Коллектив авторов

Источник

Преподобный Паисий Хилендарский

*около 1722 – †после 1762 (1798 ?)

Прославлен Болгарской Православной Церковью в 1964 г.

Имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1965 г.

Память празднуется 19 июня/2 июля

Определение Священного Синода

В заседании Священного Синода под председательством Патриарха АЛЕКСИЯ 22 февраля 1965 года

Слушали: Письмо Святейшего Патриарха Болгарсого Кирилла на имя Святейшего Патриарха Алексия о канонизации Священным Синодом Болгарской Церкви на торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г. Паисия, иеромонаха и проигумена Хилендарского монастыря на Святой Горе Афон, и Софрония, епископа Врачанского:

“Ваше Святейшество, возлюбленный о Христе Господе Святейший Владыко!

На болгарской земле просияли изрядным благочестием, твердостию веры в Господа Бога, засвидетельствованной редким христианским усердием, простирающимся до мученичества, при чрезвычайно тяжелых условиях жизни во время турецкого владычества в Болгарии, и духовно озарившие своей жизнью и деятельностью болгарский народ богоблаженные болгарские просветители Паисий, иеромонах и проигумен Хилендарского монастыря на Святой Горе Афонской (рожденный в 1722 г. в г. Банско и преставившийся о Господе пока неизвестно где и когда), и Софроний, епископ Врачанский (рожденный в 1739 г. в г. Котел и преставившийся о Господе в месяце сентябре 1813 г. в Бухаресте).

Священный Синод Болгарской Православной Церкви в торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г., установив, что эти два светлых образа благочестия отражены в сознании болгарского верующего народа как святые и что в среде болгарского православного церковного исполнения уже давно утверждено сердечное культовое почитание этих богопросвещенных и богоугодных мужей, с молитвенным восторгом канонизировал их и объявил их всецерковно болгарскими святыми.

Имена этих воссиявших благодатию Божиею святых внесены в месяцеслов Болгарской Православной Церкви, и блаженная их память будет чествоваться: святого Паисия Хилендарского и Болгарского 2 июля (19 июня по ст. стилю), когда по всеправославному месяцеслову празднуется память преподобного Паисия Великого, а святого Софрония, епископа Врачанского, – 24 марта (11 марта по ст. стилю), когда празднуется память святого отца нашего Софрония, патриарха Иерусалимского.

Сообщая об этом торжестве нашей Святой Церкви Вашему возлюбленному Святейшеству, молим усердно Христа Господа, да укрепляет Вас в здравии и силе молитвами богоблаженных Паисия и Софрония.

Председатель Священного Синода Кирилл, Патриарх Болгарский

26 января 1965 года”.

Постановили: Принять к сведению сообщение Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла и внести имена канонизированных Болгарской Церковью святых угодников Божиих преподобного Паисия Хилендарского и святителя Софрония, епископа Врачанского, в месяцеслов Русской Православной Церкви33.

Преподобный Паисий родился, как полагают некоторые его биографы, в Банско около 1722 года; светское имя Паисия неизвестно. Паисий был иеромонахом и проигуменом Хилендарского монастыря на Афоне. Пребывание в Хилендаре сербского историка Раича (1758) и его историографические труды побудили молодого монаха предпринять нечто подобное и для своего народа. Паисий поставил перед собой задачу – написать патриотическую книгу по истории болгарского народа. В течение двух лет Паисий собирал материалы на Афоне и в Болгарии, с той же целью много путешествовал, изучал архивы и библиотеки. Источниками для его труда были как сочинения известных в то время историков, так и греческие легенды; кроме того, ему были известны немногочисленные болгарские документы и жития святых. Возможно, что среди прочих материалов Паисий был знаком и с историческими сочинениями святителя Димитрия Ростовского. После этой предварительной работы Паисий начал писать свою книгу в Хилендаре, но окончил ее уже в Зографском монастыре, куда был вынужден удалиться и где нашел новые материалы. В 1762 году его рукописная книга “История славяно-болгарская о народе, о царях и святых болгарских и о всех деяниях болгарских” была завершена.

1999_html_m29caa34

Труд Паисия – это краткий обзор истории болгарского народа и государства, написанный человеком, горячо любящим свою родину и свой язык. Вдохновенно повествовал Паисий о героическом прошлом болгарского народа, о расцвете его культуры в эпоху Первого Болгарского царства. Мрачными красками рисовал он картину турецкого завоевания Балканского полуострова. С позиции патриота он выдвинул идею восстановления Болгарского государства. Надежду на освобождение Паисий возлагал на славяно-православный мир, прежде всего на Россию. Задачу духовного освобождения Паисий предполагал разрешить путем распространения образования и духовного просвещения в болгарских землях.

Первую копию труда Паисия составил горячий его приверженец священник из Котела Стойко Владиславов, прославленный как святитель Болгарской Православной Церковью под монашеским именем Софрония Врачанского. До настоящего времени обнаружено около 60 списков и переработок рукописи. Книга получила широкий отклик, ее читали в школах и с амвонов церквей, она распространялась в рукописном виде во всех уголках болгарских земель и служила источником патриотического воспитания многих поколений деятелей болгарского национального возрождения.

О позднейшей жизни Паисия Хилендарского известно только то, что он путешествовал по Болгарии и давал переписывать свою книгу. Преподобный Паисий скончался после 1762 г. (по неокончательно установленным данным – в 1798 г.). Место преставления преподобного Паисия неизвестно.

Преподобные отцы, подвизавшиеся на Богошественной Горе Синай

Прославлены Иерусалимской Православной Церковью

Включены в месяцеслов Русской Православной Церкви 17 апреля 1997 г. Память празднуется в Среду Светлой седмицы

Определение Священного Синода

В заседании Священного Синода 17 апреля 1997 г. под председательством Патриарха Алексия II

Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о совершившейся в Иерусалимской Православной Церкви канонизации преподобных отцов, подвизавшихся на Богошественной Горе Синай, уже ставших святыми в сознании монахов и верующих.

Приложение: Известительное письмо Блаженнейшего Патриарха Диодора I о прославлении новых синайских святых.

Постановили: 1. Возблагодарить Господа, просвещающего нас Своей Благодатью через преподобных подвижников благочестия и дающего нам чрез них духовные образцы беспримерной любви ко Христу, жертвенного служения Богу и стяжания Духа Святого.

2. Включить в диптих святых, празднуемых Русской Православной Церковью, сонм преподобных отцов, подвизавшихся на Богошественной Горе Синай, и совершать в честь них церковную память ежегодно в Среду Светлой Седмицы, как это установлено в Иерусалимской Православной Церкви.

С ветхозаветных времен прославлена Богошественная Гора Синай. Сюда пришли израильтяне в третий месяц по выходе из Египта, с ее вершины был дан евреям закон от Бога. В Синайскую пустыню удалялись египетские христиане древних времен, спасаясь от гонений. Святые мученики третьего века Епистимия и Галактион бежали сюда из Финикии, их имя доныне носит одна гора и скит, который находится за перевалом на месте скита третьего века, где скрывались святые. По преданию, через полвека, во время гонений Диоклетиана, здесь нашла убежище и святая Екатерина, потому после ее кончины ангелы перенесли тело из Александрии на вершину горы, позже названной ее именем. Мощи великомученицы Екатерины ныне хранятся в мраморной раке в алтаре храма Преображения. По повелению царицы Елены, матери равноапостольного императора Константина Великого, на месте, где Моисей увидел горящий куст и где находился колодец, у которого он встретился с дочерьми Иофора, были построены церковь в честь Богородицы – Неопалимой Купины – и башня. Известные свидетельства последних десятилетий IV века говорят не только о многочисленных монашеских келлиях и храмах, но и о вошедшем в обычай совершении паломничеств на Синай.

Многие скиты, разбросанные по всему Синаю, неоднократно подвергались нападениям кочевых племен. В 527 году по указу императора Юстиниана был построен монастырь. Летопись Александрийского патриарха Евтихия, жившего во второй половине IX века, рассказывает о строительстве монастыря:

“Когда монахи горы Синая услышали о благорасположении императора Юстиниана и о его любви строить храмы и монастыри, тогда пошли они и жаловались ему, как скитающиеся сыны Измаила напали на них нечаянно, ограбили съестные припасы, опустошили место, ворвались в келлии и там отняли все, и как, наконец, ворвались они в храм и здесь попрали Евхаристию. Император спросил: чего же хотите вы? Они отвечали: мы просим тебя, император, построить нам крепкий монастырь. Император отпустил их и вместе с ними послал своего легата со множеством денег. Равно писал он к своим префектам в Египет, чтобы доставляли они деньги, сколько бы ни потребовалось, и направили людей для стражи и запасы хлеба”. Для работы в монастыре и его охраны были направлены римские и египетские невольники с семьями, которые основали свои поселения неподалеку от монастыря.

1999_html_meee9149

Наибольшего духовного подъема Синайский монастырь достигает в VI-VII веке. В этот период из среды синайских монахов выходят несколько патриархов. Таковы, например, святитель Анастасий I Синаит, Патриарх Антиохийский, занимавший Антиохийскую кафедру с 561 по 572 год и вернувшийся на нее после гонений вторично в 596 году; его преемник на кафедре Анастасий II,который был Патриархом с 602 по 610 год. К этому же времениотноситсяи появление целой плеяды авторов духовных и богословских сочинений – подвижников-синаитов. Сорок лет прожил отшельником у подножия горы Синай автор “Лествицы Райской”, святой преподобный Иоанн, по своему сочинению прозванный Лествичником. Когда на время он вышел из затвора, то был избран настоятелем Синайского монастыря, но затем опять ушел в уединение. Начал свой подвиг преподобный в шестнадцать лет, когда пришел на Синай и стал послушником другого святого старца, аввы Мартирия. Из житий преподобного Иоанна Лествичника, написанных его современниками, мы знаем о многих великих подвижниках, подвизавшихся на Синае. Устав от бремени игуменства, Иоанн назначил приемником своего брата авву Георгия. О нем как святом старце повествует блаженный Иоанн Мосх, который сам побывал на Синае и описал увиденное и услышанное в своем прекрасном творении “Луг духовный”. Выдающийся писатель и богослов преподобный Анастасий Синаит был иноком Синайской обители в VII веке. Обличая еретиков, он много путешествовал по Сирии, Палестине и Египту, написал много сочинений34.

В VII веке на Синайский полуостров пришли первые мусульмане. В знаменитой библиотеке монастыря хранится копия ахтинаме, дарованного самим Мохаммедом отцам монастыря в 624 году. Эта грамота обещает монастырям, инокам и христианам не только неприкосновенность и защиту во всех пределах Синайской пустыни, но и особые преимущества, вроде освобождения от податей даже в военное время, неприкосновенности владений и помощи в обновлении храмов. Несмотря на это, после арабского завоевания Ближнего Востока и Египта монастырь подвергался опасностям, которые исходили от часто превышавших свои полномочия представителей власти.

В последующие века не оскудевала подвижническая жизнь Синая. В XIII-XIV вв. явился чудный подвижник Григорий Синаит. Пробыв около трех лет в монастыре на горе Синай, он отправился на Святой Афон, где после нескольких лет жизни основал монастырь.

В XIX веке с помощью ученых была открыта для мира сокровищница монастыря – Синайская библиотека, по количеству и ценности манускриптов уступающая лишь Ватиканской35.

Весной 1997 года Священный Синод Иерусалимской Церкви, в юрисдикции которой находится Святая Синайская Архиепископия36, принял решение о канонизации подвижников благочестия, на Богошественной Горе просиявших. В установленный день совершается совместное празднование всех тех, кто связал свое святое житие и богоугодное дело с Богошественной Горой Синай и священной обителью святой великомученицы Екатерины и кто от века был освящен благодатию Божией, то есть богодухновенных пророков, славных царей и равноапостольных, святых иерархов, мучеников, преподобномучеников и преподобных, и святых, уже имеющих свой праздничный день памяти.

Имена их таковы:

Святые славные пророки Моисей, Аарон, Ор, Иисус Навин, Илия, Мариамь, иже во святых отцы наши и святители Анастасий, Анастасий, Евфимий и Нетра, святая великомученица Екатерина, святые славные и добропобедные мученики Анастасий, Вениамин Раифский, Галактион, супруг святой Епистимии, Епистимия, супруга святого Галактиона, Евсевий Фольский, Илия Азийский, Исаия, преподобномученики Феодул, Иеремия Раифский, Исаак Салаилский, Иоанн, Иоанн Афинский, Макарий, Марк, Павел Петрейский, Павел, Прокл Витрабийский, Савва, Сергий Раифский, Силуан Палестинский, Ипатий Гетский, Псой Раифский, преподобные и богоносные отцы наши Авраамий Лесной, Аммун Раифский, Анастасий Раифский, Анастасий, автор “Повествований”, Андрей Чудотворец, Георгий Арселетский, Георгий, брат святого Иоанна Лествичника, Георгий Византиец, Георгий Фаранит, Георгий Гадимит, Григорий Синаит, Даниил Фаранит, Дула Предстоящий, Дула, первый игумен Синайской обители, Елисей Армянин, Епифаний Затворник, Захария, Зенон Газский, Исихий Хоривит, Исихий, игумен Ватского монастыря, Феодул, сын преподобного Нила, Игнатий Критский, Иоанн Лествичник, Иоанн Киликийский, Иоанн Саввейский, Иосиф Раифский, Лонгин Исавр, Марк Калиграф, Мартирий – старец святого Иоанна Лествичника, Матфей Пелопонесский, Матфий Арандулит, Матой Раифский, Мегефий Смиренный, Михаил Ивирит, Моисей Фаранит, Нил Мудрый, Никандр Мироточивый, Никон Синаит, Петр Пионит, Савва Фессалоникиец, Серапион Духовник, Сергий Отшельник, Стефан Киприот, Стефан Византиец, Стефан Хоривит, Стефан Малохас, Стратегий Затворник, Симеон Пятиязычник, Филофей Трезвенник, Христофор Римлянин, святые жены Елена, мать святого Константина, Марина Раифская и отцы числом 17 безымянные, поскольку имен их не удалось установить.

Сюда, однако, не входят мученики, в Синае и Раифе избиенные в IV-V вв., память которых Церковь празднует 14 января по ст. ст.

От редакции.

Этим выпуском“Патерика” мы начинаем публикацию материалов о местночтимых святых Русской Православной Церкви, прославленных в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Поскольку сбор материалов по этому разделу “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: материалы публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию.

Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников). Над текстами этого выпуска работал М. Исаев. Оформление В. Касимовского, А. Ерофеева.

* * *

33

Сведения о святители Софронии, епископе Врачанском, приведены в выпуске Патерика, опубликованном в № 4(18) за 1998 г.

34

См. его: Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему // Альфа и Омега. 1998. № 4(18); 1999. №№ 1(19), 2(20).

35

В частности, в ней хранилась одна из наиболее полных древних рукописей Священного Писания, так наз. Синайская (Codex Sinaiticus).

36

Об особом статусе монастыря Святой великомученицы Екатерины см. Дворкин А. Современные Православные Церкви // Альфа и Омега. 1994. № 1. – С. 115.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle