свящ. Иоанн Верюжский

Источник

Исторические сказания о жизни святых

Вологда, не отличающаяся ни качеством климата, ни красотою местоположения и далеко уступающая многим из губернских городов по своему устройству, промышленности и торговле, замечательна по своей древности и многочисленности в ней храмов Божиих, которых в ней и ныне насчитывается до 54, а прежде было и еще более, так что в этом отношении, принимая во внимание число ее жителей, она превосходит даже и Москву. Изыскатели древностей и любители отечественной истории также немало найдут для себя интересного на страницах ее многовековых летописей. Если допустить, что жители Печеры еще во время княжения святого Владимира были подвластны и платили дань Новгороду1; то и начало Вологды, как места населенного и колонии и новгородской, надобно отнести к тому же, если еще не к более раннему временн. Ибо из Новгорода на Печеру не было другого пути, как только чрез Вологду, и нельзя было новгородцам завоевать и держать в подчинении столь отдаленный край, не овладв наперед местами, находившимися ближе, и не населив их своими соотечественниками, для надзора и управления местными жителями, Чудью белоглазой. По крайней мере в 1147 году, когда на месте нынешнего кремля Московского был дремучий лес и сырой бор, на берегах р. Вологды находились уже многолюдные посады с торговыми площадями и церковью. В 1260 году, когда еще никто в России и не думал об исправлении и улучшении естественных водяных сообщений, князь Глеб Васильевич близ Вологды положил тому начало, прорыв каналы на реках Вологде и Сухоне, доныне известные под названием «Княж Глебова прост». Долго Вологда служила единственным путем за море и в богатую мехами и золотом Пермь великую и Сибирь и многих из венцсносцев России видела в стенах своих в самых разнообразных положениях. Василий Темный был в ней побежденным и жалким узником Шемяки, кровью вписавшего имя свое в историю Вологды; Иоанн III, бывши в ней в первый раз пленником вместе с отцем, был и победителем мятежного князя Галицкого, возвращаясь из Кокшеньги; Василий Иванович приезжал в Вологду смиренным и набожным богомольцем, щедрою милостынею наделяя монастыри и испрашивая чадородие новой своей супруге Елене Глинской; сын его Грозный три раза приезжал в Вологду со всею пышностью и величием царским, и один раз прожил в ней три года и пять месяцев, выкопал Золотуху, построил собор, заложил каменную крепость (стену) вокруг города и хотел основать в ней свою резиденцию. После потешного плавания на прудах Пресненских и Переяславльском озере, из Вологды Преобразователь России начал шествие свое к морю на судах, чтобы уже серьезно заняться мореплаванием и заведением флота, и был в ней до пяти раз. Уцелел доныне дом, в котором он в последний раз останавливался, вместе с Императрицею, за несколько месяцев до своей кончины. Не мало и других замечательных событий горьких и радостных записано в многовековой летописи Вологды: Монголы и Татары, Литва и Поляки, Черкасские воры и Новгородская вольница, – все, и свои и чужие, с одинаковою жестокостью проходили по стране, пролагая себе путь огнем и мечем, и как бы стараясь превзойти друг друга в раззорении жителей, убийствах, грабежах и пожарах. Более двух с половиною веков прошло с того времени, как уже нога неприятелей не бывала в стране Вологодской; но народ еще и поныне вспоминает «панов» и все останки древних земляных укреплений, валы, рвы и насыпи относит к их времени.

Еще более замечательна и должна быть дорога сердцу каждого русского, православного, страна Вологодская по множеству бывших в ней обителей иноческих и подвизавшихся в них великих угодников Божиих. Казалось, что дремучие леса и болота Вологодскиe только и удобны, что для жительства диких зврей; но в них отовсюду стремились искавшие себе уединения и безмолвия, и вся страна от берегов Нурмы и Комелы до Печеры и Вычегды, так сказать, усеяна была монастырями н уединенными кельями иноческими, так что по справедливости и без всякого преувеличения можно было назвать ее Фиваидою севера. «Куда ни посмотрю, везде вижу целые лики святых», говорит один из архипастырей Вологды2, «Воззрю ли на восток? Там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосий Тотемский среди славных источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной и сам соделывается солью земли Тотемской, спасающею от гниения души и сердца. Обращусь ли к западу? Здесь обители Св. Павла Обнорского, Св. Корнилия и Арсения Комельских высятся яко твердыни духовные в прибежище и оплот воинов Христовых, в отражение врагов видимых и невидимых. Посмотрю-ли на север? Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней раку святого благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к югу? Там почивают, или лучше сказать, стоят на страже духовной святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Се Димитрий Прилуцкий! Се Галактион Спасокаменский! Се Герасим Киевский! Се, в самом храме сем, Антоний Вологодский!» Кроме Стефана, еще в детстве его матери нареченного епископом Перми и своими апостольскими трудами просветившего верою народ зырянский, кроме его святых преемников, собственною кровью запечатлевших свое служение евангельской проповеди, и других многих угодников Божиих, из различных званий и состояний, подвизавшихся в стране Вологодской и различными путями достигших царствия Божия – как плодоносны и благоплодны были одни только дремучие леса Глушицкие, болота Комельские и голая каменная скала среди Кубенского озера! Как широко распространилась слава о их пустынных обитателях, сколько отовсюду привлекали они в себя выходцев, приходивших с востока и дальнего запада, и каких дивных подвижников благочестия породили и воспитали в себе! Юноши и старцы, бельцы и монахи, игумены и архимандриты, оставляя свои домы и обители, с одниаковым усердием и любовью стремились учиться жизни равноангельной в их пустынном безмолвии. Один идет из далекой Греции, другой из Перми, тот тайно оставляет родительский дом в Москве, иной – настоятельство в знаменитой лавре Сергиевской, князь меняет порфиру свою на власяницу и мантию, богатый купец оставляет свои богатства и делается ничего неимущим и смиренным послушником; и какой многочисленный и светлый сонм святых составили они! Какими высокими подвигами веры и добродетели не ознаменовали себя? Они жили в той же стране, где и мы живем, под тем же небом, в тех же услових почвы и климата, дышали тем же воздухом, пили ту же воду, а часто находились и в тех же обстоятельствах житейских, как и мы; ибо мир всегда был один и тот же, и в этом отношении верен сам себе; и потому жизнь их должна быть для нас предметом изучения, образцом и примером для подражания, руководством и наставлением нам к исполнению христианских обязанностей; в ней можно найти и указание на все возможные случаи и обстоятельства, в какие только поставлен бывает человек.

Жаль только, что время и обстоятельства не сохранили и не передали нам в целости этого наследства нашего, что многие подвиги святых угодников навсегда уже сделались для нас неизвестными, забыты самые места, где погребены святые и труженические телеса их. Потому тем более мы должны дорожить и стараться сохранить и передать потомству хотя то немногое, что уцелело от руки времени и дошло до нас. Это святой долг и непременная обязанность наша как пред святыми угодниками страны нашей, так и пред детьми и потомками нашими. Жизнеописания святых Вологодских должны быть настольною книгою каждого вологжанина. В них каждый из нас найдет себе необходимое наставление и пример для подражания; ибо в их более нежели семидесяточисленном сонме были люди всех возрастов и почти всякого рода жизни, звания и состояния. Это собственный наш, православно-христианский облак свидетелей веры и благочестия, подобный тому, какой указан Апостолом Павлом в лике праведников народа Еврейского. Это Ангелы хранители страны нашей, наши молитвенники пред Богом, покровители и защитники от врагов, наставники и руководители в деле спасения. Не знать их значит не знать своего лучшего и мучиться жаждою при самом источнике вод. С этою целью, по благословению Преосвященнейшего Феодосия, Епископа Вологодского и Устюжского, я старался собрать все сказания о жизни святых, подвизавшихся в стране Вологодской, сличить их между собою и поверить по печатным и древнейшим письменным источникам, был лично во многих монастырях и церквах, где почивают их святые мощи, пользовался из рода в род переходящими о них преданиями народа и все, что мог найти и узнать, передаю в сей книге, смиренно прося себе извинения прощения, в чем погрешил. Feci, quod potui, faciant meliora potentes!

Священник Иоанн Верюжский. Вологда.

Киевский митрополит Евгений, во время бытности своей епископом Вологодским, (1808–1813) составил список всех угодников Божиих, почивающих в предлах Вологодской епархии, прославленных церковью, и местночтимых. По сему списку значится их 73 лица, в числе коих одна только женщина. Странным, на первый раз, может показаться такое неравенство между полами, когда мы знаем, что в церкви Христовой несть мужеский пол, ни женский, (Галат: III, 28) и видим по истории и на опыте, что лица женского пола не только не уступают мужчинам в благочестии и делах веры, но едва ли даже еще и не превосходят их. Причиною тому было: 1) самое положение у нас женщины, редко когда занимавшей видное место в обществе, и добродетели которой не были никому известны из посторонних, не принадлежавших к ее семейству. Потому, за малыми исключениями, в древних святцах значатся у нас только княгини и настоятельницы монастырей. 2) То, что грамотность тогда была только достоянием монастырей, и почти все жизнеописатели святых были иноки. Они и о лицах мужеского пола, до прибытия их в монастырь, писали очень мало, по незнанию того, что происходило вне стен монастыря, а о лицах женского пола, подвизавшихся в кругу своих семейств, могли знать и еще менее. Кроме того настрение духа иноков был таково, что мнение из них не согласились видеться и говорит с самыми близкими к ним по крови лицами женского пола, матерями, сестрами, решились ли же бы они описывать жизнь других женщин? Вероятно и та одна святая жена, которая значится в списке, внесена была в святцы потому только, что уже нельзя было умолчать о ней, как о виновнице обращений ко Христу ее мужа, вместе с ним подвизавшейся, и благочестием своим известной всему городу. Далее по списку видим, что большая часть сих подвижников веры и благочестия, сих воинов Христовых, явились победителями миpа в тиши пустынных кельй – в чине иноческом, что сложит лучшим свидетельством нравственной высоты тогдашнего монашества; пять из них воссияли на свещнице церкви – в сане епископом; пять достигли почестей вышнего звания, оставив честь и славу земного княжения:, одиннадцать благоугодили Богу высоким и трудным подвигом юродства Христа ради; сем кровью запечатлели свое служение и украсились венцами мученическими; трое были приходскими священниками, и один угодил Богу в ненавистной народу должности тиуна.

По времени их подвигов, начинающихся с первой половины XII, и продолжающихся до последней половины XVII столетия, большее число их жило в XV и XVI столетиях; местами их святой жизни и деятельности по преимуществу были: Вологда, Устюг и Тотьма, с их окрестностями. Для большей наглядности прилагается при сем топографический их список, составленный митроп. Евгением.

Топографичестй список святых Вологодских чудотворцев, с означением места жительства их, или иахождения их святых мощей.

По городу Вологде и Вологодскому уезду:

1) Антоний, Епископ Вологодский и Великопермский, коего мощи почивают под спудом в Вологодском Софийском соборе; поставлен был из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря во епископа на Вологду, в 1586 году, преставился в 1588 году, Октября 26. Память его Октября 26.

2) Преподобный Герасим, игумен и начальник3 Троициаго монастыря, что на Кайсарове ручье, пришедший в Вологду из Киева в 1147, а преставившийся в 1178 году, марта 4. Мощи его исчивают под спудом в приходской церкви при Кайсарове ручье. Память его Марта 4.

3) Преподобный Галактион, затворник и начальник Спасокаменского Духова монастыря, замучен от Литвы, напавшей на Вологду в 1613 году, Сентября 24. Мощи его под спудом с монастырской церкви. Память Сентября 24.

4) Преподобный Димитрий Прилуцкий, игумен и начальник Спасо-прилуцкого монастыря. Преставился 1392 года, Февраля 11. Мощи его под спудом почивают в нижней монастырской церкви. Память Февраля 11.

5 и 6) Князья: Иван, а в монашестве Игнатий, и брат его Димитрий Андреевичи Углицкие, от великого князя Ивана Васильевича заточенные в Прилуцкий монастырь; оба тут скончались, Игнатий 1522 года, Мая 19, а Димитрий неизвестно когда. Мощи их под спудом в Прилуцком монастыре. Память Игнатия Maя 19.

7) Св. благоверный князь Феодор Всеволодович. Но когда скончался и где положен, неизвестно.

8) Преподобный Петр, чудотворец Спасокаменного монастыря, жил около начала XV века, а почивает в Спасокаменном монастыре на острове Кубенского озера.

9) Блаженный Василий, Юродивый, живший в братстве Каменного монастыря на Кубенском озере. Мощи его под спудом в нижней палатке там, под церковью.

10) Преподобный Кирилл пустынник, когда скончался и где положен, неизвестно.

11) Преподобный Тимофей, на Кубенском озере. Когда скончался и где положен, неизвестно.

12) Преподобный Пахомий, иже на езер. Когда скончался и где положен, неизвестно.

13) Святый Иоасаф, в бльцах Андрей Дмитриевич, князь Заозерский, постригшийся в Спасокаменном монастыре на Кубенском озере 1452 года и там преставившийся. Мощи его перенесены в Волггодский Духов монастырь и ныне там под спудом.

14) Преподобный Кассиан, Игумен Каменский, в житии Иоасафа.

15) Преподобный Иосиф, основатель Заоникиевской пустыни, скончавшийся в 1612 году, и преемники его:

16) Антоний и

17) Иоанникий. Мощи их под спудом почивают в Заонишевской пустыне.

В Грязовецвом уезде:

18) Преподобный Павел Обнорский, основатель Павлова монастыря, в начале XV столетия; преставился 1429 г., января 10. Мощи его в Павлове монастыре под спудом. Память января 10.

19) Преподобный Сергий, Нуромский, основатель бывшего Нуромского монастыря, собеседник пренодобного Павла Обнорского, преставился 1413 года, Октября 7. Мощи его под спудом в Нуромской приходской церкви. Память Окрября 7.

20) Преподобный Иннокентий, основатель бывшего Иннокентьева монастыря, ученик, препод. Нила Сорского, преставился около 1511 года, Марта 19. Память Марта 19.

21) Преподобный Стефан, основатель Нивольского Озерского монастыря на Комеле реке, преставился 1542 г., июня 12. Мощи его под спудом в оставшейся доныне монастырской над озером Нивольским церкви. Память июня 12.

22 и 23) Преподобные Авксентий и Онуфрий, основатели бывшей Перцовой пустыни, заведенной ими около 1499 года. Мощи их под спудом в приходской цервви.

24) Преподобный Корнилий Комельский, основатель Корнильева монастыря, преставился 1537 г. Мая 19. Мощи его под спудом в сем монастыре. Память Мая 19.

25 и 26) Преподобные Кассиан и Лаврентий, игумены Комельские, ученики и преемники преподобного Корнилия. Мощи их под спудом в Комельском монастыре. Лаврентий преставился 1547 г. Мая 16. Память Мая 16.

27 и 28) Преподобные Авраамий и Коприй, основатели бывшего Преображенскего Печенгского монастыря около 1492 года. Мощи их под спудом в приходской Печенгской цервви.

29) Преподобный Арсений, игумен Комельский, основатель Арсениева монастыря на реке Леже. Преставился 1550 года, Августа 24. Мощи его под спудом в сем монастыре. Память Августа 24.

В Кадииковском уезде:

30) Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, основатель Покровского и Сосновецкого Глушицких монастырей, преставился 1412 года, июня 1. Мощи его под спудом в Сосновецком Глушицком монастыре. Память июня 1.

36) Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий, ученик Дионисиев, преставился 1422 г. Октября 14. Мощи его под спудом в Сосновецком Глушицком монастыре. Память Октября 14.

32) Преподобный Макарий, игумен Глушицкий, ученик, духовник и келейник Дионисия Глушицкого. Преставился Мая 13. Мощи его под спудом в Покровском Глушицком монастыре под церковью. Память мая 13.

33) Преподобный Тарасий, игумен Пермский, жившей десять лет на смирении прп. Дионисия Глушицком в Сосновецком его монастыре, а по кончине его вскоре преставившийся там же. Мощи его под спудом в Сосновецком монастыре.

34) Преподобный Феодосий, с Глушицком монастыре при Дионисии подвизавшийся. Мощи его в Сосновецком монастыре под спудом.

35) Преподобный Григорий, Пельшемский, игумен и основатель Лопотова монастыря. Преставился 1442 г. Сентября 30. Мощи его под спудом в Лопотове монастыре. Память Сентября 30.

36) Преподобный Александр Куштский, основатель бывшего монастыря на реке Куште над Кубенским озером, преставился 1439 г. июня 9. Мощи его под спудом в тамошней церкви. Память июня 9.

37) Преподобный Евфимий, основатель бывшего Спасоевфимиева монастыря на р. Сянжеме. Преставился около половины XV столетия. Мощи под спудом в приходской тамошней церкви.

38) Преподобный Харитон, преемник преп. Евфимию в Сянжемском монастыре, преставился 1509 г. Апреля 11. Мощи его под спудом в той же церкви. Память Апреля 11.

39) Преподобный Марко, пустынник, на острову Богоявленского Белавинского озера подвизавшийся. Мощи его там под спудом.

40) Преподобный Онуфрий, строитель бывшего Катромского Николасвского монастыря при Катромском озере. Мощи его тамо под спудом; но когда скончался, неизвестно.

41) Преподобный Филипп, игумен, основавший в 1447 году Спасо-Казанский монастырь на р. Сухоне. Мощи его там на погосте под спудом. Память Ноября 15.

В Тотемском уезде:

42) Преподобный Феодосий, игумен Спасо-Суморина монастыря, преставился 1568 г. января 28. Мощи его обретены в 1796 году и почивают открыто в сем монастыре. Память января 28.

43) Преподобный Вассиан, пустынник, на Тиксне pеке, основатель бывшей Тиксеснской пустыни, преставился 1633 г. Сентября 12. Мощи его под спудом в Тиксненской приходской церкви. Память 12 Сентября.

44 и 45) Преподебные Григорий и Кассиан, Авнежские чудотворцы, основатели монастыря бывшего Авнежского в Авнежских волостях. Они убиенны Татарами и Вятчанами в 1392 году, июня 15. Мощи их под спудом в Авнежской приходской церкви. Память июня 15.

46) Блаженный Максим, священник Тотемский, юродствовал 45 лет, преставился в 1650 г. января 16. Мощи его в городской церкви, что у варниц. Почитание его началось с 1715 года. Мощи его под спудом. Память января 16.

47) Блаженный Андрей, Тотемский юродивый, уроженец Устья Толшемского, ученик преп. Стефана Галицкого, скончался 1674 года Октября 10, будучи 35 лет и 4 месяцов от рождения, а юродствовал 10 лет. Погребен в Тотемской Воскресенской градской церкви. Мощи его под спудом и почитаются издавна. Память 10 Октября.

48) Преподобный Агапит, основатель бывшего Маркушевского монастыря на речке Маркуше; убиее в 1584 году, мая 21. Мощи его под спудом в приходской Маркушевской церкви. Память мая 21.

В Вельском уезде:

49) Праведный Прокопий, Устьянский. Когда жил и скончался, неизвестно. А мощи его открыто почивают в Усьянской приходской церкви. Они свидтен. Память июля 84.

В Никольском уезде:

50) Преподобный Тихон, основатель Крестогорской Тихоновой пустыни при реке Вохне. Жил около половины XVII столетия. Мощи его там под спудом.

В г. Устюге и Устюжском уезде:

51 и 52 ) Праведные Иоанн и супруга его Mapия Устюжские угодники, жившие в XII столетии. Мощи их под спудом в Вознесенской церкви на посаде.

53) Праведный Прокопий Юродивый, Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 году, 8 июля. Мощи его под спудом в Устюжском Прокошевском соборе. Память 8 июля.

54) Блаженный Иоанн, Юродивый, Устюжский чудотворец, родом Устюжанин. Преставился 1494 г. Мая 29. Мощи его под спудом в Устюжском Иоанновском соборе. Память Мая 29.

55) Преподобный Киприан, строитель Архангельского Устюжского монастыря, живший в начале XIII века. Мощи его под спудом в сем монастыре.

56) Преподобный Филипп, пустынник на Сухоне реке, основатель Филипповского монастыря на Яицкой горе, жил около половины XVII века. Мощи его под спудом в сем монастырь.

57) Преподобный Симон, основатель Воломского бывшего монастыря, на верховье реки Киченьги в Устюжском уезде, убит 1641 г июля 12. Мощи его под спудом в приходской Воломской церкви. Память июля 12.

58) Преподобный Леонид, основатель Устьнедумского бывшего монастыря в Устюжском уезде, на р. Недуме, скончался 1654 г. июля 13. Мощи его под спудом в приходской Богородицкой церкви.

В г. Сольвычегодске и его уезде:

59) Блаженный Фома, Юродивый, в Введенском монастыре.

60) Блаженный Иродион.

61) Блаж, Михаил.

62) Блаж. Иоанн и 63.) Блаженный Василий Юродивые. Все были в г. Сольвычегодске, но о времени кончины и мощах их неизвестно.

64) Преподобный Сергий, Малопинежский, бывший при Малопинежской приходской церкви священником, а при кончине постригся в монашество. Мощи его там в часовне под спудом. Память 16 Ноября.

65) Преподобный Петр Черевковский, священник, бывший при Черевковской приходской церкви. Мощи его там под спудом. Почитание началось с 1661 года.

66) Преподобный Логгин, основатель Коряжемского монастыря в Сольвычегодском уезде, на Вычегде реке, скончался 1540 г. Февраля 10. Мощи его под спудом в сем монастыре. Память Февраля 10.

67) Преподобный Симон, сотрудник пр. Логгииа, основатель бывшей Преображенской Сойгинской пустыии на речке Сойге, в Сольвычегодском уезде. Преставился в 1562 году, Ноября 24. Мощи его под спудом в тамошней приходской церкви. Память Ноября 24.

68) Преподобный Христофор, ученик препод. Логгииа, основатель Христофоровой пустыни на речке Малой Коряжемке, в Сольвычегодском уезде. В 1570 году, оставив свой монастырь, скрылся безвестно.

В Яренском уезде:

69) Св. Герасим, Епископ Пермский, удавленный от одного слуги Вогулича в 1392 году,

70) Св. Питирим, Епископ Пермский, убитый от Вогуличей в 1455 году. Память Августа 19.

71) Св. Иона, Епископ Пермский, спончавшийся 1471 года. Всех сих трех Епископов мощи под спудом почивают в Устьвымской волости, в Благовещенской церкви, бывшей кафедральной Пермских епископов. А почитание их началось со времен царя Михаила Феодоровича. Первый же Пермский епископ.

72) Святый Стефан, почивает под спудом в Москве в Дворцовой церкви у Спаса на бору.

73) Преподобный Димитрий, основатель бывшей Цылибинской Архангельской пустыни на реке Вычегде. Мощи его под спудом почивают в часовне близ Цылибинской приходской церкви. О времени его жития и кончине неизвестно, а известно токмо, что память его почиталась еще до 1666 года. – В этот список святых не вошли еще почему-то опущенные м. Евгением:

74) Преподобный Нифонт, основатель Троицкого Телегова монастыря (1553 г.) в Устюжском уезде на реке Двине, и

75) Св. Кирилл, Вельский или Важеский, тиун Новгородских наместников, коего мощи долгое время открыто почивали в Вельске.

Тропарь, кондак и молитва святым чудотворцам вологодским

Творение Вологодского епископа Иннокентия

Тропарь, гл. 8

Православия наставница, благочестия и чистоты учителий, церкви Вологодской Богодарованное украшение, молите мидостивого Бога, да вашим предстательством подается благодать и мир стране вашей, и душам нашим спасение.

Кондак, гл. 4.

Светоносный облак свидетелей веры и благочостия, осеняющь пределы страны нашей, утвердил еси Христе Царю на тверди церкви Вологодской, да взирающе на скончание жительства их и венец славы неувядаемый, терпением течем на предлежащий наш подвиг спасения.

Молитва

Припев: святии чудотворцы вологодские, молите Бога о нас.

О всеблаженнии и Богомудрии Угодницы, иже во временнем житии благочестие подвизавшиеся, н святыми своими телесы в пределах Вологодской страны почивающии! Величаем ваши духовные подвиги, воины Христовы, терпением и мужеством своим врага до конца низложившии, и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, звезды светом веры и добродетели светящиеся и наши умы и сердца Богомудренне озаряющие. Прославляем ваши великие чудеса, кринове райстии в стране мраза прекраснее процветшии, и вонею дарований и чудес повсюду благоухающии. Умоляем вашу Богоподражательную любовь, предстатели наши и покровители, сохраните нас от всякого зла, и посетите нас в немощех наших благодатными даровании, имиже вас украсил и прославил есть Господь. – Благовернии князи! Испросите у великого Царя славы благоденственное царетвование Благочестивейшему Императору нашему, и мир и тишину держав Его, да и мы поживем тихое и безмолвное житие, умерщвляя царствующий во плоти нашей грех, и написуя на скрижалях сердец наших закон царский. Святителие Христовы! Молитвами вашими утвердите святую православную Церковь и упасите стадо свое в вере и добродетели, яко да и мы недостойнии и оскверненнии прославим в житии своем Отца нашего небесного. Преподобнии отцы! в терпении и подвизах сами пожившее, сохраните и нас от прелестей миpa лукавого, да отвергшеся себе и вземше крест последуем Христу, умерщвляя уды яже на земли, и распиная плоть свою со страстьми и похотьми. Блаженнии Чудотворцы! юродством небесной мудрости посрамите мудрость мира сего, возносящуюся на разум Божий и омрачающую спасительное буйство креста Христова, имже да сподобимся выну мудрствовати о Христе, горняя, а не земная помышляюще. О всечестный соборе всеблаженных и Богосветлых Ангелов наших, иже честными телесы на земли с нами водворяетеся, святыми же душами вашими пребываете на небеси, и с лики бесплотных покланяетеся дивному во святых своих Богу, помяните нашу немощь и уничижение, и священными молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, яко да и мы, безбедне преплывше житейскую пучину, и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем, и в блаженных обителех горнего отечества со всеми от века угодившими святыми водворимся, благодатью и человеколюбием Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, Емуже с Предвечным и Единосущным Отцем и с Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей в бесконечные веки.

Аминь.

На утрени: Евангелие Матф. гл. VI. стихи: 19, 20, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 и 33.

На литургии: Апостол, зачало 103, стихи: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и зачала 104, стихи: 12 и 13.

Евангелие от Иоанна, зачало 48, стихи: 12–19.

Эти тропарь, кондак и молитва Вологодскими чудотворцам написаны были преосвящейнным Иннокентием по случаю освящения во имя их крестовой церкви архиерейского дома, 5 Октября, 1841 года. До того времени Вологодским Чудотворцам, по преобладающему в них числу иноков, отправляли службу Преподобническую по общей минее и пели следующие:

Тропарь, глас 8.

Яко светильницы всесветлии явистеся в пределех града Вологды, преподобные Отцы наши Вологодские Чудотворцы: вы бо крест Христов от юности своей на рамена вземше, усердно Тому последовали есте; чистотою Богови приближившеся, от Него же и чудес дарованием обогатистеся; тем же и мы с верою к вам притекающе умильно глаголем: Отцы преподобные молите Христа Бога спастися дущам нашим.

Кондак, гл. 2.

Волнений множество невлажно проходяще, бесплотные враги струями слез ваших крепко погрузили есте. Богомудрии и преподобные, и чудес дар приимше, молите непрестанно о всех нас.

* * *

1

Двинск. летоп. в Труд, вольн. Российск. Собр. т. 1 стр. 114.

2

Иннокентий, приветствен. слово к паст. Вологодской.

3

Слово начальник, употребляемое в этом списке, значит основатель монастыря.

4

Было и третье свидетельствование в 1818 году, по отношению г. Обер-Прокурора Св. Синода князя Голицына, преосвящ. Онисифором Епископом Вологодским.


Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых / [Священник Иоанн Верюжский]. Вологда, 1880. [8], 692, [2], III, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle