Святой Жермен, Епископ Оксеррский (память 31 июля)59
Наш славный Отец Жермен, наиболее известный из Святых Епископов Галлии после Святого Мартина, родился в 378 году в богатой и влиятельной семье в Оксерре. Он получил превосходное воспитание, вначале в Галлии, затем в Риме, где он совершенствовался в области права и стал адвокатом. Женившись там на добродетельной девушке из высокого сословия, он возвратился в Галлию и обратился к высоким обязанностям в правительстве провинции. Когда скончался Епископ Оксерра Аматор (Amator), Воля Божия была выражена тотчас единодушным голосом народа, и Жермен был вынужден пойти на епископское служение (418). Оставив службу в мире для того, чтобы предаться служению небу, он полностью изменил свой образ жизни. Попирая ногами тщеславие века, он раздал свое состояние бедным, стал жить со своей женой как брат и сестра и принял аскетический образ жизни, взяв себе в подруги скромность. Он взял на себя такие строгости, что до конца его дней жизнь его была не больше чем одним долгим и бескровным мученичеством. Отказываясь от всех наслаждений от трапезы, он по вкушал золу прежде чем взять свой ячменный хлеб с наступлением вечера, причем часто только один раз в неделю. В любое время года он был одет в накидку и тунику, которые он сменял только тогда, когда они превращались в тряпки. Он носил прямо на теле грубую власяницу и, подвешенный на шее, маленький мешочек с частицами Святых Мощей, которые творили многие чудеса. Он спал не раздеваясь и не снимая обуви, на убогом ложе, заполненном прахом и, восстав после короткого отдыха, он проводил ночь в постоянных воздыханиях. Проводя, таким образом, посреди мира жизнь аскезы и одиночества и будучи полностью обращенным к Богу, он не забывал между тем обязанностей гостеприимства и открывал свое жилище всем. Он омывал им ноги и прислуживал за столом, подражая Господу. С самого начала своего епископского служения он основал напротив города, на правом берегу Йонны (Yonne), он основал монастырь в честь Святых Козьмы и Дамиана. Поэтому он разделял свое время между молитвами совместно с монахами и наставлениями Духовенству и церковным людям.
Милосердие Христово, прирастало в нем в ходе этих мужественных борений, изливалось на народ потоками милосердия и чудесных деяний. Так он позволил агенту налоговой службы обнаружить деньги, которые он потерял и которыми завладел один одержимый. Он излечивал освященным маслом детей города, пострадавших от эпидемии дифтерита, он также высвободил множество одержимых и всем казался поставщиком Божественной Милости.
В то время пелагианская ересь, которая распространилась из Рима по всему Западу, она нашла особенно благоприятную почву в Великобритании, на родине Пелагия. Православные этой страны послали тогда депутацию к Епископам Галлии, которые, собравшись на Церковном соборе (429), назначили Святому Жермену и Святому Лупу (Loup) из Труа (Troyes), память 29 июля, идти и бороться против этой ереси, которая утверждала, что человек, наделенный Богом свободной волей, может обладать добродетелями и стяжать добро без Божией Благодати60.
Спускаясь по Сене, два Епископа остановились вечером в деревне Нантерр (Nanterre). Святому Жермену представили девочку, Святую Женевьеву, которую он благословил и побудил к монашеской жизни (память 3 января). Пересекая Ламанш, Жермен укротил бурю, вызванную демонами, увещевая, как и Христос, неистовые потоки и вылив в них немного масла. Два Епископа, тепло принятые большой толпой, не замедлили показать превосходство истинной Веры, как своими проповедями, так и своими чудесами. Верные были укреплены в вере, а введенные в заблуждение были обращены в столь больших количествах, что вся страна оказалась скоро готовой явить единство веры. Испуганные пылом проповедников, еретики скрылись до того дня, когда они решили затеять общественный спор, опираясь на помощь многочисленных сторонников. Оставив своим противникам возможность распространять свои пустые речи, блаженные прелаты ответили затем мощными, как гром, речами Евангельскими, на которые еретики оказались не в состоянии ответить. Толпа, приветствуя громкими криками победу Епископов, попыталась применить силу против обманщиков. Лишь с трудом двум святым удалось ее сдержать. Эта победа была подтверждена выздоровлением маленькой слепой девочки, которого Жермен достиг, прикладывая к ее глазам Ковчег со Святыми мощами, который он всегда носил при себе. С тех пор, народ с жадностью стал воспринимать Православное образование. Когда в Церкви утвердился мир, два Епископа отправились поклониться могиле Святого Мученика Албана (Alban), память 22 июня, в честь которого Святой Жермен освятил базилику по своем возвращении в Оксерр. Совершая это паломничество, Святой сломал себе ногу, и когда он отдыхал, будучи уложенным в постель, вокруг жилища вдруг начался пожар. В то время, как взволнованная толпа пыталась добраться до него, он не позволил, чтобы его вынесли. И огонь, пройдя выше его жилища, оставил его нетронутым, разрушив при том все здания в окрестности. Вылечившись вследствие явления Ангела, одетого в белое, Жермен возобновил свои поездки по Галлии. Тем временем саксонцы, объединившись с пиктами, атаковали бретонцев. Будучи испуганы, эти последние прибежали к двум Святым Епископам, которые со своего прибытия в лагере отдали свое мужество солдатам, как если бы речь шла о значительных подкреплениях. Епископы наставляли их во время Поста, и, построив церковь из сучьев, крестили большое число солдат на Пасху. В ту пору сообщили о прибытии врагов. Тотчас же новообращенные оставили свои крестильные рубашки, чтобы взять оружие. Жермен, взяв командование, посоветовал им устроить засаду в тесной долине. Когда там оказались атакующие, два Епископа провозгласили трижды «Аллилуйя», как боевой клич, который, повторенный всей армией, как грохот грома, обратил в бегство противников, и многие из них погибли во время беспорядочного отступления. После того, как яркие победы были одержаны над врагами, видимыми и невидимыми, и мир и безопасность возвратились на большой остров, два Святых возвратились в свою страну.
После своего возвращения в Оксерр Святой Жермен возобновил свою пастырскую деятельность, сопровождавшуюся милостью Божией. Граждане, обремененные дополнительным налогом, прибегли к нему в ту пору, как дети к своему отцу. Сочувствуя их беде, он предпринял поездку в Арль, где располагалась префектура Галлии, чтобы получать облегчение тягот. Шествуя по Галлии с небольшим эскортом и скромным экипажем, но с Христом в своем сердце, он творил на своем пути чудеса и видимые знаки Божественной милости. Даже когда он пытался проследовать незамеченным, жители всех селений и городов, привлеченные его известностью, прибегали к нему со своими больными, женщинами и дети, чтобы настойчиво просить у него благословения и упиваться его вдохновенными словами.
Принятый в Арле как достойный преемник Апостолов, он был гостем своего Святого друга Илария, память 5 мая, который часто наносил ему ответные визиты для совместного обсуждения церковных дел Галлии. Префект Оксилиарис (Auxiliaris), покоренный Святым, явил особое почтение. В результате выздоровления его жены, в течение долгого времени мучимой жаром, он по доброй воле предоставил освобождение от налогов, за что он ходатайствовал для жителей Оксерра и осыпал его подарками.
После новой миссии в Англии (440) для борьбы с пелагиевой ересью, Святой Жермен возвратился в Оксерр. Туда вскоре прибыла делегация из Арморика (Armorique), что в Бретани, настойчиво прося его помощи, так как патриций Этиус (Aetius), который правил от имени империи, потребовал от жесткого Гоара (Goar), короля Аланов, союзных варваров, чтобы те устроили в Орлеании (Orléanais) кровавую баню, чтобы утопить в ней их мятеж61.
