О Павле простом94*

(22.1) Рассказывал и такое Кроний, и святой Иеракс95, и многие другие, о которых мне предстоит сказать, что Павел некий, сельский земледелец, чрезвычайно беззлобный и простой, сочетался с женой прекрасной наружности, но злонравной душою96, которая втайне согрешала долгое время. И войдя внезапно с поля, Павел нашел их за постыдным занятием, ибо провидение вело Павла к его пользе. И рассмеявшись, приветствует их и говорит: «Хорошо, хорошо. Воистину, мне нет дела. Клянусь Иисусом, я ее больше не приму. Ступай, возьми ее и детей ее. Я же иду, чтобы стать монахом».

(22.2) И никому ничего не сказав, проходит восемь дней пути и приходит к блаженному Антонию и стучит в дверь. И выйдя, тот спрашивает его: «Чего ты хочешь?» Говорит ему: «Хочу стать монахом». Отвечает Антоний и говорит ему: «Ты старик лет шестидесяти, здесь ты не можешь стать монахом. Но пойди лучше в селение и работай, и живи трудовой жизнью, благодаря Бога. Ибо ты не можешь вынести скорбей пустыни». Отвечает старец снова и говорит: «Чему меня научишь, то сделаю». (22.3) Говорит ему Антоний:  сказал тебе, что ты старик и не можешь. Ступай, если хочешь стать монахом, в киновию, где много братьев, которые могут понести твои немощи. А я живу здесь один, вкушая через пять дней, и то не досыта». Сими и подобными словами отгонял Павла. И поскольку тот не слушал, Антоний запер дверь и не выходил три дня даже по нужде. Тот же не ушел. (22.4) На четвертый день, поскольку нужда его заставила, отворив дверь, вышел и снова говорит ему: «Иди отсюда, старик. Что мне докучаешь? Не можешь ты здесь оставаться». Говорит ему Павел: «Невозможно мне где-либо скончаться, как только здесь». Тогда огляделся Антоний и видит, что из еды он ничего не имеет, ни хлеба, ни воды, и четвертый день пребывает постясь. «Как бы он не умер, – говорит, – и не запятнал мою душу» – впустил его. И такое принял на себя Антоний в те дни жительство, как никогда в молодости. (22.5) И наломав ветвей говорит ему: «Возьми, плети веревку, как и я». Плетет старец до девятого часа, с трудом сплетя пятнадцать оргий97. Посмотрев, Антоний остался недоволен и говорит ему: «Плохо сплел. Расплети и плети снова». Голодного его и в таком возрасте так подстрекал к возмущению, чтобы не вынес старец и убежал от Антония. Он же расплел и снова сплел те же ветви, хотя и с большим трудом, поскольку закрутились. И увидел Антоний, что он ни пороптал, ни помалодушествовал, ни раздражился, – и смягчился.

(22.6) И по захождении солнца говорит ему: «Хочешь, съедим кусок хлеба?» Говорит ему Павел: «Как ты хочешь, авва». И это снова склонило к нему Антония, что не бежит охотно при вести о еде, но ему предоставляет право выбора. Итак, накрыв стол, приносит хлебы. И положив хлебцев на шесть унций, Антоний себе размочил один, ибо были сухие, тому же – три. И воспевает Антоний псалом, который знал, и двенадцать раз его пропев, двенадцать раз помолился, чтобы испытать Павла. (22.7) Тот же снова охотно с ним молился. Ибо предпочитал лучше, как я думаю, пасти скорпионов, чем жить с прелюбодейной женой. После же двенадцати молитв сели есть поздним вечером. Антоний, съев один хлебец, к другому не притронулся. У старца же, медленнее евшего, был еще хлеб. Антоний подождал, пока он не кончил, и говорит ему: «Ешь, папаша, и другой хлебец». Отвечает ему Павел: «Если ты будешь есть, то и я. Если же ты не будешь, я не буду». Говорит ему Антоний: «Мне довольно. Ибо я монах».

(22.8) Отвечает ему Павел: «И мне довольно. Ибо и я хочу стать монахом». Снова подымается и творит двенадцать молитв и воспевает двенадцать псалмов. Садится немного вздремнуть и снова поднимается петь псалмы в полночь до утра. Когда увидел он, что старец охотно следует его образу жизни, говорит ему: «Если можешь так каждый день – оставайся со мной». Говорит ему Павел: «Если что-либо большее, не знаю. Если то, что я видел, то делаю легко». Говорит ему Антоний на следующий день: «Вот ты стал монахом».

Итак, удостоверился Антоний по окончании условленных месяцев, что тот совершенен душой, будучи чрезвычайно прост, и благодать ему содействует; и строит ему келью милях в трех или четырех, и говорит ему: «Вот ты стал монахом. Оставайся один, чтобы принять и искушения бесовские». Прожив один год, Павел удостоился благодати против бесов и болезней. В то время как-то чрезвычайно лютый приведен был к Антонию, имевший дух бесовского князя, который хулил и само небо. (22.10) Антоний, взглянув на него внимательно, говорит приведшим: «Это не мое дело. Против этого княжеского легиона я пока не удостоился благодати, но это дело Павла». И, пришед к Павлу, Антоний приводит их и говорит ему: «Авва Павле, изгони этого беса из человека, чтобы здоровым отошел он к себе». Отвечает ему Павел: «А ты что?» Говорит ему Антоний: «Мне некогда, у меня есть дело». И, оставив его, Антоний снова ушел в свою келью. (22.11) Итак, встав, старец, помолившись усердной молитвой, говорит бесноватому: «Сказал авва Антоний: Выйди из этого человека». Бес же с бранью закричал, говоря: «Не выйду, бесчестный старче». Тогда, взяв свою милоть, ударил его по спине, говоря: «Выйди, сказал авва Антоний». Снова бес еще сильнее бранит и его, и Антония. Наконец говорит ему: «Выходи, или пойду скажу Христу; клянусь Иисусом, если не выйдешь, сейчас же пойду скажу Христу, и задаст тебе». (22.12) Снова забранился бес, крича: «Не выйду». И, рассердившись на беса, Павел вышел из дома на самый полуденный зной. А жара в Египте сродни пещи вавилонской. И став на камне на горе, молится и говорит так: «Ты видишь, Иисусе Христе, распятый при Понтийстем Пилате, что не сойду с этого камня, не буду ни есть, ни пить, пока не умру, если не изгонишь духа из этого человека и не освободишь человека». (22.13) И прежде чем слова сошли с его уст, возопил бес, говоря: «О насилие, изгоняюсь! Простота Павла изгоняет меня, и куда я пойду?» И тотчас вышел дух и превратился в огромного змия в семьдесят локтей, ползущего в Красное море, дабы исполнилось сказанное: Явленную веру возвещает праведный98 . Таково чудо Павла, которого звала простым вся братия.

* * *

94

Пам. 7 (20) марта, 4 (17) октября.

95

Иеракс, прп. егип., †  после 408 г.; пам в сырную субботу, см. канон, песнь 4. В греч. Минеях пам. 8 мая.

96

τη γνώμη.

97

όργυιά – «оргия» – мера длины = 0,01 стадия = 1,85 м.

Комментарии для сайта Cackle