Еще о святой Мелании

(54.1) О дивной и святой Мелании и выше слегка касался я рассказом. Тем не менее и остальное сейчас вытку словом. Какие средства она расточила, горя Божественной ревностью, как огнем, – это рассказывать не мое дело, но живущих в Персии. Благодеяний ее не счел никто – ни Восток, ни Запад, ни Север, ни Юг. (54.2) Ибо тридцать семь лет живя на чужбине, из своих средств помогала церквям, и монастырям, и гостиницам, и темницам, при том поступали в ее распоряжение и средства ее родни и ее сына, и средства, доставляемые ее управляющими. Она настолько укрепилась в странничестве, что не владела ни пядью земли, не была увлекаема страстной привязанностью к сыну, ибо не отлучала ее от любве Христовой156 любовь к единородному сыну. (54.3) Но ее молитвами юноша преуспел в высшей степени и в нравах, и в учении, и вступил в славный брак, и был среди достойных людей. Было у него и двое детей. Спустя долгое время, услышав о положении племянницы, что она вышла замуж и намеревается отречься от мира, убоявшись, чтобы ее не развратили злым учением, или ересью, или худой жизнью, шестидесятилетняя старица села на корабль и, отплыв из Кесарии, через двадцать дней прибыла в Рим. (54.4) И там встретила она блаженнейшего мужа, достославного Апрониана, язычника, наставила в вере и сделала христианином, убедив его и жить в воздержании со своей женой, ее двоюродной сестрой по имени Авита. Укрепив свою племянницу Меланию* с ее мужем Пинианом, наставила в вере Алвину, свою невестку, жену своего сына. И убедив всех их расточить свое имущество, вывела из Рима и привела к благочестивой и спокойной жизненной гавани. (54.5) И так сражалась со всеми синклитиками и свободными, препятствующими ей в отречении от остального имущества. Она говорила им: «Дети, написано четыреста лет назад, что: последняя година есть157 . Что так охотно предаетесь житейской суете? Не застигли бы вас времена антихриста и не лишились бы вы вашего богатства и имений предков…» (54.6) И всех их освободив, привела к монашеской жизни. И Публикула, младшего сына, наставив в вере, увезла в Сицилию. И все у нее оставшееся распродав и взяв цену, пришла в Иерусалим. И раздав имущество в течение сорока дней, скончалась в благообразной старости и глубочайшем смирении, оставив и монастырь в Иерусалиме, и средства на его содержание.

(54.7) Когда же все они удалились из Рима, варварский ураган, издревле предсказанный в пророчествах, явился Риму, не оставив и медных статуй на площадях, но все разрушив, предал варварскому истреблению. Так был Рим, с любовью украшавшийся тысячу двести лет, разрушен. Тогда наставленные в вере и противившиеся наставлению прославили Бога, изменением дел удостоверившего неверных, ибо, тогда как все прочие были уведены в плен, спаслись только те дома, которые стали всесожжением Господу трудами Мелании.

(55.1)158Случилось нам вместе путешествовать из Элии в Египет* в сопровождении блаженной Сильвании, девственницы, сестры-жены Руфина, бывшего эпарха. Среди прочих был с нами и Иовин, в те времена диакон, ныне же епископ Аскалонской церкви, муж богобоязненный и ученый. Когда мы по сильнейшей жаре достигли Пелусии, Иовину удалось получить умывальник, чтобы тщательно умыть руки и ноги холоднейшей водой, и, умывшись, отдохнуть на матрасе, брошенном на землю. (55.2) Узнав, она, как мудрая мать родному сыну, видя его изнеженность, сказала: «Как ты смеешь в таком возрасте, когда еще кипит кровь, так ублажать плоть, не чувствуя происходящих от нее зол? Поверь мне, поверь, что мне уже шестьдесят лет от роду, и кроме кончиков пальцев, ни ноги моей не касалась вода, ни лица, ни членов, хотя и подвержена различным недугам, и принуждаема врачами, и не позволила отдать обычное плоти, не прилегла на ложе, ни на носилках нигде не путешествовала».

(55.3) Она, будучи весьма учена и возлюбив писания, ночи обратила в дни, прочтя все списания древних летописцев, <среди коих Оригена десять тысяч триста> «строк"*, Григория, и Стефана, и Пиерия, и Василия, и других некоторых достойнейших двадцать пять тысяч. Не просто и не как случится прочла, но потрудившись, каждую книгу прочтя семь или восемь раз. Почему и смогла, освободившись от лжеименного разума159, окрылиться благодатью писаний, благим упованием соделав себя духовной птицей, и отойти ко Христу.

* * *

158

Далее следует отдельная глава, не имеющая названия.

159

Ср. Ним 6:20.

Комментарии для сайта Cackle