составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святая Батильда (Матильда), королева Франции (память 30 января)

Святая королева Батильда (Bathilde), ее настоящее имя Бальтильда (Balthilde),17 урожденная англо-саксонка, была, как говорят, королевской крови. Захваченная пиратами, она была увезена в Галлию и продана за гроши как рабыня. Однако по Промыслу Божию она была куплена мажордомом Нейстрии (Neustrie) Эршиноальдом (Erchinoald, 641) который, тронутый ее милостью и красотой, относился к ней с большой добротой и сделал ее виночерпием, даровав тем самым ей должность, которая поставила ее наравне с великими командорами его дома.

Батильда сохранила, тем не менее, свою скромность и дошла до того, чистила обувь и мыла ноги своих старших подруг. Эршиноальд, который ее высоко ценил, будучи вдовцом, задумал жениться на Батильде. Она, испуганная этим замыслом, скрывалась до тех пор, пока хозяин смирился c тем, чтобы взять другую супругу.

Эршиноальд, который сохранил большую и набожную привязанность к Батильде, отправил ее ко двору Хлодвига II.18 Король без памяти влюбился в Батильду и женился на ней.19 От этого брака он имел трех сыновей – Хлотаря,20 Хильдерика21 и Тьерри.22 По преданию, излишества в чревоугодии и сладострастии привели Хлодвига II к безумию прежде чем отправить его в могилу (657).

Пока её сын Хлотарь был мал, Батильда сама обеспечивала управление королевством23 совместно с опытными советниками, первым среди которых был Хродоберт (Chrodobert), парижский епископ, и святитель Уэн24 (Ouen), епископ Руана. Она эффективно боролась с виновными в симонии (simoniaques25) и запретила взымать что бы то ни было за вычитывание святых треб. Она запретила продавать рабов-христиан. Она отменила подушную подать, налог, который выплачивался главой семьи в соответствии с ее численностью. Этот безжалостный закон толкал родителей на то, чтобы позволять умирать их детям, дабы ускользнуть от налоговых тягот.

У духовенства было большое влияние при дворе, особенно у игумена Женезия (Genesius), которого Хлодвиг II придал Батильде, чтобы тот помогал ей в ее благих делах. Он находился во дворце, распределял милостыню среди бедных и занимался отправлением многочисленных подарков, которые Батильда непрестанно делала церквям и монастырям.26

Когда репутация премудрости и добродетели святого Лежера (Leger), архидиакона Пуатье, дошла до королевы Батильды, она пригласила его во дворец, который он не покидал до тех пор, пока не стал епископом Отона (Autun, 663). У политики королевы Батильды был ясно выраженный духовный характер, и епископы принимали значительное участие в том, что она предписывала.

Во времена Батильды поддержание союза Regnum Francorum (Нейстрия, Австразия и Бургундия) стало очень трудным делом. После смерти Зигеберта II Австразийского, брата Хлодвига II (658), мажордом Гримоальд обобрал и изгнал в Ирландию сына Зигеберта II и заменил его собственным сыном. После смерти Гримоальда (663) Батильда взяла Австразию и поставила королем своего второго сына Хильдерика II.

Королева Батильда сделала значительные вклады в монастыри в Жумьеж (Jumiéges) и Фонтенель (Fontenelle), основала монастыри в Корби (Corbie) и в Шелль (Chelles). Люксёй (Luxeuil), Жуарр (Jouarre), Фармутье (Faremoutie), Ложиум (Logium) в Нормандии, Сан-Ломер-ле-Мутье (Saint-Laumer-le-Moutier) и другие монастыри были переполнены подарками и привилегиями. Она предоставила иммунитеты и освобождения базиликам Сан-Жермен (Saint-Germain) и Сан-Дени (Saint-Denis), а также Сан-Энан (Saint-Aignan) в Орлеане (Orleans) и Сан-Мартан (Saint-Martin) в Туре (Tours).

Мажордома Ершиноальда сменил Эбруаин (Ebroïn), кровожадный зверь, который организовал убийство Зигобранда (Sigobrand), парижского епископа грандами королевства, несмотря на усилия королевы, направленные на то, чтобы его спасти. Освободившись от этого соперника, Эбруаин хотел освободиться также от опеки регентши, и Батильда, которую обязали отказаться от власти, была отправлена в монастырь Шелль, департамент Сена-и-Марна (Seine-et-Marne). Это произошло до 673.

Батильда ушла в этот монастырь, который она по-королевски возвеличила. Игуменьей ею там была назначена Бертилла (Bertilla, память 5 ноября), за которой королева ездила в Жуарр. Последние годы своей жизни, Батильда, всегда неприметная и скромная, пребывала в полной простоте в отношениях с другими монахинями. Там она и скончалась от болезней живота 30 января не позже 680 года. Батильду хоронят в монастыре, и вскоре ее могила, согласно современному ей, хорошо информированному биографу, которому мы обязаны появлением жития Батильды, прославляется чудесами. Игуменья Бертила проявляет заботу о том, чтобы увековечить память Батильды в двух частях церковной службы во многочисленных церквях, создавая тем самым культ, хорошо подтвержденный и признанный. Служба

Святой Батильде Адаларом (Adalard) из Корби поют среди больших торжеств.

Тело святой королевы Батильды во время французской революции защитили жители Шелль, и перенесли его в церковь святого Андрэ, где оно и пребывает по сей день (Eglise Saint-André, rue Jean Véron 77500 Chelles). Части святых мощей находится в Риме, в часовне Пия IX, в соборе Мё (Meaux), в монастыре Жуарр, в Брэ-сюр-Сомм (Bray-sur-Somme) и в Мэйи (Mailly). Мощи из Корби были уничтожены революционерами.

* * *

17

Ее также называли Бальдехильда (Baldechilde), Батильдия (Bathildis), Ботюр (Bauteur) или Бодур (Baudour).

18

Второй сын короля Дагоберта I (Dagobert) и Нантильды (Nanthilde) родился в 635 году. Он стал королем Нейстрийским, в то время как его старший брат Зигеберт (Sigebert) получил Австразию (Austrasie) и ряд находившихся в зависимости областей в Аквитании и в Провансе. После смерти Дагоберта (19 января 639) Хлодвиг был без осложнений признан королем грандами Нейстрии и Бургундия. Его королевством управляла его мать при помощи мажордома Нейстрии (Эга (Aega), а когда он умер в 642, то был заменен Эршиноальдом в Нейстрии и Флаошатом (Flaochat) в Бургундии). После кончины своей матери в сентябре 642 года Хлодвиг II, как в Нейстрии, так и в Бургундии, оставил управление мажордомам: он и его брат Зигеберт рассматриваются как первые праздные короли. Страдая от душевной болезни, он скончался в возрасте двадцать трех лет в 657 году.

19

«Я ваша раба и, волей-неволей, если это было бы нужно, я подчинилась бы вашему желанию», сказала Батильда королю, на что он ответил: «Ни одна раба не сумела бы сесть на трон франков. Я Вас объявляю свободной, в том числе и в том, чтобы отклонить мою руку».

20

Рожденный в 652 и умерший в 673, Хлотарь III стал королем Нейстрии и Бургундии после смерти своего отца; королевством управляли его мать, а затем мажордом Эбруаин.

21

Рожденный не ранее 652 года и умерший в 675 году, Хильдерик II (Childeric) был провозглашен королем Аустразии (662) после того, как гранды свергли мажордома Гримо (Grimaud), и его сына Хильдеберта (Childebert), которого он сделал королем. При Хильдерике Австразией правил герцог Гонфо (Gonfaud), мажордом. После смещения его брата, Тьерри III (Thierry, 673), Хильдерик был провозглашен королем Нейстрии. Объединив все королевства франков, Хильдерик хотел ими управлять как абсолютный владыка и делал это настолько плохо, что был убит во время охоты. Хильдерик II был последним из Меровингов, кто пытался править.

22

Тьерри III был провозглашен королем Нейстрии после смерти своего брата, Хлотаря III, но он был почти тотчас смещен другим своим братом, Хильдериком II и заключен в монастырь Сен-Дени. Он вернул себе корону после смерти брата. Потерпевши поражение при Тертри (Tertry, 687) от Пепина Эристальского (Pepin Heristal), отца Шарля Мартеля, мажордома Австразии, он правил не более, чем номинально и умер в 691 году.

23

Имеются её личные подписи в дипломах в пользу Фродоберта (Frodobert), игумена в монастыре Шелль (Chelles, 658–659), в пользу святого Моммелина (Mommelin), епископа Нуайонского и Турнайского (Noyon-Tournai) и святого Бертана (Bertin), игумена в монастыре Ситью (Sithiu, 663).

24

Введенный в администрацию при Хлотаре II, он был при Дагоберте I референдарием, следя за составлением официальных актов и опечатывая их королевской печатью, которая была у него на хранении.

25

Simonie – это запрещенное законом соглашение, согласно которому выплачивают или получают денежное жалование или разовое вознаграждение взамен духовных или священных ценностей (таинств, церковных званий, и т. д.) (Перевод статьи из Dictionnaire Encyclopedique Illustre Essentiel Hachette)

26

Английские обозреватели, именно Эддий Стефаний (Eddius Stephanus), упрекали Батильду в том, что она заставила убить Онемундия (Aunemundus), епископа Лиона, чтобы поставить на это епископство своего сотрудника, игумена Женезию. Этот эпизод столь мало согласовывается со всем остальным, так что имеются серьезные основания сомневаться в его историчности.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle