Д.В. Айналов

Источник

§ II. Крещальня, открытая Одесским Обществом в 1876 году.

(Общий план № 24)

Раскопками 1876–77 гг. обнаружено существование крещальни на юг от базилики, открытой гр. А.С. Уваровым. Раскопки были продолжены в 1901 г14, при чем окончательно расследованы не только развалины самой крещальни, но и сооружений, примыкающих к ней по сторонам. Как видно по приложенному плану, изданному в Отчете за 1901 год и в 4-м выпуске Известий, на котором мы позволили себе изменить некоторый частности15 (рис. 15), крещальня в замысле архитектора представляла четырехабсидное наподобие креста здание. Две боковые абсиды по размерам равны, восточные же абсида меньше западной, но глубже ее и равняется почти 2/3 круга. Здание в основе симметрично, но удаляется от формы равностороннего креста и приближается к типу креста с вытянутым нижним концом, место которого занимает продолговатый притвор. В первоначальном же плане были рассчитаны и четыре входа в крещальню. Из них у и ф16 находятся по сторонам главного, а вход ш находится в западной нише. Лишь один вход ф расчищен, остальные два (у и ш) остались заложенными. Существование четырех ходов в крещальню доказывает, что здание выстроено было с расчетом представлять самостоятельное и независимое в архитектурном отношении целое. Пристройки, облепившие крещальню с юга, должны были возникнуть позже, так как при их появлении наглухо закрыть вход ф. Пристройка Е на севере крещальни также кажется более поздним добавлением, так как дверь у, ведущая в нее из крещальни, оказалась также заложенной. По плану, изданному Археологической Комиссией, эта пристройка является окруженной глухими стенами с единственным, но заложенным ходом в крещальню. План раскопок Одесского Общества 1876 года, однако, показывает существование на западе этой пристройки входа в нее с площади, что сходится с действительностью (рис. 17 а). На прилагаемой фотографии виден этот проход в современном полуразрушенном состоянии (рис. 18). На плане раскопок Одесского Общества за 1878, 1879 и 1880 гг. эта дверь также не показана. Взамен ее – ровная стена.

Рис. 17а

Рис. 18. Северные стены крещальни и пристройка Е.

На этой же фотографии можно видеть, что кладка стен пристройки Е и крещальни имеют много общего. В ряды сложенные известковые камни стен пристройки Е притесаны и подогнаны под один размер. По величине и виду они такие же, как и камни, из которых выложены северная и южная стены самой крещальни и Уваровской базилики и стена продолговатого помещение рядом с южным нефом. Разница может быть отмечена только в том, что в пазы между камней пристройки Е во многих местах вложены такие же тонкие кирпичи в один слой, как и в стену крещальни, чего нет в Уваровской базилике. Кроме этих кирпичей в один слой в стенах крещальни проложены на высоте менее человеческого роста такие же кирпичи в четыре ряда17, что свидетельствует о назначении этих стен держать своды, какового назначения не имели упомянутые стены Уваровской базилики. Стены пристройки Е сохранились на очень незначительной высоте и не определяют назначение ее. Лишь неправильная форма этого помещение и его непосредственная связь со стенами крещальни, дают возможность с некоторой вероятностью считать его за открытое место, в роде небольшого двора с выходом на площадь и со входом в крещальню. Сходство в кладке стен этого помещения и крещальни позволяют думать, что оно современно крещальне и что вход в крещальню заложен позднее. Закладкой этого входа само по себе доказывается существование того выхода на площадь, который обозначен на плане Одесского Общества и пропущен на плане Археологической Комиссии.

Кроме известкового притесанного камня в стенах крещальни во множестве попадаются плиты и другие части античных сооружений. Так внутри крещальни в стенах видны: карниз, кусок известковой античной базы, части известковых колонн, а с наружной стороны большие плиты известняка (4 ф. з д. × 1,6 и 6 ф. 2 д. × 1:6). На одной из этих плит сохранился железный гвоздь, служивший для прикрепление мраморной облицовки. Плиты эти хорошо видны на прилагаемой фотографии (рис. 18). Они напоминают близко такие же плиты притвора Уваровской базилики, описанные ранее.

Справа (т. е. на южной стороне) от крещальни и у входа ф найдены остатки мозаической настилки пола из очень крупных плиток, раза в четыре больших, чем обыкновенные кубики, употребительные для мозаических полов внутри помещений. Судя по тому, что при нашей проверочной разведке мозаики этой не оказалось в пороге входа ф, где она ошибочно показана на плане Археологической Комиссии, а также потому, что камешки плотными рядами шли около порога и далее, а рисунок из валют лозы с виноградным листом шёл параллельно порогу, можно думать, что мозаика эта принадлежит не более древнему зданию базилики, на фундаменте и полу которой построена крещальня, а мозаичному помосту около самой крещальни. Камешки мозаики, найденной у порога притвора и справа у стены его однородны с теми, которые встречены у входа ф, рисунок тоже. Эти камешки идут такими же ровными и плотными рядами вдоль южной стены притвора, как и вдоль порога ф, и, следовательно, мозаика шла по периферии южной части крещальни и главного входа. Заложение входа ф, таким образом, стоит в прямой связи с появлением пристроек на южной стороне, так как эти пристройки легли частью на упомянутую мозаику и примкнули к станам крещальни. Образовавшийся вследствие этого угол (между стеной пристроенной капеллы с абсидой и стеной крещальни) близ входа ф был заложен, как и самый вход, бутом.

Вход ф, как видно по прилагаемой фотографии, на значительной высоте своих дверных пилонов, сохранил остаток арки, сложенной из кирпичей (рис. 19). Такая арка указывает на существование верхнего свода и полусводов абсид. Над арками и абсидами шел, надо полагать, тот мраморный карниз, брусья которого найдены как внутри крещальни, так и в пороге ф, где они лежат до сих пор и куда положены позднее. Такие же брусья хранятся в Херсонесском музее. В правом углу притвора близ входа внутрь крещальни сохранились остатки более мелкой мозаики, как в Уваровской базилике.

Рис. 19. Внутренний вид крещальни с востока на запад

По всему пространству цоколя внутри крещальни видны многочисленные пироны или гвозди с остатками приросшего белого мрамора от облицовки. Выше мраморной облицовки могли быть по закону украшение древних христианских зданий мозаики или фрески. С фасада на входных плитах видны остатки штукатурки и раскраски, подобных таким же в абсиде Уваровской базилики, т. е. видны цветные линии, как бы обозначавшие кладку камней панели или цоколя.

В земле, выброшенной из крещальни еще в 1877 г., найдено было огромное количество кубиков стенной мозаики разных цветов: синей и голубой, светло и темно-зеленой, желтой, красной, темно-коричневой, зеленой и со следами серебра, желтой, оранжевой, розовой, белой. Такое разнообразие цветов свидетельствует о разнообразии орнаментальных и иконографических изображений, а преобладающее количество синих и голубых кубиков указывает на применение обычных голубых и синих фонов.

Рис. 20

Существование следов фресок внутри крещальни на ее стенах с полной ясностью устанавливается планом раскопок Одесского Общества и Отчётом Общества с упоминанием о нахождении фресок18, а также свидетельством А.Л. Бертье-Делагарда, как очевидца раскопок. Фрески эти, можно думать, явление позднее, так как штукатурка была открыта на поверхности бута, которым было заложено древнее окно щ. На месте, именно, этого окна, открытого в 1901 году, обозначены фрески на плане Одесского Общества 1876 года. На этом плане фрески показаны лишь по дуге южной абсиды (рис. 20). Кроме окна щ, исследователи упоминают еще три окна в восточной абсиде19, которые, однако, не сохранились, и следы которых видел А.Л. Бертье-Делагард. На планах Одесского Общества 1876 и 1876–77 годов эти окна не обозначены, из чего, однако, не следует заключать о неверности показаний очевидцев. В настоящее время убедиться в существовании этих окон трудно, как можно судить по прилагаемой фотографии (рис. 21), но они показаны на плане раскопок Одесского Общества за 1878, 1879 и 1880 года (рис. 20)20.

Рис. 21. Вид восточных стен крещальни с проломами на местах окон

Внутри крещальни находится, говоря словами А.Л. Бертье-Делагарда «большой, круглый бассейн диаметром в 8 футов, имеющий на половине глубины выступы, дающие дну форму креста (сравн. рис. 15 и 19). Все это выложено белым мрамором на цемянке21. Расследованием 1901 года установлены крайне важные особенности этого крещального бассейна или купели. Она представляет круглое углубление в 2,85 м. в диаметре и 0,82 м. глубины. На дне вырублен в скале четырехконечный крест со слабо расширяющимися концами. Рыхлая скала местами заменена каменной кладкой и весь круг купели выравнен вторым внутренним кругом в виде кирпичной стенки в 34 мм., сложенной на цемянке. Крест внутри и по бокам выложен мраморными штатами, от которых сохранились лишь осколки в правой стороне южного конца». Для входа в купель вырублена была ступенька с восточной стороны, т. е. со стороны стены главной абсиды, выложенная мрамором. От купели идет каналье для стока воды до стены, проходя под заделанным северным ходом до поглощательного колодца. Канал был закрыть каменными плитами пола. С противоположной стороны найдена гончарная водопроводная труба, очевидно снабжавшая, купель водою (р). Этот канал виден на рис. 17.

Выход из северной абсиды (ш) вел к найденной у стены пристройке Е, раковины или приемнику воды, примыкавшему непосредственно к стене с внешней стороны и представлявшему пятигранное по краям, углубление, выложенное внутри мраморными плитками. Раковина была утверждена на тумбе кубической формы, сложенной из бута на цемянке, остатки которой видны на фотографии (рис. 17). Северная дверь (ш) заложена в очень отдаленное время, указание на которое, однако, мы относим к нашей заключительной главе.

На планах Одесского Общества справа от крещальни показаны какие-то две параллельные стены. Из них на плане раскопок Археологической Комиссии показана лишь вторая, проходившая перпендикулярно к восточной абсиде и сворачивавшая на северо-восток. Указаний относительно этой стены в печатных источниках нет. Часть ее видна на прилагаемой фотографии слева в углу (рис. 21). Из-под стены крещальни видны выходящие полуразрушенные остатки небольшого полукружие в виде абсиды, принадлежавшей более ранней базилике (?), на остатках которой возникла крещальня. Этой базилике по предположению Отчета22 принадлежал и описанный ранее мозаический пол из крупных камешков.

На плане раскопок Одесского Общества 1878, 1879 и 1880 годов южнее крещальни показаны остатки мозаичного помоста и пола, сложенного квадратными плитками (рис. 20), вблизи жилых помещений.

* * *

14

Изв. Арх. Ком. Вып. 4, стр. 73 сл.; Отчет за 1901 год, стр. 32.

15

Схема плана у А. Л. Бертье-Делагарда (Материалы по Арх. России, № 12, табл. III, 21) неверна и в размерах не выдержана.

16

Буква ф, к сожалению, не поставлена по небрежности рисовальщика. Вход ф находится внутри южной ниши.

17

На высоте 2 арш. 6 верш. Толщина кирпича 1 1/4 д., ширина 10 д., длина 12 д., толщина известкового раствора 2 1/2 дюйма.

18

Отч. Одесск. Общ. Ист. и Древн. за 1877–78 г., стр. 9.

19

Отчет за 1901 г., 41: Матер, по Арх. России, стр. 41. В Изв. Арх. Ком. Вып. 4. стр. 93 сказано, что три окна восточной абсиды показаны по плану Одесского Общ. 1877 года. Однако, ни на этом мелком плане, ни на плане более крупного масштаба 1875 года этих окон не обозначено, что крайне важно во многих отношениях для развалин.

20

Отч. Одесск. Общ. Ист. и Древн. за 1877–78, план к стр. 6 и 7.

21

Матер, по Арх. России, № 12, стр. 41.

22

В отчете 1901 г., стр. 42 и в Изв. Арх. Ком., вып. 4, стр. 92, полукружие это повело к предположению о существовании более древней, «по-видимому, трехапсидной базилики», на основаниях которой выстроена крещальня. Данных для такого предположения, строго говоря, нет и полукружие это остается пока неразъясненным в подробностях.


Источник: Развалины храмов / Д.В. Айналов. - Москва : Тов-во тип. А.И. Мамонтова, 1905. - 143, [3] с. : ил., карты. (Памятники Христианского Херсонеса : Вып. 1).

Комментарии для сайта Cackle