Коллектив авторов

Источник

Священномученик протоиерей Михаил Тихоницкий

*1846 – †7/20 сентября 1918

Прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Память празднуется 7/20 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля

(Собор новомучеников и исповедников Российских)

* * *

ОБРАЩЕНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II по случаю прославления священномученика протоиерея Казанско-Богородицкого собора города Орлова Вятской епархии Михаила Тихоницкого

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры богоспасаемой земли Вятской!

От всего сердца поздравляю Вас с торжеством прославления в сонме новомучеников великого подвижника и мученика за веру Христову протоиерея Михаила Тихоницкого.

В ХХ веке Русская Православная Церковь шла тернистым путем исповедничества и мученичества. Бесчисленное множество священнослужителей, монашествующих и мирян с твердостью и смирением приняли кончину, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Божией. Претерпевая великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры и благочестия. Память о них навсегда останется в сознании православного народа земли Российской.

Ныне совершается прославление священномученика Вятской епархии протоиерея Михаила Тихоницкого. Церковное Предание и мученические акты свидетельствуют о святости отца Михаила, которому было дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1:29). Его мученический подвиг умножил славу Христовой Церкви на Вятской земле и явил святость и высокое благочестие, подтверждая слова апостола Павла о том, что временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас, ибо ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 8:18,39).

Молитвами священномученика Михаила да укрепит нас всех Господь и да осенит Своим благословением духовное возрождение земли Вятской!

АЛЕКСИЙ Патриарх Московский и всея Руси

ОБРАЩЕНИЕ Архиепископа Вятского и Слободского ХРИСАНФА по случаю прославления в лике новомучеников Российских священномученика Михаила Тихоницкого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

ХХ век стал для Русской Православной Церкви эпохой величайшего испытания веры и благочестия. Беспрецедентные в истории гонения претерпели православные люди в эти страшные годы. Бесчисленный сонм святителей, пастырей, благочестивых мирян приняли мученическую кончину от богоборческой власти и явили высокий идеал христианского подвига. Церковь Русская свидетельствует о святости и величии этого подвига, прославляя верных чад своих в лике новомучеников и исповедников Российских.

Одним из первых на Вятской земле сподобился принять мученический венец протоиерей Казанско-Богородицкого собора города Орлова Михаил Тихоницкий. Исполняя свой пастырский долг, 15 февраля 1918 года отец Михаил прочитал послание святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 20 сентября, в канун празднования Рождества Пресвятой Богородицы, почтенный старец и всеми любимый пастырь был расстрелян.

Своей праведной жизнью, твердой верой, исполнением заповедей Христовых, подвигом мученичества, верностью Всероссийскому Патриарху отец Михаил явил пример твердого стояния на стези Православия, жертвенного служения Богу, Церкви и людям.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II определяется:

1. Протоиерея Михаила Тихоницкого, претерпевшего 20 сентября 1918 года мученическую кончину за благочестивое житие, верность Церкви и послушание Святейшему Патриарху – причислить к лику священномучеников Российских.

2. Внести имя священномученика Михаила в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

3. Останки священномученика Михаила именовать святыми мощами.

4. Память священномученика Михаила совершать в день его мученической кончины – 20 сентября.

5. Составить сему священномученику особую службу для местного епархиального употребления, а до составления таковой отправлять общую по чину священномученическому.

6. Писать новопрославленному угоднику Божию честные иконы для поклонения, согласно определению Седьмого Вселенского собора.

7. Напечатать житие священномученика Михаила для назидания чад Православной Церкви в стоянии за веру Христову.

8. О сей благой и благодатной радости прославления нового священномученика возвестить духовенству и мирянам Вятской епархии. Предстательством священномученика Михаила да укрепит Господь православную веру среди чад церковных древней и богохранимой земли Вятской. Аминь.

Божией милостию смиренный ХРИСАНФ архиепископ Вятский и Слободской

Священномученик Михаил Тихоницкий родился в 1846 г. в семье сельского псаломщика в Вятской губернии; дед его был диаконом, а сам он с малых лет помогал отцу читать и петь на клиросе. Окончив Духовное училище в Вятке, Михаил поступил в семинарию, твердо решив посвятить себя служению Богу и

42-53_html_m38c7dab9

Его Церкви. Семинарию он закончил в 1868 г. и, вступив в брак с дочерью священника, вскоре был рукоположен. Первое место его иерейского послушания – Ильинская церковь Ижевского завода, незадолго до того отданная единоверцам, где молодой священник ревностно проповедовал Слово Божие и успешно обращал своих прихожан из раскола. На паству воздействовали не только его проповеди, но и пример его трудовой и добродетельной жизни; видя добрые дела батюшки, люди оставляли заблуждения и возвращались в лоно Матери-Церкви.

Два года спустя отца Михаила перевели в село Подрелье, где он взял на себя и преподавание в училище, которому отдавал много сил душевных. Было отмечено, что отец Михаил, проповедуя Слово Божие и разъясняя учение Церкви, “располагает к ней зараженных расколом прихожан”, которые искренне любили своего пастыря, точно так же, как любили его и ученики. Через некоторое время, будучи переведенным в село Быстрица, отец Михаил привлекал сердца не только своей пастырской деятельностью, но и всем укладом своей семейной жизни. Его усилиями, стараниями матушки дом священника был образцом для прихожан, и батюшка находил время для того, чтобы заниматься воспитанием детей. Двое из его сыновей стали иерархами, третий сын – работником просвещения; все три дочери были талантливыми педагогами.

Отличаясь сострадательностью и милосердием, отец Михаил от всей души трудился и в обществе Красного Креста, где получил почетный знак за помощь больным и нуждающимся. Занимался он и церковным строительством: в одном из храмов, где служил, его попечением была устроена красивая каменная ограда с решеткой, сохранившаяся до наших дней, в другой был полностью обновлен интерьер и поставлен новый иконостас. Сам же батюшка, переезжая из прихода в приход, всегда жил в церковном доме и не получал жалованья, довольствуясь добровольными пожертвованиями. Его смирение проявлялось не только в этом: умирали его малые дети, а в возрасте 35 лет он овдовел, утратив любимую жену, верного друга, помощника и единомышленника. Но все эти скорби отец Михаил переносил кротко и безропотно и с еще большим рвением трудился на ниве Божией, занимался преподаванием.

В городе Орлове его направили служить в маленький Вознесенский храм на кладбище. Существует поэтическое описание Пасхальной службы отца Михаила, оставленное его сыном, в котором особенно обращает на себя внимание то, что по окончании крестного хода старый священник, стоя на паперти и обращаясь к могилам, проникновенно говорит: “И вы, сущие во гробех, – Христос воскресе!”. Другой его сын, митрополит Владимир, писал, что отец его был “монахом не по званию, а по жизни” и ежедневно в 6 часов служил утреню и Литургию, проходя до храма две версты во всякую погоду, а сразу после богослужения отправлялся преподавать.

В 1913 году в связи с празднованием трехсотлетия дома Романовых отец Михаил был определен служить в Казанско-Богородицком соборе города Орлова. Будучи духовником городского духовенства и благочинным, он не оставлял преподавания в гимназии.

15 февраля 1918 г. отец Михаил читал за Божественной литургией послание Святейшего Патриарха Тихона, в котором говорилось: “Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые распри. А вы, братия архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых прав Церкви Православной”. Отец Михаил увидел в послании Святителя стремление к миру между людьми, а гонители-богоборцы увидели, что народ обретает в пучине гонений своего кормчего, отца и молитвенника. Уже вечером того же дня отец Михаил был посажен под домашний арест, а через два дня его дело было передано в трибунал. Обвиняемый не признал себя виновным в “контрреволюции”, а свидетели обвинения наперебой защищали его, рассказывая о его щедрости к бедным и бескорыстии. 28 февраля трибунал признал протоиерея Михаила Тихоницкого виновным в контрреволюционном выступлении, объявил общественное порицание и предупредил о недопустимости “агитации контрреволюционного характера”.

Отец Михаил после заключения служил Богу и людям полгода. Хотя здоровье его сильно пошатнулось, ослабело сердце, но он все так же ревностно посещал больных, помогал нищим, заботился о заключенных. В начале сентября ЧК устроила обыск у него на квартире; изъяты были семь чайных серебряных ложек, столовая серебряная ложка и золотое чайное ситечко… огромные богатства скопил протоиерей Михаил за свою долгую жизнь! Ничего подозрительного обнаружено не было, и тогда чекисты устроили провокацию: батюшке предложили уехать из города (он повиновался), а на следующий день выписали ордер на арест и сделали вид, что он бежал от “правосудия”! Обыск никаких результатов не дал, тем не менее отца Михаила арестовали вместе с хозяином дома, где он остановился на пути, и с одной женщиной по обвинению в пресловутой контрреволюционной деятельности без всяких уточнений. И менее чем через две недели последовал приговор к расстрелу, а тем же вечером приговор был приведен в исполнение. По дороге на казнь батюшка пел Пасхальный канон, утешал тех, кого вели вместе с ним, молился и о конвойных.

На кладбище престарелого священника заставили копать себе могилу, в страхе очень торопили. Старец не разрешил связывать себе руки и завязывать глаза. Тут же над могилой его расстреляли.

Сын мученика епископ Владимир узнал о казни отца в Москве, где он был на Поместном соборе. Святейший Патриарх сам приехал к нему преподать утешение.

Священник Михаил Тихоницкий стал одной из первых жертв террора. Но его преодолевающая все преграды любовь к Богу преодолела и смерть; его духовная связь с чадами как бы и не прерывалась и сохраняется доныне. Каждый обращающийся к священномученику за помощью въяве ощущает его молитвенное предстательство перед Богом.

Тропарь, глас 4

Богоугодному житию всею душею возревновав и мученическою кровию верность Христу запечатлел еси, священномучениче Михаиле, моли Всеблагаго Бога нашего, да сохранит Церковь и землю Российскую от ересей, расколов, мятежа и брани, укрепит нас в Православии и единомыслии, возниспослет нам милости Своя и молитвами твоими спасет души наша.

Кондак, глас 1

Во граде Орлове пастырь добрый был еси и Вятския земли первый новомучениче. Спасу подобне за убийц своих молился еси, о их прощении Господеви взывая. И ныне у престола Человеколюбца предстоя о прощении прегрешений наших взывати не престай, священномучениче Михаиле, теплый наш ходатаю и скорый помощниче.

Молитва

О священномучениче отче Михаиле, землю Вятскую кровию своею оросивый, юже за Христа излиял еси. Страданиями своими Церковь укрепил еси и богоборческия шатания укротил еси.

Приими ныне благомощное моление наше и испроси у Бога и Господа Сил, Иже венцем мученическим тебе увенчавый, да даст Церкви Православней мир и да сохранит ю от расколов, ересей и нестроений, град наш и всю землю Русскую да сохранит от мятежа и брани, нашествия иноплеменник, труса, потопа, огня, меча, нас же в вере православней укрепит и всех к познанию истины призовет.

Научи, отче Михаиле, данною ти от Бога благодатию нас грешных и неразумных любви ко Господу и ближнему своему, милосердию, нестяжанию и воздержанию. Наставь нас чад наших любити и воспитати их в вере и благочестии, да воспоем вкупе Богу и благодетелю нашему, даровавшему нам тебе, заступника и молитвенника: слава Тебе, Боже, во веки. Аминь.

От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы.

Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников). В жизнеописании священномученика святителя Серафима (Остроумова) используются материалы дипломной работы выпускницы ПСТБУ Л. Кошеверовой. Над текстом работала М. Журинская.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle