Коллектив авторов

Источник

Преподобный Зосима (Верховский)

*24 марта 1767 – †24 октября 1833

Прославлен Русской Православной Церковью в лике местночтимых святых Московской епархии 23 июля 2000 г.

Память празднуется 24 октября/6 ноября

2001k_html_6ed00828

Преподобный Зосима, в миру Захарий Васильевич Верховский, родился 24 марта 1767 года, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь празднует память преподобного Захарии; в честь его и назвали младенца при крещении. Родители Захария были люди благородные, из древнего дворянского рода. Отец его Василий Данилович Верховский дослужился в полку Смоленской шляхты до чина полковника, а мать, Анна Ивановна, была из благородного дома Маневских. В семье Верховских было шесть дочерей и три сына.

С юных лет обнаружились добрые свойства мальчика. Он был простодушен, тих, кроток и молчалив нравом. Мать его любила читать вслух жития святых; жития преподобных пустынников особенно занимали душу ребенка. Когда ему исполнилось 8 лет, родители не решились отдать его в обучение, но пригласили учителей в дом. Захарий, исполняя волю родителей, старался изучить все, что преподавали учителя, но науки плохо довались мальчику. Только Закон Божий приносил отраду.

Василий Данилович, видя приближающийся конец своей жизни, поспешил прежде определить сынов в царскую службу, отправив всех троих в Петербург. Младшему, Захарию, было тогда не более 15 лет. Все три брата по просьбе родителя были определены в гвардию, в один полк. Все три жили вместе на одной квартире, имели все общее, нераздельное. Юные братья были завлечены в картежную игру, много проигрывали. Захарий же решительно оставил игру и советовал и братьям сделать то же. Через неполных два года братья получили горестное известие о кончине отца. После смерти мужа Анна Ивановна предложила детям разделить имение. Когда делили имение, было между ними все тихо, всякий старался лучшее уступить другому.

Через два года после смерти супруга скончалась Анна Ивановна. Детей никого при ней не было, кроме любимого сына Захария. С кончиной матери последняя нить, привязывавшая его к мирской жизни, оборвалась.

Но обстоятельства сложились так, что Илья, брат Захария, отдал ему свою часть имения. Захарий увлекся любостяжанием. По молодости лет, находясь среди мира, он смутился было помыслом жениться, однако внутреннее убеждение останавливало его.

«Однажды, – как рассказывал сам отец Зосима, – прогуливаясь верхом на лошади, как только поравнялся я с церковью, вдруг точно кто рукою толкнул меня в грудь, и так сильно, что я, кажется, пошатнулся на лошади, в то же время я внятно услышал следующие слова: “Ты сам пойдешь в монахи”». Ему был двадцать один год от роду, когда он решительно расстался с мирской жизнью.

Для начала он отправился в Петербург и, получив полное увольнение от службы, устремился в пустынные Брянские леса, в которых ему довелось бывать ранее. Более всех полюбил Захарий отца Василиска, одного из учеников старца Адриана, который в 1789 году переселился в Коневскую обитель, а отца Василиска оставил вместо себя в пустыни. Захарий умолял отца Василиска взять его в ученики. Старец не давал никакого ответа, однако оставил его погостить у себя на некоторое время. Из разговоров со старцем Захарий узнал, что тот был государственный крестьянин и что срок его увольнения кончился. Тогда Захарий с великой радостью взялся помочь старцу, дав слово, что доставит ему паспорт, и немедленно отправился в путь. Много затруднений было как в пути, так и в присутственных местах. Получив паспорт, он возвратился к отцу Василиску с радостной душой, но с изнуренным телом. Расстроившись здоровьем, он сильно болел, пока молитвами старца не возвратилось к нему прежнее здоровье. Старец Василиск, тронутый его любовью, обещал принять его жить с собой, но только как опытный духовный муж советовал ему начало жизни монашеской положить в каком-нибудь общежительном монастыре, чтобы испытать себя прежде в послушаниях монастырских. Наставив и утешив, отец Василиск отправил его в Коневскую обитель под управление отца Адриана. В 1790 году отец Адриан включил юношу в число братии. Ему было определено послушание печь просфоры и исполнять пономарское служение в храме.

С искренним чистосердечием открывал свои помыслы отцу Адриану молодой инок. Скоро его постригли в иноческий чин с именем Зосима. Несмотря на свою старость и слабость, отец Адриан при посещении столицы почти всегда ходил пешком, а ученик его Зосима носил за ним его старую, с заплатами из разных лоскутьев сумку. Благовидный молодой инок высокого звания и воспитания, бывший офицер, имевший в Петербурге много знакомых и сослуживцев, стал стесняться своего вида. В сердце Зосимы родился ропот и неудовольствие на отца Адриана. Зосима, лишь только это приметил, немедленно со смирением и слезами кинулся в ноги к отцу Адриану, с покаянием испрашивая прощения. Старец утешил молодого инока. После этого случая Зосима всей душой старался подражать отцу Адриану. В это время в Коневской обители был иеромонах Сильвестр, который жил уединенно. К нему по благословению своего старца стал ходить отец Зосима. Отец Сильвестр, видя молодого инока, горящего духом, раскрыл пред ним учение о внимательной сердечной молитве. Отец Зосима с усердием занялся исполнением молитвы и чтением, в котором более находил объяснений умной молитве.

Прожив в Коневском монастыре почти три года, отец Зосима стал просить отпустить его в пустынь к старцу Василиску, но вскоре сам старец по благословению отца Адриана прибыл в Коневский монастырь. Отец Адриан выстроил две келии в трех верстах от монастыря на уединенном пустом месте и с молитвою и благословением отпустил их на безмолвие, поручив Зосиму старцу Василиску. Три года отец Зосима носил скрытно от всех, по нагому телу острую власяницу. Бдением, трудными работами он изнурял свою плоть.

Коневские пустынники сделались известны и Коневский остров стал наполняться посетителями. Такая человеческая слава была тяжка подвижникам. Они решили удалиться на Афон или в молдавские пустыни. По прошествии некоторого времени отец Адриан испросил увольнение у начальства и, приняв схиму, переселился на покой в Москву, в Симонов монастырь. Отъезжая из Коневца, дал благословение Василиску и Зосиме удалиться в пустынь, рассказав им, что в Сибири есть много диких необитаемых мест. По его удалении братия приступила к отцу Зосиме, прося его со слезами, чтобы он согласился принять место отца Адриана. Много стоило трудов отцам Василиску и Зосиме, чтобы освободиться от избрания. 10 лет прожили в Коневце Василиск и Зосима. Получив увольнение, неоднократно пытались они добраться до Афона, но то война с турками, то карантины, то запрет на выезд за границу мешали им. Прошли подвижники Малороссию, два месяца жили в Лавре, обошли Крым, но не нашли себе приюта по духу. Помня совет отца Адриана, они наконец отправились в Сибирь.

Подвижники доехали до Тобольска. Преосвященный Варлаам благословил их жить в его епархии, где они сами изберут себе место. Зима застигла их в Кузнецком округе. Желая перезимовать уединенно, они удалились от деревни за 40 верст и сделали землянку в лесу, а один благочестивый крестьянин обещал доставлять им пищу, а весной вывезти оттуда. Перезимовав с великими лишениями, они, чтобы не умереть от голода, вернулись в Кузнецк и прожили там около трех месяцев, пока совершенно не оправились и укрепились.

Новое место для своих подвигов они избрали в 50 верстах от города Кузнецка и в 30 верстах от деревни Сидоровка. Кроме этих двух селений, на расстоянии от 200 до 500 верст жилья не было. Здесь в начале 1800-х годов выстроили они две кельи и продолжили свое безмолвие. Один раз в год во время Успенского поста они ходили дня на три или на четыре в город для исповеди и причащения. Три раза в год приезжал к ним в лес священник со Святыми Дарами.

Прожив вдвоем довольное время тихо, безмолвно, они приняли в свою пустынь одного мещанина, старика, который, страдая от недуга пьянства, во все время жизни до кончины уже никогда не вкусил вина, укрепляясь молитвами старцев. Вскоре приняли они старика купца, который вел богоугодную жизнь еще в миру. Безмолвие подвижников стало часто нарушаться. Отец Василиск благословил своего собрата на житие глубокого безмолвия и уединения вдалеке от всех. Много искушений и вражеских наваждений довелось испытать отцу Зосиме в полном уединении. Всю жизнь он с глубоким смирением вспоминал эти страшные минуты.

Около 20 лет прожили отец Зосима и отец Василиск в сибирской пустыни почти неисходно. В 1818 году в городе Кузнецке познакомилась с отцом Зосимой вдова, прося у него наставления и утешения. Он посоветовал ей посвятить себя на служение Богу. Добродушная вдова с верою приняла совет старца и немедленно решилась последовать ему. Отец Зосима сообщил об этом старцу Василиску и просил его совета. Отец Василиск обрадовался и благословил отцу Зосиме иметь попечение о ее душе. Недолго пожила она одна уединенно; вскоре попечением старца недалеко от деревни построен был корпус, в который вселилось уже несколько сестер. Отец Василиск благословил отцу Зосиме проводить у них по несколько дней, чтобы как можно более утвердить между ними порядок общежития, правила молитвенные.

Попечением отца Зосимы в 1822 году возобновлен упраздненный в 1764 году Туринский монастырь, в который и переселилась женская община. Для этого отцу Зосиме пришлось ехать и хлопотать в Петербург. Московский святитель Филарет более всех оказал благорасположение к старцу.

Для себя отец Зосима выстроил келью в 8 верстах от монастыря, где жил вместе со своим старцем. Он написал устав сестрам, основанный на общежительных правилах святителя Василия Великого. Для утверждения устава и попечения о монастырском хозяйстве отец Зосима опять поехал в Петербург. Некоторые члены Синода, вверяя ему монастырь, предлагали и даже убеждали его принять священство. Но отец Зосима смиренно и со слезами уклонялся от рукоположения, желая по устроении обители опять уйти в пустынь. Из Москвы отец Зосима привез с собой и двух родных племянниц. За короткое время более сорока сестер составили общежитие.

Двое из сестер, мать и дочь, возбудили смуту с целью стать во главе управления монастыря. Отец Зосима, тоскуя душою о таком расстройстве в обители, подал прошения об увольнении от должности попечителя и о праве возвратиться в пустыню. Для следствия по этому делу в монастырь были направлены три духовных лица. Проводившие следствие представляли события так, как хотелось смутьянам, с которыми они были в сговоре. Указом Преосвященного старец был отстранен от управления, а зачинщица смуты назначалась смотрительницей монастыря. Старцу запрещено было посещать обитель.

Дочь ее раскаялась в содеянном. Мучения совести довели ее до болезни. Тогда раскрылась вся правда, следствие переменило свое мнение. Но дело отца Зосимы дошло до столицы, и вскоре был получен указ, который определил уволить отца Зосиму от должности попечителя и удалить из Туринского монастыря. Незадолго до получения указа отец Зосима сподобился погрести своего старца, отца Василиска.

Отец Зосима отправился в Москву, к Московскому святителю Филарету, своему покровителю. Святитель принял его отечески и дал убежище в Чудове монастыре. Сестры, не пожелавшие оставаться без старца, в начале февраля 1826 года приехали в Москву. По молитвам старца нашлась благодетельница, принявшая сестер в своем доме, а затем в подмосковном имении в Верейском уезде. Отеческое расположение Московского владыки к отцу Зосиме, его покровительство и благословение на устроение обители в его епархии решили дело, и в тот же год была открыта Смоленская женская обитель в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Три года старец трудился в устроении новой обители. Горячее участие в девичьей обители приняли купцы Лепешкины. Старец исполнил свою мечту о безмолвии и выстроил себе келию в трех верстах от монастыря; в это время он принял великую схиму.

День ото дня он стал ослабевать здоровьем. Вскоре болезнь его усилилась так, что он уже слег. Накануне кончины он велел позвать священника, исповедался, причастился Святых Тайн. Потом велел придти всем сестрам прощаться. Когда все вошли, он сделал последнее краткое наставление, чтобы они жили в любви и смирении. Держа в руках образ Казанской Божией Матери, 24 октября (6 ноября) 1833 года на шестьдесят шестом году жизни, старец Зосима почил.

Тропарь, глас 8

Любовию Христовою уязвился еси, преподобне, вся красная мира отринувши; подвигом безмолвия подвизаясь, добродетели Божественныя стяжал еси; премудрости Божия причастниче, отче наш Зосимо, моли Христа Бога и Пречистую Деву Богородицу спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

Избранниче Божий и старче премудрый, наставниче наш Зосимо, от юности постническою стезею шедый, во одежду кротости и терпения облеклся еси, темже дар Святаго Духа улучив, многия души Христу уневестил еси, и обители святыя утвердил еси. Ныне в сонме преподобных на небесех ликуеши, моляся непрестанно о чтущих святую память твою.

Молитва

О святый угодниче Христов, преподобне отче наш Зосимо! Ты от юности себя Христу посвятил еси. Имение раздав, во обитель пустынную вселился еси. Кто изглаголет подвиги твоя: безмолвие, бдение, молитву непрестанную, скорбей терпение, слезы покаяния и всех прощение, воле Божией всецело себя предание? Многим девам, Богу уневестившимся, паче отца ты был, духовно их окормляя и ко спасению наставляя. И ныне молим тя мы недостойные: буди нам помощник и заступник, обители же нашей утверждение и покров. Научи нас волю Божию творити, обиды прощати, скорби и болезни благодушно терпети. Да сподобимся и мы молитвами твоими в мире, любви и покаянии путь наш тесный совершити и Царствия небесного достигнути, идеже ты со всеми святыми славиши непрестанно Бога во Святей Троице, Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle