Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать
1. Некогда в киновии аввы Илита случилось с братом искушение. Будучи изгнан оттуда, он ушел в гору к авве Антонию. Когда брат пробыл у него несколько времени, Антоний послал его опять в киновию, из которой он вышел. – Но братия, увидев его, опять изгнали. – Брат, возвратившись к авве Антонию, говорит ему: не захотели принять меня, отче! – Тогда старец послал его с такими словами: корабль потерпел крушение на море, потерял груз свой, и сам с трудом спасся у берега. – Братия, услышав, что послал его авва Антоний, тотчас приняли его.
2. Один согрешивший брат выслан был пресвитером из церкви. – Авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник.
3. Авва Исаия сказал: если придет к тебе помысл – осудить ближнего в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе, – не надейся, что ты угодил Богу. Тогда не дерзнешь осуждать ближнего.
4. Еще сказал: в неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается спокойствие совести.
5. Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми его, и говорил: не пущу тебя войти. Авва умолял его, говоря: какая сему причина? – Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? – Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, – прости мне! – Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его.
6. Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него приношение. – Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его, и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. – Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: пресвитер твой грешник, – не позволяй ему более ходить к тебе. – Авва Марк сказал ему: сын мой! в Писании сказано: «не судите, да не судими будете» (Матф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его, – я и сам грешник, больше, нежели он. Сказав это, он сотворил молитву, изгнал из человека демона, и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к св. трапезе, я увидел – рассказывал сам старец, – Ангела, сходящего с неба, – он положил руку на главу пресвитера, – и сей сделался непорочным, стоя при святом приношении, как столб огненный. Когда же я удивлялся на это видение, – услышал глас, говорящий мне: что ты дивишься, человек, сему явлению? Если и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной одежде, но требует от них великолепия; тем более Божественная сила не дозволит служителям Святых Тайн предстоять гнусными пред небесною славою? – И блаженный Марк удостоился такого знамения за то, что не осудил пресвитера.
7. Некогда в Скиту брат пал на грех. – Братия собравшись послали за аввою Моисеем; но он не хотел идти. Тогда послал к нему пресвитер с такими словами: иди, тебя ожидает собрание. – Авва, встав, взял худую корзину, наполнил ее песком, и так пошел. – Братия, вышедши к нему навстречу, спрашивают его: что это значит, отец? – Старец отвечал им: это грехи мои сыплются позади меня, но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи. – Братия, услышав это, ничего не стали говорить брату, но простили его.
8. Авва Иосиф спросил авву Пимена: скажи, как мне сделаться монахом? – Старец отвечал: если хочешь покоя, и здесь и в будущем веке, то при всяком деле говори: кто я? И никого не осуждай.
9. Еще брат спросил его: если я увижу грехопадение брата моего, хорошо ли скрыть его? – Старец говорит ему: когда мы покроем согрешение брата своего, – и Бог покроет наши оскорбления; а когда мы обнаружим грех брата, – и Бог объявит наши грехи.
10. Некогда в киновии брат пал в грех. – В тех местах был отшельник, который долгое время никуда не выходил. – Авва киновии пошел к сему отшельнику и рассказал ему о падшем брате. – Изгоните его, сказал отшельник. – Брат, будучи изгнан из киновии, от сильной скорби заключился в пещеру, и плакал в ней. – Случилось там проходить братиям к авве Пимену, – они услышали его плачущего. Вошедши в пещеру, нашли его в великой скорби, и стали упрашивать, говоря: пойдем с нами к авве Пимену, – Он не хотел, и сказал: я здесь умру, ибо согрешил. – Братия, пришедши к авве Пимену, рассказали ему о брате. – Старец упрашивал их, и посылал к брату, говоря: скажите ему – авва Пимен зовет тебя. – они пошли и привели его. – Старец, видя брата сокрушенным, встал, облобызал его, обращался с ним ласково, и просил вкусить пищи. Между тем авва Пимен послал одного из братий сказать отшельнику: много лет слыша о тебе, я желал видеть тебя, но по лености нашей мы не виделись друг с другом. А теперь по воле Божией и по оказавшемуся случаю, потрудись прийти сюда, и повидаемся. – А отшельник никуда не выходил из кельи своей. Выслушав слова сии, он сказал: если бы не Бог внушил старцу, – он не послал бы за мною. И вставши, он пошел к нему. Облобызав друг друга с радостью, они сели. Авва Пимен сказал ему: в одном месте были два человека, и каждый имел у себя мертвеца. Один из них оставил своего мертвеца, и ушел плакать над мертвецом другого. – Отшельник, выслушав, пришел в сокрушение от сего слова, вспомнил, что сделал, и сказал: Пимен горе, на небе; а я – долу, на земле.
11. Брат спросил авву Пимена: что мне делать? – сидя в келье, я прихожу в уныние. – Старец говорит ему: никого не уничижай, не осуждай и не оговаривай, – и Бог дарует тебе спокойствие, и сидение твое будет невозмущенно.
12. Однажды было собрание в Скиту. Братия говорили о грехопадении брата. Но авва Пимен молчал. Потом, встав, он вышел, и взяв мешок, наполнил его песком, и нес за спиною. Насыпал также немного песку в корзину, – ее нес пред собою. Отцы спрашивали его: что бы это значило? – Он отвечал: этот мешок, в котором много песку, означает мои грехи: их много, но я оставил их позади себя, потому что я не раскаиваюсь в них; а вот это – немногие грехи брата моего, – они пред глазами моими, и я смущаюсь ими, осуждая брата. Но не следовало бы так делать! А лучше бы мне свои грехи носить пред собою, скорбеть о них, и умолять Бога о помиловании себя! – Отцы, выслушав сие, сказали: поистине это есть путь спасения!
13. Авва Пафнутий сказывал: однажды путешествуя, я по причине тумана сбился с дороги, и очутился близ одного селения. Там встретил я некоторых срамно говоривших. Устранившись, я пал пред лицем Бога, осуждая себя самого. И вот Ангел идет ко мне с мечем и говорит: Пафнутий! Все осуждающие братий своих погибнут от меча сего. Но ты хорошо сделал, что не осудил их. Посему имя твое вписано в книгу жизни.
14. Сказал старец: не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, так же как и он, преступаешь закон. Ибо Сказавший – «не прелюбы сотвори» (Мф. 5, 27), сказал также: «не суди» (Мф. 7, 1).
15. К некоему отшельнику ходил один пресвитер, совершая для него приношение Св. Тайн. – Пришедши некто к сему отшельнику, наговорил на пресвитера, что он грешник. – Когда пресвитер пришел по обычаю совершать приношение, отшельник, соблазнившись, не отворил ему двери. Пресвитер ушел. – И вот был глас от Бога, говорящий отшельнику: люди взяли суд Мой! Отшельник пришел как бы в исступление, – и видит кладезь золотой, и бадью золотую, и веревку золотую, и воду весьма хорошую; видит и некоторого прокаженного, черпающего и наливающего в сосуд. Он, томясь жаждою, не хотел пить, – потому что черпал прокаженный. И вот опять был глас к нему: почему ты не пьешь от воды сей? Какую вину имеет черпающий? – он черпает и только наливает. – Когда пришел в себя отшельник, и размыслил о смысле видения, – призвал пресвитера, и просил его по прежнему совершать для него приношение Св. Тайн.
16. Были два брата в киновии, – и каждый из них удостоился видеть благодать Божию на брате своем. Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из киновии, и увидел кого-то, едящего утром. Он сказал ему: в пяток ты ешь в такой час? – В следующий день было собрание, и по обычаю брат, взглянув на него, увидел, что благодать отступила от него, – и опечалился. Когда пришел в келью, говорит ему: что ты сделал, брат? ибо я не вижу на тебе, как видел прежде, благодати Божией. – Я, отвечал он, ни на деле, ни в помышлении не сознаю в себе ничего худого. – Не говорил ли ты какого слова? – сказал ему брат. – Тот вспомнив, отвечал: да! вчера увидал я одного едящего утром, и говорил ему: ты в пяток ешь в такой час? Вот мой грех! Но потрудись со мною две недели, и помоли Бога, чтобы Он простил мне. – Они так и поступили. – По прошествии двух недель, брат увидел благодать Божию, опять сошедшую на брата своего. Они утешились и благодарили Бога.
17. Один из отцев, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне пал, а я – завтра.
18. Старец сказал: если кто согрешит когда пред тобою, – не осуждай его, но считай себя грешником более его.
19. Авва Пимен, когда пришел на жительство в страны Египта, то довелось ему жить подле брата, имеющего жену. Старец знал это, но никогда не обличал его. – Случилось жене родить ночью, – и старец, узнав об этом, призвал к себе меньшего брата, и сказал: возьми с собою один сосуд вина, и отдай соседу, ибо он теперь нуждается в этом. – А братия не разумели его поступка. – Посланный сделал так, как повелел ему старец. – Брат, приняв это на пользу, и покаявшись, чрез несколько дней отпустил жену, наградив ее на случай нужды, и сказал старцу: отныне я каюсь! И ушедши от него, выстроил себе по близости келью, и из нее входил к старцу. – Старец наставлял его на путь Божий, и "приобрел его» (Матф. 18, 15).
20. Некоторые из отцев спрашивали авву Пимена: если мы увидим согрешающего брата, – позволишь ли обличить его? – Старец отвечал им: а когда мне нужно бывает проходить по тому месту, где могу я видеть его в грехе, – прохожу мимо и не обличаю его.
21. Еще сказал старец: в Писании сказано: «яже видеста очи твои, глаголи» (Притч. 25, 8); а я советую вам – не говорить даже и о том, что осязали вы своими руками. Один брат обманулся таким образом: представилось ему, будто брат его грешит с женщиною; долго боролся он сам с собою, – потом подошел с тою мыслью, какую имел, и толкнул их ногою, говоря: перестаньте наконец! – Но оказалось, что то были пшеничные классы. Потому-то я и сказал вам: не обличайте, если даже и будете осязать руками своими.