Отправляясь в путь с большой поспешностью, старый Епископ отправился навстречу Гоару. Жермен сначала направил ему прошение при посредничестве переводчика. Но как только Гоар хотел его оттолкнуть, Жермен ухватил узду его лошади, остановив тем самым как командира, так и его армию, поспешавшую за ним. Гоара вместо раздражения охватило восхищение, он выслушал просьбу Святого и приказал своим войскам уйти. Жермен, тем не менее, незамедлительно отправился в Равенну, столицу Западной Римской империи, чтобы получить от императора Валентиниана III (Valentinien III) и от патриция Этиуса подтверждение этой милости, предварительно оказанной Гоаром.
Сделав привал в Алезии (Alésia), у своего друга священника Сенатора, он вылечил немую девушку. Затем он трогательно попрощался со своим другом, зная, что не возвратится живым из этой поездки. Он преодолел Альпы с котомкой путника на своей спине. Будучи хромым и в преклонном возрасте, он на своих плечах перенес встречного через овраг. Раздавая милостыню и творя подвиги по дороге, Святой дошел до Равенны, куда еще до того пришла слава о нем. Он был принят с почестями Епископом, Святым Петром Кризологом62 (Saint Pierre Chrysologue). Императрица Галла Пласидия (Galla Placidia) ему подарила большая серебряную вазу, полную изысканных даров, которые Жермен разделил между своими слугами. Он хранил вазу, чтобы распределить ее цену среди бедных и отослал Властительнице маленькое деревянное блюдо с ячменным хлебом, от которого впоследствии произошли многочисленные исцеления. Проведя день перед тюрьмой, заполненной приговоренными к смерти, Святой, охваченный жалостью, пал ниц и обратился ко Господу. Замки и железные засовы тотчас же разбились, и заключенные вышли, размахивая своими цепями, и вошли ликующие в церковь, чтобы воздать благодарности Богу. Исцеления по молитвам Святого Жермена привели весь город в восхищении, и он, несомненно, получил бы от императора общую амнистию для Арморика, если бы новое восстание не спровоцировало гнев властителя и не сделало бесполезным поход Святого Епископа. Вскоре святой Жермен объявил шести Епископам, которые беседовали с ним после утрени, что Господь ему явился во время ночи и сообщил ему о скором отправлении на настоящую «Родину». Он заболел и попросил у Императрицы, которая пришла к его изголовью, чтобы его тело было отдано в Оксерр. В течение семи дней, толпа спешила в его жилище, чтобы получать его последнее благословение, и на седьмой день его блаженная душа была взята на Небеса (31 июля 448).
Император, Епископ и высокопоставленные лица разделили себе то, что ему принадлежало, и, чтобы сопровождать почитаемое тело до Галлии, образовался огромный кортеж со множеством факелов, превзошедших солнце своим блеском. По прибытии в Оксерр 22 сентября, он был похоронен в расположенной базилике вне стен города, которую затем нарекли именем Святого. Культ Святого Жермена распространился широко в Галлии и Великобритании, где многие церкви и села сегодня носят его имя.
* * *
Житие Святого Жермена Оксеррского было составлено Констанцем, Священником Лионским, приблизительно через тридцать лет после его блаженной кончины.
Вероятно, Дьякон Палладий, которого предполагалось вскоре рукоположить во Епископа для евангелизации Ирландии, служил посредником между Епископом Рима и галльскими Епископами. Святой Патрик, которого Арматор назначил священником, некоторое время жил в монастыре Святого Жермена, был рукоположен Жерменом в Епископа и впоследствии отправился в Ирландию, чтобы заменить там Палладия (память 17 марта). Была выдвинута гипотеза, согласно которой он сопровождал Святого Жермена в этой миссии в качестве переводчика.
Восстания крестьян и простолюдинов, раздавленных нищетой тех времен вторжений, обратили их к созданию банд разбойников, живущих грабежами, багодам (Bagaude). Римской власти часто приходилось прибегать к услугам союзных варварских армий, для их подавления. Но, будучи неконтролируемы, эти армии проявляли себя жестокими по отношению к населению и жадными до новых владений.
Отмечаемое 4 декабря в латинской Церкви.