составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святой Жерме, (†658, память 24 сентября)

Святой Жерме (Germer) родился в Вардре (Wardes) неподалёку от Сан-Жерме-де-Фли (Saint-Geremr-de-Fly) в VII веке при правлении Дагоберта. Хотя он был женат и имел детей, он расстался со своей супругой и стал монахом. В 655 году он основал монастырь Флей (Flay), ныече Фли (Fly).

Святой Жерме родился в начале VII ° век в Варде (Wardes), маленьком хуторе у Нёф-Марше (Neuf-Marché), что в нескольких километрах от Сан-Жерме-де-Фли. Это место существует и по сей день. Там можно увидеть укреплённую ферму XVI века и небольшой замок начала XVII века их кирпича и камня.

Дворяне Рижиме (Rigimer) были из франков, обращенных в христианство. Жерме ещё молодым был востребован ко двору короля Дагоберта и стал благодаря своей мудрости одним из его советников.

Он женится на Доман (Domane), также благородная молодой женщине из дворян. У них было две дочери, умерших довольно молодыми, и сын Амальбер (Amalbert). Его крестил Святой Уэн (Ouen) которому ребёнок был отдан на воспитание.

Унаследовав от родителей значительную сумму, Жерве использовал её для благоустройства церквей, для малообеспеченных священников, для приема странников. Затем по соглашению со своей супругой он оставляет двор Хлодвига (Clovis) II и передает всё своё добро своему сыну.

Тогда его друг, Святой Уэн, поручает ему монастырь Пентай-сюр-Рисль (Pentalle-sur-Risle), ныне – Сан-Самсон-де-ла-Рок (Saint-Samson-de-la-Roque) в Нормандии но некоторые монахи, уязвленные его строгостью, пытаются его убить. Тогда он уходит в грот и оказывается отшельником.

Рукоположенный во священника святым Уэном, он возвращается из своей отставки после смерти своего сына, вновь начинает распоряжаться своим добром и в 655 году основывает в Сан-Жерме-де-Фли монастырь, посвященный Святой Троице, Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии, святому Иоанну Крестителю и святому Петру.

Он руководит обителью до своей смерти в 658 году.

Немногим раньше вторжения Нормандцев тело святого было помещено в маленькую часовню, расположенную около стены, окружавшей тогда город Бовэ, в тайнике, называвшемся Сан-Жерме или Сан-Луи, который был разрушен в 1849 году.

Через несколько лет после прибытия в Бовэ мощи переносятся в хор собора Святого Петра. Затем в 1132 году, после многочисленных требований, монахи Сан-Жерме-де-Фли, возглавляемые своим игуменом Юдом (Eudes) II, будущим епископом Бовэ, добиваются от епископа Бовэ Пьерра де Даммартана (Pierre de Dammartin) возвращения в свой монастырь части мощей (руки).

В 1249 году серебряная рака, украшенная драгоценными камнями, укрывает другую часть мощей – другую кость руки. Это перенесение сопровождается большой церемонией, возглавлявшейся епископом Бовэ, Гийомом де Гре (Guillaume de Gres) и игуменом Святого Жерме Гийомом де Вилленом (Guillaume de Villaine), правившим в период с 1236 по 1259 год, предшественником Пьера Вессенкура (Pierre de Wessencourt).

Его могила становится местом паломничества. К нему обращались во время великой жары, засухи, пожаров и великой суши.

В 851 году монастырь был опустошен Норманнами. Благодаря тому, что он был расположен на въезде в Нормандию, в 863 году добро монастыря было передано Карлом Лысым епископству Бовэ.

Монастырь возобновляет свою жизнь в 1036 году благодаря епископу Дрю (Dreu) или Дрогону (Drogon, 1035–1058). Действительно, во время его архипастырского служения проводилась важная политика восстановления монастырей, чем в полной мере воспользовался Святой Жерме.

Заново были воздвигнуты новые постройки, и в нём поселились монахи, в том числе, из монастыря Сан-Мор- де-Фоссе (Saint-Maur-des-Fossés) под окормлением игумена Готье (Gautier). Эти монахи принесут с собой мощи святого Баболана (Babolin), чья рака находится сегодня в церкви Кудрэ-Сан-Жерме (Coudray-Saint-Germer).

Вновь частично разрушенная во время столетней войны, обитель страдает от грабежей во время религиозных войн под эгидой Одэ де Колиньи (Odet de Coligny), тогдашнего епископа Бовэ и правящего игумена Сан-Жерме-де-Фли. Он «тайно подстрекал сеньоров из Три (Trie) захватывать древесину и корма Кудрэ».

Закрытая во время революции, она была продана как национальное достояние в 1792 году. Большая часть монастырских зданий (спальня, столовая, зал капитулярий, запирает между другими) была куплена двумя строительными подрядчиками, обитавшими в Аббевиле (Abbeville), что на Сомме. Они воспользовались камнем, лесом, свинцом, железом для изготовления строительных материалов.

Монастырская церковь и святая часовня чудесным образом спаслись от разрушителей и стали местом богослужения для прихожан. В 1840 годы эти два здания были классифицированы как «Памятники истории». Но поскольку они были в состоянии разрушения целостности ансамбля, Проспер Мериме, писатель и тогдашний Генеральный инспектор Памятников истории отклонил проект какого бы то ни было восстановления, так как «для спасения памятника потребуется расход, несоразмерный той ценности, которая была у него по отношению к искусству».

Протесты монсеньора Жиньу (Gignoux), епископа Бовэ, жителей Сан Жерме де Фли и Луи Грав привели к нескольким ремонтам.

В наши дни работы по укреплению и ремонту осуществляются регулярно, но как это подчеркивает Филипп Бонне-Лабордери, «никакой общей программы, нацеленной на возвращение памятнику его равновесия и всего его былого блеска никогда не составлялось. Финансовый вопрос остается, как всегда, первостепенным для этого типа предприятий, как для государства, так и для района, владеющего зданием, но не обладающего достаточными собственными ресурсами».

Сегодня от монастыря и святой часовни ничего не осталось, за исключением главного корпуса, служившего porterie (XIII-XV века) и называемого также «Домом правосудия», так как верующие вершили там правосудие.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle