Часть I
Священномученик Митрофан и 221 святых мучеников, с ним в Китае пострадавших
†1900 г.
Прославлены Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых 22 апреля 1902 г.
Восстановлено почитание в лике местночтимых святых 17 апреля 1997 г. Память празднуется 11/24 июня
Из определений Священного Синода
В заседании Священного Синода 17 апреля 1997 г. под председательством Патриарха
Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о возобновлении богослужебного почитания 222 святых мучеников Китайской Автономной Православной Церкви, убиенных за Христа в 1900 г.
Справка. Во время антихристианского восстания “ихэтуаней”138 в 1900 г. в Китае были замучены 222 православных христианина-китайца во главе с первым священником из китайцев – иереем Митрофаном Цзи Чунем.
11 октября 1901 г. Начальник Российской Духовной Миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский), впоследствии митрополит Пекинский и Китайский, представил в Святейший Правительствующий Синод поименный список убиенных за веру китайцев и ходатайствовал об увековечении их памяти.
Указом Святейшего Синода от 22 апреля 1902 г. за № 2874 было определено прославить мученически пострадавших за веру во время восстания “ихэтуаней” китайцев в лике местночтимых святых. Для православной общины в Китае было установлено ежегодное двухдневное празднование в их память 10 и 11 июня (ст. ст.).
Нетленные мощи новомучеников были погребены в склепе храма Всех святых мучеников на территории Российской Духовной Миссии в Пекине. В 1957 г. при передаче территории Миссии советскому посольству их мощи были перенесены на русское кладбище Пекина. Впоследствии это кладбище муниципальными властями Пекина перестроено в парк Озера молодежи (“Цинняньху”), треть его площади затоплена искусственным озером.
Указ Синода от 1902 г. о почитании памяти мучеников-китайцев не исполняется в течение 35 лет.
Постановили: 1. Восстановить исполнение Указа Святейшего Синода № 2874 от 22 апреля 1902 г. о почитании в лике местночтимых святых мучеников священномученика Митрофана и 221 православных мирян, с ним в Китае пострадавших. Днем их памяти определить 24 июня.
2. Поручить Богослужебной Комиссии Священного Синода составить тропарь и кондак священномученику Митрофану и с ним в Китае пострадавшим.
XX век, ознаменовавшийся с самого своего начала гонениями на Церковь, умножением беззаконий и охлаждением любви, явил миру и многих новомучеников – исповедников веры, просиявших “от восток Солнца до Запад”. Святая Церковь в лике местночтимых святых прославила 222 мученика, пострадавших в Китае в 1900 г. во время антихристианского восстания “ихэтуаней”. Днем их мученической кончины было 24 июня 1900 г.
Накануне этого дня была сожжена дотла сама Миссия. Восставшие разносили по всему городу прокламации, призывавшие к избиению христиан, а также угрожавшие смертью всякому, кто осмелится укрывать их в своих домах. После этого “ихэтуани” по всему Пекину принялись убивать христиан. Их принуждали отречься от веры и принести языческие жертвы, а тех, кто отказывался, мучили с восточной изобретательностью в пытках. Мученики эти были чадами Российской Духовной миссии в Китае. Среди них пострадал за Христа и первый китайский священник, рукоположенный апостолом Японии, святителем Николаем (Касаткиным)139, священномученик Митрофан Цзи. В лике мучеников пострадали и албазинцы, потомки русских казаков, защитников пограничного острога Албазин, которые были уведены в Пекин войсками китайского императора в 1685 г. (ради них и была учреждена Российская Духовная миссия в Китае – она заботилась о духовном окормлении потомков албазинских казаков в Поднебесной империи). Среди имен славных китайских мучеников немало просияло немощных жен, старцев и детей. Начальник Миссии представил в Святейший Синод поименный список пострадавших мучеников и ходатайствовал об их прославлении в лике местночтимых святых. Нетленные мощи святых мучеников были положены в основание Храма Мучеников на территории Миссии в Пекине. Их подвиг стал тем камнем, на котором Господь судил утвердиться Святой Китайской Автономной Православной Церкви.
В годы “культурной революции” в Китае, ознаменовавшиеся новыми гонениями на христиан, православные храмы Китая были разорены, а мощи преданы поруганию. Сегодня, проявляя заботу о возрождении Церкви в Китае, Русская Православная Церковь приняла решение о возобновлении почитания святых мучеников восстания “ихэтуаней” в лике местночтимых святых.
Тропарь, глас 4-й
Мученицы Твои, Господи, две сте двадесят и два, в царствии Китайстем просиявшии, веру Христову яко щит держаще и кумиром не поклоньшеся, от единополеменных обезумевших муки и смерть прияша, усты отрока страстотерпца воспевающе: болезни за Христа ни во что же вменяем, за жизнь временную жизнь вечную улучити желающе.
Кондак, глас 2-й
Яко сокровище многоценное, троелетне в земли сокровенное, обретошася мощи ваша, священнотаинниче Митрофане и овцы твоих учений, во граде Пекине просиявшия, благодать неоскудную подающе душам нашим. Сего ради с радостию и любовию воззовем: молитвами страстотерпец, Христе Боже, помилуй нас.
От редакции. В этом выпуске “Патерика” мы публикуем сведения о святых, прославленных Русской Православной Церковью на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., и о местночтимых святых Русской Православной Церкви, прославленных в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Поскольку сбор материалов по этим разделам “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию.
Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников). В работе над текстами этого выпуска принимали участие священник Михаил Исаев и С. Глушков.
* * *
См. об этом: Священник Дионисий Поздняев. Церковь на крови мучеников // Альфа и Омега. 1997. № 1(12). – Ред.
О святом равноапостольном Николае, архиепископе Японском см.: Патерик новоканонизированных святых // Альфа и Омега. 1998. № 1(15). С. 216–218.