ниже на фоне той же «горки» – группа всадников, едущих налево, по направлению к Москве. Фигуры всадников наполовину скрыты расположенными ниже зданиями «града» Москвы, где разворачивается главный сюжет миниатюры: прием царем Иваном Васильевичем посланцев с Вятки. Действие происходит во дворце, интерьер которого обозначен открытым арочным проемом, двускатной кровлей, ступенями под островерхой башней. Знак того, что все это внутри Кремля, – стена с башнями, охватывающая композицию снизу. Царь Иван в зубчатом венце сидит на скамье с подушкой, жест его рук означает повеление. Рядом с ним – ближний боярин, его жест в точности повторяет жест царя. Перед троном – группа священников и «лучших людей» с жестами прошения и повиновения приказу.

Л. 175. Миниатюра занимает верхнюю половину листа, над текстом в 6 строк: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город». Композиция миниатюры строится как панорама, разворачивающаяся сверху вниз, следуя течению трех рек, упомянутых в тексте, – Вятки, впадающей в Каму, и Камы, впадающей в Волгу. Судно с образом св. Николы Великорецкого и сопровождающими его священниками изображено трижды, в соответствии с названными городами: Вяткой, Казанью и Свияжском, которые также изображены в виде набора условных архитектурных форм – башен, стен, куполов, с условными «толпами» встречающего икону народа.

Л. 175 об. Миниатюра расположена в верхней части листа над текстом в 6 строк: «И на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх» (надо отметить, что здесь текст сведен колофоном, как бы заканчивая первый этап путешествия иконы). Композиция почти аналогична предыдущей. Ее панорамное построение также следует течению рек – Оки и Москвы; изображены два города: на устье Оки – Нижний Новгород, на устье Москвы – Коломна.

Кажется примечательным, что этот краткий текст о «ходе» св. Николы по рекам составители сочли нужным разбить на два отрезка – видимо, для того, чтобы зримо отразить обширность пространств, освящаемых шествием чудотворного образа. В двух миниатюрах, одинаковых по структуре композиции, можно отметить убедительность топографических реалий (местоположение городов у слияния рек).

Л. 176. Миниатюра занимает верхнюю половину листа над текстом в 8 строк (заглавие киноварью): «О принесении образа чюдотворца Николы Великорецкого. Того же лета июня в 29 [день], в субботу святых апостол Петра и Павла, принесен бысть образ святого великого чюдотворца Николы от Вятцких сел Великоречиа в царствующий град Москву. И царь великий государь послал брата своего князя Юрья Васильевича, а велел встретити (текст переходит на л. 176 об. – Е.С.) у монастыря святого Николы на Угреши у судна на реке на Москве образ святого чюдотворца Николы».

Возрастающая торжественность шествия иконы отмечена киноварным заглавием, возвещающим следующий этап повествования. Действие, запечатленное на миниатюре, читается с верхнего левого угла: 1) внутри «града» Кремля на фоне царских палат государь Иван Васильевич посылает своего брата великого князя Юрия Васильевича на встречу иконы; 2)Юрий Васильевич со свитой выезжает на конях из врат «града» Москвы. Эти две сцены в верхней части миниатюры отделены «горками» от главной, разворачивающейся ниже, на первом плане; 3) внизу река Москва, на ней пустой корабль, справа на берегу перед зданиями Угрешского монастыря (стены, башни, одноглавый собор, ворота) стоит группа вятских священников с образом Николы; слева навстречу им подходит пеший великий князь Юрий Васильевич со свитою.

Л. 176 об. Миниатюра расположена под концовкой предыдущего текста в 3 строки (см. выше) и перед началом следующего фрагмента в 7 строк: «Егда же принесен бысть образ святого чюдотворца Николы близ царствующего града Москвы на Симанове и встрете его великий самодержец Иван Васильевич с великою верою и со многим желанием (далее зачеркнуто. – Е.С.) за Новым городом». Текст сведен колофоном, что подчеркивает завершенность этого эпизода в возрастающей по важности иерархии встреч иконы (в данном случае – высшей светской властью в лице братьев, великого князя Юрия и царя Ивана Васильевичей). Композиция читается с верхнего левого угла: 1) царь Иван Васильевич выезжает со свитой на конях из «града»Кремля и из «града» Москвы (дважды повторен проем городских ворот); 2) внизу на первом плане происходит встреча образа: справа налево движется шествие, возглавляемое иконой св. Николы на руках вятских священников, за ними следует пеший великий князь Юрий со свитой; навстречу иконе слева подходит сам царь Иван Васильевич, пеший, протягивая руки в молении, за ним многочисленная группа бояр. Все происходит на фоне зданий Симонова монастыря – стен, башен, куполов.

В тексте прослеживается «столкновение» разных версий топографии этапов встречи иконы: первоначально бывшее в полууставном тексте «за Новым городом» – зачеркнуто, т. е. внесено уточнение редактора об «удлинении» пути царя навстречу иконе св. Николы.

Л. 177. Миниатюра расположена в верхней части листа над текстом в 6 строк: «А со кресты владыкы встретоша образ святого чюдотворца Николы у Яузского мосту». Текст сведен колофоном, отражая вновь законченный иерархически эпизод встречи – теперь уже высшим духовенством. Композиция содержит единственный сюжет. Внизу река Москва, в нее, деля композицию по вертикали, впадает узкая речка Яуза. Через Яузу перекинут дугой деревянный мост на обрешеченных устоях. Встреча происходит непосредственно на мосту: справа – шествие с иконой, несомой священниками, за ней следует царь Иван, за ним – Юрий, далее обширная свита. Слева навстречу идет многочисленная группа владык, как бы все еще тянущаяся из врат «града», впереди – духовное лицо в фелони, с непокрытой головой, за ним духовенство в митрах, над ними на древках – выносная оплечная икона Спаса, процессионный крест, хоругвь с Голгофским крестом. Стоящий впереди владыка касается руками иконы, как бы перенимая ее у вятских священников.

Л. 177 об. Миниатюра в верхней части листа, над текстом в 6 строк: «А митрополит встретил (далее зачеркнуто. – Е.С.) близ Флоровских врат у Троицы на рве со кресты ж (приписка. – Е.С.) за Новым городом». Текст так же сведен колофоном, знаменуя торжественный этап встречи. Изображен единственный сюжет – встреча иконы св. Николы Великорецкого митрополитом Макарием. Справа возглавляют шествие двое владык, поддерживающих икону; за ними следуют царь Иван, великий князь Юрий, свита светских и духовных лиц. Слева навстречу иконе шествует митрополит Макарий, в митре, саккосе и омофоре, с кадилом в руках. За ним следуют диакон – хоругвеносец и далее многочисленное духовенство. Интересно архитектурно – топографическое окружение сцены: внизу композицию охватывает городская стена с башнями, над ней, судя по всему, часть посада. Выше следует некая пространственная цезура в виде горки, и уже за ней в окружении нескольких зданий – «град Кремль» с мостом, ведущим в проем Фроловских врат. Возникает вопрос, что здесь проиллюстрировано: написанное первоначально полууставом «...близ Флоровских врат у Троицы на рве со кресты», впоследствии зачеркнутое, или приписанное скорописью редактора «за Новым городом». Т. е., по уточнениям редактора, который либо пользовался другим текстом, либо руководствовался воспоминаниями очевидцев и участников (возможно, собственными), вновь «удлинен» путь, который проходил из Кремля навстречу чудотворной иконе св. Николы московский первосвятитель Макарий, а затем сопровождал ее в Кремль. Это важно по отношению к маленькой одноглавой церкви, видной за группой духовенства, сопровождающего митрополита Макария: изобразил ли здесь художник, следуя первоначальному тексту, церковь Троицу «на рву», предшественницу Покровского собора, или ее можно трактовать как церковь Всех святых на Кулишках, что соответствовало бы другим известным версиям текста о принесении в Москву Великорецкой иконы св. Николы, а именно – из дополнения 3 – й редакции Жития св. митрополита Московского Ионы, где говорится, что митрополит Макарий встретил икону св. Николы действительно «за Новым городом на Кулишках».767

Л. 178. Миниатюра в верхней половине листа над текстом в 7 строк: «И поиде митрополит со кресты и образ святого чудтворца Николы чудотворный понесоша в град» (текст сведен колофоном). В нижней части миниатюры – городские стены, обозначение того, что действие совершается уже внутри Нового города (Китая). Шествие движется справа налево, к проему Фроловских ворот в стене Кремля. Кремль показан укрупненно, приближенно, за его стенами главное место занимает пятикупольный Успенский собор, за ним – верхи царских палат. Начинает шествие стоящий в воротах обернувшийся юноша в стихаре – диакон, возможно, возглавляющий хор. За ним следует икона св. Николы на воздетых руках владык, далее – митрополит Макарий, духовенство, царь Иван и великий князь Юрий, свита. Над шествием – хоругвь с Голгофским крестом, выносная икона Спаса. Шествие как бы обретает полноту перед кульминацией.

Л. 178 об. Миниатюра в верхней половине листа над текстом в 8 строк: «И поставиша в соборной церкви Пречистыа Честнаго и славнаго Ея Успения царствующаго града Москвы против митрополичиа места.

Идущу же образу святого великого чудотворца Николы от Вятцких мест Камою и Волгою и Окою и Москвою многа исцеления быша с верою приходящим всякими (переход на л. 179. – Е.С.) болезньми одержимыя по обоим странам рек, верным и неверным, многа исцеления быша приходящим. И на посаде царствующаго града Москвы и в церкви бесчисленное исцеление приемлюще от образа святого чудотворца Николы, больнии, слепии и хромыи и всякими болезньми одержими». Изображена кульминация события – поставление иконы в Успенском соборе. Внизу композиция ограничена кремлевской стеной, за ней крупно – пятиглавый Успенский собор, но изображен уже его интерьер. Икона св. Николы помещена рядом с палладиумом Русского государства – иконой Владимирской Богоматери, их объединяет одна подвесная пелена. Напротив, на митрополичьем месте в виде килевидного портика на витых колонках, стоит митрополит Макарий, простирая руки в молении к иконам. За митрополичьим местом изображено царское место в виде теремка с тройным килевидным завершением, также на витых колонках, где стоят Иван и Юрий Васильевичи. Перед иконой св. Николы с двух сторон – толпы стоящего и коленопреклоненного народа, светских и духовных лиц. Здесь явно чувствуется знание художником дополнительных источников о происходящем: это относится к изображению царского места и иконы Владимирской Богоматери, которые упоминаются в 3 – й редакции Жития митрополита Ионы. Возиожно, повтор в тексте формулировок об исцелениях указывает на механическое соединение двух версий.

Л. 179. Миниатюра расположена в середине листа, под концом предыдущего текста (8 строк, см. выше) и над текстом в 3 строки: «И во утрия день в неделю в церкви Пречистыа быша неоскудныя чюдеса от образа великого чюдотворца Николы, и от Петра (текст переходит на л. 179 об. – Е.С.) чюдотворца всея Русии и митрополита Ионы, и по вся дни быша исцелениа от образа великого чюдотворца Николы». На миниатюре показаны события, происходящие в Успенском соборе на следующий день, в воскресенье 30 июня в центре интерьера – икона свт. Николы под средней закомарой Успенского собора, над престолом. Перед ней, на первом плане миниатюры, крупно – раки московских первосвятителей, митрополитов Петра и Ионы (свт. Петр – в белом клобуке, свт. Иона – в митре). Перед иконой происходит служба – справа стоит священник с раскрытым Евангелием. По обеим сторонам иконы – толпы стоящих и коленопреклоненных молящихся, слева на заднем плане – женщины. Это похоже на намек о чуде со слепой женой, исцелившейся от гроба митрополита Ионы во время приноса Николы Великорецкого в Успенский собор, из Жития митрополита Ионы, которое помещено в Степенной книге в 14 – й степени.768

Л. 179 об. Миниатюра расположена посреди листа, под концом предыдущего текста (3 строки, см. выше) и над текстом в 7 строк: «И обновлял образ Николы чюдотворца сам Макарей митрополит, бе бо иконному писанию навычен, а с ним Андрей протопоп Благовещенской, со многим желанием, и верою, и постом и молитвою. От образа ж его наипаче чюдотворение с верою просящим (переход текста нал. 180. – Е.С.) преизобилует. И много образов с него пишуще мерою и подобием и ото всех чудотворениа быша многым верным». На миниатюре изображены два сюжета: 1) на первом плане, крупно, показана работа митрополита Макария как иконописца, поновляющего чудотворную икону, – он находится слева, в клобуке и мантии, и касается иконы кистью. Справа – протопоп Андрей (будущий митрополит Афанасий) поддерживает икону, помогая митрополиту; 2) выше, за кровлями митрополичьих палат, изображена мастерская иконописца, пишущего копию иконы св. Николы «мерою и подобием».

Л. 180. Миниатюра в середине листа, между концом предыдущего текста (4 строки, см. выше) и над текстом в 5 строк(заглавие киноварью): «О заложении церкви каменной Покрова Пресвятей Богородицы. Того же месяца благоверный и христолюбивый царь и великий государь велел заложити церковь каменну Покров Пресвятыя Богородицы о девяти верхех который (переход текста на л. 180 об. – Е. С.) был прежде древян о Казанском взятии у Фроловских ворот надо рвом придел к той же церкви Живоначальной Троицы надо рвом Николу чудотворца Вятцкого. А преже сего за два годы заложена бысть едина Троица и царь велел прибавити к той же церкви Покров Пречистей и приделы». Вверху царь отдает приказ о построении церкви, ниже 10 мастеров со строительными мастерками, мерилами, связками кирпича на спине окружают гранные основания столпов – престолов. Это одна из двух знаменитых миниатюр с закладкой каменного девятипрестольного собора Покрова Богородицы на Рву (вторая находится в Син. 962 на л. 166, сразу после сообщения о поставлении Гурия в архиепископы Казанские. Там речь идет о поставлении именно деревянной церкви Покрова («...которой был прежде древян...»), но художники изобразили сцену закладки каменного многопрестольного собора).

Важность этого этапа в прославлении иконы свт. Николы Великорецкого подчеркнута киноварным заглавием. Не исключено существование какой – то тонкой умозрительной связи между 9 – частностью чудотворной иконы свт. Николы Великорецкого (центральный образ в окружении 8 равновеликих клейм) и центрической композицией 9 – престольного собора «о Казанской победе».

Л. 180 об. Миниатюра расположена посреди листа, под концом предыдущего текста (8 строк, см. выше) и перед текстом в 3 строки (заглавие киноварью): «О поставлении церкви древяной Николы Вятцкого. Того же месяца велел поставити благоверный царь великий (переход текста нал. 181. – Е. С.) государь Иван Васильевич всея Русии с великою верою и со многим желанием повеле поставити церковь древяну святого чудотворца Николы Вятцкого и с его образа таков же образ написати». На миниатюре изображены 3 сюжета: 1) слева царь Иван Васильевич, стоя перед царскими палатами, отдает приказ о поставлении церкви св. Николы; 2) справа мастера с топорами в руках «ставят» одноглавую «клетскую» церковь; 3) выше, в палатах, два иконника пишут новый образ св. Николы. Важность этапа подчеркнута киноварным заглавием.

Л. 181. Миниатюра расположена в середине листа, под концом предыдущего текста (6 строк, см. выше) и перед текстом в 4 строки: «И новонаписанный образ святого чудотворца Николы поставили в новопоставленном храме у Покрова Святей Богородицы надо рвом и свяща ю митрополит (переход на л. 181 об. – Е.С.) Макарий со всем собором русския митрополия месяца июлиа 29 в понедельник. Бе же на освящении том благоверный царь Иван Васильевич и с братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и множество бояр, и народов. Милостивый Бог показует милость свою на людех чюдотворным образом святого Николы угодника своего, быша исцеления многа в той день, и последи великия чудеса, и от новонаписаннаго образа чудотворцева слепым прозрение даровася и хромым хождение и разлабленым устребление и всяким недугом исцеление быша неоскудно приходящим с верою». На миниатюре изображено заключительное событие повествования – освящение новопоставленного деревянного храма св. Николы Великорецкого в понедельник 29 июля – ровно через месяц после принесения в Москву чудотворного образа. Службу совершает митрополит Макарий, присутствуют царь Иван и великий князь Юрий. Интересно, что здесь Покровский собор изображен уже как завершенный каменный девятистолпный храм, а придельная церковь Николы Великорецкого (показанная топографически правильно, как южный престол собора) также изображена в форме увенчанной кокошниками одноглавой каменной церкви, а не «клетской» деревянной. Текст нал. 181 об. сведен колофоном.

Известно, что во ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора к Николе Вели корецкому «на рву», и приурочен он был именно к 29 июля – Рождеству свт. Николая Мирликийского.769 Установление в Москве празднования Рождества свт. Николая, которое восходит к традиции, существовавшей в XVI в. в Новгороде,770 очевидно, является инициативой митрополита Макария. Возможно, все литургические действа, запечатленные на миниатюре об освящении церкви Николы Великорецкого, также в какой – то степени отражают реалии уже ставшего привычным крестного хода 29 июля, по аналогии с тем, как Покровский собор на миниатюре дан в своем завершенном виде, т. е. таким, каким его видели художники ЛЛС, работавшие в 70 – е годы XVI в. Отметим, что в Уставе московского Успенского собора, вложенном туда предшественником Макария митрополитом Иоасафом (рукопись нач. XVI в., ГИМ. Усп. 23 бум.771), на листе к службам 29 июля на нижнем поле имеется приписка скорописью 2 – й пол. XVI в.: «В той же день уставися праздник Рождество святаго и великого чюдотворца Николы и хожение со кресты к Николе иже на рве».

Помимо миниатюр о принесении в Москву иконы св. Николы Великорецкого в Син. 962 как отдельный маленький цикл среди событий 1556 г. изображено и возвращение чудотворной иконы св. Николы Великорецкого обратно в Вятку.

Л. 258. Миниатюра занимает середину листа, под концовкой предыдущего текста (4 строки), над текстом (заглавие киноварью): «О отпущении образа Николы чудотворца Великорецкого. Того же месяца в 3 день. Отпущен образ на Вятку Николы Великорецкого обновлен, а обновлял его и починивал митрополит сам Макарей всея Русии да Ондрей протопоп Благовещенской. Иконному (переход текста нал. 258 об. – Е.С.) бо писанию митрополит и Андрей научени сей хитрости. И украсиша его златом и жемчюгом и камением многоценным, а провожал его царь и великий князь и со своею царицею и со своим сыном царевичем Иваном и митрополит и князь Юрьи Васильевич и со своею княгинею и бояре и вельможи и множество народа». На первом плане – торжественное шествие, идущее слева направо: впереди группа светской знати, за ними священник в мантии несет образ свт. Николы, обернувшись к следующему за ним митрополиту Макакию. За митрополитом следует духовенство, несущее хоругвь и прецессионный крест, далее группа царского семейства: царь Иван, царица Анастасия, царевич Иван Иванович – все в царских венцах. За Анастасией следуют боярыни. Процессия помещена на фоне «града Кремля», но справа – горка с кустом, а за нею – маленькая одноглавая церковь как обозначение дальней окраины Москвы, куда направляется шествие.

Л. 258 об. Миниатюра занимает нижнюю половину листа, под концом предыдущего текста (4 строки). Изображена обедня в церкви Пресвятой Богородицы в Ямах, на окраине Москвы (фон – горки с деревьями). Показан интерьер церкви: изображен престол, на нем образ св. Николы и сосуды. У престола действует митрополит Макарий в митре и крещатом омофоре, за ним – духовенство. Справа – коленопреклоненный народ, слева – царское семейство. На фоне слева – «град Москва», окруженный стенами, как бы в некотором отдалении.

Л. 259. Данная миниатюра отражает реалии текста на л. 259: «Царь и великий князь и царица его и царевич Иван проводили до Пречистые до Ям и тут обедни слушали. От светильника же Николы образа чюдеса безпрестани содеяшася, многими болезньми одержимых исцеляше. И оттуды государь отпустя образ светильника Николы чюдотворца с великой честию и любовию, и возвратися во двор свой царской». Миниатюра, расположенная в нижней половине листа, под большей частью приведенного выше текста и над его последней строкой «и возвратися во двор свой царской», иллюстрирует именно эти слова о возвращении царского семейства в Кремль. На первом плане шествие направляется справа налево: впереди маленький царевич Иван, за ним царь и царица, боярыни, свита. Перед шествием изображена стена Кремля с широким черным проемом ворот. Выше – второй сюжет: в лощине между двух горок икона св. Николы, несомая на покровенных руках священником, продолжает движение направо. За горкой видны кровли села Ростокина.

Л. 259 об. Миниатюра расположена в верхней половине листа над текстом: «А князь Юрий Васильевич провожал образ до Ростокина. И отпущен образ к Вятке на Устюг, и многая милость от образа Николина изливашеся по градом и по селом». На миниатюре внизу изображена река Москва, на ее берегу происходит окончательное прощание с образом св. Николы, который держат священники, а перед ним – великий князь Юрий Васильевич. И выше показано, как образ св. Николы удаляется в глубь русской земли: он дважды повторен, несомый священниками, между горками, «в градах и селах», упомянутых в тексте. В крайнем правом углу – главка церкви, возможно, как символ упомянутого в тексте Устюга либо конечного пункта возврата – Вятки.

События, происшедшие в Москве летом 1555 г., нашли отражение в новом золотом с чернью окладе, сделанном на чудотворную икону по повелению царя. В черневых клеймах вокруг центрального образа были изображены: в углах – 4 евангелиста, вверху – Св. Троица, внизу – три великих святителя, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, на полях – прп. Макарий Египетский и московские святители – митрополиты Алексий, Петр и Иона.772

Обращает на себя внимание то, что чудотворная Великорецкая икона, представляющая собой образ свт. Николая в окружении восьми клейм Жития, в ЛЛС представлена только как поясное изображение, без клейм. Это может косвенно подтверждать версию об отдельно существующих центральном образе поясного Николы и раме с житийными клеймами.773 Но точно так же изображаются иконы Николы в знаменитом лицевом Житии из собрания Большакова (РГБ. Ф. 37. № 15), созданном, возможно, как часть ЛЛС и украшенном теми же художниками.774 Скорее всего, главным для составителей и иллюстраторов ЛЛС был образ самого чудотворца Николая, а все связанные с ним события лета 1555 г. могли восприниматься в определенном смысле как новые клейма к истории его неиссякающих чудотворений.

Необходимо напомнить, что помимо версии летописной, отраженной в ЛЛС, в 70 – е годы XVI в. уже существовала пространная 3 – я редакция Жития митрополита Ионы, в которой и находится знаменитое подробное повествование о построении Покровского собора с уникальным сообщением о двух зодчих – Барме и Постнике и с трактовкой обретения «лишнего» девятого престола как чуда от принесенной в Москву иконы св. Николы Великорецкого.775 В частности, она находится в мартовском томе Четьих Миней, переписанных в Александровской слободе тогда же, когда там шла работа над ЛЛС.776 Позднее эта часть Жития митрополита Ионы «оторвалась» от него и переписывалась в сборниках как самостоятельное произведение.777

Полнее и торжественнее всего Великорецкий образ был почтен, как нам представляется, именно в Лицевом летописном своде Ивана Грозного, в его миниатюрах, предназначенных царскому благочестивому роду на память о том, что «начало царства» было освящено великой милостью и чудотворениями от древней почитаемой иконы свт. Николая.

* * *

755

См.: Белов С.П. Икона «Никола Великорецкий» 1558 г. из Сольвычегодска // Памятники культуры. Новые открытия (далее – ПКНО). 1987 год. М., 1988. С. 202–206; Белов С.П. Икона Николы Великорецкого середины XVI в. из собрания Вологодского музея // Историко-краеведческий альманах. Вологда, 1994; Маханько М.А. Икона св. Николы Великорецкого в коллекции Амброзиано Венето и почитание чудотворного образа в XVI в. // ПКНО. 1997. М„ 1998. С. 140–251

756

См.: Баталов А.Л. К интерпретации архитектуры собора Покрова на Рву (о границах иконографического метода) // Иконография архитектуры. М., 1990. С. 15–38; Он же. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении «лишнего» престола // Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 51–64.

757

См.: Саенкова Е. М. Сцены детства в житийных иконах святителя Николая и праздник его рождества 29 июля // Искусство христианского мира. Вып. 6. М„ 2002. С. 81–88.

758

Макарий (Веретенников), архим. Всероссийский Митрополит Макарий – почитатель святителя Николая Мирликийского // Московский митрополит Макарий и его время. М., 1996. С. 165–174.

759

Смирнова Э. С. Культ икон св. Николая Мирликийского (соперничество Москвы и Новгорода) //Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья. XVI век.

760

См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1817. Т. 8. С. 596, прим. 587; Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. XIII. СПб., 1904. С. 253–254.

761

ПСРЛ. Т. XIII. 1904. С. 250; Макарий (Веретенников), архим. Всероссийский митрополит Макарий и его время. М., 2002. С. 141–142, 147, 170–172.

762

См.: Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В. Горского и К.И. Невоструева) / Сост. Т.Н. Протасьева. М., 1970. Ч. I. С. 127–128.

763

См.: Амосов А.А. Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Комплексное кодикологическое исследование. М., 1998. С. 184–222.

764

См.: Протасьева. Указ. соч. С. 128; Амосов. Указ. соч. С. 15.

765

См.: Амосов. Указ. соч. С. 224–320; см. там же на с. 321–346 наиболее полную библиографию по ЛЛС.

766

Текст Син. 962 передается в транскрипции, титла раскрываются, выносные буквы вносятся в строку, конечный ъ опускается, ѣ передается как е, диграфы ᲂу, ꙋ, – как у, ї – как и, ѡ – как о, ѧ и ꙗ – как я. Вариативность написания подлинника сохраняется (например: Макарей – Макарий, Андрей – Ондрей, и др.)

767

См.: Кузнецов И.И. Еще новые данные о постройке Покровского (Василия Блаженного) собора // ЧОИДР. 1896. Кн. 2. С. 24–26; Белякова Е.В. Об одном источнике Жития митрополита Ионы (происхождение чуда о Пафнутии Боровском) //Архив русской истории. Вып. 2. М., 1992. С. 174: «3-я редакция – уникальный памятник, перерастающий рамки жития. Составитель начал ее с рассказа об «уложении празднества русским чудотворцам» и дополнил Похвальное слово пространным сообщением о важнейших событиях сер. XV в. – Флорентийском Соборе, борьбе за великое княжение, а закончил рассказом о строительстве Покровского собора и перенесении иконы Николы Великорецкого. Эта редакция могла быть составлена только при митрополичьей кафедре, при митрополите Макарии или его преемнике Афанасии». Рукописи, где находится Житие митрополита Ионы 3-й редакции: 1) БАН, собр. Арханг. Дух. Семинарии. Д. № 64. Сборник житийный 1589 г.; 2) РГАДА. Мазуринское собр. Ф. 196. № 521. Сборник 1596 г.; 3) РНБ. Соловецкое собр. 628/510. Минея-четья на март, XVI в.; 4) РНБ. Q. I. 603. В другом списке Никоновской летописи (Акад. IV) читается следующий вариант: «...митрополит встретил вышедши из града Китая против Всех Святых на Кулишке со кресты же». См.: ПСРЛ. Т. XIII. С. 254.

768

См.: Книга Степенная царского родословия. ПСРЛ. Т. 21, 1-я пол. СПб., 1908. С. 522.

769

См.: Саенкова. Указ. соч. С. 86; Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997. С. 141, 165.

770

См.: Саенкова. Указ. соч. С. 83.

771

См.: Истомин Г.И., Сперанский М.Н. Описание рукописей Успенского кремлевского собора // Исследования по лингвистическому источниковедению. М„ 1963. С. 113.

772

См.: Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. С. 687, примеч. 257.

773

См.: Маханъко. Указ. соч. С. 245, 250.

774

См.: Амосов А. А. Лицевой Летописный свод и библиотека Ивана Грозного // Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание. Л., 1982. С. 103–104; Богданов А.П., Пентковский А.М. Житие Николы в Лицевом летописном своде // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М., 1985. С. 92–107; Серебрякова Е.И. Лицевое житие Николы Чудотворца XVII в. из Николо-Угрешского монастыря // Вопросы источниковедения и палеографии. Тр. ГИМ. Вып. 78. М., 1993. С. 165–176.

775

См.: Белякова. Указ. соч. С. 171; Кузнецов. Указ. соч. С. 25.

776

См.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной академии. Ч. II. Казань, 1885. С. 429–430; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С 240–242; Класс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. М., 1980. С. 177.

777

Именно как самостоятельное сказание о принесении в Москву образа Николы Великорецкого и об основании Покровского собора этот отрывок находится в сборнике ХVII-ХVIII вв. из собрания Румянцева (РГБ. Ф. 256. № 364), где он был обнаружен И.И. Кузнецовым и опубликован в 1896 г.; еще один список этого сказания обнаружен нами в сборнике 2-й пол. XVII в. в Научной библиотеке МГУ (№ 2 Ес87. Л. 92–99). См.: Славяно-русские рукописи ХIII-ХVII в в. Научной библиотеки МГУ. М., 1964. С. 70.


Источник: Правило веры и образ кротости... : Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийс. и славян. агиографии, гимнографии и иконографии / [Сост. и общ. ред.: А.В. Бугаевский]. - Москва : Изд-во Правосл. Св.-Тихонов. богосл. ин-та, 2004. - 517, [1] с., [12] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle